Инновационная деятельность на уроке географии.
методическая разработка по географии на тему

Использование технологиии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelnost_na_uroke_geografii.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность на уроке географии в рамках инновационной площадки НОУ «Ирида».

Использование технологии проблемного обучения (обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации)

Конспект урока географии в  8 классе. Учитель Дубровина И.Б.

Тема урока: «Уроки понимания карты. Что изучает пространственный анализ?»

Цели урока:

1.Сформировать у учащихся представление о пространственном анализе.

2.Показать на примерах зависимость поведения человечества от природных факторов, как физико-географические объекты могут определить размещение городов.

3.Развивать пространственное и аналитическое мышление.

4.Пробудить интерес к исследовательскому потенциалу на уроках географии при работе с географическими картами.

Оборудование: настенные географические карты, атласы, карточки-задания, циркули.

Ход урока: I Оргмомент.

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому,

И я научусь. (Древнекитайская мудрость)

II Новый  материал.

Учитель: Сегодняшний урок хочу начать с вопроса: «Что значит уметь ориентироваться в пространстве?»

Ученик: Это значит уметь определить своё положение или положение какого-либо объекта.

Учитель: Для чего это необходимо уметь делать?

В географии существует особая форма географического мышления, которая позволяет ответить на вопрос: «Почему это здесь находится?»

Сегодня на уроке вы познакомитесь с пространственным анализом и попробуете применить его на практике.

Учащимся раздаются карточки-задания:

1.Вы - золотодобытчик и должны построить населенный пункт, в котором будет добываться золото. Чем вы будете руководствоваться при выборе места под строительство?

2.Вы - фермер, производите зерно. Что для вас станет решающим фактором при выборе места под ферму?

3.Вы занимаетесь лесозаготовкой, вам надо построить предприятие по переработке леса. Какими критериями будете руководствоваться при выборе места для строительства предприятия?

4.Вы владелец сети гипермаркетов, хотите открыть новый магазин. Какие факторы размещения будут для вас играть важную роль?

Проводим анализ ответов с вычерчиванием схем на доске.

В трёх примерах значение имеют только свойства местности и требования, предъявляемые к ней для размещения объектов. Здесь нет места пространственному анализу, так как играет роль, лишь какова сама местность. Мы должны и можем привлечь географические карты для решения поставленных вопросов, но будем использовать их лишь как источник информации.

В четвёртом примере, необходимо учесть пространственные связи с другими объектами. Где участок расположен по отношению к потребителям, снабженцам и конкурентам: далеко или близко, удобен ли подъезд, количество потребителей, близость к конкурентам и т.д. Для строительства необходимо провести мониторинг за пространственными потоками (перемещение людей, товаров, финансов, информации).

Вывод: пространственный анализ помогает понять удачно или неудачно расположен объект в системе пространственных связей.

Учитель: Вспомните уроки истории. Почему ПётрI заложил город Санкт-Петербург в довольно «неподходящем» месте? Давайте попытаемся ответить  на этот вопрос с помощью карты.

Возьмите карту Европейской части России и циркуль. Установите иглу циркуля в функциональный центр России – Москву. А теперь найдите ближайшую к Москве точку на Мировом океане, расширяя раструб между ножками циркуля. Каков ваш вывод?

Задания для закрепления нового материала:

1.Подумайте и приведите примеры объектов и явлений, в размещении которых ведущую роль играют пространственные связи.

2.Попробуйте на карте мира найти пример аналогичный г. Санкт- Петербургу.

Учитель: Давайте вспомним, где были первые поселения человека? Конечно, по берегам рек. Почему?

Посмотрите на карту России, найдите крупные реки, определите, много ли городов расположено вдоль рек? А теперь подумайте, почему города располагаются именно в этом месте на реке, что явилось предпосылкой для строительства города в этом месте?

Для лучшего понимания давайте рассмотрим самый простой случай возникновения города – слияние двух рек. Какую букву вам напоминает полученная конфигурация?

Игрек – образная конфигурация встречается довольно часто, но иногда при слиянии довольно крупных рек мы не найдем там крупных городов. Почему? Для возникновения городов в местах «слияния» необходимы определенные условия:

- в раструбе игрека или близ него должна выделяться местность, например, с наибольшей плотностью населения или с особой социально- экономической организацией;

- вдоль «ножки» в сторону раструба должен быть направлен вектор силы, исходящей от некоторого внешнего ядра, лежащего ниже по течению главной реки.

