Рабочая программа кружка по теме "Заповедники России"
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
Предлагается для учащихся 7-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА «ИРИДА» | |||
РАССМОТРЕНО на методическом совете Протокол № ___ от _____________201__г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________ Щербакова Е. М. ____ _______________ 20__г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________О. И. Ильинский ____ _______________ 20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка по географии
основное общее образование 7 класс
на 2014-2015 учебный год
Программу составила Дубровина И.Б.
2014
Пояснительная записка
В последнее время охране окружающей среды уделяется всё больше внимания не только в Российской Федерации, но и в мире. Особенно трепетно стали относиться к дикой природе, процесс исчезновения которой остановить ещё предоставляется возможным. Именно поэтому необходимо направить все усилия на сохранение тех природных богатств, которые существуют в нашей необъятной стране.
С каждым годом в мире всё больше территорий переходят в разряд сельхозугодий, подвергаются изменениям в связи с ростом городов, добычей полезных ископаемых, строительством заводов и иных объектов народного хозяйства. За 20 веков нашей эры на земном шаре исчезло 150 видов млекопитающих и 139 видов птиц. Каждый исчезнувший вид – это тяжёлая и невосполнимая потеря. Всё, что исчезает в животном мире, исчезает навсегда.
Ещё в 1916 году был принят первый в России закон о заповедниках «Об установлении правил об охотничьих заповедниках». В настоящее время в РФ насчитывается более 100 государственных природных заповедников. В курсе «География России» нет возможности изучить и десятка особо охраняемых территорий достаточно подробно, чтобы учащиеся могли владеть необходимой информацией для расширения своего кругозора и для повышения уровня экологического образования.
Актуальность программы: Программный материал по географии не вместил достаточный объём информации о заповедных территориях РФ и их функциях, а необходимость владения знаниями в данной области диктует время. Возможность изучения экологических проблем, в том числе особо охраняемых территорий появилась с введением профильного обучения и элективных курсов в общеобразовательной школе, а с внедрением ФГОС нового поколения усилилась и роль дополнительного образования.
Заниматься экологическим воспитанием школьников только в стенах учебного учреждения невозможно, необходимо непосредственное взаимодействие с природой. Ребёнок должен научиться ценить красоту окружающего его мира, чтобы потом охранять природу и преумножать её богатства.
Цель программы «Заповедники России» – повышение уровня экологического образования и культуры учащихся, их эстетического восприятия природы, развитие экогуманистического мышления и патриотического отношения к своей Родине, формирование у подростков знания о природном богатстве России.
Задачи курса:
- углубление знаний о природном наследии России
- привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности
- вовлечение в проектно-исследовательскую работу по изучению заповедных территорий родного края
- формирование нравственного отношения к природе
Методика. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: текстовыми, картографическими, информационно-коммуникативными, схематическими и другими. Содержание большинства тем включает в себя самостоятельную и практическую работу учащихся. Предлагаются разные формы занятий – это лекции, семинары, экскурсии, походы в природу. В ходе обучения необходимо учить детей систематизировать накопленный материал и оформлять его в виде рефератов, презентаций, проектов.
Контингент обучаемых. Программа дополнительного образования по географии и экологии «Заповедники России» ориентирована на подростков (7-9 класс), независимо от уровня их умственного развития.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- задачи заповедника
- порядок и структуру образования заповедника
- чем отличаются заповедники от других охраняемых территорий
- основные виды деятельности в заповедниках
- названия и географическое положение заповедников России
- правила поведения в пределах заповедной зоны
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- находить заповедники на карте России
- давать комплексную характеристику изучаемому объекту
