Система педагогической работы учителя географии МБОУ СОШ №58 г.самары Песчанской Елены Николаевны
статья по географии на тему
"Внедрение информационно - коммуникативных технологий в преподавании георграфии на основе принципов здовьезбережения и социализации личности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list_sistemy_raboty.docx | 15.24 КБ |
soderzhanie.docx | 12.67 КБ |
kontseptsiya_uchitelya_geografii.docx | 70.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Министерство общего и профессионального образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №58
городского округа Самара
443086, г.Самара, ул. Лукачева, 17
Тел., факс 334-68-48; 334-06-70.
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
участника конкурса
«Лидер образования городского округа Самара – 2010»
учителя географии МОУ СОШ № 58 г.о. Самара
Песчанской Елены Николаевны
«Внедрения информационно- коммуникативных технологий в преподавании географии на основе принципов здоровьесбережения и социализации личности»
Самара 2010г
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение
Глава 1 Научно- методологические аспекты изучения проблем информатизации образования на современном этапе.
1.1 Информатизация отечественного образования: проблемы и перспективы
1.2 Основные этапы информатизации отечественного образования
Глава 2 Принципы здоровьесбережения в современной школе
2.1 Научно- методологические аспекты изучения проблем
здоровьесбережения в образовательном процессе.
2.2 Применение принципов здоровьесбережения в преподавании географии
Глава 3 Применение информационных технологий в преподавании географии
3.1 Применение информационных технологий в преподавании географии на
примере использования УМК «Сферы»
3.2 Результативность применения представленного педагогического опыта
Заключение: Список литературы и источников
Предварительный просмотр:
Введение
В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации.
В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования. Именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.
Информатизация современной школы приводит к совершенствованию образовательного процесса современного общеобразовательного учреждения, способствует при соответствующем управлении достижению новых качественных образовательных и воспитательных результатов.
Как отмечают многие ученые − С.А. Бешенков, А.Г. Гейн, Т.Б. Захарова, А.А. Кузнецов, К.К. Колин, В.С. Леднев, Е.А. Ракитина, И.Е. Семакин, Н.Д. Угринович, Е.К. Хеннер и др., − от качества школьного образования зависит успешность его дальнейшего продолжения, а без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
Реальный процесс позитивных преобразований в общеобразовательной школе на основе использования информационных технологий характеризуется следующими противоречиями:
1. между необходимостью строить процесс компьютеризации на научной системной основе и его осуществлением, в большинстве своем, путём развития отдельных направлений – составных элементов системы (технического оснащения, обеспечения программными средствами, подготовки кадров и др.);
2. между необходимостью организации учебно – воспитательного процесса с применением новых информационных технологий и недостаточным уровнем подготовки педагогических кадров для работы с современным программным обеспечением;
Необходимость разрешения данных противоречий и нахождение рационального пути внедрения информационных технологий в процесс обучения и воспитания послужили причиной обращения к данной теме.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы, важнейшее направление государственной политики в области информатизации образования. [1]
Сегодня руководителями и участниками образовательного процесса остро осознается недостаточность научной разработки подходов к информатизации образовательного процесса в школе[2].
В целом, изучение научно-исследовательской и методической литературы, и личный опыт педагога позволили сформулировать проблему, заключающуюся в недостаточной проработанности теоретических и практических подходов к внедрению информационных технологий в процесс обучения и воспитания, на программной, методологической основе, а не на фрагментарном ее проявлении в отдельных предметных областях, и отдельных аспектах управленческой деятельности
Теоретико-методологические основы информатизации процесса обучения в современной школе отражены в основных положениях теории системного подхода в работах В.С. Аванесова, В.П. Беспалько, И.А. Зимней, М.М. Поташника, А.И.Субетто, Н.А. Селезнёвой, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Т.К. Чекмарёвой, М.А. Сергеевой, где разработаны теоретические предпосылки проектирования эффективной действующей системы внедрения информационного обеспечения в образовательный процесс.
Соловьёв В.Н., Матрос Д.Ш., Мельникова Н.Н., Белушкин С.Д., Перегудов Ф.И., Новожилова Н.В., Швецова С.В., Каракозова Е.Н. и др. рассматривают практико-теоретические основы компьютеризации системы образования в целом и автоматизации системы управления образовательным учреждением.
