Рабочая программа по географии России 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
В рабочую программу по географии России включены разделы с учетом регионального компанента.т.к. планируется изучение физической географии Ростовской области и Егорлыкского района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_rossii_8klass.docx | 59.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу
География России
8 класс
Разработана учителем географии
МБОУ ЕСОШ №1
ст.Егорлыкская
Ростовская область
2012-2013 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов.
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень), утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
- Законом Российской Федерации «Об образовании».
- Примерной программе основного общего образования на базовом уровне по географии География Земли VIII-IX классы.
- Авторской программе по географии 8 - 9 классы под редакцией В.П. Дронова, И.И.Баринова, М.Дрофа 2008г.
- Учебного плана МБОУ ЕСОШ № 1 на 2012-2013 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника по географии «География 8 класс. Природа России». И.И. Баринова. М.- 2009г., «Дрофа». Курс «География России» создаёт у школьников образ страны во всём её многообразии и целостности. Данный курс служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России. Их уважение к культуре и истории своей Родины и населяющих её народов, эстетическое образование школьников.
Программа рассчитана на изучение курса географии учащимися 8 класса. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-7 классах при изучении «Начального курса географии» и «Географии материков и океанов». Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Цель: Создать у школьников целостное представление о своей Родине, о малой Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.
Задачи:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Организация образовательного процесса:
В данной программе используются следующие педагогические технологии:
1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.
2. Технология проектной деятельности.
3. Технология личностно-ориентированного обучения.
4. Новые информационные технологии.
5. Нетрадиционные формы организации уроков.
6. Различные источники географической информации.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа рассчитана на один учебный год – 70 часов, 2 часа в неделю. Предполагается проведение текущих и контрольных практических работ. Количество контрольных практических работ-8 за год. Контрольные практические работы проверяются и оцениваются у всех учащихся , текущие практические работы проверяются выборочно.В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.
В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной системе оценивания для всех установлены общедидактические критерии.
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами:
При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-7 классах при изучении «Начального курса географии» и «Географии материков и океанов». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрепредметные и межпредметные связи. Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, алгебры, культурологи, зоологии и ботаники.
Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).
Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.
- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.
- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Содержание программы по географии в 8 классах.
Распределение часов по тематическим блокам по географии:
- Введение -1 ч.
- Пространства России. – 7 ч.
- Особенности природы и природные ресурсы. – 22 ч.
- Природные комплексы России. – 40 ч.
- Региональный компонент курса. – 10 ч.
Календарно-тематическое планирование. География 8 КЛАСС
№ | Название раздела, темы урока | Дата проведения урока | вид урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды учебной деятельности | Формы контроля | Практические работы | Д/з | |
ПЛАН | ФАКТ | |||||||||
ВВЕДЕНИЕ 1 час Цель: создание условий для получения общего представления о содержании курса «География России». | ||||||||||
1 | Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации. | Изучение нового материала | Источники географической информации. | Учащиеся должны уметь: Использовать различные источники географической информации. | Работа с книгой ,слушание объяснений учителя | фронтальный | С 3-7 | |||
Раздел I. Пространства России 7 часов | ||||||||||
2 | Географическое положение России. ПР.Р №1«Государственные границы Российской Федерации и особенности ФГП территории России и его влияние на природу и население.» | практикум | Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России. Часовые пояса. | Учащиеся должны уметь: 1. Показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; 2. Показывать на карте крайние точки страны; 3. Показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами. 4. Определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; 5. Показывать на карте субъекты РФ. 6. Обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе. | Выполнение практической работы | Тематичес кий контроль в различных формах: зачет, географический диктант, решение задач на поясное время | На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей родины. Решение задач на определение поясного времени. | § 1 | ||
3 | Особенности ФГП. Как осваивали и изучали территорию России | Практикум | Отбор и сравнение материала по нескольким источникам | §4 | ||||||
4 | Различия во времени на территории России | Семинар | выполнение простейших исследований (наблюдать, сравнивать/) | §3 | ||||||
5 | «Определение поясного времени» | практикум | Решение задач | §3 | ||||||
6 | Моря, омывающие территорию России. | Изучения нового материала | Отбор и сравнение материала по нескольким источникам | §2 | ||||||
7 | Практическая работа «Моря, омывающие территорию России» | практикум | Самостоятельная работа | §2 | ||||||
8 | Итоговый урок по теме «Введение» | зачет | Систематизация учебного материала | Пов.§1-3 | ||||||
Раздел I I. Особенности природы и природные ресурсы- 22 часа | ||||||||||
Рельеф и недра России 5 часов Цель: создание условий для знакомства учащихся с особенностями рельефа России, его разнообразием; продолжить обучение навыкам работы по карте и называть наиболее крупные формы рельефа. Развитие навыков устанавливать взаимосвязь между физической и тектонической картами. | ||||||||||
