Рабочая программа по географии России. Природа, 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Здесь представлена рабочая программа по географии Природа России для 8 класса по учебнику/ География России. Природа. И.И.Баринова, которая рассчитана на 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по географии России. Природа, 8 класс | 96.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБСУЖДЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании творческой группы Приказ от «____» ______________ 2014 г.
Протокол от «____» ______ 2014 г. №____ № ______
Руководитель ТГ ________________ Директор школы __________________
/Поленок А.П./ /Горбачева С.А./
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Колюдовская средняя общеобразовательная школа
(МБОУ Колюдовская СОШ)
Составитель Горбачева С.А.
учитель географии высшей
квалификационной категории
с. Колюды
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).
Нормативно-правовая основа рабочей программы по географии:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. М.: Дрофа,. 2007.
- География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы/сост. С.В. Курчинв. – 2-е изд., стерееотип. – М.: Дрофа, 2011.
- Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
- Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»
- Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Брянской области, утверждённый приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области № 586 от 04.04.2014 г.
- Учебный план образовательного учреждения на 2014-2015учебный год.
- Годовой календарный график образовательного учреждения на 2014 - 2015 учебный год.
Рабочая программа по географии для 8 класса призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
Структура рабочей программы для 8 класса полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая перечень практических работ.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Структура документа.
Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку; календарно-тематический план, где отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение, виды учебных занятий, их методическое обеспечение, элементы обязательного минимума, место проведения; реферативное описание тем, в котором раскрывается содержание данной темы, раздела, урока; требования к уровню подготовки обучающихся по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»; в конце программы приводится список учебников и учебных пособий по данному учебному курсу, определенный в соответствии с п. 3 ст. 28 и п. 3 ст. 47 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Общая характеристика учебного предмета
Настоящая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит национально-региональный компонент по географии своей области, изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Цели.
Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (Приказ от 09.03.2004 г. № 1312) отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» в 8 классе, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Базисный учебный план общеобразовательных организаций Брянской области выделяет также 70 часов, 2 часа в неделю, что соответствует авторским программам по курсу географии природы России.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов страны;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«География России. Природа»
Тема | Количество часов | Количество практических работ |
Введение. | 5 | 2 |
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. | 4 | 2 |
Климат и климатические ресурсы. | 5 | 2 |
Внутренние воды и водные ресурсы. | 3 | 1 |
Почва и почвенные ресурсы. | 3 | --- |
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. | 3 | --- |
Обобщение материала. | 1 | --- |
Природное районирование. | 6 | 1 |
Природа регионов России. | 31 | 1 |
Человек и природа. | 6 | --- |
Обобщение материала. | 1 | --- |
Резерв. | 2 | --- |
Итого | 70 | 9 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Те-ма | № урока | № урока в теме | Тема урока | Тип урока | § учебника | Элементы обязательного минимума образования | Ведущие понятия | Номенклатура | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведе-ния | |
План | Факт | ||||||||||
В В Е Д Е Н И Е ( 5 часов ) | |||||||||||
Введение 1 час | 1 | 1 | Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации. | Урок изучения нового материала. | стр 3-5 | Источники географической информации. | Уметь использовать различные источники географической информации. | ||||