Учитель вычерчивает схему на доске. Рассказ учителя с показом на карте.

Пример: Волга + Ока = Нижний Новгород. Шло развитие Волго-Окского междуречья, возвышения Москвы. Восточнее существовало древнее княжество – Казань. Чтобы отражать набеги казанцев, должен был возникнуть город – крепость, сдерживающий и контролирующий. Так появился Нижний Новгород, позже он становится торговым центром, сейчас город является мощным промышленным центром.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти на карте игрек – образные конфигурации в России.

III Рефлексия учащихся:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что запомнилось? Что понравилось, что не понравилось?

VI Окончание урока, подведение итогов.

Анализ урока.

Урок проводился на базе  инновационной площадки НОУ «ИРИДА», в классе из семи человек. Помещение небольшое, поэтому моделирование невозможно выполнить. Для того чтобы учащиеся уяснили понятие «пространственный анализ» был проведен ознакомительный урок (на основе первой лекции), с последующим объяснением Y – образной конфигурации.

Главный упор делался на самостоятельный анализ предложенных ситуаций  учащимся, хотелось подвести их к правильным выводам. Очень яркий пример из лекции с расположением г. Санкт-Петербург, работа с циркулем вызвала интерес. Ученики  «зашагали» по карте, в поисках аналогичных примеров. Удалось пробудить интерес учащихся к нетрадиционному взгляду на географическую карту. К сожалению, в один урок уложить большой объём материала невозможно,  мне ставилась задача дать хотя бы одну конфигурацию. Я постаралась за один урок подвести учащихся к рассмотрению разных пространственных конфигураций, стало понятно, что такую работу нужно и можно проводить, выделяя для этого время на уроках. Конечно, такая работа должна быть систематической. Безусловно, дети откликнулись на урок, они любят всё необычное и нетрадиционное.

Учащиеся хорошо уяснили понятие « пространственный анализ», поняли, для чего он необходим. На последующих уроках хочется вернуться к изучению различных пространственных конфигураций, пока самых простых, чтобы заинтересовать учеников и не оттолкнуть объёмом материала.  

Ребята посмотрели на карту не как на источник информации, а как на «ребус», который нужно разгадать. Мне хотелось побудить их к аналитической работе и это удалось, порадовало, что они умеют мыслить и излагать, не бояться ошибиться. Поставленные задачи в ходе урока были выполнены.

В конце урока учащиеся попросили продолжить изучение данного материала, порадовал их интерес и готовность к работе.

Данный курс интересен для изучения учителям, практика при изучении теории это всегда интересно и запоминаемо. Для учащихся некоторые вещи требуют адаптации, не все виды конфигураций можно объяснить доступно, особенно учащимся седьмых классов. Считаю возможным проведение таких уроков  со второго полугодия восьмого класса, а в девятом классе обязательно проводить их. Безусловно, такой пространственный анализ способен повысить интерес к изучению географии. В современных условиях, при наличии различных гаджетов, люди перестают мыслить. «Сухая» наука  всегда была неинтересна, данный курс позволяет расширить взгляд на географию.

Хотелось бы выразить благодарность Рогачеву С.В. за предоставленный материал, узнала много интересного и сделала много «открытий». В ходе своей работы обязательно буду использовать материал по пространственному анализу в ходе своих уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных инновационных технологий на уроках географии и во внеурочное время в классах V вида

  Использование Интернета на уроках географии и во внеурочное время – это дань моды, престижно или более интересная  работа? Конечно, последнее.Своей главной целью работы считаю заинтересова...

Применение традиционных и инновационных технологий на уроках географии

Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала весьма актуальной, так как качество знаний школьников резко ухудшилось. Опыт педагогов за последние десят...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Методический семинар "Использование инновационных технологий на уроках географии"

данный семинар был проведен в рамках участия в педагогическрм конкурсе "Ступени мастерства"...

«Внедрение инновационных технологий на уроках географии с обучающимися с ОВЗ»

Коррекционное учреждение VIII вида создаются для обучения детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки. А так же социально-пси...

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках географии с применением инновационных технологий»

Из опыта работы учителя географииБаймуратова Тимура Гафуровича.Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках географии с применением инновационных технологий»Стаж м...