Рабочая программа по географии. 5-9 классы. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.
рабочая программа по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;
- примерной программы по географии. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по географии. 5-9 классы | 88.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ГОРОДА ОХИ
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АНТОНА ЕФИМОВИЧА БУЮКЛЫ
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор __________________________
Приказ №_____от «_____»_______21 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
курса география 5-9 классы
основное общее образование, 2 ступень
срок реализации 5 год
учитель: Муратова Д.С.
Оха
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;
- примерной программы по географии. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
География в основной школе - предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как, о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве,
о проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
-формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях;
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов, значения окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование опята ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях.
Место курса географии в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. по 35ч (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 часов (2 часа в неделю) в 7,8 и 9 классах.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Личностными результатами изучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
5–6 классы
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
7–9 классы
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Коммуникативные УУД:
5–6 классы
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9 классы
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
5–6 классы
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
7–9 классы
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории; для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Предметными результатами изучения курса «География» 5–9-х классах являются:
5 класс
- осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
- понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
6 класс
- осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
- использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
- понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
7 класс
- осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;
- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.
- использование географических умений:
- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.
- использование карт как моделей:
- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.
- понимание смысла собственной действительности:
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.
8 класс
- осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.
- использование географических умений:
- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;
- составлять рекомендации по решению географических проблем.
- использование карт как моделей:
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
- понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
9 класс
- осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
- использование географических умений:
- прогнозировать особенности развития географических систем;
- прогнозировать изменения в географии деятельности;
- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.
- использование карт как моделей:
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
- понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «География»
Источники географической информации
Выпускник научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности.
Природа Земли и человек
Выпускник научится:
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Население Земли
Выпускник научится:
- различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
- сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира
- использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
- проводить расчеты демографических показателей;
- объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
- приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.
Материки, океаны и страны
Выпускник научится:
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
- создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
- оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Особенности географического положения России
Выпускник научится:
- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
- оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Природа России
Выпускник научится:
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
- сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
- создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата.
Население России
Выпускник научится:
- различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;
- анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
- сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
- объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
- оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.
Хозяйство России
Выпускник научится:
- различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
- анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
- объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Районы России
Выпускник научится:
- объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
- оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;
- создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов.
Россия в современном мире
Выпускник научится:
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ПРОГРАММЫ)
5 КЛАСС
