Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образования по географии (базовый уровень) Министерства образования и науки Российской федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_geo_8v_rasp.doc | 252 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по географии для обучающихся 8 классов
- Пояснительная записка.
4.2.1.Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образования по географии (базовый уровень) Министерства образования и науки Российской федерации.
.,Положение о рабочей программе учебного курса МБОУ СОШ п. Пионерский приказ №571 от03.09.13г., в соответствие с образовательной программой школы на 2014-2015г., утвержденной приказом ОУ №557 от 06.09.14г.
4.2.2. Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Задачи:
- овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
- 4.3. Общая характеристика учебного курса
4.3.1.Роль и значимость курса.
Важнейшей ролью в обучении географии является овладение учащимися умениями самостоятельно работать с картой, статистическими материалами, вести наблюдения на местности, оценивать качество окружающей человека среды.
Изучение географии России в 8 классах должно быть направлено в первую очередь на формирование личностных качеств учащихся: любви к Родине, уважения к населяющим её народам, их культуре и национальным особенностям; овладение географической информацией и понимание её значимости в современной жизни. Особенности природы целесообразно рассматривать как условия жизни, быта и хозяйственной деятельности , показывая при этом пути адаптации коренных народов, современного населения к жизни в разнообразных природных условиях.
4.3.2 . Преемственность при изучении курса
Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально – дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии.
Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или города.
4.3.3.Связь обучения предмета с практикой
Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориетироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по – другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому , с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко – географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.
4.3.4. Особенность построения курса
Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по – другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.
4.4.Место учебного предмета географии в учебном плане.
Курс изучения географии рассчитан в 2014-2015году на 2 часа в неделю, за год 70 часов из расчета 35 учебных недель. «География России» изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится по 2 часа в неделю. Структуризация материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического положения, особенностей природы и населения России; в 9 классе – учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и характеристикой крупных регионов России.
4.5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
География – наука интегральная и призвана формировать у учащихся комплекс знаний о природных, экономических и социальных объектах, явлениях и процессах на Земле на территории локального, регионального и глобального масштабов. Исходя из этого целесообразно усилить в преподавании географии такие акценты, как комплексно-географический, историко-культурный, эколого-экономический и практический.
Наряду с уже устоявшимися компонентами географического содержания следует назвать некоторое новые направления его развития:
- сближение в содержании школьной географии физической и социально-экономической составляющих;
- усиление страноведения в основной школе;
- увеличение времени на изучение населения, особенностей культуры и быта народов Земли; своей Родины;
- комплексное изучение географии в логической взаимосвязи взаимозависимости природных, социальных, экономических и территориальных структур;
- органическая связь курса географии России с региональными курсами географии своего родного края, которые не дублируют, а конкретизируют и дополняют содержание курса по географии своей Родины и др.
4.5.1.Важность учебного курса
Курс географии в 8 классе формирует у обучающихся пространственные представления о природе России,населении и хозяйстве, способы действия,ценностные отношения. География – наука интегральная и призвана формировать у учащихся комплекс знаний о природных, экономических и социальных объектах,явлениях и процессах на Земле на территории локального,регионального и глобального масштабов. Исходя из этого, целесообразно усилить в преподавании географии такие акценты,как комплексно-географический,историко-культурный ,эколого-экономический и практический.
4.5.2. Ценностные ориентиры курса
В результате изучения курса географии учащиеся получат дальнейшее развитие личностных,коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий,учебных и общепользовательских компетенций. В ходе изучения предмета у обучающихся будут заложены основы формально-логическогт мышления,рефлексии,основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний,их самостоятельному пополнению,переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации,решению социальнозначимых проблем и воплощение решений в практику; способности к самоорганизации.
4.5.3. Особенности обучающихся
Обучающиеся в 8 классе (А,В) относятся к детям.вступившим в переходный возрвст.Детство прошло,но зрелость еще не наступила. Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическую,нравственную и интеллектуальную. В образовательном процессе важна форма организации совместной деятельности учащегося и учителя.
