Бинарный урок география-математика "Байкал" 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Урок был проведен в рамках районного семинара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
бинарный урок география-математика | 349.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением английского языка города Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Бинарный урок: география - математика
«Байкал – древний и вечно молодой»- 8класс.
Учитель географии МБОУ СОШ № 5 г. Азнакаево
Республики Татарстан
Валиева Альфия Алмасовна.
Учитель математики МБОУ СОШ № 5 г. Азнакаево
Республики Татарстан
Гильфанова Лилия Айдаровна.
2013 год
Урок географии в 8 классе по теме «Байкал - древний и вечно молодой »
« Байкал –бесценный дар природы –
да будет вечно на Земле». А.Твардовский.
Цели и задачи урока:
1.Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины их уникальности.
2. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.
3. Исследовать физико-географические особенности Байкала.
4.Исследовать характеристики озера с помощью аппарата математической статистики.
5. Прививать чувства гордости за природу Родного края.
Оборудование: Физическая карта России, фотографии, экран, проектор.
Форма проведения урока: Урок- исследование.
Ход урока.
- Организационный момент.
На доске слова А.Твардовского. « Байкал –бесценный дар природы –
да будет вечно на Земле». А.Твардовский.
II.Актуализация знаний учащихся:
Учитель географии:
-Необъятны просторы нашей Родины, богаты и разнообразны природные ландшафты, но один из уникальных объектов, редчайшее творение природы - Байкал. Это легендарное озеро – уникальное творение природы. В 1996 году Байкал был включен в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Байкал – крупнейший в мире резервуар питьевой воды, самая глубокая впадина в материковой коре и самое глубокое озеро на Земле. Его вода имеет уникальные свойства, а большая часть организмов, населяющих озеро и его окрестности, не встречаются больше нигде. И задача нашего урока узнать больше об этом уникальном озере.
Учитель географии:
-Топонимика – происхождение названия:
Эвенки называли его «Лама» (Лама – море)
Якуты в обиход вводят название Байкал («бай»-богатый, «куль»-озеро), у бурят Байгал – огненное место, где раньше сплошной огонь был, потом земля провалилась и стало море.
Русским это название понравилось, они стали называть это озеро Байкалом.
Ребята, а что вам известно о Байкале? И что бы вы хотели узнать об этом озере?
Возьмите в руки технологические карты, подпишите свою фамилию и имя, а затем запишите свои сведения в колонки: «Я знаю» и «Хочу узнать» (1 минута). В течении урока все полученные сведения и итоги вашего исследования должны будут вноситься в тех.карту, в конце урока вы их сдаете на проверку.
Поработайте в паре, обменяйтесь информацией друг с другом и дополните свои знания. Отложите карту.
Учитель математики:
-Ребята, мы с вами продолжим изучение тем из цикла «Математическая статистика». Скажите, в чем заключается задача математической статистики? (В сборе и анализе данных). Мы с вами рассмотрели, как можно собирать и группировать данные и как их можно наглядно представлять. Вот сегодня, мы будет исследовать характеристики озера Байкал с помощью математической статистики.
- Сегодня всю полученную информацию вы будете собирать и группировать в своих технологических картах.
-А для начала давайте активизируем ваши знания. Рассмотрим несколько заданий.
1)
Население Украины составляет человек, а ее территория равна км². Какой из ответов характеризует среднее число жителей не 1 км²? (Г)
А) примерно 7,5 человек
Б) примерно 13 человек
В) примерно 130 человек
Г) примерно 75 человек
-Кстати, число, которое мы нашли, в географии называется плотностью населения.
2) Число хвойных деревьев в парке относится к числу лиственных как 13:7. Сколько процентов деревьев в парке составляют лиственные? Какая из диаграмм соответствует данной задаче?(65% и 35%, вторая диаграмма)
3)
- Найдите наибольшее значение температуры. Ответ дайте в градусах.(24)
- Найдите разность между наибольшим значением температуры и наименьшим. Ответ дайте в градусах(16). Какую статистическую характеристику вы нашли?(Размах)Что это означает?
