Пояснительная записка 9 класс по географии
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) на тему
Пояснительная записка с тематическим планированием на год с 2 часами в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_9_klass_13-14.doc | 254 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География России» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы основного общего образования по географии. 9 класс.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.
Данный учебный предмет имеет своей целью:
- на основе конкретного материала сформировать принципы и взгляды учащихся по отношению к территории своей страны как естественной среде обитания;
- овладение основами географических знаний как средством формирования личности школьника;
- формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире;
- воспитание гражданственности и патриотизма учащихся;
- уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов;
- выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве;
- формирование географического образа своей страны.
Изучение предмета «География России» способствует решению следующих задач:
- формирование представления о целостности окружающего мира при его территориальном разнообразии, о сложности проблем взаимодействия единой системы «природа – население – хозяйство»;
- показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и ее регионов;
- развитие у школьников системного географического мышления;
- осознанное овладение жизненно необходимыми географическими знаниями, умениями и навыками для подготовки к выживанию и производительному труду в современных условиях;
- подготовка учащихся к творческой деятельности, нестереотипному решению географических задач и самостоятельному выбору для этого существующих источников географической информации;
- формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации.
2. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа курса в 9 классе предусматривает изучение географии населения и хозяйства России. Изучение материала происходит в следующей последовательности: изучение особенностей государственной территории и экономико-географического положения России, этапов формирования её территории, населения, географии межотраслевых комплексов, хозяйства экономических районов России.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом реализуется региональный компонент, который представлен следующими вопросами: особенности освоения территории своего края, особенности населения, влияние природных условий на жизнь и деятельность населения, минеральные ресурсы, охрана природы, проблемы и перспективы развития экономики своего региона.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета "География" на этапе основного общего образования. В том числе: в VIII-IX классе - 105 , в IX классе, из расчета 2-х учебных часов в неделю - 70 часов.
Запланированные 28 практических работ, из них оценочных практических работ 10:
1. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих ЭГП,ПГП, страны в целом и ее отдельных территорий.
2. Составление характеристики культуры и традиций народов своей Малой Родины
3. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
4. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
5. Экологические и водные проблемы Волги - оценки и пути решения.
6. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона.
7. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
8. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.
9. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
10. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.
Рабочая программа предназначена для реализации в параллели 9-х классов основной школы.
9 а класс включает обучающихся со средним и высоким уровнем учебных возможностей. На уроках в данном классе необходимо применять формы, предусматривающие самостоятельное освоение учебного материала: составление комплексной характеристики, решение проблемных задач, деловые игры, подготовка сообщений, выполнение творческого задания в группах. Необходимо расширять кругозор обучающихся, особенно тех, кто нацелен на выбор социально-экономического профиля, используя на уроках сведения об особенностях экономического развития страны в разные периоды, учить анализу и сравнению, использованию карт для построения ответа.
9 б класс включают обучающихся со средними и низкими учебными возможностями. При работе с классом требуется чёткая алгоритмизация деятельности, применение приёмов активизации познавательной деятельности, таких как проблемные вопросы, обращение к личностному опыту обучающихся, организация конкурсов, викторин. Особо следует обратить внимание на формирование умения работать с картами атласа, так как у многих ребят недостаточно развито пространственное мышление.
Ведущими формами работы на уроке используются беседы, диалог, дискуссия, диспут, работа в парах и группах, практикумы, лекции, географические конкурсы, заочные путешествия, деловые игры. На уроках применяются цифровые информационные технологии (интерактивная доска, компьютеры).
Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Формы промежуточного контроля: проверочные работы (тесты, географические диктанты, кратковременные письменные работы).
Итоговый контроль проводится в форме письменных зачётов с использованием тестовой технологии, заданий в формате ГИА.
Основной формой организации учебного процесса является классно – урочная форма обучения.
Программа предусматривает типы уроков, соответствующие возрасту учащихся: комбинированный урок, практическая работа, обобщение знаний, урок изучения нового материала, урок-игра.
Приоритетным является практическая деятельность учащихся. Важное внимание обращается на развитие умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, ресурсами Internet и др.
4. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Геополитическое положение России (5 часов)
Что изучает экономическая география
География как наука. Источники географической информации. Экономическая и социальная география. Методы географии: статистический, картографический, метод районирования, моделирование, геоинформационный.
Геополитическое положение России.
Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России: республики, автономные округа и область, края, области. Сравнение ГП России с положением других государств.
Государственная территория России. Государственные границы России. Экономическая зона РФ.
Практическая работа1.
Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих ЭГП,ПГП, страны в целом и ее отдельных территорий.
Раздел 2. Население России (6 часов)
Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и факторы, определяющие это своеобразие. Продолжительность жизни мужского и женского населения.
Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Численность крупнейших народов России. Языковой состав населения. Основные языковые семьи. География религий.
Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.
Практические работы.
Крупнейшие народы России и их размещение.
Определение и анализ основных. статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
Практическая работа 2.
Составление характеристики культуры и традиций народов своей Малой Родины
Раздел 3. Экономика Российской Федерации (3 часа)
Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Типы экономических систем в России. Предприятие - первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора.
Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства. Функциональная структура хозяйства. Наука и её роль в жизни общества.
Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами.
Место России среди стран мира. Экспорт и импорт России. Экономические связи России с другими государствами.
Раздел 4. География межотраслевых комплексов (23 часов)
Машиностроительный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность -и охрана окружающей среды.
Агропромышленный комплекс. Звенья АПК. Сельское хозяйство - ведущее звено АПК. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство. Основные рыбопромысловые бассейны.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.
Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности. Проблемы агропромышленного комплекса России.
Инфраструктурный комплекс. Состав инфраструктурного комплекса и его роль в хозяйстве страны. Понятия: инфраструктура, транспорт, транспортный узел, грузооборот. магистраль. Транспорт: отраслевой состав, значение для хозяйства и жизни населения. Различия видов транспорта. Связь и сфера обслуживания, значения для развития экономики и жизни населения. Проблемы развития инфраструктурного комплекса в России и пути их решения.
Практические работы.
Определения главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
Характеристика металлургической базы.
Практическая работа 3.
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Практическая работа 4
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Раздел 5. Территориальная организация и районирование России. (2часа)
Западный макрорегион (18 часов)
Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое). Причины районирования России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования. Экономические районы, условия, влияющие на специализацию района.
Западный макрорегион – Европейская Россия. Экономические районы, входящие в состав западного макрорегиона. Территория и население районов западного макрорегиона.
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов - Север и Северо-запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал.
Состав районов. Особенности географического, геополитического и экологогео-графического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Место и роль районов в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности ею территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем районов.
Практические работы.
Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
Практическая работа 5.
Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
6. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона.
7. Экологические и водные проблемы Волги - оценки и пути решения.
8. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.
9. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
Раздел 6. Восточный макрорегион – азиатская Россия (9 часов)
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Состав районов. Особенности географического положения районов , их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Место и роль районов в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности ею территориальной организации. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности.
Практические работы.
Оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
Характеристика Норильского промышленного узла.
Практическая работа 10.
Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.
Раздел 7. Страны нового зарубежья (2 часа)
География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Особенности географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям.
Экономические отношения России и стран нового зарубежья. Основные торговые партнёры России. структура экспорта и импорта.
Повторение 2 часа
5. Тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока |
Основные виды деятельности |
Примечание | ||||
программа | фактич. | |||||||
Геополитическое положение России. | ||||||||
1 | 01.09. – 06.09 |
| Введение. Что изучает экономическая география. | Определить понятия «География как наука». Установить источники получения знаний о природе, населении. Методы получения знаний, обработки, передачи и представления географической информации. | ||||
2 | 01.09. –06.09 | Политико-административное устройство России. | Определение географического положения. Виды и уровни географического положения. Работа с контурной картой. | |||||
3 | 08.09.-13.09 | Государственная территория РФ
| Политико-административное устройство России: республики, автономные округа и область, края, области. Государственная территория. | |||||
4 | 08.09.-13.09 | Географическое положение России. Экономико-геграфическое положение (ЭГП). | Работа с контурной картой Практическая работа 1 «Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих ЭГП,ПГП, страны в целом и ее отдельных территорий». | |||||
5 | 22.09.-27.09 | Политико-географическое положение. | Закрепление учащимися номенклатуры карты. Индивидуальные ответы у карты. | |||||
Население России и новых независимых государств | ||||||||
6 | 22.09.-27.09 | Особенности освоения и заселения территории России. | Сравнение населения России. Определить экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Конспект в тетради. | |||||
7 | 15.09.-20.09 | Численность и естественный прирост населения России.