Развитие географических знаний о Земле (7часа)
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Земля – планета Солнечной системы (5часа)
Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
План и карта (11 часов)
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Литосфера – твердая оболочка Земли (12 часов)
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
(5класс, 35часа, 1час в неделю)
Календарно - тематическое планирование 5класс по учебнику «География 5-6 класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2019г.Серия»Полярная звезда», 8- издание.
(35часов, 1час в неделю)
№ п\п |
Тема урока | Дата | ||
По плану | По факту | |||
1. | Зачем нам география и как мы будем её изучать.п.1 | |||
2. | Как люди открывал Землю (1) п.2 | |||
3. | Как люди открывали Землю (2) п.3 | |||
4. | Практическая работа №1. «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды». | |||
5 | Российские путешественники.п4. | |||
6. | География сегодня п.5 \Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни»\ | |||
7. | Контрольная работа№1 по теме « Развитие географических знаний о Земле» | |||
8. | Мы во Вселенной 1\2 п.6 | |||
9. | Как устроена наша планета. 1\2 п.6 \Обозначение на контурной карте материков и океанов \ | |||
10. | Движение Земли п7. | |||
11. | Солнечный свет на Земле п8. \Составление схемы "Тепловые пояса Земли"\ | |||
12. | Контрольная работа №2 по теме «Земля – планета Солнечной системы» | |||
13. | Ориентирование на местности П9. | |||
14. | Земная поверхность на плане и карте (1 ) п 10 | |||
15. | Практическая работа №2 Определение направлений расстояний на карте с помощью масштаба | |||
16. | Земная поверхность на плане и карте (2) П11 \Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности\ | |||
17. | Учимся с "Полярной звездой" (1) п1\2 | |||
18. | Географическая карта п13 | |||
19. | Градусная сетка п 14. | |||
20. | Географические координаты(1) Географическая широта п15 | |||
21. | Географические координаты(2) Географическая долгота п16 | |||
22. | Учимся с "Полярной звездой" (2) п.17. | |||
23. | Практическая работа №3 Определение по карте и глобусу географической долготы и широты | |||
24. | Земная кора –верхняя часть литосферы П18 | |||
25. | Горные породы, минералы, полезные ископаемые П 19 | |||
26. | Горные породы, минералы, полезные ископаемые Орловской области | |||
27. | Движение земной коры (1) П 20 | |||
28. | Движение земной коры (2) П 21 | |||
29. | Рельеф Земли. Равнины П 22. | |||
30. | Рельеф Земли. Горы П 23. | |||
31 | Практическая работа №4 Определение по карте г.п. и высоты гор и равнин..Описание по карте гор и равнин по плану | |||
32. | Учимся с "Полярной звездой" (3).п.24 |
| ||
33. | Человек и литосфера П 25 | |||
34. | Обобщающий урок по теме "Литосфера" | |||
35. | Резервный урок. |
6 КЛАСС
Гидросфера — водная оболочка Земли. (12 часов)
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. (11 часов)
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Р.С. № 4. Атмосфера и человек (на примере своей местности).
Биосфера – живая оболочка Земли (4 часа)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли (5часов)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Обобщение знаний по изученному курсу (2часа)
(6 класс, 35 часа, 1час в неделю)
Календарно - тематическое планирование по географии в 6 классе
по учебнику «География 5-6 класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2019г.Серия»Полярная звезда»
(35часа, 1час в неделю)
№ урока | Учебное занятие (тема) | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и /или коррекция) | |
Введение (1 ч.) | ||||
1 | Введение. Что мы будем изучать | |||
Гидросфера — водная оболочка Земли (13 часов) | ||||
291) | Cостав и строение гидросферы | |||
3(2) | Мировой океан. Части Океана. | |||
4(3) | Мировой океан. Острова и полуострова. | |||
5(4) | Практическая работа № 1. «Обозначение на контурной карте объектов гидросферы» | |||
6(5) | Практическая работа № 2. Проект «Прокладывание по карте маршрута путешествия» | |||
7(6) | Воды Мирового океана | |||
8(7) | Реки – артерии Земли | |||
9(8) | Режим и работа рек | |||
10(9) | Практическая работа № 3. «Описание реки по плану» | |||
11(10) | Озера и болота | |||
12(11) | Подземные воды и ледники | |||
1312) | Гидросфера и человек | |||
14(13) | Обобщение по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли» | |||
Атмосфера — воздушная оболочка Земли (13 часов) | ||||
15(1) | Состав и строение атмосферы | |||
16(2) | Тепло в атмосфере. Температура воздуха | |||
17(3) | Тепло в атмосфере. Угол падения солнечных лучей | |||
18(4) | Атмосферное давление | |||
19(5) | Ветер | |||
20(6) | Практическая работа № 4. «Построение розы ветров по данным календаря погоды» | |||
21(7) | Влага в атмосфере | |||
22(8) | Облака. Осадки | |||
23(9) | Погода | |||
2410) | Практическая работа № 5. Наблюдение за погодой. Обработка данных дневника погоды | |||
25(11) | Климат | |||
26(12) | Атмосфера и человек | |||
27(13) | Обобщение по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» | |||
Биосфера – живая оболочка Земли (3 часа) | ||||
28(1) | Биосфера – земная оболочка | |||
29(2) | Почвы | |||
30(3) | Биосфера – сфера жизни. Практическая работа № 6.Описание одного растения или животного своей местности. | |||
Географическая оболочка (4 часа) | ||||
31(1) | Географическая оболочка Земли | |||
32(2) | Природные зоны. | |||
33(3) | Культурные ландшафты | |||
34 | Обобщение знаний по изученному курсу | |||
35 | Обобщение знаний по изученному курсу | |||
итого | 35 |
7 класс
Раздел: Источники географической информации (3 часа)
Как мы будем изучать географию в 7 классе. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Окружающая среда. Географические карты. Картографические проекции. Способы отображения информации на картах.
