Пояснительная записка к рабочей программе по географии 6 класс
учебно-методический материал по географии (6 класс) по теме
Пояснительная записка к рабочей программе по географии 6 класс
к уч. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_6_klass.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии в 6 классе составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта по географии и соответствует учебной программе 6 класса. Рабочая программа разработана в соответствии с региональным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Курской области, утвержденным приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007г. №1-421. География в основной школе является тем предметом, который формирует у обучающихся комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества через знакомство с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях. Познавая на конкретных примерах многообразие географического пространства, обучающиеся осознают необходимость географических знаний в практической деятельности. Также формируются навыки и умения безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Начальный курс географии 6 класса опирается на пропедевтические знания обучающихся из курсов «Окружающий мир» и «Природоведение» начальной и основной ступени обучения, а также является базой для изучения общих географических закономерностей. На изучение географии в 6 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю): 1час за счет федерального компонента и 1 час - регионального компонента.
Материал курса представлен следующими разделами:
1.Введение. 6. Гидросфера.
2.Земля как планета. 7. Биосфера.
3. Способы изображения земной поверхности. 8. Почва и геосфера.
4.Литосфера.
5.Атмосфера.
Содержание тем изучаемого курса
1.Введение. В данном разделе обучающиеся знакомятся с историей и содержанием географической науки, с выдающимися путешественниками прошлого, с географическими открытиями, с источниками географических знаний. На конкретных примерах раскрываются те усилия, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Также уделяется большое внимание и вкладу русских путешественников в изучение нашей планеты. Изучение этого раздела опирается на межпредметные связи с историей.
2.Материал раздела «Земля как планета» не только дает сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и показывает, как свойства планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Этот раздел является пропедевтическим по отношению к курсам физики и астрономии.
3.В разделе «Способы изображения земной поверхности» обучающиеся знакомятся с принципами построения географических карт, учатся навыкам ориентирования на местности, способам определения расстояний на местности, умению читать план местности и решать практические задачи по плану. При изучении географических координат и масштаба используются знания из курса математики.
4.В последующих разделах учебника обучающиеся знакомятся с компонентами географической оболочки планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой, биосферой.
При изучении данных разделов обучающиеся получают большой объем новой информации, должны усвоить множество понятий и терминов, понять закономерности географической оболочки. Также уделяется должное внимание месту человека в природе, влиянию природных условий на его жизнь, воздействию хозяйственной деятельности на природную оболочку планеты. Материал этих разделов опирается на межпредметные связи с биологией и в тоже время является пропедевтическим для курсов физики, химии, зоологии, которые будут изучаться в последующих классах.
5.В разделе «Почва и географическая оболочка» обобщаются знания,
полученные при изучении предыдущих разделов, а также формируется представление о том, что Земля – это множество разнообразных и неповторимых природных комплексов, тесно взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом.
Начальный курс географии тесно связан и с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Синтез этих курсов позволяет рассмотреть широкий круг вопросов: от правил поведения в природе до безопасного поведения при возникновении опасных стихийных явлений (землетрясений, наводнений, извержений вулканов, ураганов и т.п.), а также и глобальную безопасность жизнедеятельности человека в результате его хозяйственной деятельности в целом на планете.
Цели и задачи учебного предмета:
- познакомить обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
- начать формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от местных (локальных) до глобальных;
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитывать любовь к своей местности, своей стране;
- прививать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей среде;
- применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории;
- самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
- развивать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- уметь применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Требования к уровню усвоения предмета
Обучающиеся должны:
1.Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- типы климатов;
- виды ветров, причины их образования;
- пояса освещенности Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой.
2.Приводить примеры:
- различных видов карт;
- горных пород и минералов;
- типов погоды;
- взаимовлияния всех компонентов природы.
3.Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
- расстояния и направления по плану и карте;
- осадочные и магматические горные породы;
- направление ветра. 4.Описывать географические объекты.5.Объяснять особенности компонентов природы своей
местности.
Учебно-методическое обеспечение предмета
1.Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Физическая география. – Москва, «Русское слово», 2009.
2.Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2006.
3.Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2009.
4.И.И.Баринова, В.Г. Суслов. Рабочая тетрадь «География. Начальный курс». Издательство «Экзамен»- Москва, 2009.
5.Т.В. Иванова. Тематическое и поурочное планирование по географии. Издательство «Экзамен», Москва, 2006.
6.Е.В.Датская, Е.В.Синицына, М.Г. Синицын. Контрольные и проверочные работы по географии. – Экзамен, Москва, 2003.
7.О.В. Чичерина. Тесты по географии.- Экзамен, Москва, 2005.
8.Л.Е. Перлов. Дидактические карточки – задания по географии.- Экзамен, Москва, 2005.
9.В.Г. Чернова. География в таблицах и схемах. – СПб: ООО «Виктория плюс», 2008.
10.Г.П. Субботин. Задачник по географии. 500 заданий, тестов, вопросов.
11.Е.В. Баранчиков. Сборник заданий и упражнений по географии. – Экзамен, Москва, 2006.
12.О.В.Чичерина. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии. – М.:ТЦ «Сфера». 1999.
13.Диск «Уроки географии в 6 классе». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
14.Диск «Начальный курс географии 6 класс».
Дополнительная литература:
- Герасимова Т.Н., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. – М.: Дрофа, 2006.
- В.П. Сухов. Физическая география. 6 класс. Москва «Просвещение», 1995.
- За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
- Н.А. Максимов. Хрестоматия по физической географии. Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1980.
- О.К. Разумовская, Е.Т. Козловский. Занимательная география. – СПб.: Издательство «Кристалл», 1998.
- Е.В. Экзерцева. География. Кроссворды для школьников. Ярославль «Академия развития», 1998.
- Ю.П. Пармузин, Г.В. Карпов. Словарь по физической географии. Москва «Просвещение» 1994.
- Т.С. Майорова. География. Справочник школьника. М.: 1996.
Оценочные практические работы.
1.Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты солнца над горизонтом, ориентирование по солнцу.
2.Топографический диктант.
3.Ориентирование на местности.
4.Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
5.Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе на своей местности).
6.Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
7.Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).
Всего практических работ 10, оценочных – 7.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе «Литература» 10 класс
Пояснительная записка к рабочей программе и тематическое планирование по литературе 10 класс по программе Г.С.Меркина...
Пояснительная записка к рабочей программе 6-9 класс.
Пояснительная составлена для рабочей программа 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин./М., «Вентана-Граф»,2011г....
Пояснительная записка к рабочей программе история 11 класс
Пояснительная записка к интегрированному курсу история 11 класс....
Пояснительная записка к рабочей программе история 10 класс
Пояснительная записка к интегрированному курсу история 10 класс...
Пояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса
В пояснительной записке отражена структура документа, дана характеристика предмета, цели и задачи, общеучебные навыки и умения, результаты обучения....
Пояснительная записка к рабочей программе по географии 8 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по географии 8 класс...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по географии 6 класс • Учебник: Дронов.В.П. География. Землеведение. 6 кл
Рабочая программа разработана применительно к примерной программе основного общего образования по географии «Землеведение», авторской программы для общеоб-разовательных учреждений «Землеведение. 6...