урок географии по подготовке к гиа в 9 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс) на тему
Аннотация к уроку географии в 9 А классе по теме «Хозяйство России».
Цель урока: обобщить и закрепить полученные знания по разделу «Хозяйство России». Применить полученные знания для подготовки к ГИА.
Данный урок имеет несколько этапов, которые активизируют учащихся к мыслительной и поисковой деятельности .
На уроке предложены задания. которые объединяются по темам из раздела «Хозяйство России».
Задания разноуровневого характера, которые формируют познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные УУД учащихся.
Виды деятельности: работа с картографической информацией, интерактивной доской. Задания из сборника ГИА, решение онлайн тестов через выход в Internet.
Используемые сайты:
*http://www.uchportal.ru/load/232 учительский портал (уроки, презентации)
*http://www.proshkolu.ru про школу
*http://www.it-n.ru/materials.aspx?cat_no=233 сеть творческих учителей
*http://pedsovet.su педсовет (уроки, презентации, факультативы, кружки )
*http://www.uroki.net/send.htm материалы к урокам
*http://www.uroki.net/docgeo.htm к уроку географии
*http://www.resolventa.ru/demo/demo.htm подготовка к ГИА и ЕГЭ по материалам сайта статград
*http://www.rgo.ru/rgo/ РГО официальный сайт
*http://www.edu.ru/maps/cmn/tematic_maps.shtml?#2 Интерактивные карты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshchayushchego_povtoreniya_po_geografii_v_9.doc | 63.5 КБ |
obuchayushchie_zadachi_po_geografii_rossii.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
Урок обобщающего повторения и подготовки к сдаче ГИА по географии
по теме:
Подготовила:
учитель географии
высшей категории
МАОУ «Гимназия №1»
Вильгельм Лариса Геннадьевна.
Бугуруслан
2014
Урок обобщающего повторения по географии в 9-м классе - Хозяйство России
Учитель: Вильгельм Л. Г.
Задачи урока:
повторить, закрепить, обобщить знания об особенностях хозяйства России, его отраслевом составе;
совершенствовать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся, умение слышать и слушать.
Тип урока: повторение материала в форме игры "Своя игра", «Аукцион»
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Оборудование:
учебник географии 9 класса "География: Россия . Хозяйство" под ред. Е. М. Домогацких;
атлас;, задания по группам
презентация "Своя игра" в формате Power Point;
презентация в формате SMART;
карта России;
интерактивный тест.
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим творческий отчет по теме “Межотраслевые комплексы – факторы размещения производства”. Для того, чтобы страна и люди, живущие в ней, чувствовали себя хорошо, росло их благосостояние, необходимо устойчивое и поступательное движение экономики, т.е. народного хозяйства страны. Вам, молодым, придется с утроенной энергией браться за дело. А чтобы лучше работать, необходимы знания, которые мы и постараемся показать и применить при подготовке к ГИА.. Я желаю вам успехов.
Итак, мы начинаем работу.
В 1-м туре. Я предлагаю задания, которые встречаются как в ГИА, так и в ЕГЭ
вы должны купить на аукционе проекты предприятий, которые вы ходите создать, для этого должны привести как минимум два фактора, которые доказывают ваш правильный выбор.. Чтобы купить проект, вы должны будете ответить на 2 вопроса. Отвечает любой из группы.
На аукцион выставляется 1 лот – проект металлургического предприятия. Кто желает купить?
Вопросы:
- Что такое народное хозяйство?
- Что значит специализация?
Проект продан.
2
лот – проект сахарного завода. Кто желает купить?
Вопросы:
- Что такое отрасль?
- Что означает себестоимость?
Проект куплен.
3 лот
– проект целлюлозно-бумажного комбината. Желающие есть?
Вопросы:
- Что такое межотраслевой комплекс?
- Что означает комбинирование?
Проект продан.
4-й лот – автомобильный завод. Покупайте, не стесняйтесь.
Вопросы: 1. Какой транспорт в России лидирует по грузоперевозкам?
