ИКТ на уроках географиии
статья по географии на тему
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках географии.
География - самый интересный, романтичный и увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Трудно создать образ той или иной страны, своей малой Родины, используя лишь текст учебника с небольшим количеством иллюстраций и карт. География должна быть «живой».Мы должны учить образному мышлению, формированию « географической картины мира».Не случайно в 1967 г.Дэвид Трейклер констатировал : «Люди запоминают 10 процентов того, что они читают,20 процентов того, что они слышат, 30 процентов того, что они видят, и 50 процентов того, что они слышат и видят одновременно.» Помочь этому смогут компьютерные технологии.
Информационные технологии в образовательном процессе позволяют создать положительную мотивацию и повысить интерес к изучению географии. Использование визуальных методов при работе с ИКТ способствует развитию у учащихся зрительной памяти, которая в сочетании с используемой чаще всего в процессе обучения слуховой памятью позволяет повысить эффективность профессиональных усилий педагога. Но не менее важен и эмоциональный фактор, который проявляется при использовании ИКТ на уроках. Он способствует развитию творческого потенциала учителя и ученика. Ведь к созданию подобных ресурсов легко привлекаются учащиеся, которые создают просто шедевры мультимедийной продукции. Использование мультимедиа - технологий на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и процессы, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.
Использование ИКТ позволяет:
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
- повысить объём выполненной работы на уроке, усовершенствовав контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;
- сделать больший акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу, развивать критическое мышление.
Это особенно актуально в настоящее время, когда этот предмет переживает не лучшие времена - сокращение часов, многие учащиеся недостаточно усваивают фактический материал .Вследствие этого целью является повышение мотивации учащихся к обучению географии посредством осуществления личностно-ориентированного подхода и применение инновационных технологий как условие формирования творчески мыслящей личности.
Компьютерные технологии используются при проведении различных типов уроков: комбинированном, изучении нового материала, закрепления знаний, на уроках контроля и оценки знаний, они используются на всех этапах современного урока: при контроле знаний, при оформлении творческих работ, при объяснении нового материала, при выполнении исследовательских работ… Уроки с использованием ИКТ увлекательны, они захватывают своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляют удовольствие как учителям, так и учащимся.
Целью моей деятельности является формирование общеучебных умений и навыков на уроках географии с использованием компьютерных технологий.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- способствовать овладению учащимся прочными и глубокими знаниями;
- развивать познавательные процессы;
- содействовать творческому развитию каждого ученика;
- способствовать воспитанию социально – активной личности.
Эффективность образовательного процесса в информационном пространстве на уроках географии можно проследить через различные виды деятельности ее участников: компьютерные тесты, учебные презентации, использование электронных учебников. Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств.
При построении учебных программ по географии нам необходимо помнить, что:
- на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, заранее подготовленных, видеосюжетов о наиболее ярких явлениях природы. Данный материал необходимо заранее обработать и скомпоновать.
- на уроках закрепления нового материала целесообразно использовать контролирующие программы, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы. Например, можно использовать готовые тесты созданных мультимедиа учебников по географии 6 -10 классов;
- на уроках-практикумах можно использовать готовые практические работы, мультимедиа учебников;
- интересным примером использования ИКТ на уроке является компьютерная лекция, разрабатываемая средствами Microsoft Office. Это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу с помощью интерактивной доски. Основная задача компьютерной лекции та же, что и устной, - объяснение нового материала, но имеет более широкие возможности привлечения иллюстративных и аудио материалов.
Использование компьютерных технологий обеспечивает условия, способствующие оптимальному усвоению нового материала с учетом возможностей каждого ученика (обеспечивает индивидуальный подход в обучении, способствует устранению скованности, стресса, появлению чувства защищенности). Они позволяет учителю повысить мотивацию деятельности учащихся, рационально использовать урочное время, а также время для подготовки, расширить вариативность домашнего задания, что в конечном итоге положительно влияет на результаты учебной деятельности учащихся по предмету.
Но нужно помнить и о живом слове учителя, о работе учащихся с учебником, поэтому использование компьютера должно быть грамотно организовано и разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе обучения и воспитания. Создание каждого урока- это ваше собственное путешествие, ваше собственное исследование, с результатами которого вы захотите познакомить своих учащихся, сделать ваш предмет интересным и увлекательным.
В своей работе я использую:
Интернет-ресурсы:
- http://www.uroki.net/docgeo.htm - Все для учителя географии
- http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_geogr.asp - Виртуальный кабинет «География»
- http://nsportal.ru/shkola/geografiya - Социальная сеть работников образования
- . http://www.russkoe-slovo.ru
Мультимедийные обучающие программа:
«Уроки географии с использованием информационных технологий 6-9 классы» М.: « ГЛОБУС» ;
«Уроки географии с использованием информационных технологий10-11 классы» М.: « ГЛОБУС» ;
«География дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий 6 – 11 классы» М.: « Планета».
Также разработки моих уроков, внеклассных мероприятий, исследовательские работы учащихся размещены на сайтах: http://www.proshkolu.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://shem1995.narod2.ru/
ВЫВОД: Используя ИКТ на уроках географии, я получила подтверждение тому, что аудиовизуальные и интерактивные средства обучения, направленные на адекватное восприятие географических объектов, процессов и явлений, способствуют формированию в памяти учеников соответствующих географических представлений и развитию мышления на всех уровнях: наглядно-действенном, чувственно-образном и интеллектуально-логическом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов
Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...
Развитие речи обучающихся на уроках географии. Интегрированный урок география - литература.
«Однако трудно найти предмет, который ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"
Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...