Открытый урок по теме "Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук"
методическая разработка по географии (10 класс) по теме
Открытый урок по географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_ekonomicheskaya_i_sotsialnaya.pptx | 190.91 КБ |
sotsialno-ekonomicheskaya_geografiya_mira.pptx | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебно-воспитательные задачи: 1. Дать учащимся представление об экономической и социальной географии мира, определить ее задачи на современном этапе. 2. Познакомить с основными уровнями изучения страноведческой региональной глобальной географии; структурой учебника, методами географических исследований. 3. Формирование умений выделять главное в содержании материала и составлять план-конспект, работать с учебником.
Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы. Тип урока: урок-лекция. Структура урока: План: 1. Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических наук. 2. Главное направление современного этапа экономической и социальной географии мира. 3. Методы географических исследований.
Ход урока: l. Изучение нового материала. 1.Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических наук. География – одна из древнейших наук на Земле. В наши дни география из науки преимущественно описательной и познавательной превратилась в науку конструктивного характера. Экономическая и социальная география сочетает в себе элементы географии, экономики и социологии, она широко использует не только географические , но и экономические и социологические методы исследования. Социология - наука об обществе, о поведении людей. Экономическое и социальное неразрывно связано между собой. Нельзя рассматривать хозяйство без людей – основной производственной силы, без человеческого фактора.
2. Главное направление современного этапа экономической и социальной географии мира. Основное направление современного этапа развития – это усиление социальной, политической, экологической направленности исследования. Главное направление – это рациональное использование и преобразование природной среды. Географы участвуют в решении многих таких вопросов: Угрожает ли миру перенаселение? Каковы земельные ресурсы нашей планеты и наилучшие пути их исследования? Насколько человечество обеспечено энергетическими и минеральными ресурсами и не грозит ли ему «ресурсный голод»? Как наилучшим образом использовать водные ресурсы и решать задачи обеспечение растущих потребностей в пресной воде? Как предохранять атмосферу и Мировой океан от загрязнения? Как лучше вести борьбу со стихийными силами природы? Длительное развитие географии привело к углублению ее внутренней Дифференциации и появлению ряда научных направлений: Ландшафтоведение, геоморфология, климатология, гидрология, океанография, океанология, география почв, растений и животных . В экономической географии: география населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и услуг. В экономической географии: география населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и услуг. Новое направление научных исследований – медицинская география, геоэкология и др.
3. Методы географических исследований. Традиционные методы: Картографический – ведущий метод в географии (разные виды карт, разные способы анализа карт). Функции карты: источник информации, средства обучения, метода обучения. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое. Статистический. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д. Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий. Исторический – метод изучения истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.
5.Математические методы исследования позволяют перейти к математическому моделированию физико- и экономико-географических явлений и процессов. 6.Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности , ВВП на душу населения и т.д. 7.Метод географического районирования. Выделение физико- географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки. 8.Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения. 9.Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро - и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества. 10.Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус .
Современные методы географических исследований: Географический прогноз – предвидение будущего состояния геосистем и др. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы. Геоинформатика . В наши дни уже существует мировое информационное пространтсво . Информатика позволяет применять экономическо-математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию геоинформационных систем (ГИС). Космические методы исследования нашей планеты, ибо климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего. ll . Структура учебника (объяснение учителя). lll . Итоги урока. lV. Задание на дом: подготовиться к уроку – диалогу по данной теме. Ответить на вопросы.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НАУКА Тест Методом географической науки не является: А) картографический Б) полевой В) дистанционный Г) геологический 2. Закончите фразу: Обработка аэро - и космических данных для определения изображенных на них объектов называется ____________ 3.Термин «география» существует: А) с III в.; Б) с I в. до н. э.; В) со II в.; Г) с III в. до н.э. 4. Какое утверждение верно? 1) Специализация географической науки начинается в эпоху Великих географических открытий. 2) В географии находят применение методы физических, биологических, социологических, экономических и других исследований. А) правильно первое утверждение Б) правильно второе утверждение В) верны оба утверждения Г) оба утверждения ошибочны
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социально-экономическая география мира - это общественная географическая наука. Изучает развитие и размещение населения и хозяйства мира в целом, в отдельных регионах и странах. Затрагивает вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества, проблем взаимодействия общества и природы. Позволяет лучше понять современный этап мирового развития. Предметом изучения являются процессы формирования, функционирования и развития территориальных социально-экономических систем, а также способы управления ими. В состав дисциплин, изучаемых социально-экономической географией, входят: социальная география; география населения; география сферы обслуживания; рекреационная география; экономическая география; география промышленности; география транспорта; география сельского хозяйства; география внешних экономических связей; геоэкология и др.
