Совершенствование навыков педагогической работы учителей географии в условиях перехода к стандартам второго поколения
статья по географии по теме

Порватова Любовь Ивановна

В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в “Концепции модернизации российского образования” говорится о необходимости использования деятельностного подхода в обучении. География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

Образовательный стандарт второго поколения и новый Федеральный образовательный план нацеливают общеобразовательную школу и педагогов на деятельностный подход в образовании, на формирование в процессе обучения различных способов деятельности и ключевых компетенций учащихся, навыков эффективного использования полученных знаний в социальной практике. Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся является одной из приоритетных ценностных ориентаций современной системы образования. Ведь только развитая личность способна осознанно и самостоятельно прогнозировать свою деятельность, решать поставленные перед собой задачи, вооружившись не только знаниями, умениями, навыками, но и способами и приёмами умственной деятельности, умениями применять полученные знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_fgos.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование навыков педагогической работы

 учителей географии в условиях перехода

к стандартам второго поколения

Л.И.Порватова
учитель географии

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 № 655 Приморского района СПб

   В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в “Концепции модернизации российского образования” говорится о необходимости использования деятельностного подхода в обучении. География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.
  Образовательный стандарт второго поколения и новый Федеральный образовательный план нацеливают общеобразовательную школу и педагогов на деятельностный подход в образовании, на формирование в процессе обучения различных способов деятельности и ключевых компетенций учащихся, навыков эффективного использования полученных знаний в социальной практике. Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся является одной из приоритетных ценностных ориентаций современной системы образования. Ведь только развитая личность способна осознанно и самостоятельно прогнозировать свою деятельность, решать поставленные перед собой задачи, вооружившись не только знаниями, умениями, навыками, но и способами и приёмами умственной деятельности, умениями применять полученные знания на практике.
 Педагог новой школы должен обладать достаточным профессиональным мастерством, чтобы создать ситуацию успеха для ребенка, для развития его личности.  
  Правы были авторы проекта по введению ФГОС: “Учитель – это самый трудный предмет при переходе на ФГОС”,  ведь многие из нас столкнулись с технологической, психологической неготовностью к переходу на новые стандарты.
  Профессиональное поведение учителя географии, его изменение, становится одной из важнейших проблем, обуславливающих развитие образовательной организации.   В связи с этим возникает потребность в выстроенной системе непрерывного образования.
  Формирование ключевых предпосылок подготовки педагога к внедрению ФГОС  - одно из необходимых направлений методической службы школы. Необходимо создать условия для переподготовки учителя, продумать, как устранить перегрузку и подготовить его   профессионально. Кроме того развивающейся школе необходима творчески мыслящая личность, активная и мобильная. Строить работу в этом направлении непросто, так как учитель в современной школе вынужден значительно увеличивать эмоционально-личностные затраты, чтобы справляться с возрастающим объемом и требованиями к качеству педагогической работы. Сегодня мало быть специалистом в своей области предметных знаний, нужно владеть инновационными и информационными технологиями.