- Найдите наименьшее значение температуры во второй половине дня. Ответ дайте в градусах.(8 °С)
- Сколько часов во второй половине дня температура превышала 13 °С?(4 часа)
Учитель географии:
- Изучение нового материала
-Ребята, приступим к исследованию физико-географических особенностей озера и территории прилегающей к Байкалу. Начнем мы с географического положения. Откройте карту атласа стр.44.
Где расположено озеро Байкал? (в южной части Восточной Сибири)
Узкая и вытянутая котловина озера зажата между высокими горами……Определите по картам атласа и запишите в тех.карту. (На западе его окаймляют Приморский и Байкальский хребты. На севере – Северо-Байкальское нагорье. На северо-востоке – Баргузинский хребет. На юго-востоке, хребет Хабар-Дабан.
Форма рождающегося полумесяца Байкал вытянулся с юго-запада на северо-восток между параллелями…. (51º28´с.ш. и 55º47´с.ш.) Длина озера 620км ширина от 24 до 79км.
Геологическое строение, возраст Байкала.
Учитель географии:
Байкал по праву называют самым старым и… как это не парадоксально вечно молодым озером. Но, обо всем по порядку:
Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера 15-20млн.лет( другие озера обычно имеют возраст 5-15тыс.лет). котловина озера образовалась в результате разлома земной коры(грабен), то есть озеро имеет тектоническое происхождение. Найдите в атласах в результате расхождения каких литосферных плит образовалась котловина озера Байкал? Данные запишите в тех.карту. Очертания озера продолговатые и соответствуют разлому (озерная котловина в 3Д формате на экране)
http://baikal.ru/en/baikal/3d_model/fl.html
-Байкал – самое глубокое озеро в мире и сейчас мы с вами в этом убедимся.
Учитель математики: -Перед вами таблица данных о некоторых озерах мира.
- Запишите в картах максимальную и среднюю глубину озера Байкал.
-Мы с вами проанализируем данные о максимальной глубине озер. Давайте для наглядности построим столбчатую диаграмму этих глубин в программе Ехсеl (1 ученик приглашается к доске).
- Определите среднюю глубину всех озер. Что это означает? Запишите в карту.(5575:6929м)
- Глубина Байкала выше среднего или ниже? (выше)
- Найдите размах ряда чисел. (1637-480=1157)
Учитель географии:
Байкал, несмотря на возраст не только не стареет, а постоянно обновляется, другие озера со временем стареют заиливаются и исчезают. На территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. Происходят частые и с разрушительной силой землетрясения.
Ребята, посмотрите на тектоническую карту в атласах, в какие годы на Байкале наблюдались землетрясения разрушительной силы?
На Байкале 27 островов, самые крупные….. Найдите на картах атласов и запишите в тех.карту. (остров Ольхон, Ушканьи острова, остров Ярки).
Климат:
Учитель географии:
Давайте проведем исследование климата окружающей территории Байкала, для этого воспользуемся атласом и картосхемами в учебнике и не забываем вносить результаты вносить в технологическую карту. Нам нужно определить тип и подтип климата, среднюю температуру января и июля, количество выпадаемых осадков, испаряемость и коэффициент увлажнения (2 минуты + 1 минута на обсуждение)
Тип климата – умеренный, подтип – резко-континентальный;
Ср.t января -24º
Ср.t июля +15º
Осадки 400-600мм
К>1
Учитель математики: - Ребята, найдите размах ряда температур (в январе и июле) и запишите в свои карты. В географии число, которое вы нашли, называется амплитудой колебаний температур.
Учитель географии:
Из-за разницы нагрева поверхностей на Байкале образовались собственные ветра, о которых нам расскажут ученики.
