Здоровьесберегающие технологии на уроках географии.
статья по географии на тему
Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие у него болезней и физических дефектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Морозова Галина Александровна, учитель географии МБОУ Крюковская СОШ Чеховского муниципального района Московской области
Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие у него болезней и физических дефектов.
(Устав Всемирной организации здравоохранения)
Здоровье, естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют важное значение в поддержании состояния здоровья, но также и в возникновении и развитии болезни. Здоровье общества в целом, здоровье каждого человека в отдельности, сохранение и укрепление здоровья детей должно стать самой насущной национальной идеей нашего государства, если оно понимает, что именно от этого зависит экономическое и социальное здоровье страны, которая собирается стремиться к полному своему благополучию.
Но, к сожалению, здоровье школьников (как собственно и педагогов) в последние годы оставляет желать лучшего. В школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения. Ученые утверждают, что на здоровье ученика воздействуют следующие факторы:
В связи с этим на сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника. Таким образом, актуальным представляется сегодня формирование здоровьесберегающей среды обучения.
Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для любого учителя, и учителя географии в том числе. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.
Среди главных компонентов сохранения здоровья школьников мною, как учителем уже много лет работающем в школе, используется следующее:
- Создание комфортных, отвечающих гигиеническим и санитарным нормам условий для проведения уроков и внеклассных мероприятий, ежедневная уборка помещения и кабинета, соблюдение режима проветривания.
- Правильная, соответствующая нормам организация урока.
- Продуманное сочетание видов учебной деятельности, обеспечивающее комфортный для здоровья режим и темп работы, без переутомления.
- Физкультминутки и паузы для отдыха глаз.
- Пальчиковая гимнастика (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи),
- Дыхательная гимнастика (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей)
- Забота об осанке школьников при посадке, возможности смены позы.
- Чередование способов и методов преподавания.
- Мотивация учащихся к сохранению и укреплению своего здоровья.
- Применение нетрадиционных учебных ситуаций и игр.
- Игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у школьников в 5-7 классе, через которую учащийся познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать).
- Оптимальный темп ведения урока для каждого отдельно взятого класса.
- Подача материала наиболее доступным рациональным способом (предполагает воздействие на все каналы).
- Нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе при проведении определенных видов уроков.
- Чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей.
- Учет времени при проведении проверочных и практических работ (нужно помнить о том, что разным по темпераменту детям нужно разное количество времени на выполнение одного и того же задания).
- Разумное использование ТСО и компьютерных технологий (при строгом соблюдении технических, временных и санитарных норм!).
- Музыкальное сопровождение, слайды природы как элементы релаксации в итоговых элементах уроков.
- Предусматривание возможности разных оздоровительных моментов на уроке.
- Психологически комфортная рабочая обстановка на уроке, создание ситуации поддержки и успеха.
- Эмоциональные элементы внутри урока, позволяющие ученикам чувствовать доброжелательное к ним отношение, взаимодействие без принуждения.
- Система классных часов и отдельных уроков народной мудрости и высказываний о здоровье, мини-уроков-проектов, рассказывающих о заботе о здоровье, здоровом питании и здоровом образе жизни в разных странах мира, у народов нашей страны.
Примеры стихотворений о здоровье (которые дети легко и эмоционально воспринимают)
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться –
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты -
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
Хорошо здоровым быть,
Надо сока больше пить!
Гамбургер забросить в урну,
А купаться в речке бурной.
Закаляться, обливаться,
Физкультурой заниматься.
И болезней не боясь,
В теплом дому не таясь,
По Земле гулять свободно
Красоте дивясь природной!
Вот тогда прекрасно жить
ЗдОрово здоровым быть!
23.Проведение отдельных уроков (по сезонам годам, играм на свежем отдыхе…) с выходом на природу.
24.Пропаганда закаливания, занятий физкультурой и спортом. Рассказы о том, как заботятся о своем здоровье выдающиеся спортсмены в различных странах.
25. Работа с родителями с пропагандой правильной организации выполнения домашних заданий (без переутомления, без напряжения глаз) по географии в целом и при работе с картой, атласом, контурными картами в особенности.
26.Беседы и встречи с медицинским работником школы с целью выяснения состояния здоровья школьников в конкретных классах и возможной помощи в их здоровом обучении.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Очень большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». В процессе обучения дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограниченной свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых. Один из самых разрушающих факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. По данным исследований психологов уровень тревожности и негативных эмоций значительно превышает норму, то есть, почти 60% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели психологического здоровья учащихся.
На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности. Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей эмоционально благополучной среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения, и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка. В данном направлении особое значение имеет умение учителя на уроке географии, который непрост для очень многих, преодолеть страх у детей перед неудачами, расположить к себе, создать атмосферу взаимопонимания и настроя на долгую кропотливую, но интересную работу по изучению предмета.
Здоровьесбережение реализуется также через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока. Интересны и эффективны методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению предмета, и также принцип двигательной активности на уроке.
В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, может измениться микроклимат на уроке. Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения.
На уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Чтобы не перегрузить ученика дополнительный материал подбирается с учетом увлечений ученика. Двигательная активность учеников на уроке (он может работать за партой, у доски, у компьютера, за столом с карточками, с магнитной доской и т.д.) способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.
Необходимость педагогически грамотно думать и заботиться о состоянии здоровья школьников, обусловлена тем, что здоровье формируется в детстве. Здоровье, сформированное в период роста и развития организма детей и подростков, в значительной степени определяет состояние и продолжительность жизни взрослого человека. В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все – и сами дети, и родители, и учителя, и врачи, и, безусловно, всем вместе нужно приложить максимум усилий для его сохранения и укрепления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии
Здоровьесберегающиеобразовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся...
здоровьесберегающие технологии на уроках географии
Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны. Большое место в работе школ на современно...
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии
Учителя естественных наук на своих уроках имеют больше возможностей способсивовать сохранению и укреплению здоровья детей и формировать мотивацию на здоровый образ жизни. В работе даны возрастные и пс...
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии.
Здоровье - главное что есть у человека! Сохранить его - задача современной школы!...
Выступление "Здоровьесберегающие технологии на уроках географии"
Учитель географии МАОУ "СОШ №1 с УИОП" г. Губкина Ветрова А.В. делится своими наработками в ходе реализации программы по здоровьесбережению на уроках....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
В данной статье представлен материал о здоровьесберегающих технологиях на уроках географии...
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии.
Здоровье детей – это наша общая проблема. И решение этой проблемы во многом зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в ш...