Целью моего педагогического исследование в данном направлении является изучение теоретико- методологических аспектов обозначенной проблемы и разработка практических подходов внедрения информационно- коммуникативных технологий в преподавании географии на основе принципов здоровьесбережения и социализации личности, что соответствует концепции и мисси и представляемого мной образовательного учреждения.
Глава 1
Научно- методологические аспекты изучения проблем информатизации образования на современном этапе.
1.1 Информатизация отечественного образования: проблемы и перспективы
Проблема информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой ХХI века в силу следующих основных причин:
- стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многие весьма радикальные социальные изменения. Она существенным образом изменяет практически все стороны жизни людей;
- функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему - проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования;
- дальнейшее стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и широкое внедрение ее достижений в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитых странах и с исторической неизбежностью будет распространяться от них по всему миру.
Для понимания дальнейших путей информатизации образования, определения ее роли и места в реализации современных концепций модернизации отечественной системы образования и вхождения ее в мировое образовательное пространство считаю необходимым проследить историю информатизации образования в России.
Под информатизацией образования понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:
- в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества; повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;
- в управление системой образования для повышения эффективности и качества процессами управления;
- в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов; разработки и внедрению новых образовательных технологий на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Процесс информатизации отечественного образования начался в 1985 году (государственная реформа образования 1984 г.), когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники.
В общественное сознание начало входить новое понятие - "компьютерная грамотность". Оно означало владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.
1.2 Основные этапы информатизации отечественного образования
В процессе информатизации образования можно выделить следующие этапы:
- 1985 - 1993 гг. до принятия Программы информатизации образования Российской Федерации;
- 1993 - 1998 гг. до принятия Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации;
- 1998 - 2001 гг. до периода окончания сроков региональных программ информатизации систем среднего образования, подготовленных 1998-1999 годах.
- 2002 г. - по н.в. с момента присоединения России к Болонскому соглашению и началу модернизации отечественного образования и вхождению его в общемировое образовательное пространство.
Более подробно хочется остановиться именно на последнем этапе.
В 2002 г. организуются мероприятия Минобразования по реализации утвержденных на коллегии 28 февраля 2002 г. основных направлений информатизации образования по конкурсам 2002 года, а в 2003 г. - мероприятия Минобразования по реализации направлений информатизации образования по конкурсам 2003 года.
На этом этапе основными являлись следующие направления информатизации образования:
- Подготовка кадров для информационного общества
- Развитие электронных образовательных ресурсов
- Компьютеризация и коммуникационное обеспечение образования
- Поддержка региональных программ информатизации
- Развитие информационно-коммуникационных технологий управления образованием
На современном этапе информатизация образования развивается по следующим четырем основным направлениям:
- Оснащение образовательных учреждений современными средствами информатики и использование их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса.
- Использование современных средств информатики, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса.
- Развитие и все более широкое распространение дистанционного образования .
- Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации общества.
В рамках реализации этих направлений были разработаны следующие программы:
- научное, научно-методическое обеспечение развития технологий информационного общества и индустрии образования на 2003-2004гг.;
- создание системы открытого образования (СОО) на 2003-2004гг.;
- федеральная централизованная программа "Электронная Россия на 2002-2010".
Таким образом, важным условием перехода школы к новому уровню образования на основе информационных технологий является информатизация образовательных учреждений. Информатизация образования в первую очередь должна способствовать решению педагогических проблем. Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими и технологиями. В следующих главах я попытаюсь показать тот инструментарий, сочетания педагогических методик и информационных технологий, который использую в своей преподавательской практике.
Глава 2
Принципы здоровьесбережения в современной школе
2.1 Научно- методологические аспекты изучения проблем здоровьесбережения в образовательном процессе.
Практическое использование и достижение результативности технологий здоровьесбережения по сей день является вопросом актуальным, требующим изучения, обобщения опыта, и практикумов по внедрению данного педагогического направления.