2.Что такое ресурсообеспеченность?
5-й лот- авиационный завод
Вопросы:
- Что такое фактор размещения?
- Что значит кооперирование?
Вот вы и стали проектировщиками. Теперь наступил важный момент, насколько правильно вы выбрали проект.
Групповая работа по определению главных факторов размещения предприятий
вам необходимо сделать технико-экономическое обоснование выбранного проекта, указав место строительства предприятия, факторы размещения. Времени у вас немного – всего 3 минуты. Затем главный специалист отчитывается о работе группы.
По истечении времени от каждой группы выступает главный инженер, говорит о месте выбора завода и факторах размещения – отчет групп. Каждая группа имеет право дополнять и исправлять выступающих.
Итак, подведем итоги нашей работы. Сделайте вывод, почему, для чего необходимо учитывать факторы размещения?
Спасибо. Вы молодцы! Показали хорошие знания, вам можно доверить будущее России.
А сейчас следующий этап урока. – ВИКТОРИНА ( вопросы составлены из сборников ГИА по всем отраслям народного хозяйства).
Итак, мы немного отдохнули и размялись перед началом интеллектуальной игры
«Своя игра» (Презентация в формате Power Point)
Каждой группе дается определенная тема:
1группа- Общая характеристика хозяйства
2 группа-промышленность
3 группа- АПК
4 группа – получает задания (два варианта заданий по теме «Сфера услуг», а Маркелова Арина идет работать по интерактивной доске по теме « Сфера услуг»)
Предлагаемые задания (в игре цена вопросов - 100, 200, 300, 400, 500 баллов):
Тема "Общая характеристика хозяйства":
Хозяйство, сложившееся исторически в границах государства (народное хозяйство).
Часть населения страны, которая способна работать (трудовые ресурсы).
Занятое население, работающее в народном хозяйстве, и безработные, ищущие работу и готовые к труду. (экономически активное население).
На современном этапе развития России основную часть её богатства составляет (природно-ресурсный капитал или природные ресурсы).
Все материально-вещественные ресурсы, многократно используемые в производстве для создания материальных и духовных ценностей (здания, транспортные средства, оборудование, скот) (производственный капитал).
Тема "Промышленность":
Самый крупный промышленный комплекс по объёму производимой продукции - ТЭК - более 20%. Назовите его отраслевой состав (топливная промышленность, электроэнергетика, транспортировка).
Череповец, Старый Оскол, Липецк, Новокузнецк, Магнитогорск, Чусовой - это центры… (чёрной металлургии)
Зерноуборочные комбайны производят в районах выращивания зерна (Ростов-на- Дону, Красноярск), льноуборочные - в местах произрастания льна (Бежецк). Назовите фактор размещения этих предприятий (потребительский).
Одной из общих проблем обрабатывающей промышленности является низкая доля современной продукции. Назовите другие проблемы (устаревшее оборудование, дефицит квалифицированных кадров).
Это один из крупнейших районов горно-химической промышленности. Здесь сосредоточено 100% общероссийской добычи этого полезного ископаемого, оно очень высокого качества. По размерам его добычи Россия уступает только Канаде. Назовите полезное ископаемое и центры его добычи (калийные соли, Соликамск и Березники Пермского края).
Тема "АПК":
Основная зерновая культура в России (пшеница).
Они могут пастись на горных склонах, преодолевать большие расстояния, круглогодично находиться на пастбищах. Их часто разводят на землях, не пригодных для других отраслей сельского хозяйства. Назовите этих животных (овцы).
На территории Пермского края преобладает молочное скотоводство. Почему? (наличие кормовой базы - зелёные сочные корма и силос).
Почему машиностроение и химическая промышленность являются одним из звеньев АПК? (для с/х дают машины, оборудование, удобрения, средства защиты растений)
Почему в России доля продуктов питания иностранного производства составляет более 40%, а доля импортной одежды - 75%? (недостаточный уровень развития сельского хозяйства, машиностроения, химической, текстильной промышленности)
Тема "Сфера услуг":
Что является продукцией данной сферы? (услуги в качестве деятельности).