Общеобразовательная школа в условиях перехода на стандарты второго поколения предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, она должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
  Одним из возможных путей, способных существенно повлиять на развитие компетентности педагогов, повышение качества образовательного процесса, является использование современных технологий обучения, в том числе инновационных. В условиях развития современного общества высокий уровень владения современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) становится общим универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога. При переходе к реализации ФГОС это направление требует особого внимания.
  Время не стоит на одном месте: всё изменяется во времени. Не исключение и образовательная система. В настоящее время учитель-практик стоит перед выбором учебно-методического комплекта (УМК) по географии, который бы соответствовал всем требованиям нового стандарта, помог бы достичь целей, поставленных современным обществом перед школой. Новые стандарты должны определять форму и содержание учебников. Одно из основных отличий, которое мы должны видеть в УМК нового поколения - работа не на уровень "знания", а на уровень "компетенция". Но, наверное, еще более значимым вопросом является вопрос готовности педагогов к работе по новым стандартам и по новым учебникам. Ориентация учебников нового поколения на развитие компетенций учащихся влечет за собой и изменение функции самого педагога - от центральной фигуры в образовательном процессе учитель постепенно должен перейти на роль тьютора, тренера, организатора, помощника.
  Для учителя каждый новый учебник служит основой для обновления планирования своей деятельности и деятельности учащихся, выступает ориентиром в поиске, отборе и обработке необходимого для урока материала, служит методическим руководством для профессионального роста. Современный период модернизации образования характеризуется наличием множества учебников по каждому курсу географии. Наряду с традиционными, по которым до сих пор работают многие школы России, издаются новые, образующие особые линии учебников. Учителя географии поставлены в сложные условия выбора линии учебников, которые должны отражать современные требования к результатам обучения, сформулированные в стандарте, соответствовать педагогическому мастерству учителя, уровню подготовки учащихся, условиям работы конкретной школы. Новая линия учебников географии разработана единым авторским коллективом – преподавателями кафедры методики обучения географии МПГУ (издательства «Вентана-Граф»). Все авторы в прошлом работали учителями географии в общеобразовательных школах. В рассматриваемой линии учебников реализуется важнейшая идея новой концепции школьной географии – комплексный подход, то есть переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии и интегрированному курсу. Содержание нацелено на реализацию практической направленности школьной географии, на формирование ключевых компетенций школьников.
  Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов; педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС – приоритетное направление развития школы и необходимое условие эффективности образовательного процесса. Под готовностью к инновационной деятельности понимается
 совокупность качеств учителя, воспитателя определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовывать эффективные способы их решения. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.
  Кроме этого учитель должен координировать интересы ученика, быть экспертом, руководителем проектной деятельности. Чтобы быть готовым к этому,  нужно осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий. Если  поставлена задача  формировать  универсальные  учебные  действия, то  необходимо  так  организовать  учебный  процесс  на  уроке,  чтобы  при изучении конкретной темы, при освоении конкретного предметного действия у ученика сформировались и личностные, и универсальные учебные действия. Поэтому и результаты обучения должны быть не только предметные, но и личностные, метапредметные.
  С учетом того, что современная начальная школа – это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика. Существующая система оценивания достижений учащихся безнадежно устарела. К сожалению, альтернативных форм пока для школы не разработано. И это тоже является, не только для  меня огромной проблемой. Оценка должна отражать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность.
  Учитель должен быть готов грамотно планировать работу с учащимися с установкой на повышение интереса, использовать индивидуальный подход с учетом результатов диагностики, создавать необходимые условия для интеллектуального развития ребенка. Во взаимодействии с учеником должны рационально сочетаться элементы объяснения и практической работы, теоретической подготовки и обучения рациональным приемам учебной и творческой деятельности. Уверенное владение способами осуществления обратной связи с учащимся должно обеспечить стимулирование деятельности ребенка, оказание своевременной помощи учащимся, внушение уверенности и самоуважения.
  Организуемая учителем деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов, приемов и способов деятельности учителя и ученика. Он должен в совершенстве владеть аналитическими, диагностическими и проектировочными умениями, правильно использовать учебную и воспитательную ситуацию в достижении целей развития школьника.
  Стандарт второго поколения требует усиление воспитательного потенциала школьной географии. В законе «Об образовании» сказано, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Воспитание поставлено на первое место. Образование – средство воспитания, поэтому в новом Стандарте планируется программа воспитания и социализации учащихся. Методическое мастерство учителя напрямую связано со знанием нормативных документов, определяющих цели и задачи воспитания и обучения.
  Основная идея обновления методического мастерства учителя географии состоит в организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся на основе деятельностного подхода, о котором уже упоминалось. Наряду с этим в учебном процессе возникает необходимость в реализации новых педагогических технологий, организации учебных игр, проблемных уроков, дискуссий, конференций, проектной деятельности. Согласно концепции ФГОС урок географии характеризуется расширением границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы через проекты, экскурсионную и музейную деятельность, наблюдения и практические работы в географической среде, кружки, олимпиады, ученические научные сообщества.
  Введение нового стандарта фиксирует и информационно-коммуникативную компетентность учащегося как одну из важнейших метапредметных компетентностей, формируемых в процессе обучения. В задачи географии как школьного предмета и, соответственно, учителя также входит формирование пространственной составляющей ИКТ-компетентности школьника, в решении которой могут помочь цифровые образовательные ресурсы. В первую очередь, это школьная геоинформационная система – учебно-методический комплекс, включающий программную оболочку с инструментарием для работы с пространственными данными, комплекты цифровых географических, историко-географических, контурных карт, набор космических снимков и методические рекомендации для учителя. Школьная ГИС может использоваться как в демонстрационном режиме при изучении нового материала, повторении и обобщении пройденного, так и в режиме выполнения практических работ в компьютерном классе. ГИС позволяет реализовать интерактивный анализ и заполнение карт, создание карт и планов местности, работа с различными видами контурных карт, создание индивидуальных описаний географических объектов, на основе анализа имеющихся на картах информационных объектов.
  Реализация ФГОС нового поколения потребует от учителя конструирования новой методической системы, расширения его профессиональных функций. Готовность учителя к  работе в данном направлении определяет многое: наличие у него соответствующих ценностных ориентаций, любовь к своей профессии, предмету и, конечно, любовь к ученикам. Мы не имеем права быть равнодушными учителями, ведь именно мы прививаем любовь к знаниям, к открытиям.        

