ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК. Структура современной географии. Методы географической науки. Источники географической информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_1.docx | 179.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК
Учебно-воспитательные задачи:
- Дать учащимся представление об экономической и социальной географии мира, определить ее задачи на современном этапе.
- Познакомить с основными уровнями изучения страноведческой региональной глобальной географии; структурой учебника, методами географических исследований.
- Формирование умений выделять главное в содержании материала и составлять план-конспект, работать с учебником.
Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы.
Тип урока: урок-лекция.
Структура урока:
План:
- Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических наук.
- Главное направление современного этапа экономической и социальной географии мира.
- Методы географических исследований.
Ход урока:
- Изучение нового материала.
- Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических наук.
География – одна из древнейших наук на Земле. В наши дни география из науки преимущественно описательной и познавательной превратилась в науку конструктивного характера.
Экономическая и социальная география сочетает в себе элементы географии, экономики и социологии, она широко использует не только географические , но и экономические и социологические методы исследования.
Социология - наука об обществе, о поведении людей. Экономическое и социальное неразрывно связано между собой. Нельзя рассматривать хозяйство без людей – основной производственной силы, без человеческого фактора.
- Главное направление современного этапа экономической и социальной географии мира.
Основное направление современного этапа развития – это усиление социальной, политической, экологической направленности исследования.
Главное направление – это рациональное использование и преобразование природной среды.
Географы участвуют в решении многих таких вопросов:
- Угрожает ли миру перенаселение?
- Каковы земельные ресурсы нашей планеты и наилучшие пути их исследования?
- Насколько человечество обеспечено энергетическими и минеральными ресурсами и не грозит ли ему «ресурсный голод»?
- Как наилучшим образом использовать водные ресурсы и решать задачи обеспечение растущих потребностей в пресной воде?
- Как предохранять атмосферу и Мировой океан от загрязнения?
- Как лучше вести борьбу со стихийными силами природы?
Длительное развитие географии привело к углублению ее внутренней
Дифференциации и появлению ряда научных направлений:
Ландшафтоведение, геоморфология, климатология, гидрология, океанография, океанология, география почв, растений и животных.
В экономической географии: география населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и услуг.
В экономической географии: география населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и услуг.
Новое направление научных исследований – медицинская география, геоэкология и др.
- Методы географических исследований.
Традиционные методы:
- Картографический – ведущий метод в географии (разные виды карт, разные способы анализа карт).
Функции карты: источник информации, средства обучения, метода обучения.
Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.
- Статистический. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.
- Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению:
больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить
черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий. - Исторический – метод изучения истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.
- Математические методы исследования позволяют перейти к математическому моделированию физико- и экономико-географических явлений и процессов.
- Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.
- Метод географического районирования. Выделение физико-
географических (природных) и экономических районов — один из
методов исследования географической науки. - Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.
- Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.
- Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.
Современные методы географических исследований:
- Географический прогноз – предвидение будущего состояния геосистем и др. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние
деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы. - Геоинформатика. В наши дни уже существует мировое информационное пространтсво. Информатика позволяет применять экономическо-математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию геоинформационных систем (ГИС).
Космические методы исследования нашей планеты, ибо климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего.
- Структура учебника (объяснение учителя).
- Итоги урока.
- Задание на дом: подготовиться к уроку – диалогу по данной теме. Ответить на вопросы.
Приложение 1. География как наука
Приложение 2. Источники географической информации
Приложение 3. Тест на закрепление
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НАУКА
Тест
- Методом географической науки не является:
А) картографический
Б) полевой
В) дистанционный
Г) геологический
2. Закончите фразу:
Обработка аэро- и космических данных для определения изображенных на них объектов называется ____________
3.Термин «география» существует:
А) с III в.;
Б) с I в. до н. э.;
В) со II в.;
Г) с III в. до н.э.
4. Какое утверждение верно?
1) Специализация географической науки начинается в эпоху Великих географических открытий.
2) В географии находят применение методы физических, биологических, социологических, экономических и других исследований.
А) правильно первое утверждение
Б) правильно второе утверждение
В) верны оба утверждения
Г) оба утверждения ошибочны
5. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные – словом «Нет».
Социально-географическая география – наука о размещении общественного производства | |
Полевые исследования являются методом географической науки | |
Дистанционные исследования опираются на данные аэро- и космической съемки | |
Единственными источниками географической информации являются карты и географические описания | |
Главными ветвями географической науки являются физическая география, социально-экономическая география и картография |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 10-11 класс к учебнику В.П.Максаковского "Экономическая и социальная география мира", 1 час в неделю.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
Урок истории в 10 классе по теме «Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»
Урок истории в 10 классе...
Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» для 10 класса (социально-экономический профиль)
Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...
Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира» для 11 класса (социально-экономический профиль)
Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 11 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...
Открытый урок по теме "Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук"
Открытый урок по географии....
Конспект урока: "Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук"
Представление об экономической и социальной географии мира, определение ее задачи на современном этапе. Знакомство с основными уровнями изучения страноведческой региональной глобальной географии...