В современном мире быстро меняющихся экономических отношений, новейших технологий, роста природных и техногенных катастроф, всё более ухудшающейся экологической ситуации человек должен быть очень гибким: умело пользоваться информацией, уметь ставить перед собой, определённую цель и находить пути её достижения, уметь выйти из нестандартной ситуации, творчески подходя к решению проблем. Сохранив при всём этом не только физическое, но и нравственное здоровье. Готовить к этому человека нужно с раннего детства, ведь состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель здоровья общества и государства. В нашем образовательном учреждении концепция «Здоровая школа» впервые была обозначена в 1994 году
В результате мониторинга за состоянием здоровья детей (1994-1996г.г) была определена устойчивая тенденция к снижению численности здоровых детей; поступающих и обучающихся в школе, что и определило основные направления работы нашего образовательного учреждения по сохранению здоровья учащихся.
В 1996г. концепция была представлена на городском конкурсе программ, направленных на сохранение и оздоровление детей. Результат - 1 место в городском конкурсе авторских программ.
Школа в числе первых включилась в реализацию районной (1994г.), городской (1997г), федеральной (2004г.) программ по здоровьесбережению детей.
Проблема укрепления и сохранения здоровья школьников, первая по актуальности среди других. Возникла она не случайно: многопредметность в расписании; большой объём и сложность учебного материала; стрессовые ситуации контроля; информационные перегрузки - всё это приводит к резкому ухудшению здоровья детей. По данным Минздрава доля здоровых детей составляет всего 33%.
Поэтому на данном этапе в рамках модернизации современного Российского образования особое место и значение отводится именно здоровьесберегающим технологиям и методам обучения.
По статистическим данным, среди факторов, обуславливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20 -25% всех воздействий; 20% составляют наследственные факторы; 10% организация системы здравоохранения; основным фактором, составляющим 50-55%, является образ жизни. Эти данные указывают на приоритетную роль образования в сохранении и формировании здоровья ребёнка, поскольку именно оно может помочь человеку построить правильный образ жизни и грамотно заботиться о своём здоровье.
К выводу о том, что обучение неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие учёные и педагоги-практики. Ещё Екатерина Великая говорила, что «надо не знаниями нагружать, а воспитывать интерес к учёбе». В 50-60 годах 19 века наблюдения врачей установили большое распространение среди школьников близорукости, нарушение осанки, увеличение неврастении, анемии. В 1870 году Р. Вихров дал определение «школьных болезней» в работе «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы».
В 1891 году основоположник гигиены Ф. Эрисман писал, что «гигиена должна требовать упрощения и сокращения учебных программ». Исследования врачей выявили ряд неблагоприятных факторов в организации обучения приводящих к нарушению здоровья:
-Недостаточная освещённость классов
-Плохой воздух в школьных помещениях
-Неправильная величина школьных столов
-Перегрузка учебными занятиями
В современной школе все эти недостатки сохранились, но к ним добавилось много других. Ухудшается нервно- психическое здоровье в выпускных классах, как правило, связанное с общими высокими учебными нагрузками. Неблагоприятная экологическая обстановка способствует росту хронических аллергических заболеваний. Из-за роста стрессогенных воздействий можно ожидать ухудшения нервно-психического здоровья, ослабления иммунитета, роста желудочно-кишечных заболеваний, вегето-сосудистой дистании.
За последние 10 лет Министерствами здравоохранения и образования была проведена огромная, на мой взгляд, работа по формированию нормативной базы, направленной на более эффективную заботу о здоровье подрастающего поколения. Первым шагом был приказ двух Министерств, вышедший в 1992 году, направленный на улучшение системы диагностики состояния здоровья школьников. В 1995 году в школе была введена специальность «валеология».
В 2000 году приказом Министерства здравоохранения №241 была утверждена «медицинская карта ребёнка» для общеобразовательных учреждений.
В 2001 году вышел приказ №371 «О штатных нормативах медицинского персонала...», согласно которому, одна ставка школьного врача рассчитана на 1200, а медсестры на 500 учащихся.
И самое главное - в Федеральном законе «Об утверждении программы развития образования» на образовательное учреждение возложена ответственность за: «...жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся...»
В рамках Федеральной целевой программы «Дети России» с 2003 года введена в действие программа «Здоровый ребёнок»
Однако, несмотря на все эти мероприятия, статистика свидетельствует о том, что состояние здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу. По этому показателю Россия занимает место в седьмом десятке стран мира.
Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров, и учитывать это в построении своей педагогической деятельности.
