Пояснительная записка к рабочей программе по географии 8 класс
учебно-методический материал по географии (8 класс) по теме

Пояснительная записка к рабочей программе по географии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_8_klass.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В условиях динамически развивающегося мира географическое образование приобретает все большее значение. Оно обеспечивает у обучающихся формирование географической культуры, которая является частью общей культуры человека. Значимость географии в общей культуре определяется тем, что она является единственной интеграционной учебной дисциплиной, изучающей природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи. Центральное место в географическом образовании в школе занимает курс «География России». Рабочая программа данного курса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта по географии и соответствует учебной программе 8 класса. Рабочая программа разработана в соответствии с региональным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Курской области, утвержденным приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007 г. №1-421, а также на основании авторской программы Е.М. Домогацких «Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений.» – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. Курс «География России» опирается на систему географических знаний, которую обучающиеся получили в 6-7 классах. С другой стороны, он продолжает развивать общие географические понятия, определения, закономерности на более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Изучением данного курса завершается цикл географического образования в основной школе. Особая роль курса «География России» заключается в том, что помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение обучающихся, имеет огромное воспитательное значение. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности, что достигается путем комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства. На изучение курса «География России» в Федеральном базисном учебном плане отводится по 68 часов (2 учебных часа в неделю) в 8 и 9 классах. Рабочий план составлен из расчета 68 часов на изучение природы России в 8 классе и 68 часов в 9 классе на изучение населения и хозяйства России. Резервное время составляет 2 часа в каждом классе.

Основные цели и задачи курса:

- сформировать целостный географический образ своей Родины;

- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

- сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

- сформировать необходимые географические умения и навыки;

- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;

- воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру;

- уметь применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развивать познавательный интерес, творческие способности в процессе решения географических задач;

- формировать способность и готовность использовать географические знания и умения в повседневной жизни;

- сформировать умение адаптироваться к условиям проживания на определенной территории, самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны:

1.Знать/понимать:

- географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;

- положение России на карте часовых поясов;

- историю формирования и заселения территории России;

- вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;

- связь рельефа с тектоническим строением;

- закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

- неблагоприятные явления природы, связанные с рельефом;

- факторы, определяющие особенности климата России;

- основные климатические пояса и типы климата России;

- неблагоприятные явления, связанные с климатом;

- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;

- меры по борьбе с загрязнением атмосферы;

- особенности морей, омывающих берега России;

- ресурсы морей и их использование человеком;

- крупнейшие речные системы и озера страны;

- границу распространения многолетней мерзлоты;

-внутренние воды и водные ресурсы своей местности;

- меры по охране и восстановлению водных ресурсов;

- основные типы почв, их размещение по территории страны;

- особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;

- природные зоны России;

- особенности природно-хозяйственных зон;

- влияние природных условий на жизнь, быт, хозяйственную деятельность населения;

- пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

- объекты Всемирного природного и культурного наследия России.

- экологические проблемы крупнейших природных регионов;

- законы об охране природы, крупнейшие заповедники и заказники.

2.Уметь:

- характеризовать географическое положение страны и своей области;

- определять поясное время;

- использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации;

- показывать маршруты экспедиций землепроходцев и географов;

- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;

- объяснять размещение полезных ископаемых в своей местности;

- пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;

- объяснять особенности климата своей местности;

- анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов;

- характеризовать почвы своей местности;

- анализировать карту растительности и животного мира, оценивать лесные ресурсы;

- оценивать биологические и агроклиматические ресурсы своей местности;

- давать характеристики крупных регионов нашей страны с использованием карт атласа;

- приводить примеры рационального природопользования;

- анализировать экологические карты России;

- прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

- пользоваться правилами природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы.

3.Оценивать:

- географическое положение России, своей области;

- природно-ресурсный потенциал страны;

- климатические ресурсы России;

- водные ресурсы России и своей местности;

- влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;

- экологическую ситуацию и экологические проблемы России и своей местности.