Вам дали задание: определить грузооборот автомобильного транспорта. Какие данные для этого вы должны найти? (количество перевезённого груза и расстояние перевозок, эти данные перемножить).
16 декабря 2009 года был пущен новый скоростной экспресс (250 км/час) по маршруту Санкт-Петербург - Москва. Как он называется? (Сапсан)
Летом мы решили совершить путешествие на теплоходе из Соликамска до северного порт Мурманск. Возможно ли это? (^ Да, Кама - Волга - Волго-Балтийский канал - Онежское озеро - Беломорско-Балтийский канал - Белое море - Баренцево море).
Основой науки являются научные кадры. По числу занятых в науке Россия является одним из мировых лидеров. Какая проблема характерна для российских научных кадров и почему? ("старение", слабый приток молодёжи - снижение престижа профессии, низкая заработная плата)
Следующий этап урока.
Одним из самых важных комплексов народного хозяйства является ТЭК. Предлагаю поработать по заданиям ГИА и ЕГЭ из этого раздела.
Предлагаю выполнить тест «ТЭК», используя интерактивный тест в интернете и проверить свои знания в ГИА. Ссылка на тест у вас есть
http^| samsdam.net|geography|00050.php.
Каждой группе на столы раздаются задания из сборника ГИА по решению задачи на определение ресурсообеспеченности страны.
Решите задание из ГИА
- Разведанные запасы нефти в России составляют около 20 млрд. т. Определите обеспеченность ресурсом на душу населения, если численность населения России около 140 млн. чел.
- Ответ: R=20 000 000 000 т/140 000 000 чел. =142,9 т/чел
Итак, я надеюсь, все справились блестяще!
Работа в группах.
Составьте синквейн используя слово ХОЗЯЙСТВО
Оцените друг друга по 5 –й шкале.
Рефлексия.
Мы сегодня работали по заданиям для подготовки к сдачи экзамена в новой форме ГИА , предлагаю поднять карточки зеленого цвета- если вам удалось систематизировать знания из раздела «Хозяйство России» и вам комфортно и понятен материал
Карточки желтого цвет – если у вас остались вопросы по данной теме
Карточки красного цвета –если у вас проблемы в освоении материала
Итог- выполнение итогового теста по теме «Хозяйство России» 2 варианта заданий.
Осуществите взаимопроверку.
Урок окончен.
Предварительный просмотр:
МАОУ «Гимназия №1»
«Обучающие задачи
по географии России»
Учитель географии Вильгельм Л. Г.
г. Бугуруслан
2014 год
Аннотация:
Для учащихся решение таких задач – серьезная поисково-познавательная деятельность, в ходе которой они самостоятельно изучают территорию России.
Данный материал можно использовать на уроках, в качества дополнительного задания для сильных учащихся и при подготовке к олимпиадам.
Задача 1.
О морях, омывающих этот субъект федерации, известно вот что:
Об одном | Самое большое и самое глубокое из морей, омывающих Россию | |
О другом | Здесь начиналась морская часть маршрута экспедиции Семена Дежнева и Федота Попова |
Определите моря (впишите названия в пустую колонку таблицы) и субъект федерации. Омывается ли он еще какими-либо морями?
Задача 2.
Искомый субъект федерации граничит с несколькими другими. О соседствующих субъектах федерации имеется следующая информация:
О первом | Здесь начинается самая полноводная из рек, впадающих в море, на берегах которого находятся 2 столицы государств с официальными финно-угорскими языками | |
О втором | Здесь начинается самая большая из начинающихся в России рек, впадающих в море, к которому имеют выход 5 признанных стран, где преобладающее вероисповедание – православие. | |
О третьем | Здесь начинается река, к берегам которой имеют выход национально – территориальные образования с титульными народами тюркской, финской и монгольской языковых групп | |
О четвертом | Река, на которой стоит центр этого субъекта федерации, вытекает из озера, на берегу которого, согласно былине, на бел – горюч камне играл на яровчатых гуслях Садко и тем понравился «морскому царю» |
- Определите соседей и реки, о которых идет речь в таблице, а также искомый субъект федерации.
