Школьный практикум
опыты и эксперименты по географии (6 класс) на тему

Чабан (Осадчук) Людмила Алексеевна

 Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и др. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование практических навыков (чтение, анализ, синтез и сравнение статистических и графических материалов), которые ученик может использовать не только на географии, а применять их и на других предметах. Умение переносить теоретические знания на практику, одна из задач поставленная перед школой и учителем модернизацией казахстанского  образования. Программные практические работы ориентированы на формирование данной компетенции.
В содержании школьного курса географии практические работы должны представлять собой единую продуманную систему, где практикум тесно связан с теорией по содержанию и усложняется по мере развития той или иной группы знаний и умений.

Практические работы курса географии в 6  классе имеют большое теоретическое и прикладное значение.

Во-первых, они дают возможность закрепить важ­нейшие теоретические положения, выдвигаемые в учеб­нике и программе курса.

Во-вторых, они позволяют учащимся отработать на­выки описания, объяснения и прогнозирования тех или иных явлений.

В-третьих, учащиеся получают возможность отрабо­тать навыки использования первичных источников ин­формации.

В-четвертых, выполнение практических работ на­учит составлять различные графики, диаграммы, карто­схемы, а также проводить соответствующие расчеты.

Практикум предполагает проведение 6 работ. Тематика практических работ охватывает основные раз­делы курса и направлена в первую очередь на закрепле­ние и проверку полученных учащимися знаний.

Дли выполнения практических работ, помимо на­званного учебника, потребуются географический атлас и контурные карты по географии для 6  класса.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..  1

Практическая  работа №1. План и карта…………………………………… 2

Практическая  работа № 2. Оболочки земли………………………………  4                                                                                                                                                                          

Практическая  работа № 3. Атмосфера…………………………………….  5

Практическая  работа № 4. Гидросфера……………………………………  7  

Практическая  работа № 5. Человечество на земле……………………….  9

Практическая  работа № 6.  Природа и население вашей местности……. 11

Литература  …………………………………………………………………   12

                                                       

Введение.

 Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и др. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование практических навыков (чтение, анализ, синтез и сравнение статистических и графических материалов), которые ученик может использовать не только на географии, а применять их и на других предметах. Умение переносить теоретические знания на практику, одна из задач поставленная перед школой и учителем модернизацией казахстанского  образования. Программные практические работы ориентированы на формирование данной компетенции.
В содержании школьного курса географии практические работы должны представлять собой единую продуманную систему, где практикум тесно связан с теорией по содержанию и усложняется по мере развития той или иной группы знаний и умений.

Практические работы курса географии в 6  классе имеют большое теоретическое и прикладное значение.

Во-первых, они дают возможность закрепить важнейшие теоретические положения, выдвигаемые в учебнике и программе курса.

Во-вторых, они позволяют учащимся отработать навыки описания, объяснения и прогнозирования тех или иных явлений.

В-третьих, учащиеся получают возможность отработать навыки использования первичных источников информации.

В-четвертых, выполнение практических работ научит составлять различные графики, диаграммы, картосхемы, а также проводить соответствующие расчеты.

Практикум предполагает проведение 6 работ. Тематика практических работ охватывает основные разделы курса и направлена в первую очередь на закрепление и проверку полученных учащимися знаний.

Дли выполнения практических работ, помимо названного учебника, потребуются географический атлас и контурные карты по географии для 6  класса.

                         

             Практическая  работа № 1

                               

                    План и карта.

Цель работы

Формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса, плана,    местных   признаков.

Обучение учащихся умению составлять простейший план местности.

Порядок выполнения работы.

Задание1

Ориентирование на местности по сторонам горизонта.

Класс делится на группы по 5-6 человек. Каждая    группа ориентируется (определяет  свое место нахождение по отношению к основным сторонам горизонта и окружающим объектам) из одного места – места наблюдения.

Учащиеся с помощью компаса определяют основные стороны горизонта и  направления на окружающие   объекты (овраг, площадка спортивная, здание школы), а так же расстояние (в парах шагов) до этих объектов. Полученные  результаты каждая группа обобщает и заносит в таблицу, и с помощью условных знаков объекты обозначают  на   плане.

                                                                                                                     

Таблица 1.

Наблюдаемый объект

Расположение объекта по отношению к месту наблюдения

Азимут движения к объекту

Расстояние до объекта

Овраг

Юго-запад

360

Спортплощадка

Северо-восток

  220

Здание школы

Юг

90

  Задание№2

 

Построение простейших планов небольших участков местности.

        Нанести на планшет  все имеющиеся на исследуемом, в   первом задании, участке географические объекты. Для нанесения на план географических объектов учащиеся  используют знания топографических знаков. Выбирают самостоятельно масштаб.

Задание3

Определение по картам географических координат.

1 г. Астаны                                          3.Нью-Йорка

2 г.  Алматы.                                           4.Москы.

Вывод по проделанной практической работе.

   *Дополнительное задание повышенной сложности.

Выберите характеристики, соответствующие особенностям меридианов:

- линии равны между собой в градусах и километрах,

- линии равны между собой только в градусах, но у всех различные длины в километрах,

- величина дуги 180

- линии представляют окружности в 360

- величина дуги 1=111км.