Это важная педагогическая проблема, которая требует настоятельного решения. Современная педагогика предлагает разные пути её решения: увеличение физической активности детей (физ - минутки, динамические паузы, введение дополнительных часов физической культуры...); создание здоровьесберегающей среды, чередование форм и методов обучения и учения; использование интерактивных методов обучения. Изучение литературы и опыта педагогов показывает, что наиболее разработаны и чаще всего применяются именно первые три направления, а последнее более декларируется, чем имеет место в реальной практике.
2.2 Применение принципов здоровьесбережения в преподавании географии
Здоровьесберегающая среда включает не только то образовательное пространство в котором ребёнок находится в процессе обучения, но и формы коммуникативного общения, способствующие сохранению психологического здоровья, критерием которых может служить положительный эмоциональный фон урока.
Я, как учитель-предметник, вижу наибольшие возможности реализации через свой предмет именно последних трёх направлений.
Основное правило моей педагогической деятельности: «Каждый урок должен оставлять в душе ребёнка только положительные эмоции»
Это предполагает следующие цели:
- Создание положительного эмоционального фона в течение всего урока.
- Организация продуктивного коммуникативного общения.
- Личностно ориентированный подход.
В их основе лежат три идеи, в большей или меньшей степени
разработанные в современной педагогике и психологии:
- структурирование учебного материала;
- групповые формы обучения.
- включение всех факторов восприятия в процессе обучения.
Какие же факторы определяют создание положительного
эмоционального фона?
Каждый педагог должен совершенно четко осознавать необходимость планирования эмоционального комфорта на занятиях, основываясь на принципе: организуй не поведение, а деятельность.
Психологи выделяют следующие необходимые для этого условия:
Внешний вид учителя должен выть:
- эстетичным
- опрятным
- соответствовать корпоративному стилю педагогического
сообщества
Любая учебная деятельность начинается с мотивации, эмоциональный настрой во многом зависит от того насколько яркой и значимой является для учащихся мотивация этой деятельности.
Особую роль в создании положительного эмоционального фона играет голос и темп речи учителя.
Наиболее благоприятен для положительного восприятия:
- спокойный ровный голос
- не тихий (располагающий к пассивности)
- не слишком громкий (раздражающий)
- учитель должен умело пользоваться тональностью,
- темп речи приемлемый для восприятия
- четкое произношение,
- правильная интонация,
- речь учителя должна быть грамотной.
Мимика и жесты учителя - это общение на невербальном уровне, оно будет не продуктивным, если на вашем лице:
- раздражение
- неудовольствие
- -нет эмоций
- недобрая снисходительная насмешка.
Напротив:
- умеренные жесты и мимика
- одобряющее выражение лица
- эмоциональность и активность учителя- залог успешного, продуктивного общения.
И конечно же без взаимного уважения, понимания, создания обстановки доверия, положительного эмоционального настроя в учебном процессе добиться просто невозможно.
Важная задача учителя не только создать, но и оценить эмоциональный фон урока. Для этого существует множество педагогических и психологических приемов например: «термометр настроений», «за и против», «весёлая мордашка», «уровень познавательного интереса» которые выступают в качестве индикатора эмоционального фона.
В свете этого в своей педагогической деятельности существенную роль отвожу практической направленности в преподавании географии, это даёт наибольшие возможности для создания психологически комфортной атмосферы на уроке, активизации познавательной и творческой деятельности. Такая деятельность предполагает использование современных технологий обучения, в частности, метод проекта. Он позволяет создать атмосферу комфортного общения ученика с учениками и учителя с учениками, сделать их сотрудниками, создаёт ситуацию успеха. Однако, исходя из своего опыта и опыта моих коллег, считаю, что применение метода проектов оправдано лишь в том случае, если он не заменяет традиционную форму урока, а является её органическим дополнением.
Для реализации принципов здоровьесбережения на уроках географии мной выбрано сочетание методики опорных конспектов и элементов проектной деятельности, направленное на создание психологически комфортной среды обучения, позволяющей учитывать особенности психического и физического здоровья детей
Первый и самый важный аспект - это создание эмоционально положительного климата на уроке через доброжелательность и искренность отношений, взаимное уважение учителя и ученика, уважение учащихся к предмету. Без этого никакое сочетание методик не будет результативным.
