Практические работы 9 класс
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему
Здесь представлены задания для выполнения программных практических работ по географии Население и хозяйство России, 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Оценочные практические работы, 9 класс | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 1
«Выявление особенностей положения России на политической карте мира»
В географии под термином «геополитическое положение» понимают
место страны на политической карте мира и отношение ее к
различным государствам.
- Отразите своеобразие геополитического положения России на контурной карте:
- выделите определенным цветом соседей России – новые независимые государства, ранее входившие в состав СССР:
а)интенсивной окраской укажите непосредственных соседей - соседей 1-го порядка (Эстонию, Латвию, Беларусь, Украину, Грузию, Азербайджан, Казахстан); менее ярким цветом – соседей 2-го порядка (Литву, Молдову, Армению, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан) и совсем слабой окраской – соседа 3-го порядка (Таджикистан) ;
б)подчеркните названия тех государств, которые входят в СНГ.
2) Укажите на контурной карте другие пограничные государства.
11. Подсчитайте количество пограничных с Россией государств и сравните его с количеством бывших соседей Советского Союза.
Практическая работа № 1
«Выявление особенностей положения России на политической карте мира»
В географии под термином «геополитическое положение» понимают
место страны на политической карте мира и отношение ее к
различным государствам.
1.Отразите своеобразие геополитического положения России на контурной карте:
- выделите определенным цветом соседей России – новые независимые государства, ранее входившие в состав СССР:
а)интенсивной окраской укажите непосредственных соседей - соседей 1-го порядка (Эстонию, Латвию, Беларусь, Украину, Грузию, Азербайджан, Казахстан); менее ярким цветом – соседей 2-го порядка (Литву, Молдову, Армению, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан) и совсем слабой окраской – соседа 3-го порядка (Таджикистан) ;
б)подчеркните названия тех государств, которые входят в СНГ.
2) Укажите на контурной карте другие пограничные государства.
11. Подсчитайте количество пограничных с Россией государств и сравните его с количеством бывших соседей Советского Союза.
Практическая работа № 3
«Определение по статистическим материалам тенденции изменения числа занятых в сферах народного хозяйства»
ЗАДАНИЯ.
1. Изучите таблицу «Распределение населения, занятого в народном хозяйстве, по отраслям и сферам»:
Отрасль | Доля занятых от численности экономически активного населения, % | ||||
1940 г. | 1960 г. | 1980 г. | 1990 г. | 1993 г. | |
Промышленность и строительство | 26 | 37 | 42 | 41 | 40 |
Сельское и лесное хозяйство | 50 | 32 | 15 | 14 | 15 |
Транспорт и связь | 6 | 8 | 10 | 10 | 8 |
Сфера обслуживания | 18 | 23 | 33 | 35 | 37 |
- Определите, какие отрасли относятся к производственной сфере.
- Какие изменения в занятости населения можно наблюдать среди отраслей производственной сферы? Почему?
- Как изменился процент занятости населения в непроизводственной сфере? Чем это вызвано?
- Какова общая тенденция изменения числа занятых в сферах народного хозяйства?
- Сделайте выводы.
Практическая работа № 3
«Определение по статистическим материалам тенденции изменения числа занятых в сферах народного хозяйства»
ЗАДАНИЯ.
1. Изучите таблицу «Распределение населения, занятого в народном хозяйстве, по отраслям и сферам»:
Отрасль | Доля занятых от численности экономически активного населения, % | ||||
1940 г. | 1960 г. | 1980 г. | 1990 г. | 1993 г. | |
Промышленность и строительство | 26 | 37 | 42 | 41 | 40 |
Сельское и лесное хозяйство | 50 | 32 | 15 | 14 | 15 |
Транспорт и связь | 6 | 8 | 10 | 10 | 8 |
Сфера обслуживания | 18 | 23 | 33 | 35 | 37 |
- Определите, какие отрасли относятся к производственной сфере.
- Какие изменения в занятости населения можно наблюдать среди отраслей производственной сферы? Почему?
- Как изменился процент занятости населения в непроизводственной сфере? Чем это вызвано?