Литература

[1]. Беловалова, Е. А. Деятельностное содержание географического образования в требованиях стандартов нового поколения / Е. А. Беловалова // География в школе. – 2011. – № 6. – С. 25–31.

[2]. Дронов, В. П., Кондаков, А. М. Новый стандарт общего образования - идеологический фундамент российской школы / В. П. Дронов, А. М. Кондаков // География и экология в школе XXI века. – 2010. - № 3. – С. 39-41.

[3]. Душина, И. В., Таможня, Е. А.  Пути обновления методического мастерства учителя географии в период модернизации образования / И. В. Душина, Е. А. Таможняя // География в школе. – 2010. – № 3. – С. 34–38.

 [4]. Новенко, Д. В. Цифровые  образовательные ресурсы для обучения географии в соответствии с образовательными стандартами нового поколения / Д. В. Новенко // География в школе. – 2010. – № 3. – С. 39–41.

[5]. О примерной программе по географии для основной школы // География и экология в школе XXI века. – 2010. - № 5. – С. 40-41.

[6]. Рыжаков, М. В. Образовательный стандарт нового поколения / М. В. Рыжаков // География в школе. – 2010. – № 3. – С. 3–4.

Интернет источники

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

[Интернет]/http://mon.gov.ru

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования.

[Интернет]/http://mon.gov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"

мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"...

Сообщение на РМО учителей биологии и химии "СИстемно-деятельностный подход в обучении химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения"

Сообщение содержит материал о внедрении ФГОС основного общего образования , теоретические основы данного вопроса и конкретные примеры из опыта работы. Сообщение сопровождается презентацией. Сообщение ...

Формирование метапредметных компетенций в преподавании географии в период обновления педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения (доклад)

Задачи и требования к формированию метапредметных компетенций. Теоретичекие аспекты понятия "Метапредметные компетенции". Метапредметные результаты изучения курса географии в основной школе. Сравнител...

Формирование метапредметных компетенций в преподавании географии в период обновления педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения (презентация).

Задачи требования к формированию метапредметных компетенций. Теоретические аспекты понятия "метапредметные компетенции". Метапредметные результаты изучения курса географии в основной школе. Сравнитель...

«Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения»

Содержание………………………………………………………………..............2Введение…………………………………………………………………………..31.     УУД………………………………………………………………………....42.     УМК……………………………….…………………...

Выступление на республиканском Фестивале педагогического мастерства «Созвездие – 2014» по теме: «Преподавание географии в рамках реализации стандарта второго поколения»

С 2012 года МБОУ «СОШ №1 им. Ю.К. Намитокова» а. Понежукая Теучежского района  является инновационной площадкой по введению федерального государственного  образовательного стандарта в основн...

«Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения»

Сегодня в нашей стране  большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время  активно внедряется введение в школу Федеральных государственных стандартов нового покол...