Пространства России 4 часа | 2 | 1 | Географическое положение России. Практическая работа «Определение по картам границ РФ, соседних государств, географических координат крайних точек, нанесение их на контурную карту». | Практикум. | 1 | Географическое положение (ГП). Виды и уровни ГП. Особенности ГП России. Часовые пояса. | ГП страны, морские и сухопутные границы, акватория. | Мысы: Флигели, Челюскин, Дежнёва. Горы: Базардюзю, Кавказ; Балтийская коса. Город Калининград. Проливы: Лаперуза, Берингов, Кунаширский. Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Чёрное, Азовское, Каспийское. Архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские о-ва, о-ва Северная Земля, о-ва Врангеля, Сахалин, Курильские. П-ова: Камчатка, Ямал, Кольский, Таймыр. Заливы: Пенжинская губа, Финский, Гданьский. | Уметь показывать и называть факторы, определяющие ГП России, показывать на карте крайние точки страны, показывать границы России и пограничные страны. Оценивать значение границ для связей с другими странами. Определять разницу во времени на карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения. Показывать на карте субъекты РФ. Обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе. | ||
3 | 2 | Моря, омывающие берега России. | Практикум. | 2 | Экономическая зона. | ||||||
4 | 3 | Россия на карте часовых поясов. Практ. работа «Решение задач на определение поясного времени» | Урок изучения нового материала. | 3 | Поясное, декретное, местное, летнее время, линия перемены дат. | ||||||
5 | 4 | Как осваивали и изучали территорию России. | Семинар. | 4 | Славяне, русы, Киевская Русь, «Каменный пояс», Мангазея, климатология. | Новгород, Тобольск, Тунгуска, Лена, Ангара, Амур, Оленек, Яна, Алдан, Охотск, Байкал, Индигирка, Колыма, Верхоянский хр., Анадырь, Сахалин, Уссурийский край. | Знать историю освоения и изучения территории России. Называть путешественников и ученых, внесших большой вклад в изучение России. Уметь работать с картами и дополнительной литературой. | ||||
Р А З Д Е Л I. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ( 19 часов ) | |||||||||||
Рельеф и недра России - 4 часа | 6 | 1 | Особенности рельефа России. | Урок изучения нового материала. | 5 | Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. | Рельефообразующий процесс, рельеф, формы рельефа. | Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская Прикаспийская низм., Среднерусская возв., Приволжская возв., Среднесибирское плоск., Оймяконское плоск., плато Путорана, Кумо-Манычская впад., Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Становой хр., Верхоянский хр., хр. Черского, Сихотэ-Алинь, Джугджур. Нагорья: Чукотское, Становое, Патомское, Алданское, Колымское, Корякское. Вершины: Эльбрус, Белуха. | Уметь читать тектоническую, геологическую карту, геохронологическую таблицу. Выявлять взаимосвязь тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт, особенности рельефа страны. Показывать на карте основные формы рельефа, районы интенсивных тектонических движений, месторождения полезных ископаемых. Наносить на контурную карту крупные формы рельефа. Определять, как рельеф влияет на жизнь людей. Приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов, использования полезных ископаемых , влияния разработки месторождений на природную среду. Называть меры безопасности при стихийных явлениях. Объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей. Оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, условия добычи полезных ископаемых. | ||
7 | 2 | Геологическое строение территории России. Практическая работа «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий» | Урок изучения нового материала. | 6 | Молодые, возрожденные горы; древние, молодые платформы, плита, щит. | ||||||
8 | 3 | Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых, объяснение причин их размещения» | Практикум. | 7 | Минеральные ресурсы, месторождение, бассейн. | Бассейны нефтегазоносные: Баренцово-Печорский, Волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря. Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский. Месторождения железных руд: КМА, Урал (Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория. Месторождения цветных металлов: Кольский п-ов, Урал, юг Сибири, плато Путорана, Сихотэ-Алинь. Фосфатные месторождения: Кольский п-ов, Южная Сибирь. Месторождения солей: Прикаспий, Предуралье, юг Западной Сибири. | |||||
9 | 4 | Развитие форм рельефа. | Практикум. | 8 | Экзогенные и эндогенные процессы, неотектоника, сели, оползни, обвалы, осыпи. | Валдайская возвышенность, Северные Увалы, Сибирские Увалы. | |||||
Климат и климатические ресурсы 5 часов | 10 | 1 | От чего зависит климат нашей страны. | Урок изучения нового материала. | 9 стр 57- 61 | Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (ср. t ян. и ил., осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления. | Климатообразующие факторы, солнечная радиация и ее виды (прямая, рассеянная, отраженная, суммарная). | Называть и показывать климатические пояса и области. Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации. Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла. Давать оценку климатических особенностей России, климатических условий для обеспечения жизни людей, краткое описание типов погоды. Приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов. Объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории, закономерности распределения осадков в разных регионах России. Определять по картам температуры воздуха, количество осадков. | |||
