ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
статья по географии по теме

Обдирщикова Наталья Михайловна

В данной статье представлен материал о здоровьесберегающих технологиях на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Чернослободская основная общеобразовательная школа

         

 Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны. Большое место в работе школ на современном стали в последнее время занимать здоровье сберегающие технологии.

           Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

            Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

           Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся.

           В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся.

           Хочу поделиться своими наработками организации уроков с использованием здоровье сберегающих технологий. Я считаю наиболее приемлемым применять на уроках географии интерактивные, в том числе и игровые технологии. При этом использую метод работы в группах. Состав групп постоянно меняется, что дает возможность каждому обучающемуся побывать в роли лидера и повысить свою самооценку.

            При изучении курсов физической географии, то есть для обучающихся 6, 7 и 8 классов особенно эффективны игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с классно – урочной системой.

           Подростков 12 – 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки – экспедиции, уроки – путешествия. Например, в 6 классе «Путешествие капельки» (по теме Гидросфера»), «Полет на воздушном шаре» (по теме Атмосфера), «Восхождение на вулкан» (по теме Литосфера). Курс «География материков и океанов» предоставляет огромные возможности для применения игровых технологий. Вместе с семиклассниками мы путешествуем по океанам и материкам во время обобщения изученного материала: «Тайна четырех океанов» (обобщение по теме Мировой океан), «По следам Дэвида Ливингстона» (Африка), «В царстве бурого медведя» (Евразия), «Вверх по

течению Амазонки» (Южная Америка) и так далее.

            Организацию ролевых игр можно показать на примере урока – экспедиции «Вверх по течению Амазонки». (добавить)

           В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как мозговой штурм и групповая дискуссия.

  1. Технология мозгового штурма.

Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. Правила проведения «мозгового штурма».

  1. все высказываются и все слушают;
  2. все имеют равные права;
  3. называя идеи, нельзя повторяться;
  4. чем больше список идей, тем лучше;
  5. разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы;
  6. идеи не оцениваются и не критикуются.

           Применяю при изучении тем: «Глобальные проблемы человечества», «Альтернативные источники энергии», «Топливно – энергетический комплекс России» и других.

  1. Технология групповой дискуссии.

Групповая дискуссия- специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Техника дискуссии:

  1. Постановка проблемы.
  2.   Деление участников на группы.
  3.   Выбор представителя от каждой группы, который будет отстаивать точку    зрения группы.
  4.   Обсуждение проблемы группой в течение данного ведущим времени, либо индивидуального в зависимости от формы дискуссии.
  5.  Решение проблемы.

            Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, дают возможность для развития личности ребенка и в конечном счете снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.

           Естественно, что на каждом уроке невозможно применять интерактивные, игровые технологии. Больше улыбайтесь на уроках – так вы сохраните здоровье и себе, и своим ученикам

• дыхательные упражнения (если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд;
• упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица (1 – надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы;

  1. поочередно надувать то одну, то другую щеку, то обе вместе).

Как пробудить творческие силы? Это можно сделать только при наличии положительного эмоционального отношения к учебной деятельности. При объявлении домашнего задания можно сказать: «Выучить параграф. Буду спрашивать про экваториальные леса». А можно объявить, что на следующем уроке предстоит встреча с пигмеями- жителями лесов и необходимо привести в порядок свои мысли и впечатления. Обучая школьников составлению описания различных территорий, важно учить понимать мир как единое целое. «Географ должен воспринимать ландшафт всеми пятью чувствами. В лесу он видит деревья, растущие в несколько ярусов, слышит движение муравьев,  чувствует запах цветущих растений и ощущает влагу в воздухе. При этом следует отметить, что чем шире поле использования художественных образов, тем более продуктивно работает головной мозг. Это могут быть:

1.   Эпиграфы к уроку

« Россия - огромная равнина, по которой носится лихой человек». А.П.Чехов как эпиграф к теме «Рельеф России» 8кл

Краткая аннотация - система образной карты при изучении районов России. Сахалин и Курилы.

МОУ Чернослободская основная общеобразовательная школа

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.

Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди - огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река -это образ жизни, и наша общая задача - научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего -семья, родители, затем - школа, учителя. А из учителей в первую очередь тот, кто болыпе всего общается с детьми, причем не формально, но близко на протяжении многих лет, проходя с ними по непростому пути школьного бытия со всеми его радостями и тревогами. Речь идет, конечно же, о классном руководителе.

Любой ли классный руководитель способен заинтересовать своих подопечных в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью? Да, любой, если эта роль не будет противоречить его собственным установкам и потребностям. Формальное, по обязанности, выполнение этой функции не просто бесполезно - оно может принести вред, особенно если навязываемые педагогом истины не совпадают с его внутренними убеждениями, если дети увидят фальш и неискренность. Недоверие к такому учителю неизбежно будет распространяться на все правильное и нужное, что он будет стараться передать детям.

Семья. Любовь. Взросление

Вопросы семьи, любви, взросления, переплетаясь между собой, тесно связаны с проблемами формирования здорового образа жизни. Именно взрослея, человек постигает особенности своего организма, особенности отношений с другими людьми и межполового общения. На умении общаться друг с другом держится любой коллектив, в том числе и семья. В семье ребенок получает первые уроки любви к близким.

Потом этот навык будет перенесён на избранного спутника жизни и собственных детей.

В семье дети получают первые навыки здорового образа жизни. Но лишь здоровая не только в физическом, но и в социально-нравственном смысле семья сможет вырастить и воспитать здорового во всех отношениях человека.

