Открытый урок в 6 классе по теме "ОЗЁРА"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Клименко Наталья Викторовна

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Озера".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_6_klasse_po_teme_ozyora.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  ОЗЁРА

        Цели: 1. Сформировать представление о типах озёрных котловин, бессточных и

                            сточных озёрах.

                       2. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи внешнего вида

                            озёр от происхождения котловин.

                       3. Формировать умение работать с физической картой.  

         Оборудование: физическая карта полушарий, карточки с текстом задания для

                                           групп, карточки с изображением озёр, учебник, тетрадь, атлас.  

                                            Ход урока

1.Организационное начало урока

2.Изучение нового материала

    - Сегодня мы продолжим изучение вод суши, а вот какая будет тема вы догадаетесь

       сами.

                                            Посреди поля лежит зеркало,

                                            Стекло голубое, рама зелёная.

                                            Глядятся в него молодые рябинки,

                                            Цветные свои, примеряя косынки.

                                            Глядятся в него молодые берёзки,

                                            Свои перед ним поправляя причёски.

                                            И месяц и звёзды –

                                            В нём всё отражается…

                                            Как это зеркало называется?

   - Итак, темой сегодняшнего урока будут…(озёра)

   - Попробуйте сами записать термин, что такое озеро.

   - Давайте, сравним вашу запись с определением в учебнике.

   - Итак, озеро – это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление

      называется котловина.

      На доске вывешивается термин «котловина».

   - От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид озера, глубина.

      Сейчас мы будем работать в группах, каждая группа будет заниматься с одним видом

      котловин, по плану:

                       1) происхождение котловины;

                       2)внешний вид, глубина, крутизна склонов, очертания берегов (форма озера -

                          вид сверху);        

                       3)примеры озёр (работа с атласами).

      Все данные заносятся в таблицу:

     

Происхождение котло-

вины (название)

Рисунок в поперечном раз-

резе, вид сверху

         Примеры озёр

     Раздаю карточки с названиями котловин и предлагаю прочитать об этих типах котло-

     вин в учебнике: тектонические в прогибах; тектонические в разломах; запрудные озёра;

     вулканические озёра; провальные; старицы; ледниковые; метеоритные (о них сообще-

     ние готовится заранее, т.к. нет в учебнике).

     Время на обсуждение - 5 минут, после этого выбирается  один ученик от группы. По

     мере выступления заполняется таблица:

        Происхождение котло-

Ви  вины (название)

Рисунок в поперечном раз-

резе, вид сверху

            Примеры озёр

Тектонические в про-

гибах

Каспийское

Аральское

Онтарио

Мичиган

Тектоническое в разло-

мах

Байкал

Ньяса

Танганьика

Запрудные

Сарезкое

Вулканические

Кроноцкое

Курильское

Провальные (карсто-

вые)

Маленькие на географичес-

ких картах не изображают-

ся.

Старицы

Ледниковые

Ладожское

Онежское

Метеоритные

Каали

     - Какого происхождения озёра под номерами 1, 2? (тектонические)

     - У нас в стране два тектонических озера, которые называют морями. Обычно срок

        жизни озёр – десятки тысяч лет. Возраст этих озёр – миллионы лет. Одно из них –

        самое большое на Земле, другое – самое глубокое. Берега одного из них лежат ниже

        уровня моря, другое окружено горными хребтами, поднимающимися до 2тыс.м над

        его водной поверхностью. Хотя первое из них солёное, а второе пресное, в их водах

        обитают тюлени, а каждое из озёр отличается своеобразной флорой и фауной. Одно

        из них сточное, а другое бессточное. Назовите эти озёра.(Каспийское море и Байкал)

    - Какое из них сточное, а какое бессточное?

    - Почему вы затрудняетесь ответить?

    - Давайте откроем учебник  и найдем ответ на этот вопрос.

             Сточные озера – в которые реки втекают и вытекают.

             Бессточные озёра – в которые реки впадают, но не вытекают.

        Показываю карточки.

    - Назовите, на котором рисунке изображено сточное озеро?

    - А теперь 1 ряд – проанализирует озеро на карточке 1; 2 ряд – карточку 2; 3 ряд –

       карточку 3. Посмотрите на реки под цифрами 1 и 2.