- С какими другими субъектами федерации или зарубежными странами он граничит?
- Назовите реку, на которой стоит главный город искомого субъекта федерации. Где она берет начало? Куда и где впадает?
Задача 3.
О субъектах федерации, граничащих с субъектом федерации Х, известно следующее:
О первом | Здесь находится Центр управления пилотируемыми космическими полетами | |
О втором | Здесь родился маршал Советского Союза Г.К. Жуков | |
О третьем | Здесь находится устье реки Красивая Меча, прославленной Тургеневым в «Записках охотника» | |
О четвертом | Здесь расположен город, описанный Н.С. Лесковым в «Леди Макбет ….нского уезда» | |
О пятом | Здесь находится крупнейший город на крупнейшем правом притоке крупнейшей реки Европы южнее 55* с.ш. |
Определите субъект Х.
Задача 4.
О субъектах федерации, граничащих с субъектом федерации Х, известно:
О первом | Он самый большой по площади в РФ | |
О втором | Здесь от слияния 2-х истоков начинается самая длинная из российских рек, впадающих в океан, отличающийся наибольшей максимальной глубиной | |
О третьем | К нему относится большая часть береговой линии самого большого из озер, полностью принадлежащих России | |
О четвертом | Здесь от слияния 2-х истоков начинается самая полноводная из российских рек | |
О пятом | Здесь – самая крупная из российских ГЭС |
Определите соседей (впишите в правую колонку таблицы) и Х.
Задача 5.
О субъектах федерации, граничащих с субъектом федерации Х, известно:
О первом | Здесь находится устье третьего по длине притока самой полноводной из рек мира, не относящихся к бассейну Мирового океана | |
О втором | Здесь расположен крупнейший в России завод по производству грузовых автомобилей | |
О третьем | Здесь родился Н.М. Карамзин, автор «Истории государства Российского» | |
О четвертом | Это самое южное из имеющихся в РФ национально – территориальных образований финно – угорских народов | |
О пятом | Родина «Газели» |
Определите соседей (впишите в правую колонку таблицы) и Х.
Задача 6.
Осадки, выпадающие на территории субъекта федерации Х, могут быть унесены речным стоком в 3 разные акватории, именуемые морями. Вот что известно:
О первом | Северо – западное побережье называется Терский берег | |
О втором | Казаки,, жившие по впадающей в нее реке Терек, именовались терскими | |
О третьем | Расположенный на ее берегу курортный город Зеленогорск (ныне в черте другого города, знаменитого) назывался Териоки |
Найдите Х, моря, реки.
Задача 7.
О соседях субъекта федерации Х есть некоторая информация:
О первом и втором | Низшая абсолютная отметка естественной поверхности суши – около -27м | |
О третьем и четвертом | Высшая абсолютная отметка естественной поверхности суши находится на уровне 5642м | |
О пятом | Часть местного населения некоторое время именовала свой главный город Джохаркала | |
О шестом | Столица – самый маленький из городов – центров субъектов РФ | |
О седьмом | Родной язык большей части населения относится к иранской группе | |
О восьмом | Здесь самая молодая в России АЭС | |
О девятом | Печорин разрушил налаженную жизнь здешних контрабандистов |
Определите Х и соседей (впишите в правую колонку таблицы).
Задача 8.
Субъект федерации Х граничит с несколькими другими. О соседях есть следующая информация:
О первом | Здесь производят знаменитую хохлому – золочено-расписную деревянную посуду | |
О втором | Здесь находится самая молодая по времени постройки ГЭС на крупнейшей реке мира, не имеющей стока в Мировой океан | |
О третьем | Главный город назван в честь крупнейшего русского, а второй по размеру – в честь крупнейшего болгарского деятеля коммунистического движения | |
О четвертом | Здесь находится лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» | |
О пятом | Здесь находится самый близкий к Москве старинный памятник мусульманской архитектуры (минарет 15в.) |
Определите Х и соседние субъекты федерации (впишите в правую колонку).
