Рабочая программа по географии 5-6 класс (по линии учебников "Полярная звезда")
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной ( обязательной) части учебного курса;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temat_plan._5_klass.docx | 70.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Атамановская средняя общеобразовательная школа»
Программа рекомендована Утверждаю
к работе Педагогическим советом Директор школы
Протокол №__ от _________г. _________Т.Н.Колокольцова
Программа рассмотрена на ШМО
учителей естественного цикла
Протокол №__от ________ г. Приказ № __ от__________ г.
Рабочая программа
по географии
на 2014-2015 учебный год
для 5 класса на 35 часов;
для 6 класса на 70 часов
Составитель: Разувалова Ю.В.
учитель географии
Атаманово,2014
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1.) Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011.- 75с. - (Стандарты второго поколения).
2.) География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. - М.: Просвещение, 2011. - 144с.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной ( обязательной) части учебного курса;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания ( жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств ( план, карта и тд.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Основными целями курса являются:
- Знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшими изобретениями человечества - географической картой, с взаимодействием природы и человека;
- Пробуждения интереса к естественным наукам и к географии в частности;
- Формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
При изучении курса решаются следующие задачи:
знакомство с одним из интереснейших школьных предметов - географией, формирование интереса к нему;
формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
II. Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Цели географии:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 5 классе 35 часов ( 1 час в неделю), в 6 классе отводится 35 часов из базисного плана и с целью организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности добавляется 1 час, т. о. в 6 классе на изучение географии отводится 70 часов.
В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь , содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом ,содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно - нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно - нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
Ценностные ориентации, отражающие их индивидуально - личностные позиции:
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающийся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющих общность их исторических судеб;
-осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально - ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
V. Содержание учебного предмет
География Земли.
Раздел 1. Источники географической информации
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.
Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа. Атмосфера - воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогноз погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Гидросфера - водная оболочка Земли.
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов. частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдение за растительностью животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранение и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между ее составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно - антропогенные. Географическая оболочка - крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
VI. Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Практическая работа |
5 класс | |||
1 | Развитие географических знаний о Земле | 5 | 2 |
2 | Земля – планета Солнечной системы | 4 | 2 |
3 | План и карта | 11 | 6 |
4 | Человек на Земле | 3 | 2 |
5 | Литосфера – твердая оболочка Земли | 11 | 3 |
6 | Обобщающее повторение | 1 | 15 |
Календарно - тематическое планирование 5 класс
№ | Дата | Тема урока | Основное содержание урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Практическая работа | |||||
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле – 5 ч | ||||||||||
1. | Географические методы изучения окружающей среды | Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды | Определить значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником | |||||||
2. | Как люди открывал Землю (1) | Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия, их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, Афанасий Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. Христофор Колумб, Фернан Магеллан. Составление таблицы «Путешественники и учёные». | Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях | |||||||
3. | Как люди открывали Землю (2) | Открытие и исследование материков. А. Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв. Покорение Северного полюса. Р. Амундсен, Р. Пири | Практическая работа №1 Нанести на контурную карту маршруты путешественников и мореплавателей | |||||||
4. | Современный этап научных географических исследований | Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС).Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей | Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии | Практическая работа №2 Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни» | ||||||
5. | Контрольная работа по теме « Развитие географических знаний о Земле» | |||||||||
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы – 4 ч | ||||||||||
6. | Земля – планета Солнечной системы | Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли | Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли | Практическая работа №3 Обозначение на контурной карте материков и океанов | ||||||
7. | Движение Земли | Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги | ||||||||
8. | Солнечный свет на Земле | Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь Пояса освещённости | Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца («Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года | Практическая работа №4 Составление схемы "Тепловые пояса Земли" | ||||||
9. | Контрольная работа по теме «Земля – планета Солнечной системы» | |||||||||
Тема 3. План и карта – 11 ч | ||||||||||
10. | Ориентирование на местности | Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане | Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности | Практическая работа №5 Ориентирование на местности при помощи компаса | ||||||
11. | Земная поверхность на плане и карте (1) | Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба | Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейший план местности | |||||||