Опорный конспект как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Формированию структурного мышления. Материал ОК состоит из отдельных блоков, это позволяет выстраивать чёткую структуру урока, сочетать её с динамическими паузами, даёт возможность при необходимости перенести один из блоков на следующее занятие, не нарушая при этом логику урока, что способствует обеспечению благоприятных условий работы. На мой взгляд, это главный фактор, необходимый для создания положительного эмоционального настроя в учебном процессе и регуляции поведения на занятии.
Методическую сущность взаимодействия ОК и метода проекта можно представить в виде схемы:
Опорный конспект | Метод проекта | |
Формирование структурного мышления (каждая задача – отдельный блок) | Умение поставить цель | |
Создание ситуации успеха (ключевые моменты – основа учебного материала) | Осознание учеником его социальной значимости | |
Поле для творческой деятельности учащегося (составление ОК, значков, решение проблемных задач, работа с дополнительной литературой) | Работа с разными источниками информации, ее систематизация | |
Практическая деятельность (работа с картами и блоками ОК, сравнительные характеристики, работы с ОК на контурах) | Практическая деятельность (как правило, групповая работа) | |
Формирование культуры речи, соблюдение единого речевого и орфографического режима (прописаны географические термины, работа над понятиями и лексическим значением названий) | Умение общаться, грамотно говорить, делать выводы и обобщения, умение преподнести свои знания | |
Презентация проекта |
Таким образом, использование методики ОК и метода проекта в их сочетании даёт возможность организовать учебный процесс в щадящем для психического здоровья ученика режиме.
Одним из стрессовых моментов для ребенка является оценочная деятельность, чтобы снизить воздействие негативных факторов на эмоциональное и психологическое состояние ребёнка, здоровьесберегающая педагогика предлагает для оценки результата обучения критериальный подход.
позитивным в организации контроля является его:
- целенаправленность
- непременное обсуждение результатов контроля
- объективность
- чёткие критерии оценивания
- оценка результатов деятельности, а не личности
- разнообразие форм контроля
- самооценка и взаимооценка
- преобладание обучающей функции над контролирующей
И самое важное!
- преобладание положительных оценок.
Нельзя не учитывать возрастных психологических особенностей, ведь это залог успешного пути к здоровью ребёнка. Поэтому на разных возрастных этапах взаимодействие методик обучения носит различный характер:
6 клас | 7 класс | 8 класс | 9-10 класс |
Элементы ОК | ОК | ОК | Схема - конспект |
Творческая деятельность | Творческая деятельность | Творческая деятельность | Творческая деятельность |
ИКТ | Элементы МП | Метод проекта | Метод проекта |
ИКТ | ИКТ | Аналитические формы работы | |
ИКТ |
Идеи педагогики оздоровления приводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков, которые создаются с использованием нетрадиционных технологий обучения и которые открывают широкие возможности для самореализации ученика, создания продуктивного коммуникативного взаимодействия, для создания психологически комфортной среды образовательного процесса т-е для сохранения здоровья его участников.
Таким образом, использование методики ОК и метода проекта в их сочетании даёт возможность организовать учебный процесс в щадящем для психического здоровья ученика режиме, а также органично сочетается с использованием информационных технологий и новых учебно – методических комплектов.
Глава 3
Применение информационных технологий в преподавании географии
3.1 Применение информационных технологий в преподавании географии на примере использования УМК «Сферы»
До недавнего времени внедрение новых технологий в учебном книгоиздании не вело к переходу на новый уровень качества образования. УМК «Сферы» - качественно новый образовательно-издательский проект, который создает принципиально иную информационно-образовательную среду.
Учебно-методические комплекты «Сферы» - это многокомпонентные образовательные продукты для общеобразовательных учреждений. УМК «Сферы» предоставляют возможность изучать предметы на основе работы в едином информационном поле, реализованном через взаимосвязь всех компонентов комплекта, облегчают поиск, освоение и интерпретацию информации, изменяют роль и функцию учителя от носителя и транслятора информации к организатору учебной деятельности.
Отличительные особенности УМК «Сферы»:
- Соответствие всем компонентам образовательного стандарта.
- Наличие полного пакета пособий на бумажных и электронных носителях, обеспечивающего комплексность и преемственность всех уровней школьного образования.
- Единый методический, информационный и дизайнерский подход, учитывающий возрастные психофизиологические особенности школьников.