| Рассмотреть численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Решение задач на определение естественного прироста. | |||||
8 | 15.09.-20.09 | Миграции населения. | Определение направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. | |||||
9 | 29.09.-04.10 | Национальный состав населения России.
| Показать народы и основные религии. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Практическая работа 2 «Составление характеристики культуры и традиций народов своей Малой Родины». | |||||
10 | 29.09.-04.10 | Урбанизация в России. Города России.
| Рассматривают городское и сельское население, роль крупнейших городов. Описание функций городов, составление вопросов Работа со статистическими таблицами. Практическая работа «Крупнейшие народы и их размещение» | |||||
11 | 06.10.-11.10 | Итоговый урок по теме «Население».
| Тестовая контрольная работа с заданиями разного типа: с выбором одного ответа, на соответствие, со свободным ответом, на проверку практических умений. |
| ||||
Экономика Российской Федерации | ||||||||
13 | 13.10.-18.10 | Проблемы ресурсной основы экономики России
| Актуализировать принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения: проблемы ресурсной основы экономики называть потребляющую и производящую зоны России, роль России в мировой экономике. | . | ||||
14 | 13.10.-18.10 | Россия в современной мировой экономике. | Территориальная структура хозяйства. Решение проблемных задач. | |||||
География межотраслевых комплексов | ||||||||
15 | 20.10.-25.10 | Межотраслевые комплексы. Научный комплекс | Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей. Определяют основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, понятие «факторы размещения производства. | |||||
16. | 20.10.-25.10 | Машиностроительный комплекс. | Умение описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; определять значение и состав машиностроительного комплекса; показывать главные районы и центры. | |||||
17 | 27.10.-01.11 | Факторы размещения отраслей машиностроения | Определяют главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, решение проблемных задач. | |||||
18 | 27.10.-01.11 | География машиностроения
| Определяют основные районы и крупные центры. Практическая работа «Определения главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам». | |||||
19 | 10.11.-15.11 | Военно-промышленный комплекс | Определять разный состав отраслей машиностроения, объяснять факторы их размещения; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических явлений. Работа с атласом и контурной картой | |||||
20 | 10.11.-15.11 | Топливно-энергетический комплекс: значение и проблемы. | Рассмотреть состав и значение ТЭК. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Решение проблемных задач |
| ||||
21 | 17.11. -22.11 | Топливная промышленность
| Практическая работа 3 «Характеристика угольного бассейна». Научиться показывать крупнейшие месторождения полезных ископаемых, составлять по картам и статистическим материалам характеристику угольного или нефтяного бассейна | |||||
22 | 17.11. -22.11 | Электроэнергетика России
| Современная электроэнергетика: ТЭС, ГЭС, АЭС, альтернативные источники энергии. Топливно-энергетические ресурсы России. ТЭК и охрана окружающей среды. Работа с картой: сравнивать электростанции разных типов, показывать на карте размещение крупнейших электростанций России. | |||||
23 | 24.11.-29.11 | Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ. | Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, Природные ресурсы для производства металлов. Сырьё для химико-лесного комплекса. Охрана природы при производстве конструкционных материалов и химических веществ. | |||||
24 | 24.11.-29.11 | Металлургический комплекс | Составление графического конспекта. Работа учащихся с информационными источниками знаний. | |||||
25 | 01.12.-06.12 | Факторы размещения металлургического комплекса. Чёрная металлургия. | Научиться определять факторы размещения основных производств, основные районы размещения. Главные металлургические базы. Решение задач разного вида. | |||||
26 | 01.12.-06.12 | Цветная металлургия. | Выявлять особенности металлургических баз страны. Практическая работа «Характеристика металлургической базы» | |||||
27 | 08.12.-13.12 | Химико-лесной комплекс. Факторы размещения химической промышленности. | Оценивать значение комплекса для развития хозяйства страны, называть факторы размещения отраслей. Выполнение обучающей практической работы «Межотраслевые связи химической промышленности». | |||||
28 | 08.12.-13.12 | Лесная промышленность | По атласу определять характеристику лесной промышленности, называть меры по охране природы, которые должны применять в отраслях, производящих конструкционные материалы | |||||
29 | 15.12.-20.12 | Зачёт по темам, изученным в I полугодии | Контрольная работа с заданиями разного вида: тесты, практические задания, работа с картой, вопросы. | |||||
30 | 15.12.-20.12 | Состав и значение АПК.