12. | Практическая работа | Практическая работа №6 Определение масштаба | ||||||||
13. | Земная поверхность на плане и карте (2) | Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности | Практическая работа №7 Топографический диктант | |||||||
14. | Учимся с "Полярной звездой" (1) | Топографическая карта. Способы глазомерной съёмки местности | Практическая работа №8 Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности | |||||||
15. | Географическая карта | Глобус – объёмная модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека | Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию | |||||||
16. | Градусная сетка | Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний на карте | Выявить на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте | Практическая работа №9 Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических, расстояний и направлений | ||||||
17. | Географическая широта | Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов | Определять географические координаты объектов на карте | |||||||
18. | Географическая долгота | Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса | Практическая работа №10 Определение по карте географической долготы и широты | |||||||
19. | Учимся с "Полярной звездой" (2) | Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам | Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект на карте по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве | |||||||
20. | Контрольная работа по теме « План и карта» | |||||||||
Тема 4. Человек на Земле – 3 ч | ||||||||||
21. | Как люди заселяли Землю | Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества | Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни | |||||||
22. | Расы и народы | Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц | Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее заселённые территории суши. Выделять самые крупные по площади государства на Земле | Практическая работа №11 Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков. | ||||||
23. | Учимся с "Полярной звездой"(3) | Сравнение стран мира по политической карте | Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны – соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать новую информацию | Практическая работа №12 Сравнение стран мира | ||||||
Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли – 10 ч. | ||||||||||
24. | Земная кора и литосфера | Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит | |||||||
25. | Горные породы, минералы, полезные ископаемые | Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр | Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения | Практическая работа №13 Изучение свойств горных пород и минералов | ||||||
26. | Горные породы, минералы, полезные ископаемые Кемеровской области | |||||||||
27. | Движение земной коры (1) | Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах, обеспечение безопасности населения | Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма | |||||||
28. | Движение земной коры (2) | Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо | Практическая работа №14 Обозначение на контурной карте крупнейших гор, равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. | |||||||
29. | Рельеф Земли. Равнины | Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана – конспекта | |||||||
30. | Рельеф Земли. Горы | Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности | |||||||
31. | Учимся с "Полярной звездой" (4) | Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты». Правила работы с контурной картой | Находить географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров (рек, гор и т.д.). Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё. Выполнять проектное задание в сотрудничестве | Практическая работа №15 Описание по карте гор и равнин по плану | ||||||
32. | Человек и литосфера | Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу | Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его деятельности | |||||||
33. | Контрольная работа по теме "Литосфера" | |||||||||
34. | Обобщающий урок по теме "Литосфера" | |||||||||
Повторение - 1ч | ||||||||||
35. | Повторение и обобщение изученного |
VI. Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Практическая работа |
6 класс | |||
1 | Гидросфера - водная оболочка Земли | 24 | 5 |
2 | Атмосфера - воздушная оболочка Земли | 23 | 5 |
3 | Биосфера - живая оболочка Земли | 10 | 2 |
4 | Географическая оболочка Земли | 9 | 1 |
5 | Обобщающее повторение | 4 |
Календарно - тематическое планирование 6 класс
№ | Дата | Тема урока | Основное содержание урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Практическая работа | |||||
Гидросфера - водная оболочка Земли - 24 ч | ||||||||||
1. | Состав и строение гидросферы | Гидросфера - водная оболочка Земли. Части гидросферы, их соотношение. свойства воды. Мировой круговорот в природе | Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме "Круговорот воды в природе" | |||||||
2. | Состав и строение гидросферы Кемеровской области | |||||||||
3. | Мировой океан (1) | Мировой океан, его части. Единство вод мирового океана. Моря, заливы, проливы, острова, типы островов полуострова. Жизнь в океане. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов | Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определять по карте глубины океанов и морей. Наносить на контурную карту океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова. Выделять части рельефа дна океана. Составлять описание океана и моря по карте | |||||||
4. | Мировой океан (2) | |||||||||
5. | Учимся с "Полярной звездой" (5) | Выполнение проектного задания | Выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Работать с контурной картой. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы | |||||||
6. | Тихий и Северный Ледовитый океаны | |||||||||
7. | Атлантический и Индийский океаны | |||||||||
8. | Практическая работа | Практическая работа № 1 Описание океана и моря по карте | ||||||||
9. | Воды океана | Температура и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности | Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености воды в Океане. Определять по карте крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Систематизировать информацию о течениях в сводной таблице | |||||||
10. | Реки - артерии Земли (1) | Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система, речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки России и мира | Определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карт. Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану. Анализировать графики изменения уровня воды в реках. Выявлять по рисунку (схеме) части долины реки. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста | |||||||