Верховик - может дуть одновременно на всем Байкале. Летом верховик добирается до южной оконечности Байкала крайне редко. На северном Байкале верховик дует с севера, на среднем и южном Байкале - с северо-востока.
Особо свирепые верховики случаются перед замерзанием Байкала - в декабре. Ветер не порывистый - обычно дует спокойно, погода при таком ветре сухая и ясная.
Начинается верховик обычно утром, после восхода солнца и нередко перед закатом стихает, но может дуть и очень долго не переставая - до десяти дней. Такие затяжные ветры начинаются с середины августа. Благодаря значительной продолжительности и отсутствию порывов, верховик может создавать очень большие волны. Это один из самых известных и значимых ветров на Байкале.
Предвестником верховика служит ярко-красный горизонт перед восходом солнца.
Баргузин - ровный и сильный северо-восточный ветер. Используются также названия полуночник (иногда баргузин дует ночью) и уже устаревшее - баргузник. Воздушный поток вырывается из Баргузинской долины.
В отличие от продольных ветров - верховика и култука - баргузин дует поперек котловины озера и только в средней его части. По продолжительности и силе он уступает верховику и култуку.
Баргузин обычно не дует больше суток, чаще всего начинается после восхода солнца и стихает к закату. Обычно баргузин приносит с собой солнечную погоду. Скорость ветра редко превышает 20 м/c, но в Баргузинском заливе он может достигать ураганной силы.
Култук - он же низовик, низовка. Ветер, дующий с нижней, южной оконечности Байкала, от залива Култук (точнее, из пади Култучная). Это юго-западный ветер, он дует в направлении, противоположном верховику, но тоже вдоль котловины озера. Култук несет с собой мощные штормы, дожди и пасмурную погоду. Иногда весной и в начале лета култук дует и при ясной погоде. Этот ветер может дуть сразу над всей котловиной озера, но не так долго, как верховик. Нередко култук налетает внезапно, и так же внезапно может уступить ветру противоположного направления - верховику. Култук приводит к самым сильным штормам на Байкале, поднимая огромные угрюмо-свинцовые волны.
Предвестником култука служат мрачные тучи, собирающиеся в юго-западной части Байкала.
Горный - Северо-западный ветер. Относится к поперечным ветрам. Холодный воздушный поток срывается с гор (отсюда и название) - со склонов Приморского и Байкальского хребтов и распространяет свое влияние только на западное побережье Байкала. Ольхонские буряты в прежние времена называли горный ветер - хойта-хальтин или барун-хойта-хальтин.
Возникновение этого ветра обусловлено существованием на северном побережье Байкала горных гряд Приморского и Байкальского хребтов. Холодные арктические массы, подходя к Байкалу, скапливаются у этих горных массивов, не в силах перевалить их с ходу. Накопив критическую массу, холодный воздух переваливает через горы и, ускоряясь, устремляется по крутым склонам к Байкалу. В некоторых местах побережья - в долинах горных рек - существуют особенно благоприятные условия для разгона воздушных потоков. Так возникают сарма, харахаиха и другие разновидности горного ветра ураганной силы.
Горный - самый свирепый и коварный из байкальских ветров. Налетает внезапно, скорость нарастает скачками, максимальная скорость горной может достигать 40-50 м/с.
Существует ряд признаков, по которым можно заранее спрогнозировать возникновение горной. Летом ей часто предшествует тихая безветренная погода и изнуряющая жара, над горными вершинами появляются облака, постепенно образующие угрюмый облачный вал, вытягивающийся над горным хребтом. Достаточно надежным признаком может служить резкое падение атмосферного давления.
Сарма - Сильный шквалистый ветер, разновидность горной. Холодный арктический воздух с Приленской возвышенности, переваливаясь через Приморский хребет, попадает в суживающуюся к Байкалу долину реки Сарма - природную аэродинамическую трубу, на выходе из которой достигает ураганной скорости.