Задача 9.
О субъектах федерации, граничащих с субъектом федерации Х, известно:
О первом | Титульный народ этого субъекта федерации делится на эрзю и мокшу | |
О втором | Здесь находится крупнейший мемориальный музей В.И. Ленина | |
О третьем | Здесь приземлился спускаемый аппарат первого в мире космонавта | |
О четвертом | Здесь находится наукоград аграрной специализации | |
О пятом | Здесь – самый близкий к Москве нефтеперерабатывающий завод (не считая собственно московского) |
Определите соседей (впишите в правую колонку) и Х.
Задача 10.
Субъект федерации Х граничит с несколькими другими. Административные центры соседей по большей части названы по именам рек, и вот что о них известно:
О первом | Его современное название переводится на русский язык как Город на реке Сысоле, а ранее он так и назывался: Усть-Сысольск | |
О втором | Один из самых знаменитых его заводов именуется по положению на реке: Верх-Исетский, и соответственно, целый район этого города именуется ВИЗом. («Где живешь?» - «На ВИЗе») | |
О третьем | Этот город назван по реке. Это 5-ая по длине река Волжского бассейна (саму Волгу не считать). Близ города она впадает в 3-ю по длине реку бассейна Волги (саму Волгу не считать), называемую местными тюркоязычными народами Агидель | |
О четвертом | Назван по реке, которая также дала название известной марке отечественного мотоцикла | |
О пятом | Длительное время именовался по реке, на которой он стоит и которая является 4-ой по длине в бассейне Волги (саму Волгу не считать) |
Назовите соседей, их административные центры и Х.
Ответы:
1.
1. Берингово.
2. Восточно-Сибирское. Экспедиция Дежнева-Попова вышла из устья Колымы.
Искомая территория - Чукотский а.о. Омывается еще Чукотским морем.
2.
1. Первый сосед: Ленинградская область, Нева (Балтика: Хельсинки и Таллинн)
Второй сосед: Смоленская область, Днепр (Черное море: Болгария, Румыния, Украина, Россия, Грузия)
Третий сосед: Тверская область, Волга (тюркская группа: Чувашия и Татария; финская: Марий Эл; монгольская: Калмыкия)
Четвертый сосед: Новгородская область, Волхов (озеро Ильмень)
Искомая территория – Псковская область.
2. Граничит с Эстонией, Латвией и Белоруссией (Витебская область)
3. Псков стоит на реке Великая. Она берет начало на юге Псковской области (Бежаницкая возвышенность) и впадает в Псковское озеро.
3.
1. Московская область. ЦУП располагается в подмосковном Королеве.
2. Калужская область. Жуков родился в деревне Стрелковка близ города Жуков на СВ области.
3. Липецкая область. Красивая Меча впадает в Дон справа.
4. Орловская область. Мценск находится на самом севере области.
5. Рязанская область. Рязань – самый большой из городов на Оке, если не считать Нижний Новгород, лежащий севернее 55* с.ш.
Х – Тульская область
4.
1. Якутия
2. Читинская область. От слияния Шилки и Аргуни начинается Амур.
3. Бурятия. Озеро Байкал.
4. Тува. Енисей начинает течение под собственным именем от слияния Большого Енисея (Бий-Хем) и Малого Енисея (Ка-Хем) у Кызыла.
5. Красноярский край. Саяно-Шушенская ГЭС.
Х – Иркутская область
5.
1. Марий Эл. Ветлуга – третий по длине приток Волги.
2. Татария. КамАЗ в городе набережные Челны.
3. Ульяновская область.
4. Мордовия.
5. Нижегородская область. ГАЗ.
Х – Чувашия
6.
1 | Белое | Сухона – Северная Двина |
2 | Каспийское | Шексна – Волга |
3 | Балтийское | Онежское озеро – Свирь – Ладожское озеро - Нева |
Х – Вологодская область
7.