    - Приведите примеры сточных и бессточных озёр по карте России и карте полушарий,

       при этом заполняя схему в тетради.

ОЗЁРА

 

 сточные

бессточные

                  Байкал,                                                Каспийское,

                  Ладожское,                                         Балхаш,

                  Онежское,                                           Чад,

                  Гурон.                                                  Эйр.

   - Говоря о Каспийском озере и озере Байкал мы сказали, что одно из них солёное, а

      другое пресное. Какую воду мы называем солёной, а какую пресной?

              ОЗЁРА

(по степени солёности)

пресные до1

 солоноватые

от 1 до 35

Солёные

Более 35

             

           

  - Откройте атласы, посмотрите в легенду карт. В чём различия в изображении пресных

     и солёных озёр? Приведите примеры.

  - Найдите закономерность, где встречаются солёные озёра? Какие они по типу стока?

  - А теперь мы послушаем сообщения о самых удивительных озёрах нашей Земли.

                                       Дополнительный материал 

             Озеро чернил

     Жителям алжирского города Сидибель-Аббес нет необходимости покупать в магазинах чернила. Рядом сними находится целое озеро чернил. Откуда же оно взялось? Образовали его две небольшие речушки. Одна из них насыщена солями железа, а другая протекает через торфяные болота и содержит в своей воде те же вещества, что и в соке чернильных орешков. При смешивании этих вод образуются чернила. В этом озере вы не увидите ни рыб, ни других живых существ. Вода его пригодна только для письма.

              Озеро – «кастрюля»

       Озеро Киву, которое расположено в Восточной Африке, иногда превращается в своего рода гигантскую «кастрюлю», где варится «уха». Озеро находится недалеко от вулкана Китуро. При извержениях вулкана лава стекает в озеро, отчего вода в нём закипает, а рыбы и водоросли, находящиеся в ней, варятся. Когда вулкан успокаивается, местные жители подплывают на лодках и вылавливают сварившуюся рыбу для употребления в пищу.

              Озеро с гигантскими пузырями

         На острове Ява есть интересное горячее озеро. Пары и газы, которые поднимаются с его поверхности, выдувают пузыри диаметром до 3м. Поднимаясь вверх, пузыри с шумом лопаются.

                Озеро смерти

           Самым «мёртвым» является не Мёртвое море, а «озеро смерти» в Сицилии. На его берегах отсутствует растительность, а всякое живое существо в воде озера настигает мгновенная смерть. Со дна озера бьют два  источника  сильно концентрированной кислоты. Она-то и отравляет воду.

                 Сладкое озеро

            Есть на Урале озеро с лакомым названием – Сладкое. Легенда рассказывает, что однажды на берегах озера остановился Пугачёв. Перед тем как двинутся в путь, он стал купать своего коня. Искупав, вывел на берег, похлопал любимца и, довольный,покрутил свой ус. На губах ощутил сладкий привкус. «Да ты у меня сладкий!»- воскликнул атаман. С тех пор озеро и стали называть сладким. Но не только легендой знаменито озеро. Все местные женщины стирают бельё только в Сладком озере. И знаете, как стирают? Без мыла. В озере отстирываются даже масляные  пятна…Специалистами установлено, что вода в озере щелочная. В ней содержится сода и хлористый натрий, т.е. соль. Как известно, сода сладковата на вкус, она-то и придаёт воде Сладкого озера особые качества.

                  Горящее озеро

             Рыбаки, ведущие промысел на озере Ильмень, обратили внимание на любопытное явление. В некоторых местах  вода «закипает», и на озёрной глади появляются загадочные                      

фонтанчики. Бросишь в такой фонтан спичку – она вспыхнет и горит ярким пламенем без копоти и запаха.

               В чём причина «горючести» озера? Виноваты бактерии, которые разлагают на дне остатки органических веществ, а продукты их жизнедеятельности – естественные газы – вырываются наружу. Эти газы и образуют горящие фонтанчики на Ильмень-озере.

3. Подведение итога урока провожу в виде игры «Ошибки Паганеля».

     - Теперь у вас достаточно знаний чтобы тягаться с самим профессором Паганелем, из

        кинофильма «Дети капитана Гранта». Как вы помните, профессор был очень рассеян

        и поэтому в его утверждениях встречаются неточности, а иногда даже и ошибки. Да-

        вайте мы с вами постараемся исправить неточности и убрать ошибки.

