Здоровьесберегающие технологии на уроках географии
план-конспект (география) на тему
Учителя естественных наук на своих уроках имеют больше возможностей способсивовать сохранению и укреплению здоровья детей и формировать мотивацию на здоровый образ жизни. В работе даны возрастные и психологические особенности ребёнка. Приводятся приёмы снятия эмоционального напряжения, новые методики и технологии для активизации двигательного режима. Даны примеры физминуток и физпауз, релаксационных упражнений, рекомендации по дозировке домашнего задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_geografii.docx | 24.53 КБ |
prilozhenie_1.docx | 30 КБ |
prilozhenie_2.docx | 15.19 КБ |
prilozhenie_3.docx | 12.5 КБ |
prilozhenie_4.docx | 15.31 КБ |
prilozhenie_5.docx | 41.62 КБ |
prilozhenie_6.docx | 13.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Основная общеобразовательная школа ст. Сырт Переволоцкого района»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Колубаева Н. А. учитель географии
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее – физическое состояние или обучение”. Еще А.Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля”. Такая озабоченность вполне понятна. Статистические данные дают для этого немало поводов. За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам хронической патологии. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны специалистов-педагогов. По оценкам различных отечественных и зарубежных специалистов, у современных младших школьников в последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей, отмечается замедление развития по сравнению с данными 10-20-летней давности. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Отвечая на этот вопрос, в последние 2-3 года были разработаны “здоровьесберегающие технологии”, цель которых – достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”. Итак, целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья, отсюда вытекают следующие задачи: воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни; внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой; реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель и каждая школа, стремящаяся дать ученику старт счастливой жизни.
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик–учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости , как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.
Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания , как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма.
Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем.
Обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения предполагает:
- учёт продуктивности урока, период снижения продуктивности с признаками утомления; (Приложение 1)
– учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности на уроках, их продуктивность); (Приложение 2 )
– наличие эмоциональных разрядок на уроках; (Приложение 3 )
– включение в учебный процесс новых методик и технологий для активизации двигательного режима ; (Приложение 4 )
– использование физкультурных пауз на уроках; ( Приложение 5 )
-использование релаксационных упражнений; (Приложение 6 )
- дозировка домашнего задания . (Приложение 7 )
Педагогической идеей моей работы является изучение условий повышения мотивации учащихся в получении знаний по предмету через реализацию здоровьесберегающих технологий, создание комфортной обстановки обучения, использование индивидуальных особенностей каждого учащегося, предупреждение чрезмерного умственного напряжения.
В систему работы входят сочетание традиционных и инновационных образовательных технологий, которые помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности , интересов и склонностей, формируют устойчивые познавательные интересы. Используя технологию проектов в практике преподавания географии уже несколько лет, я нахожу в ней много положительного. Во-первых, существует много типов проектов (информационный , исследовательский, творческий и т.д.). Это позволяет на разных этапах обучения подобрать для учащихся наиболее приемлемый вид деятельности. Начать можно с наиболее простого информационного проекта. В старших классах можно перейти к более сложным практико-ориентированным, творческим проектам. Во - вторых, работа над проектом, как правило ,интересна как сильным так и слабым учащимся. Даже самый простой проект требует от учащегося дополнительной работы с разными источниками информации (книга, газета, Интернет, рассказ родителей и т.д.) . Возможность представления собранного материала в разной форме(буклет, листовка, газета, компьютерная презентация)позволяет каждому ученику показать свои творческие способности. В-третьих, проект – продукт межпредметной связи, поэтому он способствует всестороннему развитию ребёнка, а это - главная задача школы .
Сегодня очень актуально использование ИКТ в учебном процессе . Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Очень часто уроки из электронных учебников не соответствуют специфике класса по уровню обученности, психофизических особенностей. Тогда я создаю и использую свои уроки с ИКТ. Наиболее часто в своей работе я использую демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point и Movie Maker. Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний. Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point : 1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме; 2) уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов; 3) уроки - наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно. Внедрения в свою образовательную практику информационно-коммуникационных технологий способствует совершенствованию межкультурной компетенций учащихся, формированию культуры общения в электронной среде, повышению информационной культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере: поиск, обработка, передача, систематизация информации и презентация результатов научно-исследовательской деятельности учащимися.
Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создает максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя. Стратегия интеграции обучения дает возможность учителю создать условия обучающимся не только для усвоения конкретных знаний и выработки умений, но и овладения способами их применения в различных ситуациях. Применение здоровьесберегающих технологий снижает утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также коррекции психоэмоционального состояния учащихся на уроке.
Все это, на мой взгляд, способствует повышению мотивации, творческой активности и вместе с этим укреплению здоровья учащихся.
В своей работе я опираюсь на положения из работ И.А. Зимней, которая называет мотивацию «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание.
Главной целью своей работы я вижу обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучении географии путем создания комфортной образовательной среды.
Достижению цели служит решение следующих задач:
· создание условий для успешной деятельности обучающихся;
· содействие воспитанию здоровой личности;
· развитие познавательного интереса через использование краеведческого материала;
· организация деятельности учащихся по предупреждению утомляемости.
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. В своей работе я придерживаюсь следующих принципов педагогики оздоровления:
- принципа сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности, предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
- принципа наглядности – он обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм чувственного познания человека;
- принципа систематичности и последовательности, он проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала;
- принципа повторения умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;
- принципа постепенности – он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой;
- принципа доступности и индивидуализации – он осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие;
- принципа непрерывности – он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха;
- принципа всестороннего и гармонического развития личности – он предполагает формирование психофизических способностей, двигательных умений и навыков, а также интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие ребенка;
- принципа оздоровительной направленности – он решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
Система работы, на мой взгляд, заключается в следующем:
1) формирование дифференцированных групп по способу мотивации в изучении географии: (имеющие повышенную или пониженную мотивацию в изучении географии);
2) создание оптимального тематического и поурочного планирования с целью достижения продуктивности в реализации учебных целей;
3) организация работы с разными группами учащихся:
– с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учению (подготовка к олимпиадам, конкурсам, выполнение творческих работ, участие в работе школьного научного общества);
– с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учению (ликвидация пробелов в изучении материала);
4) разработка различных форм проведения учебных занятий:
– нестандартных форм проведения уроков;
– экскурсий , походов ,турслётов;
– выполнение групповых и индивидуальных проектов;
5) организация эффективной внеклассной работы, позволяющей реализовать способности учащихся в максимальной степени;
6) использование компьютерных технологий;
7) разработка форм рефлексии урока;
8) проведение самоанализа и самооценки деятельности с целью установления результативности используемых способов деятельности.
Достаточный опыт педагогической работы нашел свое отражение в разработке критериев реализации здоровьесберегающего воспитания на уроках географии. Таким образом, при тщательном рассмотрении особенностей учебного процесса в изучении географии можно выделить две группы критериев реализации здоровьесбережения:
– формирование и развитие престижа здорового образа жизни, воспитание активной жизненной позиции через содержание учебного материала;
– сохранение и укрепление здоровья учащихся, снижение умственной утомляемости через организацию учебной деятельности.
Литература
1. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.
2. Журнал «География в школе» №7/ 2005
3. Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей – будущее народа.- М.: Просвещение, 1988.
4. Шапцева Н.Н. Наш выбор- здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/авт.- сост. Н.Н. Шапцева, 2009.
5. Беседы о здоровье школьников: Книги для учителей и родителей.- М.: Просвещение, 1992
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000.
7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
9. www.eidos.ru/journal/
10. www.valeo.edu.ru
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Динамика работоспособности учащихся
Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы.
Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует чередовать виды учебной деятельности, активно отдохнуть, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности, необходимо проводить оздоровительные мероприятия в учебном процессе, чтобы учащиеся не уставали и могли работать на уроке в полную силу.
При подготовке к уроку учитель должен учитывать:
- Динамику работоспособности в течение рабочего дня:
- 8 – 12 часов – первый пик работоспособности;
- 16 – 18 часов – второй пик работоспособности.
