Рабочая программа по географии 10-11 класс (по линии учебников "Полярная звезда")
календарно-тематическое планирование по географии (10 класс) на тему
Рабочая программа по географии для 10-11 класса составлена в соответствие «Сборника нормативных документов. География» (Федеральный компонент Государственного стандарта) составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.; и на основе Николина В.В., Алексеев А. И., Липкина Е.К. География. Программы общеобразовательных учреждений 6-9, 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - Москва "Просвещение", 2010.
Курс «Современный мир» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Данный курс занимает важное место в системе географического образования обучающихся, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_10_-11_klass.docx | 51.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Атамановская средняя общеобразовательная школа»
Программа рекомендована Утверждаю
к работе Педагогическим советом Директор школы
Протокол №__ от_________г. ________Т.Н. Колокольцова
Программа рассмотрена на ШМО
учителей естественного цикла
Протокол №__ от _________г. Приказ № __ от___________г.
Рабочая программа
по географии для
10 класса на 35 часов;
11 класса на 34 часа
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Разувалова Ю.В.
учитель географии
Атаманово, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 10-11 класса составлена в соответствие «Сборника нормативных документов. География» (Федеральный компонент Государственного стандарта) составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.; и на основе Николина В.В., Алексеев А. И., Липкина Е.К. География. Программы общеобразовательных учреждений 6-9, 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - Москва "Просвещение", 2010.
Курс «Современный мир» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Данный курс занимает важное место в системе географического образования обучающихся, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.
Этот курс обобщает географические знания, полученные обучающимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.
Программа предназначена в основном для обучающихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.
Цели и задачи курса:
Главной целью курса является формирование у обучающихся широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
- развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
- вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета по 35 часов обучения в 10-м и 11-м классах, т.е. по 1 часу в неделю. Часы резервного времени распределены дополнительно на темы в 10-м классе 1 час на обобщение и в 11-м классе 8 часов на тему "Регионы и страны" и 1 час на обобщение.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:
знать / понимать:
этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой; важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;
особенности научно-технической революции;
понятие «природопользование», виды природопользования;
идеи устойчивого развития общества;
особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира;
этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;
занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;
крупнейшие города и агломерации мира;
причины и виды миграций;
культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;
секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;
понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;
крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;
географическую номенклатуру, указанную в учебнике;
уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;
определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;
определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;
характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;
уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;
составлять развернутый план доклада, сообщения;
составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;
строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;
составлять и презентовать реферат;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;
работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный);
оценивать:
обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;
рекреационные ресурсы мира;
современное геополитическое положение стран и регионов;
положение России в современном мире;
влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
тенденции и пути развития современного мира.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии.
Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).
Содержание учебного предмета
Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч)
Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество — природная среда» в Средневековье. Промышленная революция — качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.
Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.
Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов.
Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.
Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.
Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление.
Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.
Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества.
Тема 2. География населения (5 ч)
Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.
Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.
Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда.
Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.
Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.
Тема 3. География культуры, религий, цивилизаций (4 ч)
Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.
География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей.
Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности.
Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.
Тема 4. Политическая карта мира (4 ч)
Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.
Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира.
Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.
Тема 5. География мировой экономики (11 ч)
Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.
Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе.
Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.
Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.
Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.
Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.
Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.
Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные.
Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.
Тема 6. Регионы и страны (21 ч)
Регион и региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Принцип построения культурно-исторических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.
Англоязычная Америка
Соединенные Штаты Америки. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. «Плавильный котел» и «лоскутное одеяло».
Экономика США — «витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли сельского хозяйства. Сельскохозяйственные пояса и их специализация. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад.
Канада. Особенности территории. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоминает Россию. Население. Коренное население. Национальные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.
Латинская Америка. Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения. Население: этнический состав, темпы роста. Контрасты в размещении населения, их причина. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регион — крупнейший экспортер сырьевых товаров. Сельское хозяйство: значение «зеленой революции», главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Особенности транспортной сети. Панамериканское шоссе, Трансамазонская магистраль. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития.
Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Западная Европа — старейший центр мирового хозяйства, второй центр экономической мощи в мире. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.
Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй, федеративное устройство. Особенности населения. Крупнейшая по численности населения страна Западной Европы. Высокий уровень урбанизации. Германия — страна постиндустриальной экономики, экономически самая мощная страна Европы. Отрасли международной специализации. Внутренние различия.
Великобритания. Географическое положение: влияние островного положения на развитие страны. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Культурные традиции. Особенности развития экономики. Отрасли специализации. Продуктивное сельское хозяйство. Внутренние различия.
Франция. Географическое положение. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Экономика Франции. Отрасли специализации. Крупнейшие промышленные центры. Агропромышленный комплекс. Транспортная сеть. Франция — мировой центр туризма. Внутренние различия. Парижская агломерация.