11 | 2 | Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Практическая Работа «Анализ синоптической карты. Составление прогноза погоды» | Урок изучения нового материала. | 9 стр 61- 63 | Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны, синоптическая карта. | ||||||
12 | 3 | Закономерности распределения тепла и влаги по территории страны. Практическая работа «Выявление закономерности распределения средней температуры января и июля, годового количества осадков, коэффициента увлажнения для разных пунктов» | Практикум. | 10 стр 63- 68 | Испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения | ||||||
13 | 4 | Типы климатов России. | Исследова-ние. | 10 стр 68- 72 | Тип климата | ||||||
14 | 5 | Зависимость климата от человека. Агроклиматические ресурсы. | Практикум. | 11 | Агроклиматические ресурсы, засухи, суховеи, пыльные бури, ураганы, морозы, гололёд, туман. | ||||||
Внутренние воды и водные ресурсы 3 часа | 15 | 1 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. Практическая работа «Определение по тематическим картам особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования» | Практикум. | 12 | Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовой режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. | Речная система, бассейн, режим реки, типы режима, падение, уклон, межень, паводок, половодье. | Реки: Волга, Онега, Сев. Двина, Печора, Нева, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Зея, Бурея, Амур, Кубань, Терек, | Уметь показывать реки России на карте, озера, артезианские бассейны, области распространения многолетней мерзлоты, показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ. Давать характеристику крупных рек, озер страны на конкретных примерах. Приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности. | ||
16 | 2 | Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | Практикум. | 13 | Озёрная котловина, типы озёр, снеговая линия, типы подземных вод. | Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Ханка. Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское. Подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианские бассейны. | |||||
17 | 3 | Водные ресурсы. Охрана вод. | Практикум. | 14 | Водные ресурсы, водопользова-ние, водопотребление, качество воды. | Каналы: Волго-Балтийский, Волго-Донской, Беломорско-Балтийский, им.Москвы. | |||||
Почвы и почвенные ресурсы 3 часа | 18 | 1 | Образование почв и их разнообразие. | Урок изучения нового материала. | 15 | Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. | Условия почвообразования, гумус, почвенный профиль, механический состав, структура почв. | Называть факторы почвообразования, свойства основных типов почв. Давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания. Объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; необходимость охраны почв, рационального использования земель. | |||
19 | 2 | Закономерности распространения почв. | Практикум. | 16 | Зональные и азональные типы почв. | ||||||
20 | 3 | Почвенные ресурсы России. | Конферен-ция | 17 | Земельные, почвенные ресурсы, мелиорация, эрозия, рекультивация. | ||||||
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы - 3 часа | 21 | 1 | Растительный и животный мир России. | Практикум. | 18 | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные ПТК. Физико-географическое районирование России. | Уметь приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса. Объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; значение животного мира в жизни человека. Прогнозировать последствия уничтожения болот. | ||||
22 | 2 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | Практикум. | 19 | Заповедники, национальные парки. ЮНЕСКО. | Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Таймырский, Кроноцкий, Кивач. | |||||
23 | 3 | Природно-ресурсный потенциал России. | Урок системати-зации и обобщения знаний (практикум). | 20 | Природные условия, природные ресурсы, рекреационные ресурсы. | ||||||
Обобщение по разделу I – 1 час | 24 | 1 | Урок-зачёт по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России». | Урок системати-зации и обобщения знаний (зачет) | стр 120 121 | ||||||
Р А З Д Е Л II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСВ РОССИИ (37 часов), в т.ч. Брянская обл. 12 ч. | |||||||||||
Природное районирование 6 часов | 25 | 1 | Разнообразие природных комплексов России. Природное районирование.
