Открытый урок в 6 классе по теме "ОЗЁРА"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
План-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Озера".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_6_klasse_po_teme_ozyora.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: ОЗЁРА
Цели: 1. Сформировать представление о типах озёрных котловин, бессточных и
сточных озёрах.
2. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи внешнего вида
озёр от происхождения котловин.
3. Формировать умение работать с физической картой.
Оборудование: физическая карта полушарий, карточки с текстом задания для
групп, карточки с изображением озёр, учебник, тетрадь, атлас.
Ход урока
1.Организационное начало урока
2.Изучение нового материала
- Сегодня мы продолжим изучение вод суши, а вот какая будет тема вы догадаетесь
сами.
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды –
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется?
- Итак, темой сегодняшнего урока будут…(озёра)
- Попробуйте сами записать термин, что такое озеро.
- Давайте, сравним вашу запись с определением в учебнике.
- Итак, озеро – это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление
называется котловина.
На доске вывешивается термин «котловина».
- От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид озера, глубина.
Сейчас мы будем работать в группах, каждая группа будет заниматься с одним видом
котловин, по плану:
1) происхождение котловины;
2)внешний вид, глубина, крутизна склонов, очертания берегов (форма озера -
вид сверху);
3)примеры озёр (работа с атласами).
Все данные заносятся в таблицу:
Происхождение котло- вины (название) | Рисунок в поперечном раз- резе, вид сверху | Примеры озёр |
Раздаю карточки с названиями котловин и предлагаю прочитать об этих типах котло-
вин в учебнике: тектонические в прогибах; тектонические в разломах; запрудные озёра;
вулканические озёра; провальные; старицы; ледниковые; метеоритные (о них сообще-
ние готовится заранее, т.к. нет в учебнике).
Время на обсуждение - 5 минут, после этого выбирается один ученик от группы. По
мере выступления заполняется таблица:
Происхождение котло- Ви вины (название) | Рисунок в поперечном раз- резе, вид сверху | Примеры озёр |
Тектонические в про- гибах | Каспийское Аральское Онтарио Мичиган | |
Тектоническое в разло- мах | Байкал Ньяса Танганьика | |
Запрудные | Сарезкое | |
Вулканические | Кроноцкое Курильское | |
Провальные (карсто- вые) | Маленькие на географичес- ких картах не изображают- ся. | |
Старицы | ||
Ледниковые | Ладожское Онежское | |
Метеоритные | Каали |
- Какого происхождения озёра под номерами 1, 2? (тектонические)
- У нас в стране два тектонических озера, которые называют морями. Обычно срок
жизни озёр – десятки тысяч лет. Возраст этих озёр – миллионы лет. Одно из них –
самое большое на Земле, другое – самое глубокое. Берега одного из них лежат ниже
уровня моря, другое окружено горными хребтами, поднимающимися до 2тыс.м над
его водной поверхностью. Хотя первое из них солёное, а второе пресное, в их водах
обитают тюлени, а каждое из озёр отличается своеобразной флорой и фауной. Одно
из них сточное, а другое бессточное. Назовите эти озёра.(Каспийское море и Байкал)
- Какое из них сточное, а какое бессточное?
- Почему вы затрудняетесь ответить?
- Давайте откроем учебник и найдем ответ на этот вопрос.
Сточные озера – в которые реки втекают и вытекают.
Бессточные озёра – в которые реки впадают, но не вытекают.
Показываю карточки.
- Назовите, на котором рисунке изображено сточное озеро?
- А теперь 1 ряд – проанализирует озеро на карточке 1; 2 ряд – карточку 2; 3 ряд –
карточку 3. Посмотрите на реки под цифрами 1 и 2.
- Приведите примеры сточных и бессточных озёр по карте России и карте полушарий,
при этом заполняя схему в тетради.
ОЗЁРА |
сточные | бессточные |
Байкал, Каспийское,
Ладожское, Балхаш,
Онежское, Чад,
Гурон. Эйр.