Раздел: Население Земли (4 часа )
Народы. Языки. Религии. Отличительные признаки народов мира. Города и сельские поселения. Страны мира. Республики и монархии. Самые развитые страны. Зависимость стран друг от друга.
Раздел: Материки, океаны, страны (59 часов)
Природа Земли (14 часов)
Развитие земной коры. Платформы и складчатые области. Размещение на Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Полезные ископаемые. Температура воздуха на разных широтах. Тепловые пояса. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Циркуляция атмосферы. Пассаты. Муссоны. Климатические пояса и области Земли. Климатообразующие факторы. Океанические течения. Причины образования океанических течений и их виды. Реки и озёра Земли. Растительный и животный мир Земли. Почвы.
.
Природные комплексы и регионы (5 часов)
Природные зоны Земли. Океаны Земли. Особенности географического положения и природы океанов. Экологические проблемы океанов. Материки, их сходства и различия. Как делят Землю и мир. Части света.
Материки и страны (40 часа)
Африка: образ материка. Африка в мире. Население материка. Занятия населения. Страны Африки. Египет. Австралия: образ материка. Австралийский Союз. Антарктида. Южная Америка: образ материка. Латинская Америка в мире. Страны Южной Америки. Бразилия. Северная Америка: образ материка. Англо – Саксонская Америка. Страны Северной Америки. США. Евразия: образ материка. Европа в мире. Страны Европы. Германия. Франция. Великобритания. Азия в мире. Страны Азии. Китай. Индия. Россия в мире. Природные ресурсы России. Россия – многонациональное государство.
Обобщение (2часа)
(7 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)
Календарно-тематическое планирование по географии в 7 классе
по учебнику «География 7 класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2018г.Серия»Полярная звезда»
(2 часа в неделю)
8 КЛАСС
География России
Раздел:
Особенности географического положения России
Россия в мире (9 часов)
Где располагается Россия. Часовые пояса. Ориентирование по карте России. Природные объекты России. Географические районы. Административно-территориальное деление. Формирование территории России.
.
Раздел:
Россияне (9 часов)
Воспроизводство населения. Численность населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Россияне на рынке труда. Трудовые ресурсы. Этнос. Этническая структура населения. Религии. Размещение населения. Расселение и урбанизация. Города и сельские поселения.
Раздел:
Природа России (18 + 2 на повторения 20 часов)
Геологическая история. Рельеф. Полезные ископаемые. Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. Климатические пояса. Комфортность климата. Моря. Наши реки. Почва и её значение.
Природно-хозяйственные зоны (8 часов)
Зональность в природе. Природные зоны. Северные безлесные зоны. Лесные зоны. Степи и лесостепи. Южные безлесные зоны. Субтропики. Высотная поясность в горах.
Раздел: Хозяйство России (21 час)
Развитие хозяйства. Отрасль. Особенности экономики России. Типы предприятий. Приватизация. ТЭК. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Металлургия. Машиностроение. Специализация. Кооперирование. Химическая промышленность. Лесной комплекс. С/х. Растениеводство. Животноводство. Пищевая промышленность. Лёгкая промышленность. Сухопутный транспорт. Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Сфера услуг.
Обобщение за курс 8 класса (2 часа.)
Анализ физической карты России, решение задач по физической карте России. Особенности экономики страны, отрасли хозяйства.
(8 класс, 70часов, 2 часа в неделю)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по географии в 8 классе. по учебнику «География 8класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2018г.Серия»Полярная звезда», 8- издание(70часов, 2часа в неделю).