| Урок изучения нового материала. | 21 | Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны. Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. | ПТК, географическая оболочка, ландшафтоведение, фация, региональные ПК, антропогенные комплексы. | Русская (Восточно-Европейская) равнина, Северный Кавказ, Урал, Западно-Сибирская равнина, Восточная Сибирь, Дальний Восток. | Описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт, виды хозяйственной деятельности в природных зонах. Объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования. | ||
26 | 2 | Моря как крупные природные комплексы. | Практикум. | 22 | Белое море; Кандалакшский залив; губы: Онежская, Двинс-кая, Мезенская; острова: Соловецкие, Моржовец; полуострова: Кольский, Канин; реки: Онега, Сев. Двина, Мезень; мысы: Святой Нос, Канин Нос. | ||||||
27 | 3 | Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра. | Урок актуализа-ции знаний и умений. | 23 | Зональность, ландшафтные зоны, многолетняя мерзлота, тундрово-глеевые почвы. | ||||||
28 | 4 | Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. | Урок актуализа-ции знаний и умений. | 24 | Тайга, лесостепь, дерново-подзолистые почвы | ||||||
29 | 5 | Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни. | Урок актуализа-ции знаний и умений. | 25 | Степь, чернозёмы, пустыни, полупустыни, каштановые почвы. | ||||||
30 | 6 | Высотная поясность. Практическая работа «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)». | Практикум. | 26 | Высотная поясность | ||||||
Природа регионов России 31 час | 31 | 1 | Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы. | Урок изучения нового материала. | 27 | Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав природных районов. Особенности географического положения регионов и его влияние на природу, хозяйственное развитие региона и геополитические интересы России. Историко-географические этапы развития районов. Специфика природы каждого региона (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Главные черты физико-географического положения области, основные геологические эры, структуры земной коры, история геологического развития, связь тектонического строения территории, рельефа и распространения полезных ископаемых, основные месторождения, климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах, влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. Распределение рек области по бассейнам, зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных районах, основные виды растительного и животного мира. Наиболее распространенные типы природных и антропогенных комплексов на территории области, изменения природы под влиянием жизни и хозяйственной деятельности человека. | Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Смоленская, Московская, Валдайская, Северные Увалы, Тиманский кр. Низменности: Прикаспийская, Окско-Донская. Реки: Печора, Волга, Кама, Св. Двина, Дон, Ока, Нева. Озёра: Онежское, Ладожское, Чудское, Псковское, Ильмень, Эльтон, Баскунчак. Моря: Баренцево, Белое, Балтийское, Каспийское. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский. Полуострова: Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, Колгуев, Валаам. Города: Мурманск, Череповец, Воркута, Москва, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Ярославль, Воронеж, Астрахань. | Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов, использовать источники географической информации для решения учебных задач. Знать крупные природные районы и причины их выделения, черты их природы, экологические проблемы. Сравнивать особенности природы районов, определять сходство и различие. Объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры, закономерности развития растительного и животного мира территории. Характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека. Называть и показывать основные геологические эры и периоды, структуры земной коры на территории области. Объяснять образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых, почвообразовательные процессы, зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных районах, образование антропогенных комплексов. Называть климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах, влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека, распределение рек области по бассейнам, зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных районах, основные виды растительного и животного мира. | |||
