Программа курса по географии "Занимательная география" 6 класс.
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Петрова Мария Викторовна

Программа курса по географии " Занимательная география" 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_geografiya_6_klass.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                «Согласовано»                                  «Утверждаю»

Председатель МО                          Зам. директора по УВР                    Директор школы

_________________                       ___________________                     ________________

                                                         / С. И. Лихачева/                                /                         /

«___»_августа_2014                       «___»_августа_2014                      «___»_августа_2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курс   «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ  ГЕОГРАФИЯ»

Учитель Петрова М.В.

Предмет география

Класс  6 класс

Количество часов в неделю -1

Общее количество часов -35

2014-2015 учебный год

«Занимательная география»

Программа для учащихся 6-го класса.

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: Петрова  Мария Викторовна

Срок реализации программы – 1 год

Москва

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

       Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

Хорошо организованные и интересно проведённые занятия курса «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие школьников в занятиях  открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации.

Важным моментом этой деятельности является формирование настоящего коллектива единомышленников.

Занятия кружка можно проводить в разнообразных формах, это может быть игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых занимательных знаний и т. д.

Программа предназначена  для детей 6 класса у которых уже имеются определенные познания в области географии и навыки работы с картой. Объём программы составляет 35часов, 1 час в неделю и рассчитан на 1 год.

Создание программы  «Занимательная география», позволяющей учесть индивидуальные запросы его участников.

    Задачи: 1. подобрать разнообразную теоретическую информацию, доступную учащимся разного возраста;

                  2. подобрать и разработать интеллектуальные игры, позволяющие организовать учебное сотрудничество в разновозрастных группах.

    Занятия состоят из двух частей: теоретической (изучение новой занимательной географической информации)  и практической ( закрепление и применение знаний).

   

. Программа рассчитана на год занятий.

           Результатами  реализации  разработанной программы являются следующие:

  • наличие устойчивого познавательного интереса учащихся к занятиям кружка;
  • повышение познавательного интереса к изучению географии на уроке;
  • сформированность ученического коллектива повышение качества знаний по предмету у участников кружка;

Основные дидактические цели курса:

- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;

- развитие интереса к изучению географии;

- расширение  кругозора учащихся в области географии;

- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнователь-   ность;

- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.

Задачи и основные идеи курса:

- формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;

- развивать умение работать с различными источниками информации;

- развивать умение работать в группе;

- совершенствовать ораторское мастерство.

Прогнозируемый результат обучения:

в результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России, своей Родины

- истории их возникновения,

- их архитектуре,

- их географии;

приобретут практические навыки  и умения:

- работы с картой,

- работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,

- навыки организации работы в группе.

Содержание  занятий.  Чудеса природы

    Каменная летопись планеты

Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах.

   В мире песка и камня

Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.

   Каньоны мира

Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.

   В мире падающей воды

Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.

   Эти удивительные озёра

Самые большие озёра мира: Байкал, Танганьика, Каспийское море, Ладожское Озеро, Подземное озеро на севере Намибии, Озеро в озере – Маниту. Озёра с уникальной солёностью: Байкал, Онежское, Ладожское, Верхнее, Венерн, Туз, Мёртвое море, Балхаш, Чад, Могильное. Самые диковинные озёра: Титикака, озеро на Синайском полуострове, Лох – Нес, озёра на острове Флорес, озёра с минеральной водой, озёра – пропасть, озёро смерти, озеро – убийца, озеро, где живут акулы, содовые озёра, сульфатные озёра.

 

  В мире мрака и безмолвия

 Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.

 Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.

   Грозное дыхание Земли

Вулканы. Откуда произошло название «Вулкан» и другие имена. Вулкан Везувий. Как образовались и действуют вулканы. Продукты извержения вулканов: магма, лава, вулканические бомбы и глыбы, вулканический пепел, вулканические газы. Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм на Гавайском архипелаге, на острове Лансороте, в Японии. Вулканические горные породы и их применение.

   Тепло поземных вод и природных фонтанов

Горячие источники Памуккале в Турции. Самый знаменитый гейзер Исландии – Большой гейзер. Гейзеры Йелоустонского парка самые грандиозные в мире. Новозеландское чудо – Страна чудес. Долина гейзеров на Камчатке.