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
Тема 1. Географическое пространство России. | 10 | по плану | по факту | |
1. | Мы и наша страна на карте мира. Повторение темы «Европа». | 1 | ||
2. | Наши границы и наши соседи. Повторение темы «Азия». | 1 | ||
3. | Практическая работа 1 «Сравнительная характеристика географического положения России и Канады». Повторение темы «Традиции и обычаи народов мира». | 1 | ||
4. | Наша страна на карте часовых поясов. Повторение темы «Глобальные проблемы человечества». | 1 | ||
5. | Практическая работа 2 «Определение разницы во времени на карте часовых поясов». | 1 | ||
6. | Формирование территории России | 1 | ||
7. | Районирование России. | 1 | ||
8. | Практическая работа 3 – учимся с «Полярной звездой» - устанавливаем межпредметные связи: география – история – обществознание | 1 | ||
9. | Наше национальное богатство и наследие. | 1 | ||
10. | Обобщающий урок по теме «Географическое пространство России». | 1 | ||
Тема 2. Население России. | 14 | |||
11. | Численность населения. | 1 | ||
12. | Воспроизводство населения. | 1 | ||
13. | Практическая работа 4 «Анализ графика рождаемости и смертности России». | 1 | ||
14. | Наш «демографический портрет». | 1 | ||
15. | Практическая работа 5 – учимся с «Полярной звездой» - сравниваем половозрастные пирамиды регионов России. | 1 | ||
16. | Мозаика народов. | 1 | ||
17. | Размещение населения. | 1 | ||
18. | Города и сельские поселения. Урбанизация. | 1 | ||
19. | Практическая работа 6 – учимся с «Полярной звездой» - создание электронной презентации». | 1 | ||
20. | Миграции населения. | 1 | ||
21. | Практическая работа 7 – учимся с «Полярной звездой» - готовимся к дискуссии на тему «Рост Москвы – это хорошо или плохо?» | 1 | ||
22. | Россияне на рынке труда. | 1 | ||
23. | Население Московской области. | 1 | ||
24. | Обобщение по теме «Население России». | 1 | ||
Тема 3. Природа России. | 27 | |||
25. | История развития земной коры. | 1 | ||
26. | Рельеф: тектоническая основа. | 1 | ||
27. | Практическая работа 8 «Описание рельефа территории по карте». | 1 | ||
28. | Рельеф: скульптура поверхности. | 1 | ||
29. | Учимся с «Полярной звездой» - строим профиль. | 1 | ||
30. | Ресурсы земной коры. | 1 | ||
31. | Практическая работа 9 – учимся с «Полярной звездой» - систематизируем информацию о полезных ископаемых. | 1 | ||
32. | Солнечная радиация. | 1 | ||
33. | Атмосферная циркуляция. | 1 | ||
34. | Зима и лето в нашей стране. | 1 | ||
35. | Практическая работа 10 – учимся с «Полярной звездой» - оцениваем климатические условия России на основе различных источников информации. | 1 | ||
36. | Как мы живем и работаем в нашем климате. | 1 | ||
37. | Климат Московской области. | 1 | ||
38. | Наши моря. Практическая работа 11 «Описание одного из Российских морей по типовому плану». | 1 | ||
39. | Наши реки. | 1 | ||
40. | Практическая работа 12 «Описание Российских рек с использованием тематических карт, выявление возможностей хозяйственного использования». | 1 | ||
41. | Где спрятана вода. | 1 | ||
42. | Водные дороги и перекрестки. | 1 | ||
43. | Водоемы Московской области и их хозяйственное использование. | 1 | ||
44. | Практическая работа 13 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем опасные гидрологические природные явления. | 1 | ||
45. | Почва – особое природное тело. | 1 | ||
46. | Растительный и животный мир. | 1 | ||
47. | Экологическая ситуация в России. | 1 | ||
48. | Экологическая безопасность России. | 1 | ||
49. | Практическая работа 14 – учимся с «Полярной звездой» - анализируем проблему «Как обеспечить экологическую безопасность России». | 1 | ||
50. | Природно-территориальные комплексы России. | 1 | ||
51. | Обобщение по теме «Природа России». | 1 | ||
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны и районы. | 14 | |||
52. | Северные безлесные зоны. | 1 | ||
53. | Практическая работа 15 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем проблему «Есть ли страны холоднее, чем Россия?». | 1 | ||
54. | Лесные зоны. | 1 | ||
55. | Степи и лесостепи. | 1 | ||
56. | Природные зоны Московской области. | 1 | ||
57. | Южные безлесные зоны. | 1 | ||
58. | Субтропики. Высотная поясность в горах. | 1 | ||
59. | Практическая работа 16 – учимся с «Полярной звездой» - «Природные зоны для жизни и деятельности людей (сравниваем, моделируем, выбираем)». | 1 | ||
60. | Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно-Сибирская. | 1 | ||
61. | Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири. | 1 | ||
62. | Регионы многолетней мерзлоты – Восточная и Северо-Восточная Сибирь. | 1 | ||
63. | Экзотика России – Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток. | 1 | ||
64. | Особо охраняемые природные территории России. | 1 | ||
65. | Обобщение по теме «Природно-хозяйственные зоны и районы». | 1 | ||
Тема 4. Родной край | 2 | |||
66. | Практическая работа 17 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем свой край. | 1 | ||
67. | Защита рефератов и проектов. | 1 | ||
Повторение | 1 | |||
68. | Повторение и обобщение курса. | 1 |
Резерв 2часа.