- 27м – низшая отметка естественной российской суши. Она соответствует урезу воды Каспийского моря. Следовательно, на роли первого и второго соседей могут претендовать Астраханская область, Калмыкия и Дагестан. Общую границу с 2-мя из них имеют лишь Волгоградская область (Астраханская + Калмыкия) и Ставропольский край (Калмыкия + Дагестан)
5642м – высшая точка России, Эльбрус. Он находится на границе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии. С ними двумя одновременно граничит Ставрополье. Т.О., задача уже решена.
1 и 2. Калмыкия и Дагестан.
3 и 4. Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия.
5. Чечня. Грозный в Чечне некоторое время именовали Джохаркала в честь убитого Джохара Дудаева, первого президента республики.
6. Ингушетия. Магас, новая столица республики, сменившая Назрань, - пока очень маленький городок.
7. Северная Осетия
8. Ростовская область. Волгодонская АЭС введена в строй в 2001 году.
9. Краснодарский край. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Повесть «Тамань». Тамань – местечко на западе края, на Таманском полуострове.
Х- Ставропольский край.
8.
1. Нижегородская область. Заволжье: Ковернинский район и город Семенов.
2. Чувашия. Чебоксарская ГЭС (дала первый ток в конце 1980 г.)
3. Ульяновская область. Ульяновск, Димитровград.
4. Пензенская область. Белинский район, село Лермонтово.
5. Рязанская область. Город Касимов.
Х – Мордовия
9.
1. Мордовия.
2. Ульяновская область.
3. Саратовская область. Ю.А. Гагарин приземлился на левобережье Волги, недалеко от Энгельса.
4. Тамбовская область. Мичуринск.
5. Рязанская область. Рязанский НПЗ.
Х – Пензенская область
10.
Первый сосед: республика Коми. Сыктывкар.
Второй сосед: Свердловская область. Екатеринбург.
Третий сосед: Башкирия. Город Уфа назван по реке Уфа. Хотя это не приток Волги и даже не приток притока Волги, это 5-ая по длине – после Камы, Оки, Белой и Вятки – река Волжского бассейна. На юге Уфы Уфа впадает в Белую (Агидель).
Четвертый сосед: Удмуртия. В Ижевске на Ижмаше делают мотоциклы «Иж» (название по реке Иж, 40км выше ее впадения в Каму).
Пятый сосед: Кировская область. Город Киров до 1934г. назывался Вятка.
Х – Пермский край.
Использованный материал:
С.В. Рогачев «Обучающие задачи по географии России», М: «Чистые пруды», 2011 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок географии по теме "Ростовская область" 7 класс
Урок географии в специальной коррекционной школе VIII вида, повторительно-обобщающий по теме "Ростовская область" в форме викторины...
Использование современных инновационных технологий на уроках географии и во внеурочное время в классах V вида
Использование Интернета на уроках географии и во внеурочное время – это дань моды, престижно или более интересная работа? Конечно, последнее.Своей главной целью работы считаю заинтересова...
Урок географии по теме "Европейский Север" 9 класс
Показаны разные формы работы учащихся...
Презентация к интегрированному уроку география -физика "Северный Ледовитый океан" 7 класс
В презентации дано решение задач по физике по темам: механическое движение, гидростатическое давление, плавание тел....
Урок географии на тему "Почва" 5-6 класс + презентация к уроку
Почва — особое природное тело. Ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Технологическая карта урока + доп. материалы....
Интегрированный урок французского языка и урока географии по французскому языку в 10 классе
Интегрированный урок по французскому языку и географии в 10 классе.Класс: 10Учитель: Ильичева А.Н.Предмет: французский и географияТема: Экономика ФранцииТип урока: интегрированныйМесто урока: Школа № ...
«Имена существительные на географической карте». Интегрированный урок географии и русского языка в 6 классе (урок – путешествие)
Цель: закрепление умений работы с географическими картами: определение географических координат, расстояния, сторон горизонта;повторение сведений об именах существительных, изученных в 5-ом классе, ра...