. Шесть материков, 194 государства. Из них 192 - это члены организации объединенных наций. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ необходима для решения проблемных вопросов развития и размещения населения и хозяйства мира в целом.
Население – совокупность людей, живущих на земном шаре в пределах конкретной территории, страны. Население – главная производительная сила и одновременно основной потребитель всей продукции и услуг, которая является чрезвычайно важным фактором развития всех стран мира и отдельных территорий. МИРОВОЕ НАСЕЛЕНИЕ
УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН МИРА
ГЕОГРАФИЯ МИРОВОЙ УРБАНИЗАЦИИ
МИГРАЦИИ МИРОВОГО НАСЕЛЕНИЯ
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ Глобализация – это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. ГЛОБАЛЬНЫЕ МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Мировое хозяйство. Это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Цель -укрепление мировой экономики посредством расширения, и либерализации международной торговли (регулирование тарифной политики, разработка принципов, правил, пошлин, стандартизации и сертификации продукции, лицензирование импорта, субсидирование экспорта, урегулирование спорных позиций и др.). Штаб-квартира - Женева. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО)
ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Экономическая и социальная география раскрывает картину состояния хозяйства и жизни населения в разных странах, помогает глубже познать современный этап их развития, конкретно представить себе мир. Большое значение на мировую торговлю оказывают торгово-экономические организации. В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 международных торгово-экономических организаций с широким, средним и узким составом участников.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Геоглобалистика - географическое разделение труда - неизбежный результат развития человеческого общества, связанный с ростом товарного производства и обмена. Необходимое условие географического разделения труда - разрыв между местом производства и местом потребления, иными словами, необходимо, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое. При этом должна соблюдаться территориальная структура мирового хозяйства – совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом
ВЕДУЩИЕ ЦЕНТРЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. В современном мире все большее значение имеет тесное сотрудничество между регионами и странами, общее экономическое, финансовое, торговое пространство . Интеграционные союзы мира» подробно раскрывает процессы, происходящие между различными странами в географическом пространстве.
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ МИРА Китай, Россия, США, Австралия- лидеры по добыче - Россия, Саудовская Аравия- лидеры по добыче Россия – лидер по добыче
РЕГИОНЫ-ЛИДЕРЫ ПО ПРОИЗВОДСТВУ С/Х ПРОДУКЦИИ В составе сельского хозяйства выделяют две крупные отрасли — растениеводство и животноводство. Соотношение между растениеводством и животноводством в той или иной стране обычно определяется ее местоположением. Г лавные импортеры(Китай, Япония, Россия, страны Аравийского полуострова и страны ЕС) и экспортеры(страны Южной и Северной Америки, Австралия ,ЕС, ЮАР).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 10 классе по теме «Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»
Урок истории в 10 классе...
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК. Структура современной географии. Методы географической науки. Источники географической информации....
Конспект урока географии в 6 классе по теме "Система географических координат"
Конспект урока географии в 6 классе по теме "Система географических координат"...
Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».
Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия»....
Открытый урок "Совершенствование передачи мяча двумя руками от груди с места"
Конспект урока по физкультуре Дата: 27.11.14Класс: 3Школа: Косинская ООШТема урока: Совершенствование передачи мяча двумя руками от груди с места, совершенствование броско...
Открытый урок. Русская культура Серебряного века. Конец 19 – начало 20 века – эпоха «всплеска» в науке и искусстве: литературе, музыке, живописи.
Разработка урока по литературе в 11 классе...
Конспект урока: "Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук"
Представление об экономической и социальной географии мира, определение ее задачи на современном этапе. Знакомство с основными уровнями изучения страноведческой региональной глобальной географии...