        1.Озеро – это замкнутый водоём, образовавшийся в углублении на суше называемом

            руслом.

        2.Самое большое озеро Байкал.

        3.К видам озёрных котловин относятся: тектонические, ледниковые, карстовые, ста-

            рицы, устье.

        4.Озёра-старицы образуются в вулканических кратерах.

        5.Карстовые озёра образуются при перегораживании обвалом русла рек.

        6.Одно из крупнейших ледниковых озёр – Каспийское.

        7.Озёр с тектоническими котловинами в нашей стране нет.

        8.Если из озера не вытекает ни одна река, то оно сточное.

        9.Бессточные озёра пресные.

        10.!Больше всего бессточных озёр в тропиках.

        11.Солёные озёра на карте обозначаются голубым цветом.

        12.!В солоноватых озёрах солёность от 1 до 35.

4.Задание на дом записано на доске разноцветными мелками.

     I. §31

     II. §31, Солёность озёр зависит от их стока. Почему озеро Чад (в Африке) является бес-

          сточным, но имеет пресную воду?

     III. §31, Что произойдет, если в Аральское море-озеро перестанут нести свои воды

           Амударья и Сырдарья?

    - Откройте дневники и запишите домашнее задание:

        Кто считает что ему достаточно только параграфа, записывает I вариант;

        Кому интересно поискать, а почему так происходит – II вариант;

        А у кого пытливый ум, большой запас знаний и принцип «Хочу всё знать!» - III вар.

5.Выставление оценок        

     

                                                         План

1.Происхождение котловины

2.Внешний вид, глубина, крутизна склонов, очертания берегов (форма озера

   - вид сверху)

3.Промеры озер (работа с атласами)

Происхождение коло-

вины (название)

Рисунок в поперечном

разрезе, вид сверху

       Примеры озёр

     Метеоритные

 

                                                         План

1.Происхождение котловины

2.Внешний вид, глубина, крутизна склонов, очертания берегов (форма озера

   - вид сверху)

3.Промеры озер (работа с атласами)

Происхождение коло-

вины (название)

Рисунок в поперечном

разрезе, вид сверху

       Примеры озёр

        Ледниковые

 

                                                         План

1.Происхождение котловины

2.Внешний вид, глубина, крутизна склонов, очертания берегов (форма озера

   - вид сверху)

3.Промеры озер (работа с атласами)

Происхождение коло-

вины (название)

Рисунок в поперечном

разрезе, вид сверху

       Примеры озёр

        Старицы

 

                                                         План

1.Происхождение котловины

2.Внешний вид, глубина, крутизна склонов, очертания берегов (форма озера

   - вид сверху)

3.Промеры озер (работа с атласами)

Происхождение коло-

вины (название)

Рисунок в поперечном

разрезе, вид сверху

       Примеры озёр

Провальные (карсто-

вые)

 

                                                         План

1.Происхождение котловины

2.Внешний вид, глубина, крутизна склонов, очертания берегов (форма озера

   - вид сверху)

3.Промеры озер (работа с атласами)

Происхождение коло-

вины (название)

Рисунок в поперечном

разрезе, вид сверху

       Примеры озёр

     Вулканические

 

                                                         План

1.Происхождение котловины

2.Внешний вид, глубина, крутизна склонов, очертания берегов (форма озера

   - вид сверху)

3.Промеры озер (работа с атласами)

Происхождение коло-

вины (название)

Рисунок в поперечном

разрезе, вид сверху

       Примеры озёр

       Запрудные

                                                           План

1.Происхождение котловины

2.Внешний вид, глубина, крутизна склонов, очертания берегов (форма озера

   - вид сверху)

3.Промеры озер (работа с атласами)

Происхождение коло-

вины (название)

Рисунок в поперечном

разрезе, вид сверху

       Примеры озёр

Тектонические в

разломах

 

                                                         План

1.Происхождение котловины

2.Внешний вид, глубина, крутизна склонов, очертания берегов (форма озера

   - вид сверху)

3.Промеры озер (работа с атласами)

Происхождение коло-

вины (название)

Рисунок в поперечном

разрезе, вид сверху

       Примеры озёр

Тектонические в

прогибах

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....