- длина линии  20004,3км.

                                 

                 

                 Практическая   работа №2

                         Оболочки  Земли.

Цель работы:

Формирование  умений комплексного использования физической и контурной карт.

Формирование умений определять географическое положение объектов и определять их высоту.

Порядок выполнения работы

Задание 1

Описание по физической карте географического положения, протяженности средних и максимальных высот одной  из равнин и гор земного шара.

        1.  Определить географическое положение Туранской равнины на территории Республики Казахстан относительно нулевого меридиана и экватора, на каком материке расположена равнина, расположение относительно океанов. Записи сделать в рабочую тетрадь. На контурной  карте нанести границы Туранской равнины и подписать.

        2. Заполнить таблицу

                                                                                                                  Таблица 2.

Название равнины (По выбору ученика)

Положение равнины на материке

Протяженность равнины

Максимальная высота(м)

Задание2

Обозначение на контурной карте гор, равнин, вулканов и сейсмических зон.

На контурную карту нанести:

1 горы Тянь-Шань                    3 равнину Восточно-Европейскую

2 горы Анды                              4 вулкан Везувий.

5Сейсмическую зону материка  Евразия.

Вывод по проделанной работе.

  * Дополнительное задание  .

Назовите  самое высокое и самое низкое место  Казахстана. Какая разница в их высотах?

                         

                  Практическая   работа №3    

                 

                              Атмосфера

Цель работы:

Формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды. Давать описание погоды.

Порядок выполнения работы

Задание 1 

Наблюдение за погодой на местности.

В отдельной тонкой тетради в клетку начертите календарь погоды на текущий месяц и ежесуточно отмечайте в нём:

  1. температуру воздуха;
  2. облачность;
  3. осадки;
  4. направление ветра.

В конце месяца начертите график изменения температуры воздуха и подсчитайте среднюю температуру воздуха за этот месяц.

Продолжите ведение календаря погоды в октябре, ноябре, декабре, январе, феврале и в марте.

Условные знаки:

Облачность:

Осадки:

- ясно;

- дождь;

- переменная облачность;

- туман;

- пасмурно.

- снег.

 

 

 

 

Направление ветра:

- северный;

- северо-западный;

- южный;

- северо-восточный;

- западный;

- юго-западный;

- восточный

- юго-восточный.

 

 

Задание2

Построение «розы ветров» .  

Используя  текст учебника  (стр. 79-82)  и  календарь  погоды,  который  вы  вели,  постройте  ”розу  ветров”  за  октябрь  (ноябрь,  декабрь  и  т.д.  в  зависимости  от  варианта):

1)  Начертите  8  направлений  (румбов),  соответствующих  основным  сторонам  горизонта  (С;  Ю;  З;  В;  С-З;  С-В;  Ю-З;  Ю-В );

2)  По  каждому  направлению  (румбу)  отметьте  направление  ветра  за  каждый  день  месяца  (1  день = 5  мм);

3)  Соедините  концы  векторов  красной  линией.

4)  Сделайте  вывод  о  преобладающих  ветрах  за  данный  месяц.

 

Примечание:  количество  дней  со  штилем  указать  под  розой  ветров.

 

Вариант  1.  Октябрь.

 

Вариант  2.  Ноябрь.

 

Вариант  3.  Декабрь.

 

Вариант  4.  Январь.

 

Вариант  5.  Февраль.

 

Вариант  6.  Март  (или  сентябрь).

                                 

                       Практическая   работа № 4.

                     

                                    Гидросфера.

Цель работы:

Формирование  умений определять географическое положение  изучаемых объектов.

 

Порядок выполнения работы

Задание 1

Описание океана или моря с помощью карт по плану.

Используя  карты  атласа  и  предложенные  типовые  планы  описания  океана  и  моря,  дайте  комплексную  характеристику  одного  из  океанов  или  морей.

План описания океана:

  1. Название океана;
  2. Географическое положение: положение относительно экватора и начального меридиана, какие материки и где омывает, с какими океанами и где связан;
  3. Размеры океана;
  4. Средняя и максимальная глубина океана, название океанической впадины;
  5. Свойства воды: распределение температуры и солёности воды в океане;
  6. Важнейшие тёплые и холодные течения и их виды по происхождению;
  7. Использование океана человеком.

План описания моря:

  1. Название моря;
  2. К какому океану относится;
  3. Географическое положение моря: положение моря относительно океана, какие берега каких материков омывает;
  4. Вид моря;
  5. Размеры моря;
  6. Средняя и наибольшая глубина;
  7. Свойства воды: температура и солёность;
  8. Особенности движения воды: волны, приливы, течения;
  9. Использование человеком, крупнейшие морские порты и курорты на берегу моря.

Вариант 1. Тихий океан.

Вариант 2. Филиппинское море  ( или по выбору учащегося ).

Вариант 3. Атлантический океан.

Вариант 4. Средиземное море  ( или по выбору учащегося ).

Вариант 5. Северный Ледовитый океан.

