Курс по выбору "Лес и человек" (География) 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Актуальность введения курса «Лес и человек» в учебные планы связана с тем, что лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывает огромное влияние на окружающую среду, имеет ценность для каждого человека. Вместе с тем велики темпы сокращения площади лесов мира (за историю цивилизации она сократилась на 40 – 50%). Ежегодно леса вырубаются на площади, сопоставимой с территорией таких государств, как Италия и Великобритания. Ведущим фактором сокращения лесных площадей является антропогенная деятельность, в том числе промышленная вырубка, пожары, рекреационная деятельность. Обезлесение стало глобальной экологической проблемой. Не случайно поэтому в число пяти основных документов, принятых на Международной конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.), входит «Заявление о принципах в отношении лесов».
Включение в содержание школьного географического образования курса «Лес и человек» - настоятельная необходимость сегодняшнего времени. Особенностью курса является его междисциплинарность. Он интегрирует знания учащихся по географии, биологии, истории, предметам эстетического цикла, связан с экологическими курсами и школьным курсом «Основы безопасности жизнедеятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_vyboru_les_i_chelovek._geografiya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дмитриево-Усадская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор школы
___________/Тишкина Е.А/ _______ /Васильева Т.И/
Протокол № 1 от 28.08.2014
Рабочая программа
учебного курса по выбору «Лес и человек» в 9 классе
Составитель: Хлебинская Г.И.
2014 г.
Курс по выбору 9 класс
«Лес и человек» (География)
(34 ч, 1 ч в неделю в течение года)
Авторы: Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова,
В.В. Николина, В.И. Сиротин
Пояснительная записка
Актуальность введения курса «Лес и человек» в учебные планы связана с тем, что лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывает огромное влияние на окружающую среду, имеет ценность для каждого человека. Вместе с тем велики темпы сокращения площади лесов мира (за историю цивилизации она сократилась на 40 – 50%). Ежегодно леса вырубаются на площади, сопоставимой с территорией таких государств, как Италия и Великобритания. Ведущим фактором сокращения лесных площадей является антропогенная деятельность, в том числе промышленная вырубка, пожары, рекреационная деятельность. Обезлесение стало глобальной экологической проблемой. Не случайно поэтому в число пяти основных документов, принятых на Международной конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.), входит «Заявление о принципах в отношении лесов».
Включение в содержание школьного географического образования курса «Лес и человек» - настоятельная необходимость сегодняшнего времени. Особенностью курса является его междисциплинарность. Он интегрирует знания учащихся по географии, биологии, истории, предметам эстетического цикла, связан с экологическими курсами и школьным курсом «Основы безопасности жизнедеятельности». Другой специфической чертой курса является ориентация на личность школьника, его потребности, интересы, ценности.
Научными основами курса являются учение Г.Ф. Морозова о лесе; В.Н. Сукачева, разработавшего основы лесной биогеоценологии; Ю.А. Исакова об общих закономерностях динамики растительных сообществ; А.Г. Исаченко об основах ландшафтоведения и физико-географического районирования, а также основные принципы лесного законодательства.
Основной целью курса является развитие познавательного интереса к лесу, углубление и обобщение знаний по данной проблеме, формирование умений и навыков по изучению леса, поведению в лесу и охране леса, развитие опыта творческой и эмоционально-ценностной деятельности учащихся. Содержание курса имеет профориентационную направленность. Курс вносит вклад в формирование экологической культуры личности.
Задачи курса:
- сформировать и развить систему знаний о значении леса в жизни человека, об основных лесных сообществах планеты, о видах лесопользования, об экологических проблемах и путях их решения;
- развить умения творческого, исследовательского характера, связанные с оценкой рациональности лесопользования; навыки безопасного поведения в лесу; готовность к практическим делам;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к лесу, желание сохранить лесной покров своего края, России, мира.
Основные требования к уровню усвоения содержания. Учащиеся должны знать:
- общие понятия о лесе; основные лесные сообщества мира и России;
- основные виды лесопользования и связанные с ними экологические проблемы;
- основы лесного законодательства.
Учащиеся должны уметь:
- описывать лесное сообщество;
- оценивать степень антропогенных нарушений лесных экосистем;
- обеспечивать безопасное поведение в лесу;
- проводить работу по лесовосстановлению.
Учащиеся должны проявлять:
- заботу о сохранении лесных богатств, исходя из представлений о значимости леса в устойчивом развитии биосферы и его универсальной ценности в жизни каждого человека.
Ключевые понятия: лес как экосистема, типы лесов, лесопользование и виды лесных пользований, экологические проблемы лесопользования, охрана леса.
Содержание курса «Лес и человек» включает материал, который предполагает формирование у школьников новых ценностных ориентаций по отношению к природе; отражает гуманистические идеи, знакомит их с реальными экологическими проблемами современ
ной жизни.
Содержание программы
Введение (1 ч)
Что изучается в курсе « Лес и человек»
Раздел 1.
Тема 1
Общее понятие о лесе
Лес как один из основных элементов земной поверхности.Понятие о лесном биогеоценозе
Лес как открытая экосистема. Лес и лесная промышленность.Лесное хозяйство и его задачи.