- Говоря о Каспийском озере и озере Байкал мы сказали, что одно из них солёное, а
другое пресное. Какую воду мы называем солёной, а какую пресной?
ОЗЁРА (по степени солёности) |
пресные до1‰ | солоноватые от 1‰ до 35‰ | Солёные Более 35‰ |
- Откройте атласы, посмотрите в легенду карт. В чём различия в изображении пресных
и солёных озёр? Приведите примеры.
- Найдите закономерность, где встречаются солёные озёра? Какие они по типу стока?
- А теперь мы послушаем сообщения о самых удивительных озёрах нашей Земли.
Дополнительный материал
Озеро чернил
Жителям алжирского города Сидибель-Аббес нет необходимости покупать в магазинах чернила. Рядом сними находится целое озеро чернил. Откуда же оно взялось? Образовали его две небольшие речушки. Одна из них насыщена солями железа, а другая протекает через торфяные болота и содержит в своей воде те же вещества, что и в соке чернильных орешков. При смешивании этих вод образуются чернила. В этом озере вы не увидите ни рыб, ни других живых существ. Вода его пригодна только для письма.
Озеро – «кастрюля»
Озеро Киву, которое расположено в Восточной Африке, иногда превращается в своего рода гигантскую «кастрюлю», где варится «уха». Озеро находится недалеко от вулкана Китуро. При извержениях вулкана лава стекает в озеро, отчего вода в нём закипает, а рыбы и водоросли, находящиеся в ней, варятся. Когда вулкан успокаивается, местные жители подплывают на лодках и вылавливают сварившуюся рыбу для употребления в пищу.
Озеро с гигантскими пузырями
На острове Ява есть интересное горячее озеро. Пары и газы, которые поднимаются с его поверхности, выдувают пузыри диаметром до 3м. Поднимаясь вверх, пузыри с шумом лопаются.
Озеро смерти
Самым «мёртвым» является не Мёртвое море, а «озеро смерти» в Сицилии. На его берегах отсутствует растительность, а всякое живое существо в воде озера настигает мгновенная смерть. Со дна озера бьют два источника сильно концентрированной кислоты. Она-то и отравляет воду.
Сладкое озеро
Есть на Урале озеро с лакомым названием – Сладкое. Легенда рассказывает, что однажды на берегах озера остановился Пугачёв. Перед тем как двинутся в путь, он стал купать своего коня. Искупав, вывел на берег, похлопал любимца и, довольный,покрутил свой ус. На губах ощутил сладкий привкус. «Да ты у меня сладкий!»- воскликнул атаман. С тех пор озеро и стали называть сладким. Но не только легендой знаменито озеро. Все местные женщины стирают бельё только в Сладком озере. И знаете, как стирают? Без мыла. В озере отстирываются даже масляные пятна…Специалистами установлено, что вода в озере щелочная. В ней содержится сода и хлористый натрий, т.е. соль. Как известно, сода сладковата на вкус, она-то и придаёт воде Сладкого озера особые качества.
Горящее озеро
Рыбаки, ведущие промысел на озере Ильмень, обратили внимание на любопытное явление. В некоторых местах вода «закипает», и на озёрной глади появляются загадочные
фонтанчики. Бросишь в такой фонтан спичку – она вспыхнет и горит ярким пламенем без копоти и запаха.
В чём причина «горючести» озера? Виноваты бактерии, которые разлагают на дне остатки органических веществ, а продукты их жизнедеятельности – естественные газы – вырываются наружу. Эти газы и образуют горящие фонтанчики на Ильмень-озере.
3. Подведение итога урока провожу в виде игры «Ошибки Паганеля».
- Теперь у вас достаточно знаний чтобы тягаться с самим профессором Паганелем, из
кинофильма «Дети капитана Гранта». Как вы помните, профессор был очень рассеян
и поэтому в его утверждениях встречаются неточности, а иногда даже и ошибки. Да-
вайте мы с вами постараемся исправить неточности и убрать ошибки.