4.6. В результате изучения географии на базовом уровне обучающийся должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий в России;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы России и её разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами отдельных регионов и страны;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности освоения ее районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий россии, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на карте географические координаты и местоположение географических объектов; разницу во времени
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
Обладать базовыми компетенциями, то есть использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Обладать ключевыми компетенциями:
Информационно-технологические
- Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- Способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;
Коммуникативные:
- Умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения
- Умения обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;
Учебно-познавательные:
- Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
- Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка;
- Умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач;
- Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в 8 классе основной школы, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценносте
4.7. Содержание учебного курса.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (70 часов)
4.7.1.Введение. Пространства России (8 часов).
4.7.2.Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Моря России. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.
4.7.3. Практические работы.
№ 1. Элементы ГП РФ на контурной карте
№ 2. Определение поясного времени
4.7.1.Раздел 2. Природа и человек (42 ч.)
4.7.2.Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком.
4.7.2.Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
4.7.2.Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
4.7.2.Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.
Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.
4.7.2.Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Природные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность.
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия. Роль географии в изучении и преобразовании природы. Экологическая ситуация в России.
4.7.3.Практические работы.
№ 3. Установление взаимосвязей между формами рельефа, строением земной коры и полезными ископаемыми
№4 нанесение на к.карту бассейнов полезных ископаемых России
№5 Характеристика реки с точки зрения хозяйственного использования
4.7.1.Раздел 3. Население России (20)
Численность и воспроизводство населения России, возрастной и половой состав населения, демографическая ситуация, миграции населения, география рынка труда ,этнический состав населения, расселение и урбанизация, города России, демографические проблемы.
4.7.3.Практические работы
№6 Анализ границ естественного движения населения
№7 Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве
№8.Анализ таблиц и карты «Народы России»
№9. Составление схемы «Влияние плотности населения на природу и жизнь человека»
4.8.Тематический план.
№ | Раздел | Всего часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение. Пространства России | 8 | 2 | |
2 | Раздел 2. Природа и человек | 42 | 3 | 3 |
3 | Раздел 3. Население России | 20 | 4 | 1 |
4 | Итого | 70 | 9 | 4 |
4.9. Учебно-методическое обеспечение курса.
Программные документы:
- Стандарт среднего (полного) образования по географии. М: Просвещение, 2005 .
- Программно-методические материалы. География. 6 – 9 класс (составитель Сиротин В.И.), М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
Учебники:
- Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Учебно-методическая литература:
- И.И. Баринова Современный урок географии. Методические разработки уроков. М.: Школа-Пресс, 2000.
- Т.С. Майорова. География. Справочник школьника. М.: ТКО «АСТ», 2003.В.В. Клим
- Е.А.Жижина Н.А. Никитина География: Универсальные поурочные разработки по географии 8 класс М.: ВАКО,2011.
- В.И. Сиротин. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6 – 10 классы. М.: АРКТИ, 2001.
Дидактические материалы, тесты, задачники:
- Л.Н. Полякова. Сборник заданий и упражнений по географии 8 класс к учебнику «География России 8-9 классы» под редакцией А.И.Алексеева. М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- В.А. Кошева, А.А. Лобжанидзе. Тесты. География. 8-9 классы. М.: Дрофа. 2002.
- А.А. Летягин. Тесты. География. 6 – 10 классы.. М.: «Олимп», 1999.
- Л.Е.Перлов. Дидактические карточки-задания по географии к учебнику В.П.Дронова «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс» М,; издательство «Экзамен»2010.
- В.Б. Пятунин. Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 кл. М.: Дрофа, 2000.
- М.С.Смирнова Сборник заданий и упражнений по географии 8 класс к учебнику под редакцией В.П.Дронова «География России. Природа. Население, Хозяйство 8 класс» М.: издательство «Экзамен», 2011.
- Ю.А.Соловьева «География. Контрольные тестовые задания» М.: ЭКСМО, 2009.
Литература для обучающихся:
- А.М. Берлянт и др. Физическая география: Справочные материалы. М.: Просвещение, 2000.
- К.П. Сергеева. За страницами учебника географии. 8-9 класс. М.: Просвещение, 1997.
Материально-техническое обеспечение курса:
Компьютеры – на базе школы.
- Карты и таблицы.
- Видеофильмы, видеофрагменты.
- Компьютерные программы.
- 4.10. планируемые результаты изучения географии.