Тема 2
Многосторонняя ценность леса.
Среднеобразующая роль леса. Почвозащитная роль леса.Лес как место обитания животных.»Космическая роль леса»
Тема 3
Лес и искуство
Лес как источник эстетического воспитания. Леси народное творчество. Лес в легендах и преданиях. Лес и здоровье. Лекарственные ресурсы леса. Дикорастущие лекарственные растения. Рекреационное значение лесов.
Тема 4
Экономическое значение леса.
Почему лес называют» Зеленым золотом». Группы лесов. Древесина – продукт леса.
История взаимоотношений леса и человека. Лес и культура древних охотников и собирателей. Глобальная проблема обезлесения.
Раздел 2
Леса планеты Земля(4)
Тема 1
Основные лесные экосистемы мира и России
Общая характеристика лесов мира. Лесистость территории.
Лесотундра. Граница лесотундры в Евразии и Северной Америке.
Охрана природных комплексов лесотундры.
Леса умеренного пояса. Зона тайги и зона смешанных и широколиственных лесов.
Лесостепь и степь. Формы и методы лесоразделения.
Саванны и редколесьяю. Видовой состав растительности. Хозяйственное использование леса.
Жесколиственные вечно зеленные леса и кустарники. Влияние климата на характер и видовой состав лесов.
Переменно – влажные и муссонные леса. Видовой состав растительности,особенности отдельных видов. Хозяйственное использование лесов.
Влажные эквоториальные леса. Причины сокращение площади экваториальных-влажных лесов
Тема 2
Заповедные леса
Современное состояние и проблемы заповедного дела в России.Красная книга.
Раздел 3.
Проблемы лесопользования(4ч)
Тема 1
Лесопользование
Пользование лесом в научно-исследовательских целях,целях рекреации, нуждах охотничьего хозяйства..
Тема 2
Принцыпы рационального лесопользования.
Промышленное лесопользования как вид главного лесопользования.
Тема 3
Рубки главного пользования.
Комплекс мер по восстановлению лесов на вырубкахОсновные районы заготовок древесины в Российской Федерации. Экологические проблемы.
Тема 4
Лесная рекреация.
Привлекательность лесов: лесистость,породный состав,бонитет,пересеченность рельефа,наличие и протяженность береговой полосы водных оьбектов, медико биалогические оссобенности района. Воздействие человека на лес.
Раздел 4
Влияние человека на состояние лесов(5ч)
Тема 1
Загрязнение окружающей и леса
Виды загрязнений. Меры по предупреждению и ликвидации загрязнения лесных экосистем.
Тема 2
Лесные пожары.
Понятие о лесном пожаре. Виды лесных пожаров, низковой,верховой,почвенный пожар.
Действие человека при пожаре. Охрана лесов от пожаров в лесном законодательстве.
Тема 3
Болезни и вредители леса.
Первичные вредители леса. Организационно-технические/профилактические,защитные,
Химические и не химические меры по защите леса.
Тема 4
Лесовосстановление и лесоразведение
Естественное и искуственное восстановление лесов.Способы иметоды создавания и выращивания лесных культур,обеспечение лесокультурных работ семенами и посадочным материалом.
Тема 5
Охрана леса
Ученые-лесоводы: путь к мастерству. Подготовка кадров для лесного хозяйства Школьные лесничества, правовые вопросы охраны леса.
Раздел 5
Будущее лесов.(2ч)
Тема 1
Методы изучения лесов
Мониторинг как процесс наблюдения,оценкии прогноза состояние лесной эко системы.Современные методы изучения лесов.
Тема 2
Международное сотрудничество по охране лесов на планете.
История, цели, основные формы сотрудничества. Основные правовые документы в области охраны окружающей среды.
Практикум «Наша помощь лесу» (14ч)
Изучение леса. Определение видового разнообразия деревьев и кустарников в ближайшем лесу или парке. Путешествие в мир лесной гармонии.
Лесные робинзоны:Лесная аптека. Разрабатываем кодекс туриста.
Наша помощь лесу. Опытничество иисследования в лесничествах,охрана лесов, пропаганда идей бережного отношения к.лесу.
Рекомендуемая. Литература
Баландин в ВВ, БондаревлГ. Природа и цивилизация-М,1988.
ВинокуроваНФ,КамериловаГС,НиколинаВВ,Лес и человек-Учебные пособия/Под ред.Е.А Щетинского-М200.Никитин ДА,НовиковЮВОкружающая среда ичеловек-М,1986.ПротасовВФ,МолчановАВ. Экология ,здоровье иприродопользование в россии-М 1995.Сборник нормативных актов по пожарной безопасности в лесах РФ-М1995.ЯншинЛЛ,МелуААИ.уроки экологических просчетов-М1991\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс
Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...
Урок – конференция: «Горы и человек» география 8 класс
Предмет: география Класс: 8 Автор УМК: «География России. Природа и население», под редакцией А.И. Алексеева. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведения. – М.: Дрофа, 2011 Тема: Горы и че...
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...