| Агропромышленный комплекс: состав, особенности развития, роль в хозяйстве страны, находить информацию об особенностях отраслей по картам атласа. |
| ||||
31 | 22.12.-27.12 | Земледелие и животноводство.
| Сельское хозяйство. Факторы, влияющие на размещение отраслей Сельского хозяйства. Практическая работа 4 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур». | |||||
32 | 22.12.-27.12 | Пищевая и лёгкая промышленность. Проблемы АПК и пути их решения.
| Определять характеристику лёгкой и пищевой промышленности, её размещения. Проблемы развития АПК. Роль АПК в решении проблемы продовольственной безопасности страны. Пути решения проблем развития АПК. Работа с картой, решение проблемных задач. | |||||
33 | 29.12.-03.12 | Состав инфраструктурного комплекса. Транспорт.
| Понятия: инфраструктура, транспорт, транспортный узел, грузооборот. магистраль. Состав инфраструктурного комплекса и его роль в хозяйстве страны. | |||||
34 | 12.01.-17.01. | Железнодорожный и автомобильный транспорт | Обучающая практическая работа «Проектирование транспортной магистрали» умение характеризовать значение инфраструктурного комплекса, отдельных видов транспорта, показывать на карте магистрали, транспортные узлы. | |||||
35 | 12.01.-17.01 | Роль транспорта. Сухопутный транспорт. Водный, воздушный транспорт. | Транспорт: отраслевой состав, значение для хозяйства и жизни населения. Различия видов транспорта. (деловая игра) Работа в группах – защита рекламных проектов. | |||||
36 | 19.01.-24.01 | Связь, сфера обслуживания.
| Связь и сфера обслуживания, значения для развития экономики и жизни населения. раскрывать сущность представленных понятий, состав сферы услуг и её значение рекреационные зоны России, предлагать пути решения проблем в развитии комплекса. | |||||
37 | 19.01.-24.01 | Итоговый урок | Обобщить знания по пройденным темам | |||||
Территориальная организация и районирование России | ||||||||
38 | 26.01.-31.01 | Районирование России.
| Определение причин районирования России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения по атласу. Проблемы экономического районирования. Экономические районы, условия, влияющие на специализацию района. | |||||
39 | 26.01.-31.01 | Западный макрорегион - Европейская Россия.
| По картам атласа определить Западный макрорегион - Европейскую Россию. Работа в контурных картам по определению экономических районов, входящих в состав западного макрорегиона. Территория и население районов западного макрорегиона. | |||||
Западный макрорегион – Европейская Россия | ||||||||
40 | 02.02.-07.02 | Центральная Рос сия: ЭГП, состав, историческое изменение ГП.
| Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. | |||||
41 | 02.02.-07.02 | Население и главные черты хозяйства
| Работа с картами. Заполнение таблиц. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности | |||||
42 | 09.02.-14.02 | Узловые районы Центральной России. Москва и Московский район | Достопримечательности. Топонимика. | |||||
43 | 09.02.-14.02 | Географические особенности областей Центральной России. | Практическая работа «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России» | |||||
44 | 16.02.-21.02 | Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы | Работа с текстом учебника. Практическая работа 5 «Экологические и водные проблемы Волги - оценки и пути решения». Достопримечательности. | |||||
45 | 16.02.-21.02 | Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район. | Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. | |||||
46 | 23.02.-28.02 | Центральная Россия: обобщение | Работа в группах по карточкам-программам. | |||||
47 | 23.02.-28.02 | Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения | Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Работа в группах, индивидуальный контроль | |||||
48 | 02.03.-07.03 | Хозяйство Европейского Севера
| Работа в группах, индивидуальный контроль, Практическая работа 6 «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона». | |||||
49 | 02.03.-07.03 | Народные промыслы Европейской части России | Защита творческих работ. Достопримечательности. | |||||
50 | 09.03.-14.03 | Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы. | Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Работа с текстом учебника и картами. Практическая работа 7 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе». | |||||
51 | 09.03.-14.03 | Население и хозяйство Северного Кавказа | Составление конспекта, выполнение заданий проблемного характера. Достопримечательности. | |||||
52 | 16.03.-21.03 | Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы | Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. выполнять краткие записи, задания по карте. | |||||
53 | 16.03.-21.03 | Население и хозяйство Поволжья.