- Организуя учебный процесс по географии в 8 классе основной школы, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- — познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- — сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- — ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- — соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценносте
№ урока с начала года\ в теме | Тип урока | Тема урока | Практические и контрольные работы | Элементы обязательного минимума | ОУУН | Дата проведения По плану По факту |
1. | Учебная лекция | Введение. Зачем изучают географию России? | Особенности и задачи физической и социальной географии. | Выявлять особенности и задачи географии России. | ||
2.1 3. 2 4.3 5.4 6.5 7.6 8.7 | комбинир комбинир практикум комбинир практикум путешествие комбинир | Россия на карте мира. Границы России. Обозначение на к/карте пограничных гос-в Россия на карте часовых поясов. Определение разницы во времени отдельных территорий России Формирование территории России. Географическое изучение территории России.
| Пр. раб. №1 Пр.работа №2 | Долю России по численности населения и размерам территории в мире. Виды границ, государства-соседей. Знать часовые пояса России и мира. Уметь определять поясное время в разных точках Историю образования Российского государства. Особенности задачи современной географии. | Определять координаты крайних точек России. Давать физико-географическую характеристику морей. Решать практические задачи Решать практические задачи. Показывать маршруты путешествий. Объяснять результаты путешествий. Выделять источники географических знаний. | |
Раздел 2 | Природа и человек (42 ч) | |||||
9.1 10.2 11.3 12.4 13.5 14.6 15.7 | комбинир комбинир комбинир практикум урок проблемных заданий путешествие практикум | Строение земной коры на территории России. Процесс горообразования, виды горных сооружений Важнейшие особенности рельефа России. Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и пол. ископаемых Современное развитие рельефа. Богатства недр России. Использование недр. Нанесение на к.карту крупнейших бассейнов полезных ископаемых | Пр.работа№3 Пр. работа №4 | Понятие «тектонические структуры», особенности формирования горных систем. Важнейшие особенности рельефа. Особенности развития рельефа. Особенности образования полезных ископаемых. | Работать с геохронологической шкалой. Определять положения равнин и гор на карте. Применять навыки практической деятельности. Решать практические задачи Определять проблемы влияния хоз. деятельности человека на окружающую среду Работа с атласом и к/ картой | |
Климат России (17 часов) | ||||||
16.1 17.2 18.3 19.4 20.5 21.6 22.7 23.8 24.9 25.10 26.11 27.12 28.13 29.14 30.15 31.16 32.17 | Изучение нового Учебная лекция Практикум Практикум комбинир учет знаний комбинир практикум комбинир практикум комбинир комбинир комбинир лекция | Общая характеристика климата России. Закономерности циркуляции воздушных масс. Распределение температур и осадков. Типы климата нашей страны. Климат и человек. Агроклиматические ресурсы Контрольная работа по теме « Рельеф и климат» Внутренние воды. Реки России. Режим рек .Реки и человек Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота. Характеристика реки с точки зрения хоз. использования Почвы – “Особое природное тело”. Типы почв. География почв России. Плодородие почв. Почвы и урожай. Рациональное использование и охрана. Понятие о природно-территориальном комплексе Свойства ПТК Человек в ландшафте. Подготовка к к. работе Контрольная работа по теме | К.работа №1 Пр.работа№5 Контрольная №2 | Факторы, влияющие на формирование климата в России. Понятия «атмосферные фронты», «циклоны», «антициклоны». Закономерности распределения элементов климата. Климатические пояса и типы климата. Влияние климата на жизнь и хоз. деятельность человека. Типы внутренних вод. Виды озёр, подземных вод, болот. Хозяйственное значение внутренних вод. Территориальное разнообразие почв. Закономерности распространения типов почв. Проблемы использования почвенных ресурсов. | Работать с климатическими картами. Работать с картами и схемами. Показывать влияние океанов и течений на распределение t. Навыки практической и самостоятельной работы. Определять агроклиматические ресурсы, коэффициент увлажнения. Работа с атласом и геогр источниками Определять бассейны крупных рек и режим питания рек. Анализировать влияние рельефа и климата на озёра, многолетнюю мерзлоту. Развитие навыков практической работы. Определять факторы образования почв. Определять типы почв в различных природных зонах. Определять агротехнические мероприятия. Показывать и описывать ПТК. Выделять значимость изменения человеком природных ландшафтов. | |
Природно-хозяйственные зоны(13 часов) | ||||||