9 КЛАСС
География России
Регионы России (15часов)
Подходы к районированию. Административно-территориальное деление России как один из видов районирования. Соотношение районов по территории, населению, объему промышленного и сельскохозяйственного производства. Крупные природные регионы России. Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность России.
.
Европейская Россия (32 часов):
Центральная Россия (10часов)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Восточно-Европейская равнина – особенности природы. Освоение территории и степень заселённости. Специфика населения. Занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Проблемы сельской местности.
Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Центрально-Чернозёмный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Северо-Запад (5 часов)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации. Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Европейский Север (4 часа)
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Специализация района. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Население. Традиции и быт населения. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Европейский Юг (4 часа)
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развития хозяйства. Высотная поясность. Особенности природы Северного Кавказа. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населённость района. Быт, традиции, занятия населения. Особенности современного хозяйства. АПК - главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города района. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Поволжье (4часа)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга - главная хозяйственная ось района. Население. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Урал (5 часов)
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль района в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Особенности природы Урала. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник. Население, национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала. Специализация района. Современное хозяйство района. Урал - экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.
Азиатская Россия (12 ч):
Сибирь (8 ч)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Особенности природы Западно-Сибирский равнины. Горы Южной Сибири: особенности природы. Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации. Западная Сибирь - главная топливная база России. Восточная и Северо-Восточная Сибирь – особенности природы. Проблемы и перспективы развития районов.
Пр.р. № 4. «Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири»
Дальний Восток (5 ч)
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая "молодость" района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Главные особенности природы Дальнего Востока.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Основные отрасли специализации района. Дальний Восток - далёкая периферия или "тихоокеанский фасад" России? Внешние связи региона.
Раздел:
Россия в мире (5 ч)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.
Обобщение за курс 9 класса (2часа)
Готовимся к экзамену \ работа с КИМ по географии/
(9 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)
Календарно-тематическое планирование по географии в 9 классе по учебнику «География 9класс», авторы А. И. Алексеев , В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. 4-е изд. М. «Просвещение» 2019г. Серия »Полярная звезда»(70часов, 2часа в неделю) | |||||||
№ | Тема урока | Дата проведения | |||||
По плану | По факту | ||||||
Регионы России. 15 часов. | |||||||
1. | Учимся с «Полярной звездой» (1) п1. | ||||||
2. | Районирование России п2 | ||||||
3 | Административно- территориальное устройство России. П.2 | ||||||
4 | Учимся с «Полярной звездой»(2)..п3 Практическая работа №1 «Характеристика географического района». Стр10-11. /Шаг за шагом/. | ||||||
5. | Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно - Сибирская . Сравнение рельефа Восточно-европейской и Западно - Сибирской равнины. П.1\2 4. | ||||||
6. | Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно - Сибирская .Особенности климата равнин. Природные зоны. п4. | ||||||
7. | Горный каркас России— Урал и горы Южной Сибири. Сравнение геологического строения и рельефа Полезные ископаемые и экологические проблемы, связанные с их добычей..П5 | ||||||