| Практическая работа «Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья» . Достопримечательности. | |||||
54 | 23.03.-28.03 | Урал: ЭГП, природные условия и ресурсы.
| Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Индивидуальный контроль Практическая работа 8 «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем». | |||||
55 | 23.03.-28.03 | Население и хозяйство района. | Применить полученные знания при характеристике народов Урала | |||||
56 | 06.04.-11.04 | Регионы европейской части России: проблемы, перспективы развития. | Работа в группах – составление обобщающей таблицы. | |||||
57 | 06.04.-11.04 | Итоговый урок по теме «Западный макрорегион» | Контрольная работа с заданиями разного вида: тесты, практические задания, работа с картой, вопросы. | |||||
Восточный макрорегион – Азиатская Россия | ||||||||
58 | 13.04.-18.04 | Общая характеристика Восточного макрорегиона.
| Выявление различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Топонимика. | |||||
59 | 13.04.-18.04 | Этапы, проблемы и перспективы развития экономики | Работа с учебником и рисунками в учебнике, таблицами. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Оценка природных ресурсов и их использования | |||||
60 | 20.04.-25.04 | Западная Сибирь.
| Практическая работа 9 «Оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека» Применение ранее полученных знаний по работе с атласом | |||||
61 | 20.04.-25.04 | Наш регион в хозяйстве Западной Сибири. | Работа с информационными источниками по определению рейтинг нашего района на мировом уровне и уровне других районов. | |||||
62 | 27.04.-02.05 | Восточная Сибирь | Работа с картой, составление схем ТПК | |||||
63 | 27.04.-02.05 | ТПК Восточной экономической зоны. | Практическая работа «Характеристика Норильского промышленного узла» Применение ранее полученных знаний по работе с атласом, контурными картами, карто-схемами. | |||||
64-65 | 04.05.09.05 | Дальний Восток: особенности развития.
| Задания со свободным ответом Практическая работа 10 «Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона». | |||||
66 | 04.05.09.05 | Обобщение по темам, изученным за год. | Работа в группах – выполнение заданий на систематизацию знаний. Работа с информационными данными | |||||
67 | 11.05.-16.05 | Зачёт по темам, изученным за год. | Контрольная работа с заданиями разного вида: тесты, практические задания, работа с картой, вопросы. | |||||
Страны нового зарубежья. Повторение «Экономическая география России» | ||||||||
68 | 11.05.-16.05 | Страны нового зарубежья. | Определение на основе атласа особенности географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям. Составление сложного плана | |||||
69 | 18.05.-23.05 | Экономические отношения России и стран нового зарубежья. | Экономические отношения России и стран нового зарубежья. Основные торговые партнёры России. структура экспорта и импорта. Работа с тематическими картами, ответ по плану | |||||
70 | 18.05.-23.05 | Повторение, изученного за год: подготовка к итоговой аттестации. | Использование полученных знаний при рассмотрении нового материала а так же материал, изученный в течение учебного года. Индивидуальные задания |
2 часа соединяются с уроками для повторения материала
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Для обучающихся:
- Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учеб. завед. – М.: Дрофа, 2006.
- Справочник по географии для школьников и абитуриентов. – М.: «Издательство АСТ», 2002.
Для учителя:
- Жижина Е.А. Поурочные разработки по геграфии6 население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2006.
- Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 1998.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии / Сост. Н.Н. Петрова. – М.: Дрофа, 2000.
- Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / авт.-сост. Е.В.Овсянникова. – М.: Дрофа, 2010.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 – 000 с. (Стандарты второго поколения)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года «ОБ утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год.
- Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы6 Метод. пособие. – М. Дрофа, 2000.
- Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф») / Авт.-сост. Н.В. Болотникова. – М.: издательство «Глобус», 2008.
- Элькин Г.Н. География населения и хозяйства России. 9 класс: Метод. Пособие. – СПб.: Паритет, 2001.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
- Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения)
Интернет-ресурсы
- http://standart.edu.ru/- Федеральный государственный образовательный стандарт.
- http://www.edu.ru/ - Федеральный портал «Российское образование».
- http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал.
- http://window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
- http://school-collection.edu.ru-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
Кабинет географии имеет специальное смежное помещение – лаборантская, предназначенное для хранения учебного оборудования и подготовки занятий. Основа кабинета – рабочие места для учащихся и учителя.