33.1 34.2 35.3 36.4 37.5 38.6 39.7 40.8 41.9 42.10 43.11 44.12 45.13 | презентация презентация презентация презентац презентация презентация презентация | Учение о природных зонах “Безмолвная Арктика”. Чуткая Субарктика”. Таёжная зона. Б олота Зона смешанных, широколиственных и хвойных лесов. Лесостепи и степи. Полупустыни, пустыни и субтропики. Высотная поясность в горах. Человек и горы. Влияние человека на природные зоны в результате хоз. деятельности Обобщение знаний по теме . подготовка к контрольной работе Контрольная работа по теме «Природно-хозяйственные зоны | Контрольная №3 | Роль В.В. Докучаева Особенности природы Арктики Особенности субарктической зоны. Особенности таёжной зоны. Особенности зоны. Особенности зоны Особенности природы полупустынь, пустынь и субтропиков. Особенности природы горных территорий Природные условия гор с точки зрения жизни и деятельности людей. Знать тему “Природно-хозяйственные зоны”. | Определять значение природно-хозяйственной зоны. Выделять проблемы хозяйственного освоения. Выделять проблемы хозяйственного освоения. Выделять проблемы хозяйственного освоения. Выделять проблемы хозяйственного освоения. Выделять проблемы хозяйственного освоения. Выявлять проблемы природных зон, связанные с их освоением. Определять факторы, влияющие на особенности органического мира. Определять особенности хозяйственного освоения территории. | |
46.1. 47.2 48.3 49.4 | Учебная лекция Учебная лекция семинар Обобщение знаний | Природная среда (4 часа) Природная среда, природные условия, природные ресурсы. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы и охраняемые территории. История взаимоотношений человека и природы. | Понятие «природные ресурсы». Значение природопользования. Понятия «рациональное природопользование и устойчивое развитие». Изменения в природе, которые возникают под влиянием деятельности человека. Подведение итогов темы «природопользование и охрана природы». | Выявлять особенности классификации природных ресурсов. Выделять экологические проблемы.Определять природоохранные меры. Обобщать и подводить итоги | ||
50.1 51.2 52.3 53.4 54.5 55.6 56.7 57.8 58.9 59.10 60.11 61.12 62.13 63.14 64.15 65.16 66.17 67.18 68.19 69.20 70.21 | Учебная лекция Комбинир практикум Комбинир Комбинир комбинир практикум Комбинир комбинир комбинир комбинир практикум комбинир комбинир практикум учебная лекция Презентац Сам.работа комбинир Учет знаний Итоговый урок | Раздел 3 «Население России» (20ч) Численность населения России ,ее изменения Воспроизводство населения. Анализ границ естественного движения населения Половой состав населения.
Возрастной состав населения. Миграции населения. Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени Внешние миграции – в Россию из неё Территориальная подвижность населения. География рынка труда. Этнический состав населения. Анализ таблиц и карты «Народы России» Религии народов России. Плотность населения. Составление схемы «Влияние плотности населения на природу и человека» Расселение и урбанизация. Города России. Сельская Россия. Обобщение знаний по теме «Население России» .Подготовка к контрольной работе Контрольная работа « Население России». Россия в мире.
| Пр. работа №6 Пр. работа №7 Пр. работа №8 Пр. работа №9 К/ работа №4 | Термины «демография», «демографический кризис и взрыв». Особенности воспроизводства населения России. Половую структуру населения. Факторы преобладания мужчин и женщин в разных районах. Возрастную структуру населения Понятие «миграция», проблемы миграций. Причины территориальной подвижности населения. Понятие «трудовые ресурсы», «безработица». Особенности национального состава населения. Религиозный состав России. Особенности размещения населения, зоны заселения Термины: «поселение», «урбанизация», «городские агломерации». Значимость, типологию городов. Отличие сельской местности от городской. Обобщение знаний по теме | Определять проблемы численности населения. Объяснять особенности демографического перехода. Решать практические здачи Читать диаграммы, таблицы, карты. Читать половозрастные пирамиды. Объяснять причины процессов миграции. Выявлять причины внешних миграций. Называть причины массового передвижения населения. Современные требования к работнику в условиях рыночной экономики. Анализировать карту народов России. Сопоставлять географию религии с внешней политикой России. Анализировать карту плотности населения. Работать с таблицами и графиками. Выявлять функции городов. Выделять перспективы развития сельской местности. Применять теоретические знания на практике | |
. |
- Пояс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Приложение к образовательной программе,
введенной в действие приказом №_______
от « 31» 08. 20 г.