11. | Реки - артерии Земли (2) | Режим рек, его зависимость от климата. Изменения в жизни рек. Речная долина. Равнинные и горные реки, их особенности. Роль рек в жизни человека. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек | ||||||||
12. | Реки Кемеровской области | |||||||||
13. | Практическая работа | Практическая работа № 2 Описание реки по плану | ||||||||
14. | Озера и болота | Озера, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды, водохранилища, болота, их хозяйственное значение и рациональное использование. Описание озера по карте | Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер мира и России. Составлять описание озер по плану на основе анализа карт. Описывать по карте районы распространения ледников | |||||||
15. | Практическая работа | Практическая работа № 3 Описание озера по плану | ||||||||
16. | Озера и болота Кемеровской области | |||||||||
17. | Практическая работа | Практическая работа № 4 Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира | ||||||||
18. | Подземные воды и ледники | Подземные воды, их происхождение и виды, использование человеком. Минеральные воды. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле, условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники | ||||||||
19. | Подземные воды и ледники Кемеровской области | |||||||||
20. | Терминологический диктант по теме "Гидросфера" | |||||||||
21. | Гидросфера и человек | Качество воды и здоровье людей. Ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросфера | Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. выявлять значение хозяйственного использования ресурсов Океана для человека | |||||||
22. | Опасности океана | |||||||||
23. | Практическая работа | Практическая работа № 5 На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли | ||||||||
24. | Контрольная работа по теме "Гидросфера" | |||||||||
Атмосфера - воздушная оболочка Земли - 23 ч | ||||||||||
25. | Состав и строение атмосферы | Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы, ее границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. значение атмосферы для жизни на Земле. Пути сохранения качества воздушной среды | Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составлять и анализировать схему «Состав атмосферы». Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера – «кухня погоды» | |||||||
26. | Атмосферные явления - обычные и необычные | |||||||||
27. | Тепло в атмосфере (1) | Нагревание воздуха тропосферы. | Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температур от угла падения лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам | |||||||
28. | Практическая работа | Практическая работа № 6 Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра | ||||||||
29. | Тепло в атмосфере (2) | Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам | ||||||||
30. | Практическая работа | Практическая работа № 7 Наблюдение за погодой. Составление и анализ календаря погоды | ||||||||
31. | Атмосферное давление | Зависимость атмосферного давления, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой | Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере Определять по карте направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдения погоды | |||||||
32. | От чего зависит давление воздуха | |||||||||
33. | Ветер | Ветер, причины его образования. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон и др. | ||||||||
34. | Практическая работа | Практическая работа № 8 Построение и анализ розы ветров | ||||||||
35. | Давление и ветер Кемеровской области | |||||||||
36. | Влага в атмосфере (1) | Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облачность и ее влияние на погоду. Облака и их виды | Решать задачи по расчету относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику | |||||||
37. | Влага в атмосфере (2) | Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли | ||||||||
38. | Какие бывают осадки? | |||||||||
39. | Погода и климат | Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Отличия климата от погоды. Климатообразующие факторы | Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами | |||||||
40. | Погода и климат Кемеровской области | |||||||||
41. | Практическая работа | Практическая работа № 9 Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей | ||||||||
42. | Учимся с "Полярной звездой" 6 | Решение практических задач с использованием информации о погоде. Метеорологические приборы и инструменты. Измерение элементов погоды с помощью приборов. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды | ||||||||
43. | Практическая работа | Наблюдать за погодой и выявлять ее особенности. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата | Практическая работа № 10 Анализ погоды на ближайшие два - три дня | |||||||
44. | Атмосфера и человек | Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Стихийные явления в атмосфере , их характеристика и правила обеспечения личной безопасности | Выявлять значение атмосферы для человека. Описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений | |||||||
45. | Терминологический диктант по теме "Атмосфера" | |||||||||
46. | Опасные атмосферные явления | |||||||||
47. | Контрольная работа по теме "Атмосфера" | |||||||||
Биосфера - живая оболочка Земли - 10 ч | Биосфера - живая оболочка Земли | |||||||||
48. | Биосфера - земная оболочка Земли | Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Границы распространения жизни на Земле. разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. Круговорот веществ в биосфере | Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составлять схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота | |||||||
49. | Круговорот веществ в биосфере | |||||||||
50. | Почвы | Почва особый природный слой. Плодородие- важнейшее свойство почвы. В. В. Докучаев - основатель науки о почвах - почвоведения. Типы почв | Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозема. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв | |||||||
51. | Почвы Кемеровской области | Типы почв Кемеровской области | ||||||||
52. | Практическая работа | Практическая работа № 11 Составление схемы взаимодействия оболочек Земли | ||||||||
53. | Биосфера - сфера жизни | Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Человек - часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу | Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от количества света, тепла, влаги. Высказывать мнения о значении биосферы и воздействии человека на биосферу своей местности. Наблюдать за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды | |||||||