32 | 2 | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. | Семинар. | 28 | Полесья, западины. | Карелия, Валдай, Волга, Селигер, Кивач. | |||||
33 | 3 | Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. | Практикум. | 29 | Месторождения: апатитов, руд чёрных и цветных металлов Кольского п-ова и Карелии, КМА; солей: Баскунчак. Нечерноземье. Заповедники: Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Астраханский. | ||||||
34 | 4 | Географическое положение Брянской области. | Практикум. | 3-5 | Факторы ЭГП. | Страны: Белоруссия (Минск), Украина (Киев). Области: Брянская, Орловская, Курская, Смоленская, Калужская; Гомельская и Могилевская, Сумская и Черниговская. | |||||
35 | 5 | Геологическое строение Брянской области. | Урок изучения нового материала. | 5-13 | Геология, геологический профиль, стратиграфическая колонка, геохронологическая таблица, эры, периоды. Ископаемая фауна. | ||||||
36 | 6 | История геологического развития территории Брянской области. | Урок актуализа-ции знаний и умений. | 13-19 | |||||||
37 | 7 | Минеральные ресурсы Брянской области. | Урок актуализа-ции знаний и умений. | 19-26 | Месторождение, рекультивация. | Месторождения: Фокинское, Полпинское, Навлинское, Белобережское, Козловское, Снежетьское, Новозыбковское, Бежицкое, Внуковичское, Лопатнинское, Гостиловское, Борознинское, Любохонское. | |||||
38 | 8 | Геоморфологические процессы и рельеф области. | Практикум. | 26-33 | Рельеф, гляциодислокации, оползни, гряды, ложбины, карьеры. | Возвышенности: Смоленско-Московская, Среднерусская, Дятьковская, Асельская, Дубровская, Вщижская, Брянская, Трубчевская, Стародубская. Низменности: Ипутьская, Судостьская, Деснинская, Брянское полесье. | |||||
39 | 9 | Климат и агроклиматические ресурсы Брянской области. | Урок актуализа-ции знаний и умений. | 34-43 | Вегетационный период, активные температуры, коэффициент увлажнения, продуктивное увлажнение | ||||||
40 | 10 | Внутренние воды и водные ресурсы Брянской области. | Практикум. | 47-60 | Виды внутренних вод, водоносная система. | Реки: Десна, Ипуть, Беседь, Судость, Болва, Нерусса, Навля, Ветьма, Дороговша. Озера: Бездонное, Круглое, Святое, Ореховое, Бечино, Большой и Малый Жерон, Кожановское, Нивковское. | |||||
41 | 11 | Земельные ресурсы. Почвы Брянской области. | Урок актуализа-ции знаний и умений. | 62-73 | Земельные ресурсы, плодородие, типы почв, эрозия, мелиорация, рекультивация. | ||||||
42 | 12 | Растительный и животный мир Брянской области. | Урок актуализа-ции знаний и умений. | 74-100 | Зональная, незональная, экстразональная, водная растительность. Беспозвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие | ||||||
43 | 13 | Растительные и охотничье-промысловые ресурсы области. | Исследова-ние. | 82-89, 100-102 | |||||||
44 | 14 | Естественные ландшафты Брянской области. | Урок актуализа-ции знаний и умений. | 102-108 | Хвойно-широколиственные леса, лесостепи. | ||||||
45 | 15 | Антропогенные ландшафты Брянской области. | Урок изучения нового материала. | 108-112 | Сельскохозяйственные, лесные, селитебные, водные, дорожные, промышленные, рекреационные, беллигеретив-ные. | ||||||
46 | 16 | Кавказ – самые высокие горы России. | Урок актуализа-ции знаний и умений. | 30 | Лакколиты, суховеи, засухи, фён, бора. | Горы: Б.Кавказ, Скалистый, Пастбищный, Лесистый, Водораздельный хребты, Эльбрус, Казбек, Бештау, Машук. Ставропольская возв. Низменности: Прикубанская, Терско-Кумская, Кумо-Манычская впадина Реки: Терек, Кума, Кубань. Моря: Чёрное, Азовское. Пролив Керченский. П-ов Таманский. | |||||
47 | 17 | Природные комплексы Северного Кавказа. | Практикум. | 31 | Плавни, шибляк | Прикубанская равнина, Кавказские Минеральные Воды. | |||||
48 | 18 | Урал – «каменный пояс Русской земли». | Игра. | 32 | Складчато-глыбовые горы, предуральский краевой прогиб. | г. Народная. Месторождения: Fe руд–Магнитогорское, Высокогорское, Качканарское, Бакальское, Халиловское. Сu руд- Гайское, Красноуральское. Золота- Березовское. Асбеста- Баженовское. Алмазов- Вишера. Солей- Соль-Илецкое, Усольское, Верхнекамское. Нефти- Ишимбай. | |||||
