Урок в пятом классе по теме: Познание Земли в древности
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Макарова Наталья Семеновна

Урок в пятом классе по теме: Познание Земли в древности

Ф.И.О.   Макарова Наталья Семёновна

 Место работы: ГБОУ СОШ с. Владимировка

Должность: учитель географии

Предмет: география

 Класс: 5

 Тема урока:№2. Познание Земли в древности (урок № 1 в теме «Накопление знаний о Земле»)

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География.  Землеведение.

 Цель: ознакомить учащихся с историей познания Земли и развитии географии в периоды Древнего мира и Средние века.

 Задачи урока:

 Образовательные: познакомить учеников с изменением знаний людей о форме и природе Земли, как развивались знания человека и природе планеты, познакомить учащихся с известнейшими открытиями и путешественниками с древнейшего времени до средневековья.

Воспитательные: формирование мировоззренческих идей.

Развивающие:  развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования , атласом и контурной картой;

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

 Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма работы учащихся: коллективная

Техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, интернет, ЭОР, персональный компьютер.

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организация на урок

 

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

1мин

2

          Актуализация темы

 

Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему.

Что общего у этих слов? (слайд1- астрономия, биология, геология, география, «антропос» страноведение, землеведение, математическая география) Откуда взялись эти слова?

Дают ответы на вопросы. Формулируют название темы урока (Р)

4 мин

3

                                                                         Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/57ebaf0d-9ddb-4c44-b5e5-8fdde4cd3a0f/sphere_mif.swf

1 . Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника и ЭОР.

- Р/у-с.8 Что вы сегодня узнаете?

- Какие эпохи мы рассмотрим?

- Что по вашему мнению побудило людей изучать Землю? (Ответы пишутся на интерактивной доске) Подводит к выводу : что сначала, чтобы выжить –лучшее место, питание, а затем для налаживания торговых связей и получения сведений о планете.

2.ЭОР. Представление об облике Земли.

 

 

 

 

 

Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность. (П)

 

 

 

 

 

 

Предлагают свои варианты  (любопытство, голод, …)(К, Р)

 

 

Просматривают (П), сравнивают представления древних людей о форме Земли (Р).

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

1мин

4

Практикум

 

Формулирует задания для учеников, корректирует их работу.

-Выберите период, в каком вам бы интересно было жить.

- Заполните с помощью учебника таблицу (слайд)

 

 

Демонстрирует слайды об известных людях эпохи, внёсших вклад в географию.

На

Выполняют практикум  при помощи учебника, одни - Древняя география, другие – Средние века, анализируя текст (П)

 

 

Озвучивают результаты, сравнивая с таблицей на доске (П), поясняя своё отношение к эпохе (Л). Обмениваются полученной  информацией (П)

 

9 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

Физминутка  (здоровьесберегающий компонент)

 

«Пантомима» Опираясь, на знания о материках и океанах  современной карты  изобразите без слов географические объекты. (Самый большой материк, самый маленький,  и т.д.)

Играют, демонстрируя свои творческие таланты. (К)

2 мин

5

               Закрепление  

 

 

 

 

 

 

 

слайд

 

1.Формулирует вопросы и корректирует ответы:

 -Что заставило людей приобретать географические знания? А нам для чего необходимо изучать свою планету?

2.Вставьте пропущенные слова: Географическая наука зародилась в  Древней Греции. Её основоположником считают Гомера.

3.Назовите путешественников средневековья?

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

 

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

6 мин

6

             Итог урока     (рефлексия)

 

 

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Объясняет д/з п.2, Вопросы с.11 №5,6.

Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске.(Л) Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике. (К)

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

Приложение к плану-конспекту урока

 

Имена путешественников

 

 

их открытия

Дата

Имя

 

События

 

 

 

Древние цивилизации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средневековье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпоха  ВГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительный материал к уроку:

http://www.openclass.ru/node/121256 презентации

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e061c-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm Афанасий  Никитин

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e061b-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm Марко Поло

http://spieler2000.livejournal.com/39500.html Древние карты

Урок в пятом классе по теме: Познание Земли в древности

Ф.И.О.   Макарова Наталья Семёновна

 Место работы: ГБОУ СОШ с. Владимировка

Должность: учитель географии

Предмет: география

 Класс: 5

 Тема урока:№2. Познание Земли в древности (урок № 1 в теме «Накопление знаний о Земле»)

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География.  Землеведение.

 Цель: ознакомить учащихся с историей познания Земли и развитии географии в периоды Древнего мира и Средние века.

 Задачи урока:

 Образовательные: познакомить учеников с изменением знаний людей о форме и природе Земли, как развивались знания человека и природе планеты, познакомить учащихся с известнейшими открытиями и путешественниками с древнейшего времени до средневековья.

Воспитательные: формирование мировоззренческих идей.