Оборудование кабинета
1. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе школьная метеостанция, комплект для путешествий:
- теллурий;
- комплект лабораторного оборудования «Пчелка»
2. Стенды для постоянных и временных экспозиций;
3. Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
- аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видео –информации;
- компьютер,
- мультимедиа – проектор,
- интерактивная доска,
- коллекция медиаресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам, обучающие программы,
- выход в Интернет,
- экранно-звуковые пособия,
- принтер (лазерный) цветной,
4. Комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам изучаемого курса.
5. Библиотека учебной, программно- методической, учебно-методической, справочно- информационной и научно- популярной литературы.
6. Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведение контрольных работ и т.д..
7. Планируемые результаты
1.Знать:
содержание основных понятий и терминов.
2. Называть/показывать:
- особенности экономико-географического положения России;
- виды природных ресурсов и антропогенные изменения в природе;
- основные расы, народы, языки, религии мира и России, численность населения России, особенности состава населения России;
—- крупнейшие городские агломерации мира и России;
— основные страны мира, страны СНГ и граничащие е Россией государства, субъекты РФ;
— межотраслевые комплексы России, факторы размещения отраслей хозяйства;
--- основных внешнеэкономических партнеров России;
пространственное размещение основных географических объектов, процессов и явлений.
3.Определять:
— характеристику территории из разных источников (карт, статистических таблиц, диаграмм);
— источники географической информации для решения конкретных задач.
4. Описывать:
— объекты, явления, процессы экономической и социальной географии.
--- территориальную организацию хозяйства России;
5. Объяснять:
- общие и региональные особенности населения России и их пространственные различия;
- особенности специализации хозяйства и экономические связи отдельных регионов России, России в целом и отдельных стран мира;
— особенности экологических ситуаций отдельных регионов России.
6. Прогнозировать:
— тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Называть и (или) показывать:
- предмет изучения географии России;
- основные средства и методы получения географической информации:
- субъекты Российской Федерации;
- пограничные государства;
- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
- народы, наиболее распространенные языки, религии;
- примеры рационального и нерационального размещения производства;
- объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
- районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
- экологически неблагополучные районы России:
- маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
- географическое положение объектов;
- разницу в поясном времени территорий;
- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
- географическое положение отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
- образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
- особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны и отдельных регионов;
- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
- образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
- разнообразие природных комплексов на территории страны;
- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
- особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
- роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
- уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
- причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
- особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
- Оценивать и прогнозировать:
- природно-ресурсный потенциал региона;
- экологическую ситуацию в стране, регионе
- изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
- изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
- развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- площадь территории крупных регионов;
- особенности физико- и экономико-географического положения региона ;
- основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории;
- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
- воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их рациональное использование;
- основные типы почв, меры по их охране;
- численность населения;
- особенности демографической ситуации;
- развитие АПК, ведущие отрасли хозяйства;
- народные промыслы, их особенности;
- взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными условиями, примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
- основные экологические проблемы, пути их решения.
Учащиеся должны уметь:
- определять по картам физико- и экономико-географическое положение территории любого региона;
- определять размеры, протяженность территории;
- работать с различными географическими источниками
- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико - географической, геологической, тектонической картам;
- определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата территории;
- оценивать агроклиматические, водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования;
- выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.
- оценивать демографическую ситуацию населения;
- составлять характеристику одного из звеньев АПК
- устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека;
- описывать ПТК по предложенному плану;
- владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Пояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса
В пояснительной записке отражена структура документа, дана характеристика предмета, цели и задачи, общеучебные навыки и умения, результаты обучения....
Пояснительная записка к рабочей программе по географии 6 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по географии 6 класск уч. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского...
Пояснительная записка к рабочей программе по географии 8 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по географии 8 класс...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по географии 6 класс • Учебник: Дронов.В.П. География. Землеведение. 6 кл
Рабочая программа разработана применительно к примерной программе основного общего образования по географии «Землеведение», авторской программы для общеоб-разовательных учреждений «Землеведение. 6...
Пояснительная записка рабочей программы География Алтайского края
Цель регионального курса «География Алтайского края»: способствовать развитию личности школьника, становлению его гражданских качеств, осознанию своего места в окружающем мире. создани...