49 | 19 | Своеобразие природы Урала. | Практикум. | 33 | Пай-Хой, Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный Урал, горы Народная, Магнитная, Качканар. Реки: Печора, Урал, Белая, Чусовая. | ||||||
50 | 20 | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы. | Семинар. | 34 | Заповедники: Печоро - Илычский, Башкирский, Ильменский. Кунгурская ледяная пещера. | ||||||
51 | 21 | Западно-Сибирская равнина: особенности природы. | Урок изучения нового материала. | 35 | Гривы, колки, урманы | Заливы: Байдарацкая губа, Обская губа. Енисейский кряж. П-ова Ямал, Гыданский. Возвышенность: Сибирские Увалы Равнины: Ишимская, Барабинская, Васюганская. Реки: Обь, Бия, Иртыш, Тобол, Ишим, Пур, Таз. | |||||
52 | 22 | Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения. | Практикум. | 36 | Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн. | ||||||
53 | 23 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. | Урок актуализа-ции знаний и умений. | 37 | Гидролакколиты (булгунняхи), траппы, термокарстовые котловины, бугры, грунтовые наледи (тарыны), отуряхи, температурная инверсия, неотектонический этап. | Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Залив Енисейский. П-ов Таймыр Острова: Сев. Земля, Новосибирские. Возвышенности: Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тунгусское, Вилюйское, Анабарское. Горы Бырранга. Нагорье Колымское. Хребты: Верхоянский, Черского. Низменности: Северо-Сибирская, Яно-Индигирская, Колымская. Реки: Нижняя Тунгуска, Ангара, Лена, Вилюй, Яна, Индигирка, Колыма. Озеро Таймыр. | |||||
54 | 24 | Природные районы Восточной Сибири. | Урок актуализа-ции знаний и умений. | 38 | |||||||
55 | 25 | Жемчужина Сибири – Байкал. | Урок актуализа-ции знаний и умений. | 39 | Эндемики, сарма, баргузин, верховик, култук. | Баргузинский заповедник. Остров Ольхон. | |||||
56 | 26 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. | Урок актуализа-ции знаний и умений. | 40 | Ресурсы: минеральные, водные, лесные, биологические, почвенные, климатические, рекреационные. | Месторождения: Тунгусский, Ленский, Таймырский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны, алмазы Мирный, медно-никелевые руды Норильск. ГЭС: Братская, Усть-Илимская, Красноярская, Вилюйская. | |||||
57 | 27 | Дальний Восток - край контрастов. | Урок актуализа-ции знаний и умений. | 41 | Моря: Восточно- Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское. Проливы: Берингов, Лаперуза. Заливы: Пенжинская губа, Петра Великого. П-ова: Камчатка, Чукотский. Горы: Сихотэ-Алинь, Срединный хребет, Чукотское нагорье, Джугджур. Равнины: Северо-Сахалинская, Западно-Камчатская, Зейско-Буреинская. Вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка. Острова: Сахалин, Врангеля, Командорские, Курильские. Реки: Зея, Бурея, Уссури, Амур, Анадырь. | ||||||
58 | 28 | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. | Урок актуализа-ции знаний и умений. | 42 | Уссурийская тайга, Приморье, Приамурье. | Долина Гейзеров, оз. Ханка, Лазовский (Судзухинский) заповедник, Кроноцкий заповедник. | |||||
59 | 29 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. | Исследова-ние. | 43 | Ресурсы: минерально-сырьевые, лесные, водные, морские, рекреационные. | Нефть и газ Сахалина. Оловянно-вольфрамовый пояс. Каменный и бурый уголь Приморья. | |||||
60 | 30 | Практическая работа «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности». | Практикум. |
| |||||||
61 | 31 | Обобщающий урок по разделу «Природа регионов России». | Урок системати-зации и обобщения знаний (игра). | стр 252 253 | |||||||
Р А З Д Е Л III. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (7 часов), в т.ч. Брянская обл. 2 ч. | |||||||||||
Человек и природа 7 часов | 62 | 1 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | Урок изучения нового материала. | 44 | Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Экологическая ситуация в России. | Благоприятные, неблагоприят-ные, экстремальные условия, стихийные природные явления. | Знать законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России. Знать и выполнять правила природоохранного поведения. Участвовать в мероприятиях по охране природы.