Рассмотрено на заседании кафедры _____________________образования
Протокол № _______от « » . 20 г.
Руководитель кафедры / /
Согласовано
Заместитель директора / /
« » .20 г.
Рабочая программа по экологии и географии Ханты-Мансийского округа (Югры)
для параллели 8-х классов
Нормативно-правовые документы, на основе которых составлена рабочая программа (примерной, авторской программы; выходные данные программы.
Учебник, выходные данные учебника
Составитель: Нечаева Елена Вячеславовна
учитель географии и биологии
2016 год
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образования по географии (базовый уровень) Министерства образования и науки Российской Федерации. Программа предназначена для обучающихся 8 классов. Программа Рассчитана на 18 часов .
2.2. В результате изучения экологии и географии ХМАО на базовом уровне обучающийся должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы ХМАО и её разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами отдельных регионов и страны;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий ХМАО, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на карте географические координаты и местоположение географических объектов; разницу во времени
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
Обладать базовыми компетенциями, то есть использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Обладать ключевыми компетенциями:
Информационно-технологические
- Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- Способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;
Коммуникативные:
- Умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения
- Умения обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;
Учебно-познавательные:
- Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
- Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка;
- Умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач;
- Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии ХМАО в 8 классе основной школы, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностестей.
- Организуя учебный процесс по экологии и географии ХМАО в 8 классе основной школы, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- — познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- — сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- — ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- — соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
2.3. Содержание учебного курса.
Введение. Территория, границы и географическое положение
(2 часа).
Природа ХМАО.( 12часов)
Геологическое строение и история развития территории. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые. Климатические особенности. Гидрографическая сеть. Почвы. Земельные ресурсы. Растительность. Животный мир. Природные комплексы.
Практические работы.
№ 1. Нанесение на к/ карту границ округа ,крайних точек, протяженность территории
№ 2. Обозначение на к/карте крупных форм рельефа
№3 Обозначение на к/карте крупных месторождений полезных ископаемых.
№4 Характеристика сезонов года
№5 Описание рек округа
№6 Характеристика растительности округа.
Раздел 2. История заселения и хозяйственного освоения территории округа (4 ч.)
История заселения территории. Хозяйственная деятельность народов округа. Традиционные жилища коренных народов округа. Родовые угодья.
2.4. Календарно-тематическое планирование
по экологии и географии ХМАО в 8-ом классе
№ п/п № урока в теме | Тип урока | Тема урока | Элементы обязательного минимума | ОУУН | Дата проведения По плану По факту |
1. | комбинир | Территория , границы, географическое положение округа | Особенности ГП округа в сравнении с другими странами мира | ||
2. 3.1 4.2 5.3 6.4 7.5 8.6 9.7 10.8 11.9 12.10 13.11 14.12 15 .13 16.15. 17.15 18.1 | практикум комбинир комбинир практикум практикум комбинир практикум путешеств практикум комбинир практикум презентац комбинир комбинир презентац | Обозначение границ территории округа. Природа округа 15 час Геологическое строение и история развития территории Разнообразие рельефа ПР №2 Обозначение на к/ карте форм рельефа Полезные ископаемые ПР№3 Нанесение на к/ карту месторождений полезных ископаемых Климатические особенности ПР №4 Характеристика сезонов года Гидрграфическая сеть округа
ПР№5 Описание рек округа по плану Почвы и растительность ПР№6 Характеристика растительности Животный мир Природные комплексы Обобщение темы «Природа округа» подготовка к контрольной работе Контрольная работа №1 по теме « Природа округа» История освоения и экология округа 1 час История заселения округа. Экологическая ситуация в округе. | Виды границ, государства-соседей. Факторы формирования рельефа Особенности рельефа Разнообразие полезных ископаемых Факторы формирования климата Характеристика поверхностных вод Влияние факторов на формирование растительности Приспособленность животных Влияние хозяйственной деятельности на ПК Традиционные виды деятельности угорских народов | Уметь определять крайние точки и их координаты Знать геологическую историю округа Уметь находить крупные формы рельефа Знать группы полезных ископаемых Уметь анализировать климатическую карту округа | |
2.5. Учебно-методическое обеспечение курса.