- Наличие «навигационной» системы, позволяющей применить единую технологию обучения.
- Подача материала с использованием современных информационных технологий.
Именно последний аспект послужил решающим критерием для выбора данного УМК для использования в моей педагогической практике.
А также:
- Четкое структурирование материала во всех учебных пособиях, что соответствует методике опорных конспектов.
- Широкий спектр использования дополнительных ресурсов и различных источников информации благоприятный для использования проектного метода на уроках географии.
- Богатый иллюстративный материал хорошего качества, как на бумажном, так и на электронном носителях позволяющий задействовать все факторы восприятия, что является одним из условий создания здоровьесберегающего пространства.
- Богатый набор учебных пособий позволяющий осуществлять различные формы деятельности на уроке.
- Электронное Приложение к учебнику, содержащее огромный объем информации, обеспечивающий возможность достижения высокой степени индивидуализации обучения, на основе повышения уровня самостоятельности учебной деятельности школьников.
Являясь носителем информационных, справочных, иллюстративных, методических ресурсов, данный комплект обеспечивает привлекательность и технологичность процесса обучения.
Использование электронного учебника предполагает два основных варианта. Первый рассчитан на творчество учителя и ученика, когда из всех предлагаемых ресурсов можно выбрать материалы, необходимые для изучения конкретной темы или разработки школьного проекта, и скомпоновать их в нужной последовательности, дополнив из других источников. Второй вариант предполагает использование электронного приложения на каждом уроке в достаточно полном объеме или при домашнем обучении, когда электронное приложение становится организатором учебной деятельности.
В моей практике большее отражение находит именно первый вариант, так как он дает возможность привлечения других информационных ресурсов (Интернет ресурсов, электронных презентаций, других электронных приложений), реализации творческого подхода, организации интерактивных форм работы, использования проектного метода на уроках.
Таким образом, создание современной информационной среды урока на основе сочетания методики опорных конспектов с проектной деятельностью в преподавании географии, способствующего сохранению психологического здоровья и социализации личности школьников является ведущей идеей моего педагогического опыта.
3.2 Результативность применения представленного педагогического опыта
- Результативность на уровне образовательных результатов
2006-07 уч. год | 2007-08 уч. год | 2008-09 уч. год | Дина- мика | |||||||||||||||
Класс | 5 | 4 | 3 | 2 | Ср. балл | Класс | 5 | 4 | 3 | 2 | Ср. балл | Класс | 5 | 4 | 3 | 2 | Ср. балл | |
9А | 3 | 14 | 9 | - | 3.6 | 6Б | 1 | 14 | 13 | - | 3.6 | 7Б | 2 | 12 | 13 | - | 3.6 | |
9Г | 1 | 15 | 8 | - | 3.7 | 6Г | 5 | 12 | 13 | - | 3.6 | 7Г | 2 | 14 | 9 | - | 3.7 | 0.1 |
8А | 9 | 17 | 1 | - | 4.2 | 9А | 11 | 13 | 6 | - | 4.3 | 6А | 9 | 15 | 2 | - | 4.2 | 0.1 |
8Д | 4 | 5 | 9 | - | 3.7 | 6В | - | 16 | 6 | - | 3.8 | |||||||
8Г | 4 | 6 | 14 | - | 3.5 | 9Г | 2 | 11 | 13 | - | 3.6 | 0.1 | ||||||
10Б | 5 | 14 | - | - | 4 | 11Б | 8 | 11 | - | - | 4.5 | 0.5 | ||||||
За год | - | - | - | - | 3.8 | - | - | - | 3.8 | 3.96 | 0.16 |
- Результативность на уровне научно - творческой деятельности
Год | Название Научно- творческого мероприятия | Количество, фамилия, имя, учащихся принявших участие | Результат участия (место.) |
2005-2006 год | Районная научно- практическая конференция школьников | Дьяконова Татьяна 7Д | 2 место |
2006-2007 год | Районный тур областной предметной олимпиады школьников | Михайлова Юлия 9А | 1 |
Гатин Рустам 9А | лауреат | ||
Районная научно- практическая конференция школьников | Мамедов Вадим 9А | 1 | |
Гатин Рустам 9А | лауреат | ||
Районный тур городской краеведческой олимпиады | Овчинникова Анна 8А | 3 | |
2007-2008 год | Районный тур областной предметной олимпиады школьников | Конькова Мария 10Б |
3 |
Региональная конференция Алабинские чтения | Бакиева Иннеса 10Б | лауреат | |