9 | Особенности рельефа России. | Изучение нового материала | Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны | Учащиеся должны уметь: 1. Читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт. 2. Показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны. Наносить их на контурную карту. 3. Определять, как рельеф влияет на жизнь людей. 4. Приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; 5. Показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; 6. Называть меры безопасности при стихийных явлениях 7. Объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей. 8. Показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых. 9. Оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, | Отбор и сравнение материала по нескольким источникам | Тестовая самостоятельная работа | Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа, и полезных ископаемых. Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Воздействие рельефа на жизнь людей. | §5 | ||
10 | Геологическое строение территории нашей страны. | Изучение нового материала | Работа с картой | §6 | ||||||
11 | Связь геологических структур и рельефа. Картографический метод ПР.Р №2«Зависимость в расположении крупных форм рельефа.» | Практикум | Выполнение простейших исследований (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) | §6 | ||||||
12 | Минеральные ресурсы России ПР.Р | Практикум | Объяснение расположение ресурсов | §7 | ||||||
13 | Развитие форм рельефа. Итоговый урок по теме. | практикум | Систематизация учебного материала | §8 | ||||||
Климат и климатические ресурсы- 6 часов Цель: создание условий для изучения учащимися факторов, влияющими на формирование климата России; дать представление об изменении погоды под влиянием циклонов и антициклонов, закрепить навыки пользования климатической картой. | ||||||||||
14 | От чего зависит климат нашей страны | Изучение нового материала | Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата, чем она обусловлена, Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека Неблагоприятные климатические явления. | Учащиеся должны: 1. Приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла. 2. Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации; 3. Давать оценку климатических особенностей России; 4. Приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; 5. Объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; 6. Определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; 7. Называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды. 8. Давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей. | Сообщение | фронтальный устный опрос. | Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны. Определения состояния погоды по синоптической карте. | §9 | ||
15 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страныПР.Р №3«Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны» | практикум | Создание проблемных ситуаций | Анализ карт, Фронтальный устный опрос | ||||||
16 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России | исследование | Дидактические игры | Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос. | §10 | |||||
17 | Типы климатов России. | исследование | Дидактические игры | Индивидуальный устный опрос. | §10 | |||||
18 | Зависимость человека от климатических условий. ПР.Р. | практикум | Планирование и выполнение работы | Индивидуальный устный опрос. | §11 | |||||
19 | Обобщающий урок по теме | Деловая игра | Систематизация учебного материала, игра “термин – понятие” | Индивидуальный устный опрос. | §9-12повт | |||||
Внутренние воды и водные ресурсы-5часов Цель: создание условий для знакомства учащихся с разнообразием внутренних вод на территории России. Продолжение формирования навыков работы по карте. Оценивание водных ресурсов страны, обучение навыкам составления прогноза использования водных ресурсов. | ||||||||||
20 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | Изучение нового материала | Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы. Внутренние воды | Учащиеся должны уметь: 1. Показывать реки России на карте; 2. Объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; 3. Приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; 4. Показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; 5. Приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеком; 6. Давать характеристику крупных озер страны и области. 7. Показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ. | Путешествие по карте | фронтальный устный опрос. | Характеристика реки с точки зрения хозяйственного ее использования. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами Волгоградской области и Западной Сибири. | §12 | ||
21 | ПР.Р.№4 «Характеристика реки Енисей» | практикум | Планирование и выполнение работы | Фронтальный устный опрос | §12 | |||||
22 | Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | практикум | Создание проблемных ситуаций.Работа с картой | Анализ карт, Фронтальный устный опрос | §13 | |||||
23 | Водные ресурсы. Охрана вод. ПР.Р | практикум | Планирование и выполнение работы | Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос. | §14 | |||||
24 | Обобщающий урок по теме. | исследование | Систематизация учебного материала, игры “термин – понятие» | Индивидуальный устный опрос. | повт§12-14 | |||||
Почва и почвенные ресурсы- 3 часа Цель: создание условий для получения учащимися знаний по разнообразию почвенного, растительного и животного мира России. Продолжить отработку навыков работе по карте, показывать размещение зональных типов почв. Обратить внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды. | Индивидуальный устный опрос. | |||||||||
25 | Образование почв и их разнообразие. | Изучение нового материала | Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения | Учащиеся должны уметь: 1. Объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; 2. Называть факторы почвообразования; 3. Называть свойства основных типов почв; 4. Давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; 5. Объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель. | Использование на уроке дополнительной литературы | фронтальный устный опрос. | Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования | §15 | ||
26 | Закономерности распространения почв. ПР.Р №5 «Зависимость почв от климата» | практикум | Планирование и выполнение работы | Анализ карт, Фронтальный устный опрос | §16 | |||||
27 | Почвенные ресурсы. | конференция | Сообщения, презентации | Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос. | §17 | |||||
Растительность и животный мир- 3 часа | Индивидуальный устный опрос. | |||||||||