Беседы с детьми о семье. Я начнаю разговор с легенды: «Из глубины веков к нам пришла прекрасная легенда, в которой говорится, что первые древние люди не разделялись на мужчин и женщин, а обладали всеми качествами   одновременно. И были они умны, трудолюбивы и физически совершенны. За это боги рассердились на них, испугались, что перестанут им поклонятъся такие могучие люди. И разделили боги людей пополам - на мужскую и женскую половины. А потом разбросали эти половинки по всему миру. С тех пор каждый человек ищет свою половину. И счастлив бывает, если находит именно ее».

Дети быстро догадываются, что соединение двух половинок символизирует создание семьи. Становится понятным, что только «правильные» половинки создадут хорошую (функциональную, крепкую) семью.

Для дискуссий и мини-сочинений можно предложить следующие вопросы:

.     что такое семья и нужна ли она человеку?

•            Что означают выражения: «мои корни», «кровные узы», «родовое дерево»?

•            Кто такие «Иваны, не помнящие родства»?

•      Как понять строки: «Родительский дом - начало начал»?


Упражнение-игра    «Строим    семью».  

  Необходимы   наборы   карточек   с
надписями: взаимная любовь, нетерпимость к недостаткам других, поддержка в трудную минуту, забота о близких, взаимоуважение, равнодушие друг к другу, нежелание     разделить     с     близкими     их     трудности,     гостеприимство, отгороженность от окружающих, безответственное поведение, ответственность за близких, дружеские контакты, умение понимать и прощать.

Новая семья возникает не сразу. Процесс ее создания можно сравнить со строительством дома. Чтобы он был надежным, необходимо заложить в основание крепкий фундамент. Стены не станут преградой от внешних воздействий, если они будут тонки и слабы. Венчает дом крыша, которая и защищает, и согревает, и объединяет всех живущих в доме (выражение «собрать под одной крышей»). Окна и двери - способ взаимодействия с окружающим миром. Своими окнами дом «смотрит» в мир, а снаружи через окно можно увидеть, что делается в доме.

Класс разбивается на три-четыре команды. Каждая команда получает полный набор карточек. Дается задание: представьте образ семьи в виде домика, нарисуйте его контуры, выберите и распределите карточки по вашему усмотрению, что пойдет в фундамент дома, стены, крышу, окна, двери. После этого каждая команда представляет свой проект дома-семьи и объясняет, почему именно эти карточки были выбраны. Когда все «домики» будут построены, предложите убрать одну или несколько карточек из постройки. Что останется от «домика-семьи»? Предложите детям построить антипод «дома-семьи» из оставшихся карточек. Попросите учеников самих сделать выводы из этой работы.

Упражнение-игра для учащихся 5 — 6 классов.

 Необходимы два больших листа бумаги. На одном написать заголовок - МАМА, на другом - ПАПА. Все ученики по очереди вписывают на соответствующем листе те черты характера и особенности, которыми, по их мнению, должны обладать мама и папа. Каждый выражает собственное мнение, не подписываясь, с условием - не повторять уже написанное. По окончании работы нужно обязательно прочитать вслух (это делает учитель или ученик) полученный результат. Учителю следует обратить внимание детей на характеристики, подчеркивающие мужественность отца и женственность матери, на их взаимодополнение в семье.

В этом упражнении учащиеся инстинктивно пишут то, чего они ждут от своих родителей. Взрослые не всегда об этом знают.

Хорошо провести подобную работу на родительском собрании. А затем вместе с родителями сравнить представления взрослых и детей.

Упражнение-игра «Этапы взросления».

 Для проведения игры I-необходимы три конверта (три коробки) с надписями: Детство, Юность, Зрелость. Учащимся раздаются карточки с утверждениями: я делаю то, что хочу; мои жизненные потребности обеспечиваются другими людьми; я делаю то, что нужно и полезно мне; я многое понимаю, но мне не хватает опыта; я сознаю свою ответственность за других; я делаю то, что полезно для меня и для других; я несу ответственность за все, что я делаю; я в состоянии нести ответственность за поступки других; я желаю добра другому человеку и могу отличить настоящее от показного; ради чувства собственной безопасности я нуждаюсь в присутствии другого человека; я могу понять чувства другого человека и вникнуть в его ситуацию.

Каждое утверждение зачитывается вслух и принимается решение, в какой конверт (коробку) его положить.

Любой выбор, любой труд классного руководителя, который будет способствовать улучшению здоровья детей, бесценен. Это необычайно благодарная роль.

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто» ( Сократ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии

Здоровьесберегающиеобразовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся...

здоровьесберегающие технологии на уроках географии

Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны. Большое место в работе школ на современно...

Здоровьесберегающие технологии на уроках географии

Учителя естественных наук на своих уроках имеют больше возможностей способсивовать сохранению и укреплению здоровья детей и формировать мотивацию на здоровый образ жизни. В работе даны возрастные и пс...

Здоровьесберегающие технологии на уроках географии.

Здоровье - главное что есть у человека! Сохранить его - задача современной школы!...

Выступление "Здоровьесберегающие технологии на уроках географии"

Учитель географии МАОУ "СОШ №1 с УИОП" г. Губкина Ветрова А.В. делится своими наработками в ходе реализации программы по здоровьесбережению на уроках....

Здоровьесберегающие технологии на уроках географии.

Здоровье детей – это наша общая проблема. И решение этой проблемы во многом зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в ш...