Программные документы:
- Стандарт среднего (полного) образования по географии. М: Просвещение, 2005 .
- Программно-методические материалы. География. 6 – 9 класс (составитель Сиротин В.И.), М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
Учебники:
В.В. Бакулин « География Ханты-Мансийского автономного округа» учебное пособие для 8-9 классов. Москва, ЭКОПРОС ,2002г
Материально-техническое обеспечение курса:
Компьютеры – на базе школы.
- Карты и таблицы.
- Видеофильмы, видеофрагменты.
- Компьютерные программы.
Календарно-тематическое планирование
по географии в 8-ом классе
на 2013-2014 год
(2 часа в неделю. Всего за год 70 часовпо учебнику А. И. Алексеева.
“География России. Природа и население.”
книга l, 8 класс.
Москва « Дрофа » 2006
№ п/п | Тип урока | Тема урока | Практические и контрольные работы | Элементы обязательного минимума | ОУУН |
1. | Учебная лекция | Введение. Зачем изучают географию России? | Особенности и задачи физической и социальной географии. | Выявлять особенности и задачи географии России. | |
2. 3. 4. 5. 6. | комбинир практикум практикум комбинир практикум | Пространства России. Россия на карте мира. Границы России Пр раб №1 «Границы России.» Россия на карте часовых поясов. Формирование территории России. Географическое изучение территории России. Пр раб №2 «Определение разницы во времени отдельных территорий России
| Пр. раб. №1 Пр.работа №2 | Долю России по численности населения и размерам территории в мире. Виды границ, государства-соседей. Знать часовые пояса России и мира. Уметь определять поясное время в разных точка | Определять координаты крайних точек России. Давать физико-географическую характеристику морей. Решать практические задачи Решать практические задачи. |
Раздел 2 | Природа и человек ( | ||||
7 8. 9 10. | комбинир комбинир комбинир урок проблемных заданий | Строение земной коры на территории России. Процесс горообразования, виды горных сооружений Важнейшие особенности рельефа России. Современное развитие рельефа. Использование недр. | Понятие «тектонические структуры», особенности формирования горных систем. Важнейшие особенности рельефа. Особенности развития рельефа. | Работать с геохронологической шкалой. Определять положения равнин и гор на карте. Применять навыки практической деятельности. Решать практические задачи Определять проблемы влияния хоз. деятельности человека на окружающую среду Работа с атласом и к/ картой | |
11. 12 13 14 15 16. 17 18. 19 20. 21 22 23. 24 25. 26. 27. 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 | Изучение нового Практикум Учебная лекция Комбинир Практикум Практикум учет знаний комбинир практикум комбинир практикум комбинир комбинир комбинир лекция презентация презентация презентация презентац презентация презентац презентац презентац презентац комбинир комбинир | Общая характеристика климата России. Пр работа №3 «Установление тектонических структур и полезных ископаемых» Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны Распределение температур и осадков. Типы климата нашей страны. Климат и человек. Агроклиматические ресурсы Контрольная работа по теме « Рельеф и климат» Богатства внутренних водРоссии. Реки России. Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота. Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота. Человек. ПР работа №4 «Характеристика реки с точки зрения хоз. использования Почвы – “Особое природное тело”. География почв России. Почвы и урожай. Рациональное использование и охрана почв Обобщение раздела» Почвы –национальное достояние страны» Понятие о природно-территориальном комплексе Свойства ПТК Контрольная работа №2 по теме « Почва- живая природа» Человек в ландшафте. Учение о природных зонах “Безмолвная Арктика”. Чуткая Субарктика”. Таёжная зона. Б олота Зона смешанных, широколиственных и хвойных лесов. Лесостепи и степи. Внутренние воды зоны степей и лесостепей Полупустыни, пустыни и субтропики. Высотная поясность в горах. Человек и горы. Контрольная работа по теме «Природно-хозяйственные зоны | ПР №3 К.раб№1 Пр.