2008-2009 год | Районный тур областной предметной олимпиады школьников | Конькова Мария 11Б |
1 |
Зинина Ксения 11Б | 3 | ||
Районный тур городской краеведческой олимпиады | Песчанская Мария 8А | 3 | |
Районная научно- практическая конференция школьников | Горшкова Валерия 11А | 3 | |
Городсие Кирилло –Мефодиевские чтения | Песчанская Мария 8А | лауреат | |
2009-2010 год | Районный тур областной предметной олимпиады школьников | Дьяконова Татьяна 11Б | лауреат |
Чехова Ксения 7А | 1 |
- Результаты внеурочной деятельности
Период | Внеурочное мероприятие |
2006-2007 учебный год | Совместная экскурсия для учащихся 8-9 классов и их родителей в пос. Царевщина. (знакомство с историей Жигулей, восхождение на Царёв курган, пикник на природе) Цель – изучение природы родного края, экологическое воспитание. Теплоходная экскурсия для учащихся 8-9 классов и их родителей в пос. Ширяево. (Знакомство с уникальными природными объектами по маршруту следования, посещение музея И. Репина, в селе Ширяево, пешеходная экскурсия. Цель: Знакомство с природой родного края, формирование социально- ответственного поведения в природе. |
2007-2008 учебный год | Группа учащихся и родителей 9- х классов приняла участие в конкурсе электронных презентаций «Самара многонациональная». ( организатор конкурса – Самарский дом дружбы народов) Цель – изучение национального состава особенностей, традиций и культуры народов, проживающих на территории Самарской области. Воспитание толерантности |
2008-2009 учебный год | Посещение музея «Русская слобода» с родителями и учащимися 6, 10, 11 классов. Цель:- Знакомство с историей заселения территории Самарской области, историко- этнографическими особенностями русских славян. Историко – географическая игра для параллели 6-7 классов. Игра состояла из 3 туров, для каждого тура формировался пакет с заданиями творческо- поискового типа. Задания следующего тура класс получал только после зачета предыдущего. Игра длилась на протяжении 10 дней, после прохождения всех туров были подведены результаты, объявлен класс победитель. |
2009-2010 учебный год | Реализуется творческий проект «Мое семейное путешествие». Результаты проекта учащиеся представляют в виде электронной презентации с использованием собственных видео и фото - материалов. (В рамках реализации регионального компонента учащимися 7-х классов освоен модульный блок –«Презентация продукта в электронном виде»). Цель – привлечение детей и их родителей к совместной творческой деятельности. Формирование информационной и деловой компетенции учащихся. |
Сочетание форм и методов учебной работы и внеурочной деятельности, побуждает интерес учащихся к предмету география, учащиеся 9 классов ежегодно выбирают данный предмет в форме устного экзамена на итоговой аттестации. В 10- 11 профильных классах успешно реализуется социально- экономический профиль, с ведущими предметами экономика и география, спецкурсом коммерческая география.
2006-2007 у.г | 2007-2008 у.г | 2008-2009у.г. | |||||||||||
Форма экзамена | Устно | В форме защиты реферата | Устно | В форме защиты реферата | Нет выпускных классов | ||||||||
Количество человек | 12 | 3 | 15 | 3 | |||||||||
Результат | «5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | |
Заключение:
Изучив теоретико-методологические основы информатизации процесса обучения в современной школе, и проследив основные этапы этого процесса в российском образовании. Проанализировав, применяемые мной методики обучения географии с точки зрения здоровьесбережения, мной была поставлена цель: на основе принципов здоровьесбережения и социализации личности, что соответствует концепции и мисси и представляемого мной образовательного учреждения, разработать практические подходы внедрения информационно- коммуникативных технологий в преподавание географии
Изучение вопроса позволило сделать вывод о том что переход школы к новому уровню образования на основе информационных технологий в первую очередь должен способствовать решению педагогических проблем. Следовательно, информационные технологии наиболее эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими и технологиями.