- Какова общая тенденция изменения числа занятых в сферах народного хозяйства?
- Сделайте выводы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
«Обозначение на контурных картах важнейших районов размещения природных ресурсов России»
1. На контурную карту соответствующими условными знаками нанесите следующие месторождения и районы распространения минеральных ресурсов:
- каменноугольные бассейны: Кузнецкий, Донецкий, Печорский, Южно-Якутский;
- буроугольные бассейны: Подмосковный, Канско-Ачинский;
- железные руды: Урала, КМА, Карелии, Кольского п-ва;
- медные руды: Урала, Норильска, Кольского п-ва;
- алюминиевые руды: Урала, Кольского п-ва;
- полиметаллические руды: Алтая, Забайкалья, Дальнего Востока, Салаирского кряжа;
- никелевые руды: Норильска, Кольского п-ва;
- оловянные руды: Дальнего Востока;
- нефтегазоносные районы: Западной Сибири, Поволжья, Северного Кавказа, Сахалина;
- поваренная, калийная соли: Эльтон, Баскунчак, Соликамск, Березники;
- апатиты и фосфориты: Кольского п-ва, Подмосковья, Брянска;
- золото: Дальнего Востока, Восточной Сибири;
- платина: Норильска;
- алмазы: Якутии.
2. Заштрихуйте богатые лесом районы России.
3. Заштрихуйте район распространения черноземных почв.
4. Условными знаками обозначьте районы, богатые рыбными ресурсами.
5. Заштрихуйте соответствующим цветом легенды вашей карты основные санаторно-курортные зоны России.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
«Обозначение на контурных картах важнейших районов размещения природных ресурсов России»
1. На контурную карту соответствующими условными знаками нанесите следующие месторождения и районы распространения минеральных ресурсов:
- каменноугольные бассейны: Кузнецкий, Донецкий, Печорский, Южно-Якутский;
- буроугольные бассейны: Подмосковный, Канско-Ачинский;
- железные руды: Урала, КМА, Карелии, Кольского п-ва;
- медные руды: Урала, Норильска, Кольского п-ва;
- алюминиевые руды: Урала, Кольского п-ва;
- полиметаллические руды: Алтая, Забайкалья, Дальнего Востока, Салаирского кряжа;
- никелевые руды: Норильска, Кольского п-ва;
- оловянные руды: Дальнего Востока;
- нефтегазоносные районы: Западной Сибири, Поволжья, Северного Кавказа, Сахалина;
- поваренная, калийная соли: Эльтон, Баскунчак, Соликамск, Березники;
- апатиты и фосфориты: Кольского п-ва, Подмосковья, Брянска;
- золото: Дальнего Востока, Восточной Сибири;
- платина: Норильска;
- алмазы: Якутии.
2. Заштрихуйте богатые лесом районы России.
3. Заштрихуйте район распространения черноземных почв.
4. Условными знаками обозначьте районы, богатые рыбными ресурсами.
5. Заштрихуйте соответствующим цветом легенды вашей карты основные санаторно-курортные зоны России.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
«Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения России»
- Используя карту «Машиностроение и металлообработка» привести примеры отраслей, относящихся к трудоемким и металлоемким.
- Определить центры размещения трудоемких и металлоемких производств. Заполнить таблицу:
Группа отраслей машиностроения | Название отраслей | Крупные промышленные центры | Принципы размещения |
Трудоемкие и наукоемкие | |||
Металлоемкие |
3. Нанести на контурную карту крупнейшие центры машиностроения по группам отраслей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
«Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения России»
- Используя карту «Машиностроение и металлообработка» привести примеры отраслей, относящихся к трудоемким и металлоемким.
- Определить центры размещения трудоемких и металлоемких производств. Заполнить таблицу:
Группа отраслей машиностроения | Название отраслей | Крупные промышленные центры | Принципы размещения |
Трудоемкие и наукоемкие | |||
Металлоемкие |
3. Нанести на контурную карту крупнейшие центры машиностроения по группам отраслей.
Практическая работа № 6
«Характеристика одного из районов добычи угля по картам и
статистическим данным».