работа№5 Контрольная №2 Конт работа №3 | Факторы, влияющие на формирование климата в России. Понятия «атмосферные фронты», «циклоны», «антициклоны». Закономерности распределения элементов климата. Климатические пояса и типы климата. Влияние климата на жизнь и хоз. деятельность человека. Типы внутренних вод. Виды озёр, подземных вод, болот. Хозяйственное значение внутренних вод. Территориальное разнообразие почв. Закономерности распространения типов почв. Проблемы использования почвенных ресурсов. Особенности природы Арктики Особенности субарктической зоны. Особенности таёжной зоны. Особенности зоны. Особенности зоны Особенности природы полупустынь, пустынь и субтропиков. Особенности природы горных территорий Природные условия гор с точки зрения жизни и деятельности людей. | Определять значение природно-хозяйственной зоны. Выделять проблемы хозяйственного освоения. Выделять проблемы хозяйственного освоения. Выделять проблемы хозяйственного освоения. Выделять проблемы хозяйственного освоения. Выделять проблемы хозяйственного освоения. Выявлять проблемы природных зон, связанные с их освоением. Определять факторы, влияющие на особенности органического мира. Определять особенности хозяйственного освоения территории. |
43 44 45 46 47 | Лекция Комбинир Презентац Семинар комбинир | Природопользование и охрана природы Природная среда, природные условия, природные ресурсы Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы и охраняемые территории Обобщение раздела «Природа и человек» | Понятие «природные ресурсы». Значение природопользования. Понятия «рациональное природопользование и устойчивое развитие». Изменения в природе, которые возникают под влиянием деятельности человека. Подведение итогов темы «природопользование и охрана природы». | ||
48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 | Учебная лекция Комбинир Практикум Комбинир Комбинир комбинир комбинир комбинир Комбинир Комбинир Практик Комбинир Комбинир практикум комбинир комбинир практикум |
Раздел 3 «Население России» (20ч) Численность населения России ,ее изменения Воспроизводство населения. Пр работа №5 «Характеристика миграционного движения «
Половой состав населения.
Возрастной состав населения. Люди и труд Миграции населения. Внешние миграции – в Россию из неё Территориальная подвижность населения. Обобщение раздела «Миграции в России» Практ работа №6 «Нарисовать и проанализ половозрастную пирамиду» География рынка труда. Народы и религии. Этнический состав населения. Этническая мозаика России Практ работа №7 Анализ таблиц и карты «Народы России» Религии народов России. Плотность населения. Практ №8 Составление схемы «Влияние плотности населения на природу и человека» Расселение и урбанизация. Причины роста городов Контрольная работа №4 «Население Росс» Города России. Сельская Россия.
| К раб№4 | Термины «демография», «демографический кризис и взрыв». Особенности воспроизводства населения России. Половую структуру населения. Факторы преобладания мужчин и женщин в разных районах. Возрастную структуру населения Понятие «миграция», проблемы миграций. Причины территориальной подвижности населения. Понятие «трудовые ресурсы», «безработица». Особенности национального состава населения. Религиозный состав России. Особенности размещения населения, зоны заселения Термины: «поселение», «урбанизация», «городские агломерации». Значимость, типологию городов. Отличие сельской местности от городской. | Определять проблемы численности населения. Объяснять особенности демографического перехода. Решать практические здачи Читать диаграммы, таблицы, карты. Читать половозрастные пирамиды. Объяснять причины процессов миграции. Выявлять причины внешних миграций. Называть причины массового передвижения населения. Современные требования к работнику в условиях рыночной экономики. Анализировать карту народов России. Сопоставлять географию религии с внешней политикой России. Анализировать карту плотности населения. Работать с таблицами и графиками. Выявлять функции городов. Выделять перспективы развития сельской местности. |
| |||||
| |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. География 8 класс к учебнику А.И. Алексеев. География России: природа и население.
Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «Геог...
Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику И.И. Бариновой "География. Природа России", 2 часа в неделю
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания
Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...
Рабочая программа по геграфии для 9 класса по учебнику Алексеева А.И., География. Россия. Хозяйство и географические районы.9кл.-М.:Дрофа,2010г.
Данная программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии «География России» (7-9 классы) / Сборник нормативных документов: География: Федера...
рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебнику Алексеева А. И. География 5 -9 классы
Для работы по линии "Полярная звезда"...