28 | Растительный и животный мир России. | Изучение нового материала | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. | Учащиеся должны уметь: 1. Приводить примеры значения растительного мира в жизни людей 2. Перечислять ресурсы леса; 3.Пприводить примеры использования безлесных пространств человеком; 4. Объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека. 5. Прогнозировать последствия уничтожения болот; 6. Объяснять значение животного мира в жизни человека. | Просмотр учебных фильмов | Индивидуальный устный опрос. | §18 | |||
29 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | исследование | Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. | фронтальный устный опрос. | §19 | |||||
30 | Природно-ресурсный потенциал России. Систематизация и обобщение знаний I раздела. | практикум | Систематизация учебного материала | Анализ карт, Фронтальный устный опрос | §20 | |||||
Раздел I I I. Природные комплексы России - 40 часов | ||||||||||
Природное районирование -7 часов Цель: закрепить понятие «природная зона»; продолжение формирования навыков работы по карте; обучение работать по плану описания природных зон и природных комплексов. | Индивидуальный устный опрос. | |||||||||
31 | Разнообразие ПК России. Природное районирование | Изучение нового материала | Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В.Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов | Учащиеся должны уметь: 1. Описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; 2. Объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; 3. Описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах. | Сообщения | Индивидуальный устный опрос. | Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон. | §21 | ||
32 | Моря как крупные ПК. | практикум | Путешествие | фронтальный устный опрос. | §22 | |||||
33 | Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра. | актуализации знаний и умений | Составление логических цепочек | Анализ карт, Фронтальный устный опрос | §23 | |||||
34 | Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. | актуализации знаний и умений | Решение проблемных ситуаций | Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос. | §24 | |||||
35 | ПР.Р.№6«Оцен ка природных условий зоны тайги на основе анализа тематических и общегеографических карт.» | актуализации знаний и умений | Планирование и выполнение работы | Индивидуальный опрос | §24 | |||||
36 | Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни. ПР.Р № 7 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон» | актуализации знаний и умений | Отбор и сравнение материала по нескольким источникам | Анализ карт, Фронтальный устный опрос | §25 | |||||
37 | Высотная поясность. Обобщающее повторение. | исследование | Систематизация учебного материала.Игры Рассказ с ошибками | Индивидуальный устный опрос, тестирование | §26 | |||||
Природа регионов России- 23 часа | ||||||||||
38 | Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы. | Изучение нового материала | Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав района. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Историко-географические этапы развития района. Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия | Учащиеся должны уметь: 1. Определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов. 2. Объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы. Зависимость характера рельефа от строения земной коры. Закономерности развития растительного и животного мира территории. 3. Характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека | Отбор и сравнение материала по нескольким источникам | фронтальный устный опрос. | §27 | |||
39 | Природные комплексы Русской равнины | семинар | Составление образа территории | Анализ карт, Фронтальный устный опрос | §28 | |||||
40 | Географическое положение Ростовской области. | Изучение нового материала | Сообщение, работа с картой | Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос. | конспект | |||||
41 | Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые области. | практикум | Слушание объяснений учителя | Индивидуальный устный опрос. | конспект | |||||
42 | Особенности климата | Слушание объяснений учителя, | фронтальный устный опрос. | конспект | ||||||
43 | Природные зоны области. | Семинар | Путешествие по карте | Анализ карт, Фронтальный устный опрос | конспект | |||||
44 | Проблемы взаимодействия природы и человека на территории области. Охраняемые объекты. | Практикум | Анализ проблемных ситуаций | Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос. | конспект | |||||
45 | Северный Кавказ – самые молодые высокие горы России. | Путешествие | Презентации учащихся | Анализ карт, Фронтальный устный опрос | §30 | |||||
46 | Природные комплексы Северного Кавказа. | Практикум | Отбор и сравнение материала по нескольким источникам | Индивидуальный устный опрос, тестирование | §31 | |||||
47 | У рал – «Каменный пояс» земли Русской | Игра | Просмотр учебных фильмов | Индивидуальный устный опрос. | §32 | |||||
48 | Своеобразие природы Урала | Практикум | Просмотр учебных фильмов | фронтальный устный опрос. | §33 | |||||
49 | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы | Семинар | Объяснение наблюдаемых явлений | Анализ карт, Фронтальный устный опрос | §34 | |||||
50 | Западно- Сибирская равнина | Изучение нового материала | Написание рефератов и докладов | Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос. | §35 | |||||
51 | Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения. | практикум | Написание рефератов и докладов | Анализ карт, Фронтальный устный опрос | §36 | |||||
52 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения. | актуализации знаний и умений | Составление образа территории | Индивидуальный устный опрос, тестирование | §37 | |||||
53 | Природные районы Восточной Сибири ПР.Р.№8 «Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов» | актуализации знаний и умений | Составление образа территории | Индивидуальный устный опрос. | §38 | |||||
54 | Жемчужина Сибири – Байкал. | актуализации знаний и умений | Написание рефератов и докладов | фронтальный устный опрос. | §39 | |||||
55 | Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения. | актуализации знаний и умений | Дидактические игры | Анализ карт, Фронтальный устный опрос | §40 | |||||
56 | Дальний Восток – край контрастов. ГП, состав территории. История освоения. | актуализации знаний и умений | Творческие работы | Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос. | §41 | |||||
57 | Природные комплексы Дальнего Востока.
