ПРОЕКТНО-СОЗИДАТЕЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
статья по географии на тему
К настоящему времени сложилось значительное количество развивающих образовательных технологий, позволяющих осуществлять личностный подход к учащимся. В данной статье рассматриваются положительные стороны некоторых из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНО-СОЗИДАТЕЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Школа должна перейти от административно-дисциплинарной, формирующей знания, умения и навыки к проектно-созидательной системе обучения, формирующей ключевые компетенции – универсальные человеческие характеристики.
Личностно-ориентированное обучение можно построить, полностью изменив образовательный процесс, переведя его на свободную деятельность учащихся. Это возможно, поставив как ведущую цель развитие личности ученика, и на этой основе перестраивать обучение, опираясь на развивающие образовательные технологии.
К настоящему времени сложилось значительное количество развивающих образовательных технологий, позволяющих осуществлять личностный подход к учащимся. В основе всех таких технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т. е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм обучения и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу в малой группе. Все технологии должны включать в себя уровневый подход к содержанию и характеру познавательной деятельности каждого ребенка.
Метод проекта – это сочетание теории и практики, где не только ставят определённые умственные задания, а и практически их выполняют. Данный метод даёт возможность применять различные дидактические подходы (обучение в труде, независимые знания, совместное обучение, ролевая игра, дискуссии, командное обучение), учиться на собственном опыте и на опыте других, даёт удовлетворение учащимся, поскольку они видят результаты своего труда. Проекты могут быть индивидуальные и групповые, но результаты их обязательно должны быть «осязаемы».
Метод проектов органически сочетается с педагогикой сотрудничества, игровыми технологиями, проблемным обучением, интерактивными методами
обучения, развивающим обучением, критическим мышлением, групповым обучением, индивидуальным и личностно-ориентированным подходом, интегрированным подход, самостоятельной работой, исследовательской деятельностью учащихся, информационными технологиями обучения и т.д. Следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще в том, что она обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Дальтон-технология - наиболее близка к методу проектов. Именно в неё заложены большие возможности для реализации идеи личностного развития ребенка даже в условиях классно-урочной системы, свобода сочетается с ответственностью. Учащийся имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, преподавателю. Никто не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, отвечать за работу в группе, помогать другим. Помощь учителя состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Они могут быть исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта и т.д. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов, с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Информационные технологии обучения - совокупность электронных средств (аппаратных, программных, информационных) и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Виды информационных технологий обучения: компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажёры, лабораторные практикумы, тестовые системы); обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках; интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях; распределённые базы данных по отраслям знаний; средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными; электронные библиотеки, распределённые и централизованные издательские системы и т.д.
Итак, существует множество проектно-созидательных технологий обучения, но нет «универсальной». Каждый учитель, ассимилировав чужой педагогический опыт, вырабатывает свой стиль обучения, адаптируя его к каждому конкретному классу и ученику. При этом не только дети стремятся к многообразию форм деятельности, но и учитель находится в постоянном процессе педагогического творчества. Достичь высоких результатов в обучении, можно лишь создав собственную систему учебно-воспитательной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"
Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...