Италия. Географическое положение. Территория. Государственный строй. Население. Особенности экономики. Отрасли промышленности. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Сельское хозяйство. Транспорт. Мировой центр туризма. Внутренние различия: индустриальный Север и аграрный Юг.
Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Формирование рыночных отношений. Специализация экономики. Внутренние различия.
Постсоветский регион (без России и стран Балтии). Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.
Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона). Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Китайская Народная Республика. Географическое положение. Территория. Разнообразие природных условий и ресурсов. Государственный строй. Крупнейшее по численности населения государство мира. Демографическая политика. Стремительное развитие экономики. Экономические реформы. Отрасли специализации промышленности. Крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Внутренние различия.
Япония. Особенности географического положения. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Однонациональная страна. Высокоурбанизированная страна мира. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо». Особенности развития экономики. Отрасли промышленности, крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Транспорт. Внутренние различия.
Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Южная Азия. Формирование политической карты региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава — почва для сепаратизма и экстремизма. Стремительный неконтролируемый рост населения — главная демографическая проблема региона. Резкие контрасты в размещении населения. Уровень экономического развития. Доминирующая роль сельского хозяйства. Проблемы развития промышленности. Внутренние различия. Индия — наиболее развитая страна региона.
Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Исламская цивилизация — общий связующий элемент, позволяющий объединить государства этих территорий в один регион. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Национальные ремесла. Транспорт. Регион — мировой центр туризма. Внутренние различия.
Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Тропическая Африка — регион с самым низким качеством жизни населения. Преобладающие религии. Тропическая Африка — экологически наиболее отсталый регион мира. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР — единственное экономически развитое государство Африки.
Австралия и Океания. Особенности географического положения. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размещения. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Транспорт. Внутренние различия.
Океания: обособленный мир островов — Меланезии, Полинезии, Микронезии. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: сельское хозяйство — главная сфера деятельности населения. Внутренние различия Океании. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Тема 7. Глобальные проблемы человечества (4 ч)
Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Причины отсталости стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения. Экологические проблемы — кризис взаимоотношения общества и природы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.
Тематическое планирование по географии 10 класс
№ | Содержание | Количество часов | |
Всего | Практическая работа | ||
1 | Тема 1. Человек и ресурсы Земли | 10 | 3 |
2 | Тема 2. География населения | 5 | 2 |
3 | Тема 3. География культуры, религий, цивилизаций | 4 | 1 |
4 | Тема 4. Политическая карта мира | 4 | 1 |
5 | Тема 5. География мировой экономики | 11 | 4 |
6 | Обобщающее повторение | 1 | |
Итого | 35 | 11 |
Календарно-тематическое планирование по географии 10 класс
№ урока | № урока в теме | Дата | Тема раздела, урока | Практическая работа |
Тема 1. Человек и ресурсы Земли 10 ч | ||||
1 | 1 | От древности до наших дней | Практическая работа №1 Выявления изменения характера связей человека с природой на протяжении истории. | |
2 | 2 | Современное освоение планеты | ||
3 | 3 | Природные ресурсы и экономическое развитие | Практическая работа №2 Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов | |
4 | 4 | Ископаемые ресурсы | ||
5 | 5 | Земельные ресурсы | ||
6 | 6 | Водные ресурсы | ||
7 | 7 | Лесные ресурсы | ||
8 | 8 | Ресурсы Мирового океана | ||
9 | 9 | Другие виды ресурсов | ||
10 | 10 | Природопользование и устойчивое развитие | Практическая работа №3 Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов | |
Тема 2. География населения 5 ч | ||||
11 | 1 | Демографическая история человечества | ||
12 | 2 | Этническая и языковая мозаика | ||
13 | 3 | Возрастно-половой состав населения мира | Практическая работа №4 Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран | |
14 | 4 | Расселение: жители городов и деревень | ||
15 | 5 | Миграции населения | Практическая работа №5 Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами | |
Тема 3. География культуры, религий, цивилизаций 4 ч | ||||
16 | 1 | Что изучает география культуры | ||
17 | 2 | География религий | Практическая работа №6 Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору) | |
18 | 3 | Цивилизации Востока | ||
19 | 4 | Цивилизации Запада | ||
Тема 4. Политическая карта мира 4 ч | ||||
20 | 1 | Формирование политической карты мира | ||