Сарма может непрерывно дуть несколько суток, ветер при этом бывает настолько силен, что валит деревья, переворачивает суда, срывает крыши с домов и сбрасывает домашний скот с берега в море. Крыши домов в поселке Сарма, расположенном в долине одноименной реки, жители привязывают к земле. Этот ветер наиболее част и свиреп осенью и зимой. В среднем, в ноябре сарма дует 10 дней, в декабре - 13. Скорость ветра нарастает скачкообразно и быстро достигает ураганной силы.
Признаком надвигающейся сармы служат слоисто-кучевые облака с резко очерченными границами, собирающиеся над вершинами Приморского хребта вблизи Сарминского ущелья.
Гидрология
Учитель географии:
Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре воды менее 0,1грамм солей т.е. соленость 0,1промилле) и богата кислородом. Причин этого несколько. Горы, с которых в Байкал стекают ручьи и реки, сложены плохо растворяющимися вулканическими горными породами. Поэтому попадающая в озеро вода имеет мало минеральных примесей. С органическими же успешно справляется микроскопический рачок эпишура, составляющий около 80% общей биомассы озерного зоопланктона.
В озеро впадает около 550 рек. Самая крупная из них Селенга. (Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная, Сарма). А вытекает всего одна река – Ангара. Вода в озере круглый год холодная. Замерзает поздно в декабре, но и вскрывается поздно. До конца мая по воде плавают льды, в июне льды тают у берегов.
Для полной смены воды в озере потребуется 332года. В озере содержится 20% всей пресной воды на Земле.
- Закрепление изученного материала
Учитель математики :
-Ребята, давайте проверим, как внимательны были на уроке. В технологической карте найдите соответствие между числами и предложениями. В разделе «Что означают эти цифры?» соедините линиями эти объекты.
V. Домашнее задание
-Сдайте технологические карты и запишите домашнее задание:
География - Составьте буклеты на тему: «Проблемы Байкала»
Математика – Решить тест на тему: «Математическая статистика» на сайте uztest.ru
VI.Итоги
Учитель математики : -Итак, мы с вами закрепили материал по темам «Сбор и группировка данных» и «Наглядное представление информации» и я думаю, вы убедились, что математический аппарат полезен и в других науках
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок в 8 классе "Площади фигур и панель рисования и редактор формул в WORDe"
Данный урок позволяет проверить знание восьмиклассниками: в геометрии формул площадей фигур, умение применять их при решении задач; в информатике умение набирать текст с помощью редактора WORD, испо...
Бинарный урок физкультуры 1 класс
Тема:«Прогулка по сказочному лесу».Задачи:1.Образовательная:- Закрепить выполнение физических упражнений для профилактики плоскостопия, способствовать формированию правильной осанки при выполнении раз...
Бинарный урок физкультуры 1 класс
Тема:«Прогулка по сказочному лесу».Задачи:1.Образовательная:- Закрепить выполнение физических упражнений для профилактики плоскостопия, способствовать формированию правильной осанки при выполнении раз...
Бинарный урок в 9 классе по теме "Решение задач на смеси и сплавы"
Бинарный урок математика-химия в 9 классе по теме "Решение задач на смеси и сплавы"....
Бинарный урок в 9 классе (география+история)"Экономика Сибири:прошлое и настоящее"
Тип урока бинарный, поэтому присутствуют практически все основные этапы урока. Предложенная модель урока позволяет учащимся с помощью различных источников информации выявить значимос...
Бинарный урок в 6 классе технология+информатика
Конспект бинарного урока в 6 классе по технологии по теме "Интерьер жилого дома"...
Конспект бинарного урока в 8 классе ( музыка + фр.язык)
План-конспект бинарного урока в 8 классе по теме « Que vous apporte la musique? » «Что вам дает музыка?»«Ecoutez le guitariste et fermez les yeux…».Учитель: Кудрявцева Ж. А.(французски...