ПЛАН
- Географическое положение.
- Хозяйственная оценка: запасы, качество, условия залегания и эксплуатации, себестоимость добычи.
- Добыча.
- Использование угля данного месторождения в хозяйстве.
- Охрана окружающей среды в данном угольном бассейне.
- Перспективы развития бассейна.
Практическая работа № 6
«Характеристика одного из районов добычи угля по картам и
статистическим данным».
ПЛАН
- Географическое положение.
- Хозяйственная оценка: запасы, качество, условия залегания и эксплуатации, себестоимость добычи.
- Добыча.
- Использование угля данного месторождения в хозяйстве.
- Охрана окружающей среды в данном угольном бассейне.
- Перспективы развития бассейна.
Практическая работа № 6
«Характеристика одного из районов добычи угля по картам и
статистическим данным».
ПЛАН
- Географическое положение.
- Хозяйственная оценка: запасы, качество, условия залегания и эксплуатации, себестоимость добычи.
- Добыча.
- Использование угля данного месторождения в хозяйстве.
- Охрана окружающей среды в данном угольном бассейне.
- Перспективы развития бассейна.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
«Определение по картам главных факторов размещения черной и цветной металлургии»
1. Изучить таблицу «Влияние различных факторов на размещение металлургических производств».
Факторы размеще- ния Виды произ- водств | сырьевой | топливный | электо- энергетический | водный | трудовой | транспортный | кооперирование и комбинирование | экологический | военно-стратегический |
Черная металлургия (полного цикла) | |||||||||
Цветная металлургия (легких мет.) | |||||||||
Цветная металлургия (тяжелых мет.) |
Условные обозначения:
2. Объясните, почему влияние выделенных факторов оказалось решающим для отдельных производств. Приведите примеры.
3. Сделайте вывод: где выгоднее размещать предприятия черной и цветной металлургии?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
«Определение по картам главных факторов размещения черной и цветной металлургии»
1. Изучить таблицу «Влияние различных факторов на размещение металлургических производств».
Факторы размеще- ния Виды произ- водств | сырьевой | топливный | электо- энергетический | водный | трудовой | транспортный | кооперирование и комбинирование | экологический | военно-стратегический |
Черная металлургия (полного цикла) | |||||||||
Цветная металлургия (легких мет.) | |||||||||
Цветная металлургия (тяжелых мет.) |
Условные обозначения:
2. Объясните, почему влияние выделенных факторов оказалось решающим для отдельных производств. Приведите примеры.
3. Сделайте вывод: где выгоднее размещать предприятия черной и цветной металлургии?
Практическая работа № 8
«Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности»
Химическая промышленность |
Задание: впишите в прямоугольники схемы названия тех отраслей, которые имеют тесные производственные связи с химической промышленностью; на стрелках подпишите виды продукции, которые составляют основу указанных межотраслевых связей.
Практическая работа № 8
«Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности»
Химическая промышленность |
Задание: впишите в прямоугольники схемы названия тех отраслей, которые имеют тесные производственные связи с химической промышленностью; на стрелках подпишите виды продукции, которые составляют основу указанных межотраслевых связей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
«Составление типовой схемы агропромышленного комплекса (АПК)»
1. Почему АПК относят к межотраслевым производственным комплексам?
2. Какие сельскохозяйственные предприятия и предприятия, обеспечивающие их работу, транспортировку, хранение и переработку продукции, входят в состав АПК?
3. Объединить все предприятия в два звена и составить схему:
а) отрасли, обслуживающие АПК;
б) отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
«Составление типовой схемы агропромышленного комплекса (АПК)»
1. Почему АПК относят к межотраслевым производственным комплексам?
2. Какие сельскохозяйственные предприятия и предприятия, обеспечивающие их работу, транспортировку, хранение и переработку продукции, входят в состав АПК?
3. Объединить все предприятия в два звена и составить схему:
а) отрасли, обслуживающие АПК;
б) отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье.
Практическая работа № 10
«Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану».
Задание 1. дать характеристику одной из транспортных магистралей нашей страны по следующему плану:
- Протяженность магистрали.