Развивающие:  развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования , атласом и контурной картой;

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

 Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма работы учащихся: коллективная

Техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, интернет, ЭОР, персональный компьютер.

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организация на урок

 

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

1мин

2

          Актуализация темы

 

Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему.

Что общего у этих слов? (слайд1- астрономия, биология, геология, география, «антропос» страноведение, землеведение, математическая география) Откуда взялись эти слова?

Дают ответы на вопросы. Формулируют название темы урока (Р)

4 мин

3

                                                                         Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/57ebaf0d-9ddb-4c44-b5e5-8fdde4cd3a0f/sphere_mif.swf

1 . Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника и ЭОР.

- Р/у-с.8 Что вы сегодня узнаете?

- Какие эпохи мы рассмотрим?

- Что по вашему мнению побудило людей изучать Землю? (Ответы пишутся на интерактивной доске) Подводит к выводу : что сначала, чтобы выжить –лучшее место, питание, а затем для налаживания торговых связей и получения сведений о планете.

2.ЭОР. Представление об облике Земли.

 

 

 

 

 

Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность. (П)

 

 

 

 

 

 

Предлагают свои варианты  (любопытство, голод, …)(К, Р)

 

 

Просматривают (П), сравнивают представления древних людей о форме Земли (Р).

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

1мин

4

Практикум

 

Формулирует задания для учеников, корректирует их работу.

-Выберите период, в каком вам бы интересно было жить.

- Заполните с помощью учебника таблицу (слайд)

 

 

Демонстрирует слайды об известных людях эпохи, внёсших вклад в географию.

На

Выполняют практикум  при помощи учебника, одни - Древняя география, другие – Средние века, анализируя текст (П)

 

 

Озвучивают результаты, сравнивая с таблицей на доске (П), поясняя своё отношение к эпохе (Л). Обмениваются полученной  информацией (П)

 

9 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

Физминутка  (здоровьесберегающий компонент)

 

«Пантомима» Опираясь, на знания о материках и океанах  современной карты  изобразите без слов географические объекты. (Самый большой материк, самый маленький,  и т.д.)

Играют, демонстрируя свои творческие таланты. (К)

2 мин

5

               Закрепление  

 

 

 

 

 

 

 

слайд

 

1.Формулирует вопросы и корректирует ответы:

 -Что заставило людей приобретать географические знания? А нам для чего необходимо изучать свою планету?

2.Вставьте пропущенные слова: Географическая наука зародилась в  Древней Греции. Её основоположником считают Гомера.

3.Назовите путешественников средневековья?

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

 

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

6 мин

6

             Итог урока     (рефлексия)

 

 

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Объясняет д/з п.2, Вопросы с.11 №5,6.

Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске.(Л) Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике. (К)

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

Приложение к плану-конспекту урока

 

Имена путешественников

 

 

их открытия

Дата

Имя

 

События

 

 

 

Древние цивилизации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средневековье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпоха  ВГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительный материал к уроку:

http://www.openclass.ru/node/121256 презентации

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e061c-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm Афанасий  Никитин

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e061b-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm Марко Поло

http://spieler2000.livejournal.com/39500.html Древние карты

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5kl_poznanie_zemli_v_drevnosti.rar2.92 МБ

Подписи к слайдам:

Древние индийцы, что Земля - это полушарие, которое держат четыре слона, стоящие на огромной черепахе.

География в средние века 5-конец 15века н.э. Великий русский путешественник Афанасий Никитин в XV веке совершил поход в Индию, преодолев Каспийское, Аравийское и Черное моря.

Интернет ресурсы

http://tut1.ru/afanasiy-nikitin/391-afanasiy-nikitin-puteshestvennik-i-pervoprohodec-iz-tveri.html
увлекательный мир путешествий
http://www.openclass.ru/node/121256
презентации
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e061c-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
Афанасий Никитин
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e061b-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
Марко Поло
http://spieler2000.livejournal.com/39500.html
Древние карты
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F0%EA%EE_%CF%EE%EB%EE_%28%C4%EE%EA%F2%EE%F0_%CA%F2%EE%29 ww.igras.ru/index.php?r=21&id=19 http://moikompas.ru/compas/markopolo 7
 
-Что вы сегодня узнаете?
-Какие эпохи мы рассмотрим?
- Что по вашему мнению побудило людей изучать Землю?
Мир в представлении древних египтян: внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль
бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката

Древнегреческий историк и географ Страбон ок.63в. до н.э.-ок.20 н.э.
Будущий географ родился в современной
Турции
, в древнем городе Амасьи.
.
Благодаря древнегреческому историку и географу Страбону, сегодня ученые могут составить представление о древнем мире. Великий греческий ученый написал две работы: «История» и «География». До наших дней дошла только
«География»
, причем сохранилась она почти полностью.
Страбон описал в своей работе Европу и Азию. Европа в «Географии» начиналась с Иберийского полуострова, подробно были описаны Греция и Италия, упоминались Галлы, германы,
скифы
, савроматы, геты, даки, иллирийцы, Македонцы и фракийцы. Азия по представлениям Страбона состояла из Персии, Вавалонии, Индии, Армении, Палестины, Аравии, Финикинии и других государств. Примечательно, что восточным краем обитаемой земли географ считал Индию, и китайцев также относил к народу этой страны.
Домашнее задание
§2, Вопросы на стр.11 № 5,6.




















Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа с. Владимировка, муниципального района Хворостянский Самарской области




Познания Земли в
древности

Макарова Наталья Семёновна,
учитель географии второй категории







Закрепление:
Что заставило людей приобретать географические знания?
А для чего нам необходимо изучать свою планету?
Вставьте пропущенные слова: Географическая
……….
зародилась в
……..
.
Её основоположником считают
………
.
4.Назовите путешественников средневековья?

Другие считали, что Земля – это плавающий на воде диск, а небо – купол, который поддерживает бог Атлант .
Древнегреческий мыслитель Эратосфен - впервые употребил слово «
география
», которое означает «землеописание» от греческого «гео»-Земля и «графо»-пишу. Работа Эратосфена, «О круговращении небесного свода»- состоящая в измерении длины земного
меридиана
, доказательства шарообразной формы Земли, вычисление длинны экватора и размеры земного шара. Им была составлена и первая карта мира.
н.э.
ЭРАТОСФЕН КИРЕНСКИЙ
, 276-194 гг. до н.э.
Древние греки представляли себе Землю плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершал свой путь по небу.
Карта маршрутов путешествий Марко Поло.
.
Возвращаясь в Венецию на китайском корабле, Марко Поло пересек Индийский океан. Полтора года длилось это тяжелое плавание
ГЕРОДОТ
ГАЛИКАРНА́ССКИЙ
, 484 -425 гг. до н. э.

Важнейшая часть жизни Геродота — это его путешествия в различные страны Европы и Азии, а также в Египет и его сочинения.
Геродот– выдающийся греческий географ, историк и путешественник древности.

Родился он в городе Галикарнасе, что на побережье
Малой Азии. Он жил в ту эпоху,
когда Греция воевала с Персией.
Представления древних о Земле опирались прежде всего на мифологические представления.
Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают и безбрежном всемирном океане. 

Зарождение географии как науки
Древняя Греция-Родина географии


ГОМЕР –основоположник географии как науки. Он жил в 8 в. до н. э., но о жизни его ничего не известноГОМЕР –основоположник географии как науки. Он жил в 8 в. до н. э., но о жизни его ничего не известно

Великий путешественник Марко Поло в 1271—1292 гг. совершил поход в Китай. Путешествие, длившееся три с половиной года, проходило через Малую Азию, Персию, Памир и пустыню Гоби. В Китае Марко Поло провел 17 лет, находясь на службе у китайского императора. Домой Марко Поло вернулся морем, обогнув Азию с юга. Участвуя в войне с Генуей, в 1298 г. был взят в плен и в тюрьме продиктовал одному из узников рассказ о своем путешествии, снискавшем ему европейскую славу.
Марко Поло является автором известной «Книги о разнообразии мира», о которой споры не утихают до сих пор: многие подвергают сомнению достоверность описанных в ней фактов. Тем не менее в ней очень мастерски описана история путешествия Поло по Азии. Эта книга стала бесценным источником по этнографии, географии и истории Ирана, Армении, Китая, Индии, Монголии, Индонезии в средние века. Она стала настольной книгой таких великих путешественников, как Христофор Колумб, Фернандо Магеллан, Васко да Гама.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в пятом классе по теме "Present Perfect"

Урок разработан для V класса к разделу 5 Unite 3 (УМК под редакцией Биболетовой М.З., Денисенко О.А., Трубанёвой Н.Н.“Enjoy English” для 5 класса общеобразовательных учреждений.) “Have you ever walked...

Урок в пятом классе по теме "Олимпийские игры"

Цель  урока: Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями....

Урок в пятом классе по теме "Олимпийские игры"

Цель  урока: Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями....

Урок в пятом классе по теме "Понятие алгоритма"

Технологическия карта урока и презентация по теме "Понятие алгоритма"....

Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Восточные славяне в древности"

Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Восточные славяне в древности" разработана в соответствии с ФГОС, к учебнику Пчёлова Е.В...

Методическая разработка урока истории 6 класс на тему "Восточные славяне в древности"

Тема урока: Восточные славяне в древностиТип и место урока: Комбинированный урок.Данный урок - это первый  урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.Методы: объ...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему: "Олимпийские игры в древности"

Презентация  к уроку истории Древнего мира на тему: "Олимпийские игры в древности"...