| актуализации знаний и умений | Составление образа территории | Анализ карт, Фронтальный устный опрос | §42 | |||||
58 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком | исследование | Составление образа территории | Индивидуальный устный опрос, тестирование | §43 | |||||
59 | Зачет по карте | практикум | игра | Индивидуальный устный опрос | ||||||
60 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | игра | Систематизация учебного материала | Индивидуальный устный опрос, тестирование | пов | |||||
Раздел IV . Человек и природа- 2 часа Региональный компанент (8 часов) | ||||||||||
61 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. ПР.Р | Изучение нового материала | Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества Антропогенное воздействие на природу Рациональное природопользование Особо охраняемые территории Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. | 1. Объяснять значение природы в жизни и деятельности человека. Роль географической науки в рациональном природопользовании. 2. Составлять географические прогнозы. 3. Знать законы об охране природы. 4. Анализировать экологические карты России. 5. Уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы. Рациональное природопользование Особо охраняемые территории | Планирование и выполнение практической работы | Индивидуальный устный опрос. | §44 | |||
62 | Воздействие человека на природу | Изучение нового материала | Сообщения «Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.» | фронтальный устный опрос. | §45 | |||||
63 | Рациональное природопользование | семинар | Отбор и сравнение материала по нескольким источникам | Анализ карт, Фронтальный устный опрос | §46 | |||||
64 | Экологическая ситуация в России | Практикум | Работа с картой | Индивидуальный устный | §47 | |||||
опрос. Фронтальный письменный опрос. | ||||||||||
65 | Особенности ФГП ст.Егорлыкской | исследование | Объяснять специфику природы Ростовской области, Егорлыкского района, территории своего проживания; Уметь: Определять и описывать географическое положение; | Составление логических цепочек | Анализ карт, Фронтальный устный опрос | конспект | ||||
66 | Рельеф и факторы его формирования | проект | Творческие работы | Анализ карт, Фронтальный устный опрос | конспект | |||||
67 | Особенности климата Реки нашей местности. | игра | Игра “термин – понятие” | тестирование | конспект | |||||
68 | Типичные ландшафты. | проект | Презентация | Анализ карт | конспект | |||||
69 | Практическая работа. Составление тематических карт нашей местности. | исследование | Решение познавательных задач (проблем) | |||||||
70 | Итоговое обобщение по разделу «Региональный компонент» | исследование | Систематизация учебного материала | ИТОГОВЫЙ ТЕСТ | ||||||
Итого: | 70 | |||||||||
Требования к уровню подготовки учеников.
В результате изучения географии ученик должен знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Учебно-методический комплекс
Данная программа базируется на учебно-методическом комплексе: «География России. Природа» в который входят:
- И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2007.
- И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа.“ 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
- Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.- М. : «ВАКО», 2006
- В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.“ 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
- Атлас. География России. Природа. 8 класс.
- 6.Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2008. 2. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы уч-ся по географии.
- Моисеева О.П.Тематический тестовый контроль по Географии России
- Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы.- М:Дрофа, 2004.
- Энциклопедия для детей. Экология.-М.: Аванта+, 2004.
- Интернет-ресурсы.
Кабинет географии, подготовленный к учебному процессу в соответствии с требованиями и нормами САНПиНа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику И.И. Бариновой "География. Природа России", 2 часа в неделю
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....
Рабочая программа по географии 9 класс к учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома "География России.Население и хозяйство.", 2 часа в неделю.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, поурочно-тематическое планирование....
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания
Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...
Рабочая программа по географии России 9 класс по ФГОС. Учебник "География России. Население и хозяйство 9 класс"; издательство "Дрофа": авторы В.П. Дронов, А.Я. Ром (классическая линия)
Рабочая программа по географии России 9 класс по ФГОС ( классическая линия)...
Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику А.И. Алексеева "География России"
Рабочая программа разработана на основе: Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне, Примерной прогр...