8. | Горный каркас России— Урал и горы Южной Сибири. Отличие климата Урала от климата Южной Сибири. Высотная поясность. П.5. | ||||||
9. | Мерзлотная Россия— Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Сравнение рельефа. П.6 | ||||||
10. | Мерзлотная Россия— Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Особенности климата. Оймякон – полюс холода России. П.6 | ||||||
11. | Экзотика России— Северный Кавказ , Крым и Дальний Восток. Сравнение рельефа. Эльбрус- высочайшая точка России П.7. | ||||||
12 | Экзотика России— Северный Кавказ , Крым и Дальний Восток. Главные особенности природы: климат, растительный и животный мир. П.7. | ||||||
13. | Экологическая ситуация в России. П8. | ||||||
14. | Экологическая безопасность России.п.9 | ||||||
15. | Учимся с «Полярной звездой»(3). Исследовательская практика «Как обеспечить экологическую безопасность России» п. 10. ». экспресс-контроль | ||||||
Европейская Россия. 32 часа. Центральная Россия. | |||||||
16. | Пространство центральной России. \Создание образа Центральной России на основе текста и тематических карт атласа , работа в к\к. \ п 1\2 11 | ||||||
17. | Природные ресурсы и крупнейшие реки Центральной России. п1\2 11 Практическая работа №2 « Характеристика ЭГП района». стр. 55. /Шаг за шагом/. | ||||||
18. | Центральная Россия: освоение территорий и население. П.12 | ||||||
19. | Центральный район. П.13 | ||||||
20. | Волго-Вятский район. П.14 | ||||||
21. | Центрально - Черноземный район. П.15 | ||||||
22. | Учимся с «Полярной звездой» (4). Практическая работа №3 «Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство». П.16. | ||||||
23. | Москва и Подмосковье. П.17 | ||||||
24. | Учимся с «Полярной звездой» (5). П18. | ||||||
25 | Урок обобщения по теме «Центральная Россия». Тест. Контрольная работа№1. | ||||||
Северо - Запад. | |||||||
26. | Пространство Северо-Запада. П.19 | ||||||
27. | Северо-Запад : «окно в Европу» п.20 | ||||||
28. | Северо-Запад : хозяйство п.21 | ||||||
29. | Санкт-Петербург—вторая столица России. П22. | ||||||
30. | Учимся с «Полярной звездой»(6). Практическая работа № 4 «Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга» п.23 | ||||||
Европейский Север. | |||||||
31 | Пространство Европейского Севера. П.24 | ||||||
32 | Европейский Север: освоение территории и население. П 25 | ||||||
33. | Европейский Север: хозяйство и проблемы. п. 26 | ||||||
34. | Учимся с «Поляной звездой» (7) п. 27. | ||||||
Европейский Юг. | |||||||
35. | Пространство Европейского Юга. П.28 | ||||||
36. | Европейский Юг: население. П.29 | ||||||
37. | Европейский Юг: освоение территории и хозяйство . п.30 \ дать задание разработать проект. По п.31\ | ||||||
38. | Учимся с «Полярной звездой»(8)( Защита \ презентация \ проекта. П.31. | ||||||
Поволжье. | |||||||
39. | Пространство Поволжья. П.32 | ||||||
40 | Поволжье: освоение территории и население. П. 33 | ||||||
41. | Поволжье: хозяйство и проблемы. П.34 | ||||||
42. | Практическая работка № 5 «Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья» | ||||||
43. | Учимся с «Полярной звездой»(9). П.35. | ||||||
Урал. | |||||||
44. | Урал. Пространство Урала. П. 36. | ||||||
45. | Урал: освоение территории и хозяйство П.37. | ||||||
46. | Урал: население и города. П.38 | ||||||
47. | Учимся с «Полярной звездой»(10). Анализ ситуации "Специфика проблем Урала" | ||||||
48. | Готовимся к экзамену: экспресс-контроль. Стр. 162. Урок обобщения по теме «Урал». Тест | ||||||
Азиатская Россия. 12 часов. Сибирь. | |||||||
49. | Пространство Сибири. П. 40 | ||||||
50. | Сибирь: освоение территории и населения п.41 | ||||||
51. | Практическая работа № 6 по теме: «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства. | ||||||
52. | Сибирь: хозяйство. П. 42 | ||||||
53. | Западная Сибирь. П.43. | ||||||
54. | Западная Сибирь. Практическая работа №7 «Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам». \ дать задание разработать проект. «Путешествие по Транссибирской железной дороге». По п.45 \ | ||||||
55. | Восточная Сибирь. П. 44. | ||||||
56. | Учимся с «Полярной звездой»(11). Защита проекта презентация «Путешествие по Транссибирской железной дороге». П.45 | ||||||
Дальний Восток. | |||||||
57. | Дальний Восток. Пространство Дальнего Востока. П. 46 | ||||||
58. | Дальний Восток: освоение территорий и население (1). П.47 | ||||||
59. | Дальний Восток: освоение территорий и население (2). П.48 | ||||||
60. | Дальний Восток: хозяйство. П.49. | ||||||