- Направление магистрали.
- Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность ее работы.
- Крупнейшие транспортные узлы магистрали.
- Состав и направление основных грузопотоков.
- Перспективы развития и пути повышения эффективности работы данной магистрали.
Задание 2. На контурной карте показать направление грузопотоков, транспортные узлы магистрали.
Практическая работа № 10
«Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану».
Задание 1. дать характеристику одной из транспортных магистралей нашей страны по следующему плану:
- Протяженность магистрали.
- Направление магистрали.
- Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность ее работы.
- Крупнейшие транспортные узлы магистрали.
- Состав и направление основных грузопотоков.
- Перспективы развития и пути повышения эффективности работы данной магистрали.
Задание 2. На контурной карте показать направление грузопотоков, транспортные узлы магистрали.
Практическая работа № 10
«Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану».
Задание 1. дать характеристику одной из транспортных магистралей нашей страны по следующему плану:
- Протяженность магистрали.
- Направление магистрали.
- Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность ее работы.
- Крупнейшие транспортные узлы магистрали.
- Состав и направление основных грузопотоков.
- Перспективы развития и пути повышения эффективности работы данной магистрали.
Задание 2. На контурной карте показать направление грузопотоков, транспортные узлы магистрали.
Практическая работа № 12 «Характеристика Самарского промышленного узла»
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Состав промышленного узла.
- ЭГП промышленного узла.
- Природно-ресурсная база.
- Отрасли специализации и их центры.
Отрасль | Условия (факторы) развития | Центры |
- Проблемы и перспективы развития узла.
Практическая работа № 12 «Характеристика Самарского промышленного узла»
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Состав промышленного узла.
- ЭГП промышленного узла.
- Природно-ресурсная база.
- Отрасли специализации и их центры.
Отрасль | Условия (факторы) развития | Центры |
- Проблемы и перспективы развития узла.
Практическая работа № 12 «Характеристика Самарского промышленного узла»
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Состав промышленного узла.
- ЭГП промышленного узла.
- Природно-ресурсная база.
- Отрасли специализации и их центры.
Отрасль | Условия (факторы) развития | Центры |
- Проблемы и перспективы развития узла.
Практическая работа № 12 «Характеристика Самарского промышленного узла»
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Состав промышленного узла.
- ЭГП промышленного узла.
- Природно-ресурсная база.
- Отрасли специализации и их центры.
Отрасль | Условия (факторы) развития | Центры |
- Проблемы и перспективы развития узла.
Практическая работа № 13
«Составление по различным источникам характеристики одного из ТПК Восточного макрорегиона»
Задание 1. Используя карты атласа, картосхемы в учебнике, назвать и выписать в тетрадь или нанести на контурную карту крупнейшие ТПК Восточного макрорегиона.
Задание2. Дать характеристику одному из ТПК, используя карты атласа и текст учебника. Оформить работу в виде таблицы:
Название ТПК | Используемые ресурсы и энергия | Отрасли специализации | Выпускаемая продукция | Проблемы и перспективы развития |
Практическая работа № 13
«Составление по различным источникам характеристики одного из ТПК Восточного макрорегиона»
Задание 1. Используя карты атласа, картосхемы в учебнике, назвать и выписать в тетрадь или нанести на контурную карту крупнейшие ТПК Восточного макрорегиона.
Задание2. Дать характеристику одному из ТПК, используя карты атласа и текст учебника. Оформить работу в виде таблицы:
Название ТПК | Используемые ресурсы и энергия | Отрасли специализации | Выпускаемая продукция | Проблемы и перспективы развития |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта. (практическая работа)
Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому...
Практическая работа по теме: Географические координаты для 6 класса. Работу создала Барбашова Наталья Алексеевна учитель МКОУ СОШ № 251 ЗАТО г. Фокино Приморского края
Практическая работа по теме: Географические координаты для 6 класса имеет сформулированную цель, два варианта для прямого и обратного определения координат и пять дополнительных заданий, а так же отве...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Практическая работа . Классы и семейство покрытосемянных растений.
Практическая работа . Классы и семейство покрытосемянных растений....