| |||
63 | 2 | Воздействие человека на природу. | Семинар. | 45 | Антропогенные ландшафты. | ||||||
64 | 3 | Рациональное природопользование. | Практикум. | 46 | Рациональное природопользование, охрана природы, географический прогноз и его виды. | ||||||
65 | 4 | Экологическая ситуация в России. | Урок актуализа-ции знаний и умений. | 47 | Источники экологической опасности, мониторинг, его виды. Биосферные заповедники. | Заповедники: Баргузинский, Кедровая падь, Астраханский, Ильменский, Алтайский, Кроноцкий, Усть-Ленский, Центрально-Сибирский, «Столбы», Кивач, Приокско-Террасный. | |||||
66 | 5 | Экологическая ситуация, охрана и преобразование природы Брянской области. | Семинар. | 112-122 | Природоохранная проблема, экологическая ситуация, охрана природы. | ||||||
67 | 6 | Охраняемые природные территории и объекты Брянской области. | Семинар. | 123-130 | Заповедник, заказник, природный парк, памятник природы. | Заповедник «Брянский лес»; заказники: Клетнянский, Карачевский, Клинцовский, Деснянско-Жеренский; природные парки: «Соловьи», Жуковский, Белобережский, Снежетьский; памятники природы: овраг «Переторги», меловой склон «Деснянские Жигули», озеро «Святое», родник «Мякишевский». | |||||
Обобщение 1 час | 68 | 1 | Обобщающее повторение по курсу «Физическая география России». | Урок подведения итогов. |
|
2 часа - резерв
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ (5 часов)
Что изучает география России. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Методы географических исследований.
Россия на карте мира. Географическое положение России. Оценка размеров территории, физико-географического, экономико-географического, геополитического и равнение географического положения России и других государств. Сухопутные и морские границы России.
Моря, омывающие территорию России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.
Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Формирование, освоение и изучение территории России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия конца XVI - начала XVII в. Открытия нового времени (XVII – XVIII вв.). Исследования XIX – XX вв. Экспедиции Русского географического общества.
Практическая работа «Определение по картам границ РФ, соседних государств, географических координат крайних точек, нанесение их на контурную карту»
Практическая работа «Решение задач на определение поясного времени»
РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ
РЕСУРСЫ РОССИИ (19 часов)
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (4 часа)
Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком.
Практическая работа «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической карте и физической карта на примере конкретных территорий»
Практическая работа «Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых, объяснение причин их размещения»
Тема 2. Климат и климатические ресурсы (5 часов)
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Практическая работа «Анализ синоптической карты. Составление прогноза погоды»
Практическая работа «Выявление закономерности распределения средней температуры января и июля, годового количества осадкой, коэффициента увлажнения для разных пунктов»
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (3 часа)
Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом, климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение.
Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Практическая работа «Определение по тематическим картам особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования»
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (3 часа).
Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.
Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (3 часа).
Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.
Обобщение материала (1 час)
РАЗДЕЛ II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ
(37 часов, в т.ч. Брянской обл. – 12 часов)
Тема 1. Природное районирование (6 часов)
Формирование природных комплексов – результат длительного развития географической оболочки Земли. Разнообразие ПТК. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние и изменение ПТК в результате деятельности человека.
Природные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.
Практическая работа «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)»
Тема 2. Природа регионов России (31 час, в т.ч. Брянской обл. – 12 часов)
Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение. Особенности природы. Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал. Самый освоенный регион России. Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы.