54. | Растительный мир Кемеровской области | |||||||||
55. | Животный мир Кемеровской области | |||||||||
56. | Практическая работа | Практическая работа № 12 Описание одного растения или животного Кемеровской области | ||||||||
57. | Контрольная работа по теме "Биосфера" | |||||||||
Географическая оболочка Земли - 9 | ||||||||||
58. | Географическая оболочка Земли | Географическая оболочка: состав, границы и взаимосвязи между ее составными частями. Понятие природный комплекс. Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Широтная зональность и высотная поясность. Зональные и азональные природные комплексы | Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт. Сравнивать между собой различные природные зоны. Приводить примеры приспособленности животных и растений к среде обитания. Выявлять наиболее и наименее измененные человеком территории Земли на основе различных источников географической информации. Составлять схему основных видов культурных ландшафтов. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт. Приготавливать и обсуждать сообщения по проблемам антропогенного воздействия на природу | |||||||
59. | Природные зоны Земли | Понятие природная зона. Природные зоны - зональные природные комплексы. Смена природных зон от экватора к полюсам. Природные зоны Земли. Карта природных зон | ||||||||
60. | Природные зоны Кемеровской области | Природные зоны Кемеровской области. Карта природных зон Кемеровской области | ||||||||
61. | Практическая работа | Практическая работа № 13 Подготовка сообщения на тему "Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах" | ||||||||
62. | Культурные ландшафты | Понятие культурный ландшафт. Основные виды культурных ландшафтов | ||||||||
63. | Культурные ландшафты Кемеровской области | |||||||||
64. | Влияние человека на природные ландшафты | Обсуждение положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт | ||||||||
65. | Контрольная работа по теме "Географическая оболочка" | |||||||||
66. | Итоговый тест за год | |||||||||
Повторение - 4 ч | ||||||||||
67. | Повторение темы "План и карта" | |||||||||
68. | Повторение темы "Литосфера" | |||||||||
69. | Повторение темы "Гидросфера" | |||||||||
70. | Повторение темы "Атмосфера" |
VII. Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
1. География. 5-6 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / [А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.]; под ред. А.И. Алексеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования , издательство "Просвещение". - М. : Просвещение, 2012. - 192с.
2. В.В.Николина. География. Мой тренажер. 5-6 классы (рабочая тетрадь)
3. В.В. Николина. География . Поурочные разработки. 5-6 классы (пособие для учителя)
4. Атлас физическая география начальный курс.
5. Географические карты и таблицы
6. Петрова Н.Н. География. Начальный курс. 6 кл
7. География в цифрах. 6-10 кл. : справочное пособие / О.А. Климанова. –М.: Дрофа, 2008.
8. Контрольно-измерительные материалы. География 6 класс / Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012.
9. В.В. Николина. География: 6 кл. : метод. рекомендации : пособие для учителя / В.В. Николина. - М. : Просвещение, 2007.
10. Демонстрационные коллекции
11. Глобус
12. Компас
13. Компьютер
14. Мультимедиа-проектор
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «География. Природа и люди» ученик должен:
Знать и понимать значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей; результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий; основные источники географической информации, методы изучения Земли;
географические следствия движений Земли вокруг своей оси, Солнца;
различия между планом местности, картой, глобусом, современные способы создания карт; как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы; состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них; изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности; географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.
Уметь: показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте;
давать описание существенных признаков географических объектов и явлений;
находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, статистических материалов, справочников, научно-популярной литературы, Интернета;
приводить примеры: развития представлений человека о Земле; крупнейших по площади и населению стран; крупнейших рас и народов мира; крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности; адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияния природы на формирование культуры людей; источников загрязнения сфер Земли; использования и охраны природных ресурсов;
составлять: простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи; описание образа природных объектов; описание природных объектов по типовому плану; описание природных явлений и процессов (погода, климат, течение, природные зоны, тепловые пояса, ветры, природно-культурные и социально-экономические явления) по картам, наблюдениям, статистическим показателям;
определять: на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в коллекции);
применять: приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: статистических, картографических, геоинформационных;
Оценивать: роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично; универсальное значение природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...
Рабочие программы по географии 5-11 класс к УМК "Полярная звезда"
Рабочие программы под ред. Алексеева для 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса...
Рабочие программы по географии 6-11 класс по линии УМК "Сферы"
Рабочие программы по георафии 6 класс -34 часа (1 час в неделю) по линии УМК "Сферы", 7-9 класс -68 часов, 10-11 класс по линии УМК "Полярная Звезда" -68 часов...
Рабочая программа по географии 10-11 класс (по линии учебников "Полярная звезда")
Рабочая программа по географии для 10-11 класса составлена в соответствие «Сборника нормативных документов. География» (Федеральный компонент Государственного стандарта) составитель ...
Рабочая программа по географии для 6 класса по линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 6 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. В рабочей программе соблюдается преемственн...
Рабочая программа по географии. 5-9 классы. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.
Рабочая программа по географии составлена на основе:- фундаментального ядра содержания общего образования;- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образо...