21 | 2 | Государство – главный объект политической карты | ||
22 | 3 | Типы государств | Практическая работа №7 Составление классификационной таблицы "Крупнейшие страны мира по формам правления" | |
23 | 4 | Политическая география и геополитика | ||
Тема5. География мировой экономики 11 ч | ||||
24 | 1 | Мировая экономика | Практическая работа № 8 Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану | |
25 | 2 | Научно-техническая революция | ||
26 | 3 | Международное разделение труда | ||
27 | 4 | Горнодобывающая промышленность. | ||
28 | 5 | Энергетика | ||
29 | 6 | Практическая работа | Практическая работа № 9 Проложение по контурной карте маршрута международного туризма | |
30 | 7 | Обрабатывающая промышленность | ||
31 | 8 | Практическая работа | Практическая работа № 10 Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности | |
32 | 9 | Сельское хозяйство | ||
33 | 10 | Транспорт и сфера услуг | Практическая работа № 11 Подготовка сообщения "Развитие промышленности и экологические проблемы" | |
34 | 11 | Мирохозяйственные связи и интеграция | ||
Обобщающее повторение | ||||
35 | 1 | Обобщение и повторение курса 10 класса |
Тематическое планирование по географии 11 класс
№ | Содержание | Количество часов | |
Всего | Практическая работа | ||
1. | Тема 1. Регионы и страны | 29 | 3 |
2. | Тема 2. Глобальные проблемы человечества | 4 | 2 |
3. | Обобщающее повторение | 1 | |
Итого | 34 | 5 |
Календарно-тематическое планирование по географии 11 класс
№ урока | № урока в теме | Дата | Тема раздела, урока | Практическая работа |
Тема 1. Регионы и страны | ||||
1 | 1 | Как поделить земное пространство? | ||
2 | 2 | Центры экономической мощи и "плюсы" бедности | ||
3 | 3 | Практическая работа | Практическая работа №1 Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека | |
4 | 4 | США: географическое положение, природные условия и ресурсы | ||
5 | 5 | США: население, экономика | ||
6 | 6 | США - внутренние различия | ||
7 | 7 | Канада: географическое положение, население | ||
8 | 8 | Экономика Канады | ||
9 | 9 | Латинская Америка | ||
10 | 10 | Регионы Латинской Америки | ||
11 | 11 | Западная Европа | ||
12 | 12 | Практическая работа | Практическая работа №2 Составить экономико-географическую характеристику страны (по выбору) | |
13 | 13 | Германия | ||
14 | 14 | Великобритания | ||
15 | 15 | Франция | ||
16 | 16 | Италия | ||
17 | 17 | Центрально-Восточная Европа | ||
18 | 18 | Страны-карлики Западной Европы | ||
19 | 19 | Постсоветский регион (без России и стран Балтии) | ||
20 | 20 | Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона) | Практическая работа №3 Сравнительная характеристика двух стран (по выбору) | |
21 | 21 | Китайская народная республика | ||
22 | 22 | Япония | ||
23 | 23 | Юго-Восточная Азия | ||
24 | 24 | Южная Азия | ||
25 | 25 | Юго-Западная Азия | ||
26 | 26 | Северная Африка | ||
27 | 27 | Тропическая Африка и ЮАР | ||
28 | 28 | Австралия и Океания | ||
29 | 29 | Зачет по теме "Регионы и страны" | ||
Тема 2. Глобальные проблемы человечества | ||||
30 | 1 | Глобальные проблемы | Практическая работа №4 На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения | |
31 | 2 | Отсталость, голод, болезни | ||
32 | 3 | Энергетическая и сырьевая проблемы | ||
33 | 4 | Экологическая проблема | Практическая работа №5 На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества | |
Обобщающее повторение | ||||
34 | 1 | Обобщение и повторение курса 11 класса |
Литература для обучающихся:
1. Гладкий Ю.Н. География. Современный мир. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 272 с.
2. Гладкий Ю.Н. География. Мой тренажер : 10-11 классы : базовый уровень : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". 2-е изд. - М. : Просвещение 2012. - 96 с.
3. Атлас по географии "Социальная и экономическая география" 10 класс.
Литература для учителя:
1. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. - М.: ВАКО, 2012
2. География, Профильный уровень. 11 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 кн. Кн. 2 / В.Н. Холина. - 3-е изд., стереотип. - М.: 2011.
3. География в цифрах. 6-10 кл. : справочное пособие / О.А. Климанова. –М.: Дрофа, 2008
4.Контрольно-измерительные материалы. География 10 класс / Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...
Рабочие программы по географии 5-11 класс к УМК "Полярная звезда"
Рабочие программы под ред. Алексеева для 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса...
Рабочие программы по географии 6-11 класс по линии УМК "Сферы"
Рабочие программы по георафии 6 класс -34 часа (1 час в неделю) по линии УМК "Сферы", 7-9 класс -68 часов, 10-11 класс по линии УМК "Полярная Звезда" -68 часов...
Рабочая программа по географии 5-6 класс (по линии учебников "Полярная звезда")
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.Рабочая программа по географии состав...
Рабочая программа по географии для 6 класса по линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 6 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. В рабочей программе соблюдается преемственн...
Рабочая программа по географии. 5-9 классы. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.
Рабочая программа по географии составлена на основе:- фундаментального ядра содержания общего образования;- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образо...