Брянская область. Особенности географического положения. Основные закономерности формирования рельефа и его современное развитие. Климат и агроклиматические ресурсы. Внутренние воды и водные ресурсы области, использование вод, пути сохранения их качества и объема. Особенности почв, хозяйственное использование, изменение почв, виды мелиорации. Растительный и животный мир, биологические ресурсы области. Естественные и антропогенные ландшафты.
Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые. Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. Различия природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Южного Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые. Природные уникумы. Экологические проблемы.
Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы и условия их освоения.
Восточная Сибирь. История освоения. Специфика природы Средней Сибири, Северо-Восточной Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство континентального климата. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. История освоения края и открытия его богатств. Природные уникумы.
Дальний Восток. Географическое положение. Особенности рельефа и геологического строения территории. Горы Камчатки и Курильских островов – самые молодые горы России. Муссонный климат. Реки и озера. Причины своеобразия природных зон. Стихийные природные явления. Природный ресурсный потенциал. Природные уникумы.
Практическая работа «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности»
РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (7 часов)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Мониторинг.
Экологическая ситуация в России и Брянской области. Геоэкологический потенциал.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. М.: Дрофа, 2007.
География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С.В. Курчина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
УМК:
География России. Природа. 8 кл.: Учебн. для общеобразоват. учреждений / И.И. Баринова. – М.: Дрофа, 2010.
География Брянской области: Учебное пособие для учит. и уч-ся 9 кл. / под ред. Л.М. Ахромеева. – Издат. Товарищество «Дебрянск», Брянск. 1995.
География России. Природа. 8 кл.: Атлас. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010.
Дополнительная литература:
1. География. 6-11 классы: развернутое тематическое планирование / авт.-сост. Н.В. Болотникова, В.П. Комарова. – Изд. 2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2010.
2. География. 8 класс. Поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа». Издание 2-е / Сост. Т.Н. Воробцова. – Вологорад: Учитель – АСТ, 2003.
3. География. 7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты / авт.-сост. В.Н. Иванова и др. – Волгоград : Учитель, 2009.
4. География России. 8-9 кл.: метод. пособие / И.И. Баринова, В.П. Дронов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
5. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2004.
6. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии / Сост. Н.Н. Петрова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
7. Пармузин Ю.П., Карпов Т.В. Словарь по физической географии. – М.: Просвещение, 1994.
8. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
9. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь: Пособие для учащихся сред. И ст. возраста. – М.: Просвещение, 1998.
10. Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств: «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово») / Авт.-сост. Н.В. Болотникова. – 2-е изд., испр., доп. – М: Издательство «Глобус», 2009.
11. Романова А.Ф. Нестандартные уроки. География. 8-9 классы. Народные промыслы России. – Волгоград: Учитель, 2003.
12. Сиротин В. И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10 кл. – М.: Дрофа, 2003.
13. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. – М.: Глобус, 2008.
14. Я познаю мир: Детская энциклопедия: География / Авт. – сост. В.А. Маркин; Худож. Е.В. Пузикова и др.; Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 1997.
Краеведческая литература:
1. Брянщина, век ХХ: Историко-художественное повествование. – Брянск: ЗАО «Издательство «Читай-город», 2003.
2. Брянщина – 2008: Территория развития. ООО «Агенство «Брянск-пресса», 2008.
3. Брянской области 60 лет (1994-2004 гг.): Красногорский район. ООО «Типография «Александрия», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии России 8 класс
В рабочую программу по географии России включены разделы с учетом регионального компанента.т.к. планируется изучение физической географии Ростовской области и Егорлыкского района....
Рабочая программа по географии России 8 класс к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическ...
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания
Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...
Рабочая программа по географии России 8 класс
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса география России являются:· федеральный компонент государственного образовательно...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...
Рабочая программа по географии России 9 класс по ФГОС. Учебник "География России. Население и хозяйство 9 класс"; издательство "Дрофа": авторы В.П. Дронов, А.Я. Ром (классическая линия)
Рабочая программа по географии России 9 класс по ФГОС ( классическая линия)...