   Этот удивительный ледяной мир

Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.

     В глубинах неизведанного

Звенящие и поющие камни в американском штате Пенсильвания. Необычный Вашкский камень в республике Коми. Мумиё – каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. Полярные сияния. Гало и другие видения. Могут ли камни кататься сами собой? Багровый туман - странное явление малонаселённых северных районов. Озеро Монуи – смертоносное озеро Сахеля.

   Гиблые места

Геопатогенные зоны – энергосиловой каркас Земли: глобальные прямоугольная и диагональная решетчатая сеть. Гиблые места. Здоровье и геопатогенные зоны. Поляна смерти, или тайна Чертова кладбища села Рожково. Корабли – призраки. Бермудский треугольник – треугольник смерти.

                                                         Планирование занятий

Чудеса природы

Раздел,  тема

Час

Вид урока

Дата

Каменная  летопись планеты

2

1

Каменная летопись планеты.

Башня Дьявола.

Каменные горбы Катажута.

1

2

Конусы Каппадокии.

Долина приведений горы Демерджи.

1

В мире песка и камня

5

 3

Что такое пустыня?

Как образовались пустыни?

Какие бывают пустыни?

1

 4

Где расположены самые известные пустыни мира?

Свирепые ветры пустынь.

Вода и жизнь в пустыне.

1

 5

 5

Сахара крупнейшая пустыня мира.

Берег скелетов в пустыне Намиб.

1

 6

Пустыня Кающихся Грешников.

Каменная симфония пустыни Гоби.

1

 7

Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.

1

Каньоны мира

2

8

Почему и где образуются каньоны?

Самый величественный каньон мира.

1

9

Жизнь в Большом каньоне.

Как открыли большой каньон.

1

В мире падающей

 воды

4

10

Водопад Анхель.

Водопад Йосемитский.

1

11

Самые широкие водопады мира.

Ниагарский водопад.

Как и когда возник Ниагарский водопад.

1

12

Водопады Игуасу и Гуагира.

Водопад Виктория.

другие водопады мира.

1

13

Карельский водопад Кивач.

Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока.

Культ праздников водопадов.

1

Эти удивительные

озёра

2

14

Самые большие озёра мира.

1

15

Озёра с уникальной солёностью.

Самые диковинные озёра.

1

В мире мрака и

 безмолвия

6

16

Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер.

Пещерные города.

1

17

Сказочный мир подземных дворцов.

1

18

Пещерная система Флинт-Мамонтова.

Пещера Оптимистическая.

1

19

Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России.

1

20

Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.

1

Грозное дыхание

 Земли

3

21

Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена.

1

22

Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы.

1

23

Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты.

Вулканический туризм.

1

Тепло подземных вод и природных фонтанов

2

24

Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии.

1

25

Гейзеры Северной Америки.

Новозеландское чудо.

Долина гейзеров на Камчатке.

1

 

Этот удивительный ледяной мир

3

26

Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько льда на Земле?

1

27

Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги.

1

28

Великие оледенения прошлого.

1

В глубинах неизведанного

4

29

Звенящие и поющие камни. Вашкский камень

1

30

Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы.

1

31

Полярные сияния. Гало и другие видения.

1

32

Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман багровым? Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера?

1

Гиблые места

2

33

Геопатогенные зоны. Кому- то плохо, а кому- то и комфортно. Здоровье и геопатогенные зоны.

1

34

Поляна смерти, или тайна Чёртова кладбища. Безмолвные призраки морей.

1

Итого:

35


                            Список литературы.

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б.  С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4.  Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География»  - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.»  - М: ООО «Издательство АСТ»2002

Для учителя:

1. Н. М. Клюшникова  «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

3. Предметная неделя географии в школе  Серия: Библиотека учителя   Автор: Андреева В.Н.

4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru

5.   География:Все для учителя географии
Сайт:http://geo.1september.ru

6.  География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса литературы в 5 классе

Рабочая программа курса литературы в 5 классе по учебнику Г.С.Меркина...

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс

Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА технологии В 6 КЛАССЕ (коррекционный класс VIII вида) (8 часов в неделю)

Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой 2010 года по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М...

Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)

Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...