61. | Учимся с «Полярной звездой»(12). Практическая работа № 8 «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона» . п.50 | ||||||
Россия в мире. 5часов. | |||||||
62 | Соседи России. П 51. | ||||||
63. | Сфера влияния России. П. 52 | ||||||
64. | Учимся с «Полярной звездой»(13). Подготовка реферата «Географическая характеристика природы, населения, хозяйства своего края» п. 53. | ||||||
65. | Учимся с «Полярной звездой»(14). Защита реферата «Географическая характеристика природы, населения, хозяйства своего края». П 54. | ||||||
66. | Готовимся к экзамену: экспресс-контроль. Стр 218-220. | ||||||
67 | Готовимся к экзамену. \ работаем с КИМ по географии .\ | ||||||
68. | Готовимся к экзамену. \ работаем с КИМ по географии. \ |
Резерв 2часа.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с 5 по 9 классы:
5-6 класс
- География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2019. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
- В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 5—6 классы (рабочая тетрадь)
- В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя)
- Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 5-6 класс (пособие для учителя)
- Атлас 5-6 класс
7 класс
- География. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2017. – (Полярная звезда)
- В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 7 класс (рабочая тетрадь)
- В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 7 класс (пособие для учителя)
- Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 7 класс (пособие для учителя)
- Атлас 7 класс
8 класс
- География. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2019. – (Полярная звезда)
- В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 8 класс (рабочая тетрадь)
- В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 8 класс (пособие для учителя)
- Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 8 класс (пособие для учителя)
- Атлас 8 класс
9 класс
- География. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев и др.). М.: Просвещение, 2019. – (Полярная звезда)
- В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 9 класс (рабочая тетрадь)
- В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 9 класс (пособие для учителя)
- Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 9 класс (пособие для учителя)
- Атлас 9 класс
- География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5—11 классы. / (А.И. Алексеев и др.). М.: Просвещение, 2019.
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер.
-Мультимедиа - проектор.
- Комплект карт.
- Комплект портретов знаменитых географов и путешественников.
- Медиатека.
- Географическая литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 6 класс ,составленная по линии "Полярная звезда"
P { margin-bottom: 0. Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9 классов линии «Полярная звезда...
Рабочая программа по географии 7 класс ,составленная по линии "Полярная звезда"
Рабочая программа по географии для курса 7 класса учитывает требования Государственного стандарта. За основу взята авторская программа для общеобразовательных учреждений (авторы А.И.Алексеев В. В.Нико...
Рабочая программа по географии для 6 класса по линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 6 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. В рабочей программе соблюдается преемственн...
Рабочая программа по географии для 5-6 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.
Рабочая программа по географии для 5-6 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федеральног...
Календарно - тематическое планирование по географии. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.6 класс.
География. Календарно - тематическое планирование 6 класс по учебнику «География 5-6 класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2019г.Серия»Пол...
Календарно - тематическое планирование по географии. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г. 7 класс.
География. Календарно - тематическое планирование 7 класс по учебнику «География 7 класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2018г.Серия»Поляр...
Календарно - тематическое планирование по географии. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г. 8 класс.
География. Календарно - тематическое планирование 8 класс по географии в 8 классе. по учебнику «География 8класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просве...