В результате поэтапного сочетания методики применения опорных конспектов в преподавании географии и проектного метода с внедрением в процесс обучения информационных технологий и новых образовательных методических комплектов была сформирована ведущая идея моего педагогического опыта:
Создание современной информационной среды урока на основе сочетания методики опорных конспектов с проектной деятельностью в преподавании географии, способствующего сохранению психологического здоровья и социализации личности школьников.
Считаю, что данная система работы обеспечивает сохранность психологического здоровья и эмоционального состояния обучающихся в условии перехода к новому информационному пространству, на современном этапе модернизации образования.
Список литературы и источников.
1. источники
1.1 Неопубликованные
1.1.1 Программа развития МОУ СОШ № 58 « Школа – центр системной работы по сохранению здоровья участников образовательного процесса»
1.1.2 Устав МОУ СОШ № 58 г.о.Самара
1.2 Опубликованные
1.2.1 «Закон об образовании» РФ
1.2.2 Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации (утверждена 28 сентября 1993 года). М., 1994, 100 с.
1.2.3 Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - М., 1990. № 1
1.2.4 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКиПРО. – 2002г.
1.2.5 Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002–2010 годы» // http://www.e-rus.ru/articles/text_programm_1.shtml.
2. Литература
2.1 Васильев В.Н., Воронов В.В. Развитие информационной культуры и система непрерывного образования Компьютерная революция и информатизация общества. - М., 1990. - С. 124 - 237.
2.2 Гершунский Б.С. Философия образования ХХI века. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
2.3 Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть. – М.: «Сентябрь» .- 2001г.
2.4 Поташник М.М. Управление современной школой, М. – 1992г.
2.5 Шамова Т.И., Чекмарёва Т.К. Совершенствование системы внутришкольной педагогической информации как важнейшее условие реализации школьной реформы. М. – 1995г.
3. Периодические издания
3.1 Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии //Педагогика. - 1993. - № 5. - С.12 - 15.
3.2 Бутырин Г.Н., Ефимов Н.Н., Нечаев В.Я. Дистанционное образование по оценкам экспертов. М., "Проблемы информатизации средней школы", № 3-4 1997, с. 45-48.
3.3 Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского образования. М., "Системы и средства информатики", вып. 8, , 1996, с. 27-38.
3.4 Ваграменко Я.А., Каракозов С.Д. Материалы к Концепции информатизации образования (общее и педагогическое образование). М., "Педагогическая информатика", № 3, 1998, с. 67-84.
3.5 Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264с. - С. 178 - 181.
3.6 Мартюшов А. В. Применение ИКТ в управлении образованием как компонент развития единой образовательной среды. Материалы конф. «Информационные технологии в образовании. ИТО-2002»; М. – 2002г.
[1] См.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.
[2] Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: «Педагогика». - 1998. - № 5. - С.12 - 15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация о деятельности учителя биологии МБОУ гимназии № 44 города Краснодара Воленко Елены Николаевны.
Результаты профессиональных достижений за три последних учебных года....
Совершенствование навыков педагогической работы учителей географии в условиях перехода к стандартам второго поколения
В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в “Концепции модернизации российского образования” говорится о необходимости использования деятельностного под...
Система педагогической работы учителя географии МБОУ СОШ №58 г.самары Песчанской Елены Николаевны
"Внедрение информационно - коммуникативных технологий в преподавании георграфии на основе принципов здовьезбережения и социализации личности"...
Представление педагогического опыта учителя математики МБОУ «Кишалинская СОШ» Асессоровой Елены Михайловны
Представление педагогического опыта учителя математики МБОУ «Кишалинская СОШ» Асессоровой Елены Михайловны...
Публичная презентация опыта работы учителя географии МБОУ г. Шахты "Гимназия имени А.С. Пушкина" Гнучевой Светланы Александровны
Анализируя свою педагогическую деятельность в настоящий период времени, понимаю – недостаточно быть профессионалом только в области географии, экологии, геологии, недостаточно быть только учител...
Из опыта работы учителя географии МБОУ «СОШ №5 г.Азнакаево с углубленным изучением английского языка» Валиевой Альфии Алмасовны «Использование образовательных платформ в период дистанционного обучения»
Опыт работы с учебными платформами...
Система педагогической работы учителя Запеко Марии Григорьевны по предмету «Физическая культура» на основе совершенствования методов обучения и воспитания.
Система педагогической работы по совершенствованию методов обучения и воспитания....