«Цветная металлургия « Конспект урока географии в 9 классе.
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Вишневская Елена Николаевна

Цели:

Образовательные:

·         Изучить структуру и значение металлургии.

·         Познакомиться с особенностями цветной металлургии.

·         Дать определения понятиям “комбинат”, “металлургическая база”.

·         Дать характеристику металлургических баз

·         Рассмотреть проблемы отрасли.

Развивающие:

·         Анализировать информацию карт.

·         Выявлять причинно-следственные связи в системе типа “ тип предприятия- фактор размещения- крупные центры”

Воспитательные:

·         Развивать познавательный интерес к предмету.

·         Совершенствовать коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_9klass.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Цветная металлургия «  Конспект урока географии в 9 классе.

Автор: Вишневская  Е. Н., учитель географии ГБОУ СОШ с.Новодевичье Шигонского района Самарской области

Цели:

Образовательные:

  • Изучить структуру и значение металлургии.
  • Познакомиться с особенностями цветной металлургии.
  • Дать определения понятиям “комбинат”, “металлургическая база”.
  • Дать характеристику металлургических баз
  • Рассмотреть проблемы отрасли.

Развивающие:

  • Анализировать информацию карт.
  • Выявлять причинно-следственные связи в системе типа “ тип предприятия- фактор размещения- крупные центры”

Воспитательные:

  • Развивать познавательный интерес к предмету.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки.

Форма проведения урока: изучение нового, с постановкой проблемного вопроса.

Оборудование: компьютер, проектор, карты атласа, презентация по теме.

Ход урока:

1. Организационный  момент:

Приветствие  учащихся и мотивация на изучение новой темы.

Мотивация:

- Электроснабжение без перебоев и поломок в современном мире становится все важнее, а залог его – контроль состояния оборудования и поддержание его в пределах нормы. Везде, где есть электрическое оборудование и установки, рано или поздно понадобятся электрические измерения и их испытания. Ведь даже небольшой пробой изоляции кабеля «на самом неудачном месте» или скачок напряжения, с которым оборудование не справилось, может вызывать многомиллионные потери предприятия. Представляете, а в жилом  микрорайоне  срезали провода! Это очень опасно, тогда почему провода воруют рискуя жизнью?

(Провода состоят из цветного металла:  меди  или алюминия. Цветной металл принимают в пунктах  приёма  металлолома.)

- Что можно сделать , чтобы остановить  хищение проводов?

(Контроль за пунктами приёмки металлов)

- Определите тему урока…..?

(Цветная металлургия)

- Сформулируйте для себя цель урока

(Выделяют для себя цель урока.  Например, рассмотреть особенности развития и размещения производства цветной металлургии в России)

2. Особенности размещения предприятий цветной металлургии:

Демонстрирует горную породу: медный колчедан, боксит. Затем демонстрирует медную и алюминиевую проволоки.

- В чём существенное отличие между образцами?

(Горные породы это сырьё,  из которых извлекается содержание металлов.  Проволока же 100% сырьё.)

- Какое производство обходится дешевле?

(Вторичное из металлолома )

- Верно, в  рудах цветных металлов низкое содержание  металла.

- Откройте на стр.136  табл.31 «Расход сырья, топлива и электроэнергии на производство 1т. Чёрных и цветных металлов». В парах проанализируйте содержание таблицы. Сделайте как можно больше выводов, приведите  аргументы.

-Цветные металлы  делятся на лёгкие и тяжёлые. К тяжёлым относятся: олово, медь, цинк, свинец.  В породе таких руд содержится большое число сопутствующих веществ и перевозить их на большое расстояние дорого и не эффективно.

Государственным балансом РФ учтено 99 месторождений, содержащих

запасы свинца. В целом, наибольшее количество запасов свинца РФ сосредоточено в Красноярском крае и Республике Бурятия, на их суммарную долю приходится около 20%. Кроме того, значительным объемом запасов

характеризуются Алтайский край, Забайкальский край и Приморский край. Характерной особенностью минерально-сырьевой базы свинца России

является то, что основные запасы сосредоточены в 3-х месторождениях –

Горевском (Красноярский край), Озерном и Холоднинском (Республика

Бурятия). На долю этих месторождений приходится около 70% российских

запасов.

Михеевское месторождение медно-порфировых руд в Челябинской области — одно из самых больших в России, оно включено в 50 крупнейших медных месторождений мира. Его особенность  — значительные запасы меди наряду с низким содержанием металла в рудеОжидаемая производительность – 18 млн. тонн медной руды в год 

- Для производства лёгких металлов требуется много электроэнергии. Поэтому  производство лёгких цветных металлов  следует строить у источников дешёвой электроэнергии.

- Проверим наши выводы с помощью карты «Цветная металлургия» в атласе. Работу продолжаем в парах. Выделите центры производства алюминия, отметьте их на контурной карте и укажите источник используемой энергии.

(отмечают центры выплавки алюминия и ГЭС)

- Какой вид энергии наиболее дешёвый?

(ГЭС)

- Отметьте на карте центры производства меди (Гай), никеля (Мончегорск,Орск), свинца, цинка.   Сопоставьте места добычи и производства.

3. Технологический процесс:

-По стадиям технологического процесса цветная металлургия делится на добычу и обогащение исходного сырья, металлургический передел и обработку цветных металлов.

(демонстрирует горные  породы: медный колчедан; боксит, халькопирит.)

- Руды цветных металлов отличаются крайне низким содержанием полезных компонентов. Поэтому важно комплексное их использование.

  Производственное  комбинирование  дает возможность кроме цветных металлов получать дополнительную продукцию – серную кислоту, минеральные удобрения, цемент и др.

4. Домашнее задание:

-Приготовить сообщение по темам:

 -возможности комплексного  использования руд цветных металлов;

- рынок вторичного сырья;

- самые загрязнённые города России;

- благородные  металлы: золото, серебро и платина с платиноидами.

5. Рефлексия:

- На полученных листочках напишите:

1. Что меня заинтересовало в развитии отрасли цветной металлургии;

2. Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 6 класс для изучения темы "Горные породы"

Урок позволяет изучить тему "Горные породы" в курсе географии 6 класса. Необычность этой разработки состоит в том, что в ней на протяжении почти всех этапов звучит имя великого дея...

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...