- использовать различные источники информации и самостоятельно работать
с ними в процессе подготовки проектов, презентаций, исследовательских работ, рефератов, докладов
- оценивать степень антропогенного воздействия на заповедной территории
- грамотно проводить экологические десанты
Базой для освоения программы являются школьные курсы природоведения, географии, биологии, физики, химии всех годов обучения учащихся в школе, начиная с начальной.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы. | Всего часов. | Теоретическое занятие. | Практическое занятие. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. | Введение. Заповедники, национальные парки, заказники. Знакомство с заповедниками России. Изучение заповедника «Столбы». Большой Арктический заповедник. Астраханский заповедник. Ильменский заповедник. Кроноцкий заповедник. Дагестанский заповедник. Жигулёвский заповедник. Зейский заповедник. Заповедник «Чёрные земли» Алтайский заповедник. Лосиный остров. Итоговое занятие. | 1 1 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 1 | 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Всего 34+1 часа, в неделю 1 час.
В конце учебного года планируется провести выезд в один из заповедников: Лосиный остров, Приокско – Террасный.
Список литературы:
1. Иллюстрированный атлас России. М.: Copyright © ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест». 2005.
2. Соколов В.Е., Филонов К.П., Нухимовская Ю.Д., Шадрина Г.Д. Экология заповедных территорий России. Под ред. акад. РАН В.Е. Соколова, чл.-корр. РАН В.Н. Тихомирова. М.: Янус-К. 1997.
3. География и экология Тамбовской области. Авторы: Дубровин О.И., Ираклина Е.Е. и др.
4. Заповедники европейской части РСФСР. Под общей редакцией В.Е. Соколова, Е.Е. Сыроечковского.
5. Заповедными тропами. Под ред. Т.А. Адольф, М.И. Давыдовой. М.: Просвещение, 1988.
6. Окружающая среда и ее охрана. И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. М.: Прсвещение, 1985.
7. Памятники природы тамбовской области. Составители В.А. Бисеров, Б.А. Заруцкий. Воронеж, Центрально–черноземное книжное издательство, 1983.
8. Учебник географии «Природа России». Автор: Э.М. Раковская.
9. Дроздов Н.В. экологической императив и рекреационная география //Известия РАН. Серия географическая. 1998. №4. С. 91-97
10. http://www.ecotourizm.ru/eng/welcome-rus.html
11. http://www.forest.ru/rus/workshops/trn/tourism/html
12. Программа развития экологического просвещения и экотуризма на базе
Тебердинского заповедника Москва 2000
13. http://www.itogi.lenta.ru/soc/2001/06/14/ecotur/ “Дивясь божественными природы красоты” Борис Жуков
14. http://www.ecocom.ru/Gosdoklad99/
15. http://www.wildnet.ru/Russian/Sbornik/sbornik17/Doc7.HTML
16. Данилина Н.Р., Из доклада на Российско-Американском семинаре “Экотуризм и ООПТ”, НП Смоленское поозерье, 1997.
17. http://www.greenpeace.ru/gpeace/2084
18. Заповедники и национальные парки России. – М.:ЛОГАТА, 1998. 160 с.
19. Непочатых В.А., Хвалынск: краткая история и достопримечательности.
– Саратов: Приволж. кн. Изд-во, 1996г. – 198с.
20. Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А., Охраняемые
природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резерваторы:
Справочник. – М.: Агропромиздат, 1985. – 310 с.
21. Тарасенок А. Виды экологического туризма. //Туризм и отдых.
– 2000. - №21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по теме "Россия-наша страна"
Рабочая программа охватывает историю, культур, особенностиу нашей страны....

Рабочая программа кружка "Ремесла и традиции народов России"
Рабочая программа составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вен...

Рабочая программа кружка"Патриоты России"
Рабочая программа кружка "Патриоты России" предназначен для учащихся 7-11 классов...

Рабочая программа кружка "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 7 класса
Программа на основе курса "ОДНКНР" для 7 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «История России в лицах» 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «История России в лицах» в 9 классе на 68 часов...

Рабочая программа кружка «Войны и военные инциденты в истории России». 11 класс.
Рабочая программа кружка «Войны и военные инциденты в истории России». 11 класс, 68 часов...
Рабочая программа кружка "Я -патриот России" 9-10 класс
Рабочая программа кружка "Я -патриот России" 9-10 класс...