Содержание тем курса «Природа России»

Курс «Природа России» включает в себя следующие разделы:

Раздел 1. Общая физическая география России (32 часа).

Раздел 2. Крупные природные районы России (33 часа).

Раздел 3.Природа и человек (2 часа).

Раздел 1 состоит из следующих тем:

Тема 1. Географическое положение России.

Тема 2. Исследование территории России.

Тема 3. Геологическое строение и рельеф.

Тема 4. Климат и погода.

Тема 5. Моря и внутренние воды.

Тема 6. Почвы.

Тема 7. Природные зоны.

В разделе 2 рассматриваются такие темы:

Тема 1. Островная Арктика.

Тема 2. Восточно-Европейская (Русская) равнина.

Тема 3. Кавказ.

Тема 4. Урал.

Тема 5. Западно-Сибирская равнина.

Тема 6. Средняя Сибирь.

Тема 7. Северо-Восток Сибири.

Тема 8. Горы Южной Сибири.

Тема 9. Дальний Восток.

В третьем разделе рассматриваются вопросы взаимоотношений человека и природы, а также роль географии в современном мире и задачи современной географии.

При изучении темы «Восточно-Европейская равнина» рассматривается природа родного края.

Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина,Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, ИльменьЮ Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское. Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломоро-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им.Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская сопка, Авачинская сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский. Дарвинский. Самарская Лука, Тебердинский. Печоро-Илычский, Башкирский. Ильменский, Алтайский. Таймырский. Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно - Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

Учебно-методическое обеспечение предмета

1. Учебник: Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. География, 8 класс – Москва, «Русское слово», 2010 г.

2. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008.

3. И.И.Баринова, В.Г.Суслов. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт, 8 класс, Москва, 2009, издательство «Экзамен».

4.Е.М.Домогацких. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008.

Дополнительная литература:

1.Школьный практикум. И.И.Баринова. География России. Природа, 8 класс, Москва, «Дрофа»-1998 г.

2. В.И.Евдокимов. Географические диктанты по курсу «География России (Природа)», 8 класс.

3. И.И. Баринова, В.Я.Ром. Методическое пособие «География России» 8-9 классы, Москва, «дрофа», 2000.

4. О.В.Чичерина. Контрольные и проверочные работы по географии, 8 класс, Москва, «Экзамен», 2007.

5. Т.М.Бенькович, Д.Л.Бенькович. Книга для учителя «Опорные конспекты в обучении географии России», Москва, Просвещение, 1997.

6. И.И.Баринова. Самостоятельные и практические работы по географии России. Москва «Просвещение», 1990.

7.В.П.Дронов. Методическое пособие по географии России, Москва «Просвещение», 1993.

8.Э.М.Раковская. Методическое пособие по курсу «География: природа России», Москва «Просвещение», 2011г.

Оценочные практические работы.

Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

Определение поясного времени для разных пунктов России.

3.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны, выявление особенностей распределения средних температур января и июля.

5.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

6.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

7.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

8.Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе «Литература» 10 класс

Пояснительная записка к рабочей программе и тематическое планирование по литературе 10 класс по программе Г.С.Меркина...

Пояснительная записка к рабочей программе 6-9 класс.

Пояснительная составлена для рабочей  программа 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин./М., «Вентана-Граф»,2011г....

Пояснительная записка к рабочей программе история 11 класс

Пояснительная записка к интегрированному курсу история 11 класс....

Пояснительная записка к рабочей программе история 10 класс

Пояснительная записка к интегрированному курсу история 10 класс...

Пояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса

В пояснительной записке отражена структура документа, дана характеристика предмета, цели и задачи, общеучебные навыки и умения, результаты обучения....

Пояснительная записка к рабочей программе по географии 6 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по географии 6 класск уч. Е.М. Домогацких,  Н.И. Алексеевского...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по географии 6 класс • Учебник: Дронов.В.П. География. Землеведение. 6 кл

Рабочая программа разработана применительно к примерной программе основного общего образования по географии «Землеведение», авторской программы для общеоб-разовательных учреждений «Землеведение. 6...