Вариант 6. Баренцево море  ( или по выбору учащегося ).

Вариант 7. Индийский океан.

Вариант 8. Красное море  ( или по выбору учащегося ).

Задание2

Географический диктант. 

Наш теплоход снялся якоря у крайней западной  точки  материка  Евразии, мыса Рока и отправился в путешествие по водам ….. океана. Взяв курс на юг обогнув материк…..

Вышел на просторы … океана мимо восточных берегов…..Через некоторое время  мы увидели большой остров….Далее теплоход взял  курс на северо-запад и попал в…море, через…канал теплоход попал в….море, обогнув северные берега материка…через ….пролив…мы вновь причалили к мысу…..

                         Практическая   работа № 5.

                     

                              Человечество на Земле.          

Цель работы:

Определять положение  географического положения государств.

Формирование умений комплексного использования политической  и контурной карт.

 

 Порядок выполнения работы

Задание 1

Работа по контурной карте.

  1. Используя  политическую  карту  атласа  и  диаграммы 1 и 2,  в  контурных  картах  на политической  карте  полушарий  красным  цветом  обозначьте  границы,  чёрным  цветом  подпишите  названия  крупнейших  стран  мира  по  площади  территории  и  численности  населения  и  подпишите  их  столицы.

 

Диаграмма  1.  Крупнейшие  страны  мира  по  площади  территории.

(млн. км2).

Диаграмма  2.  Крупнейшие  страны  мира  по  численности  населения.

(млн. человек).

  1. Красным  цветом  подчеркните  названия  стран - лидеров  по  площади  территории,  а  синим - по  численности населения.

      3. Обозначьте на  контурной карте страны «большой семерки» ( смотри    стр178        учебника), и  их столицы.

Задание2

Работа по контурной карте. Определение границ  Казахстана.

 

Определите по карте географическое положение  и границы Казахстана и нанесите на контурную карту. С какими государствами граничит Казахстан? Выпишите название государств в тетрадь.

   *Дополнительное задание

На каких материках больше всего государств. А на каких их меньше всего? На как каком материке располагается  только одно государство?

                     

                       

              Практическая   работа № 6.

         

               Природа и население вашей местности

                     

Цель работы: 

Формирование  умений  показывать  взаимосвязь между природными компонентами  конкретного природного комплекса, влияние рельефа  на компоненты ; составлять описание изучаемого природного комплекса.

Порядок выполнения работы

Задание 1

Практическая работа проводится на местности.

Класс разбивается на 2 группы. Каждая группа выполняет задание по  изучению  и описанию  одного природного комплекса. После окончания изучения учитель организует беседу  по обсуждению следующих вопросов:

1. Какие из компонентов природных комплексов наиболее сильно отличаются друг от друга и почему?

2. Какое влияние на качественное состояние комплекса оказывает рельеф?

3. В каком отношении находятся такие компоненты комплекса, как:

а) почва и растительность;

б) растительность и животный мир?

4. Как изменяются компоненты комплексов под воздействием человека?

5. Какие меры по охране природных комплексов вы можете предложить?

                                                                                               

                                 

Литература:

  1. Бирмагамбетов А.Б.,   Карбаева Ш.Б.   Программа «География» для 6-7 классов общеобразовательной  школы. Алматы 2003г
  2. Бирмагамбетов А.Б., Мамырова К. Физическая география: учебник для 6 класса. Атамура 2006г.
  3. Сироткин  В И. Самрстоятельные и практические работы по географии.М; Просвещение, 1991г.
  4. Добржицкий Б.С., Кондратьев Б А. Практические работы по физической географии  в средней школе - М,;Прсвещение,1980.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ "Пути совершенствования школьного иноязычного образования на начальной ступени обучения

Содержание семинара-практикума по иностранному языку "Пути совершенствования школьного иноязычного образования на начальной ступени обучения...

"Семья на пороге школьной жизни" практикум для родителей подготовительной группы

Обсуждение точек зрения родителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка....

Мастерская – практикум «Школьный компьютер + здоровье = ?»

Мастерская – практикум«Школьный компьютер + здоровье = ?»...

Семинар -практикум по баскетболу "Особенности работы с детьми младшего школьного возраста"

Семинар -практикум по баскетболу "Особенности работы с детьми младшего школьного возраста"Семинар проведенной для педагогов дополнительного образования с целью изучения тренировочного занятия по баске...

Программа «Обучающий семинар-практикум для педагогов по конструктивному разрешению конфликтов в рамках поддержки школьной службы примирения»

Цель данного семинара – в активном режиме познакомить педагогов с восстановительным подходом через ролевое проигрывание восстановительных программ (медиация, Круги сообществ) для создания и дальнейшей...

Практикум для младшего школьного возраста "День рождения-светлый праздник"

Данный практический материал послужит для детей младшего школьного возраста хорошей памяткой как и кому нужно дарить подарки, а тест поможет сформировать представления об этикете, игра - инсценировка ...

Школьный семинар-практикум "Проектная деятельность в учебном процессе"

Школьный семинар-практикум "Проектная деятельность в учебном процессе"...