1.Озеро – это замкнутый водоём, образовавшийся в углублении на суше называемом
руслом.
2.Самое большое озеро Байкал.
3.К видам озёрных котловин относятся: тектонические, ледниковые, карстовые, ста-
рицы, устье.
4.Озёра-старицы образуются в вулканических кратерах.
5.Карстовые озёра образуются при перегораживании обвалом русла рек.
6.Одно из крупнейших ледниковых озёр – Каспийское.
7.Озёр с тектоническими котловинами в нашей стране нет.
8.Если из озера не вытекает ни одна река, то оно сточное.
9.Бессточные озёра пресные.
10.!Больше всего бессточных озёр в тропиках.
11.Солёные озёра на карте обозначаются голубым цветом.
12.!В солоноватых озёрах солёность от 1 до 35‰.
4.Задание на дом записано на доске разноцветными мелками.
I. §31
II. §31, Солёность озёр зависит от их стока. Почему озеро Чад (в Африке) является бес-
сточным, но имеет пресную воду?
III. §31, Что произойдет, если в Аральское море-озеро перестанут нести свои воды
Амударья и Сырдарья?
- Откройте дневники и запишите домашнее задание:
Кто считает что ему достаточно только параграфа, записывает I вариант;
Кому интересно поискать, а почему так происходит – II вариант;
А у кого пытливый ум, большой запас знаний и принцип «Хочу всё знать!» - III вар.
5.Выставление оценок
План
1.Происхождение котловины
2.Внешний вид, глубина, крутизна склонов, очертания берегов (форма озера
- вид сверху)
3.Промеры озер (работа с атласами)
Происхождение коло- вины (название) | Рисунок в поперечном разрезе, вид сверху | Примеры озёр |
Метеоритные |
План
1.Происхождение котловины
2.Внешний вид, глубина, крутизна склонов, очертания берегов (форма озера
- вид сверху)
3.Промеры озер (работа с атласами)
Происхождение коло- вины (название) | Рисунок в поперечном разрезе, вид сверху | Примеры озёр |
Ледниковые |
План
1.Происхождение котловины
2.Внешний вид, глубина, крутизна склонов, очертания берегов (форма озера
- вид сверху)
3.Промеры озер (работа с атласами)
Происхождение коло- вины (название) | Рисунок в поперечном разрезе, вид сверху | Примеры озёр |
Старицы |
План
1.Происхождение котловины
2.Внешний вид, глубина, крутизна склонов, очертания берегов (форма озера
- вид сверху)
3.Промеры озер (работа с атласами)
Происхождение коло- вины (название) | Рисунок в поперечном разрезе, вид сверху | Примеры озёр |
Провальные (карсто- вые) |
План
1.Происхождение котловины
2.Внешний вид, глубина, крутизна склонов, очертания берегов (форма озера
- вид сверху)
3.Промеры озер (работа с атласами)
Происхождение коло- вины (название) | Рисунок в поперечном разрезе, вид сверху | Примеры озёр |
Вулканические |
План
1.Происхождение котловины
2.Внешний вид, глубина, крутизна склонов, очертания берегов (форма озера
- вид сверху)
3.Промеры озер (работа с атласами)
Происхождение коло- вины (название) | Рисунок в поперечном разрезе, вид сверху | Примеры озёр |
Запрудные |
План
1.Происхождение котловины
2.Внешний вид, глубина, крутизна склонов, очертания берегов (форма озера
- вид сверху)
3.Промеры озер (работа с атласами)
Происхождение коло- вины (название) | Рисунок в поперечном разрезе, вид сверху | Примеры озёр |
Тектонические в разломах |
План
1.Происхождение котловины
2.Внешний вид, глубина, крутизна склонов, очертания берегов (форма озера
- вид сверху)
3.Промеры озер (работа с атласами)
Происхождение коло- вины (название) | Рисунок в поперечном разрезе, вид сверху | Примеры озёр |
Тектонические в прогибах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”
Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС
Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...
Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»
Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....