- Динамику активности обучающихся на уроке:
- 1 – 4 минуты - врабатываемость в урок (организационный момент);
- 5 – 20 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);
- 21 – 35 минуты - снижение работоспособности (физическая минутка, закрепление материала);
- 36 – 40 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).
Если представить динамику активности обучающихся на графике, то она будет выглядеть следующим образом.
Активность обучающихся на уроке
Некоторые гигиенические критерии рациональной
организации урока
№ | Факторыурока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
Рациональный | Недостаточно рациональный | Нерациональный | ||
1 | Плотность урока | Не менее 60 % И не более 70 % | 85-90 % | Более 90 % |
2 | Количество видов учебной деятельности | 3-7 | 2-3 | 1-2 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 мин. | 11-15 мин. | Более 15 мин. |
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности | Смена не позже чем через 7-10 мин. | Смена через 11-15 мин. | Смена через 15-20 мин. |
5 | Количество видов преподавания | Не более 3-х | 2 | 1 |
6 | Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10-15 мин. | Через 15-20 мин. | Не чередуются |
7 | Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) | 2-3 | 1 | Нет |
8 | Место и длительность ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным соблюдением гигиенических норм | В произвольной форме |
9 | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся | Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. | Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем |
10 | Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток | На 20 и 35 мин. урока по 1 мин. Из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого | Одна физкульт- Минутка с неправильным содержанием или продолжительностью | Отсутствуют |
11 | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций. | Преобладают отрицательные эмоции |
12 | Момент утомления учащихся по снижению учебной активности | Не ранее 40 мин. | Не ранее 25-27 мин. | До 30 мин. |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Возрастные физиологические и психологические особенности ребёнка.
Средний школьный возраст (подростковый) характеризуется бурным ростом и развитием всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела в длину (у мальчиков за год наблюдается прирост на 6 – 10 сантиметров, а у девочек до 6 – 8 сантиметров). Продолжается окостенение скелета, кости приобретают упругость и твердость. Возрастает сила мышц. Однако развитие внутренних органов происходит неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что может вызвать нарушение ритма его деятельности, учащению сердцебиения. Развивается легочный аппарат, дыхание в этом возрасте учащенное. Объем мозга приближается к объему мозга взрослого человека. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения. Начинается усиленная деятельность ассоциативных волокон.
В данном возрасте происходит половое созревание. Усиливается деятельность желез внутренней секреции, в частности половых желез. Появляются вторичные половые признаки. Организм подростка обнаруживает большую утомляемость, обусловленную кардинальными переменами в нем.
Восприятие подростка более целенаправленно, организованно и планомерно, чем у младшего школьника. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту.
Внимание произвольно, избирательно. Подросток может долго сосредотачиваться на интересном материале.
Запоминание в понятиях, непосредственно связанное с осмысливанием, анализом и систематизацией информации, выдвигается на первый план.
Для подросткового возраста характерна критичность мышления. Для учащихся данного возраста свойственна большая требовательность к сообщаемой информации: «подросток усиленно требует доказательств». Улучшается способность к абстрактному мышлению.
Проявление эмоций у подростков часто бывает достаточно бурное. Особенно сильно проявляется гнев. Для данного возраста достаточно характерны упрямство, эгоизм, уход в себя, острота переживаний, конфликты с окружающими. Данные проявления позволили педагогам и психологам говорить о кризисе подросткового возраста. В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений. Часто они имеют неустойчивый, противоречивый характер.
Общение подростков с взрослыми существенно отличается от общения младших школьников. Подростки зачастую не рассматривают взрослых как возможных партнеров по свободному общению, они воспринимают взрослых как источник организации и обеспечения их жизни, причем организаторская функция взрослых воспринимается подростками чаще всего лишь как ограничительно – регулирующая. Сокращается количество вопросов, обращенных к учителям. Задаваемые вопросы касаются, в первую очередь, организации и содержания жизнедеятельности подростков в тех случаях, в которых они не могут обойтись без соответствующих сведений и инструкций взрослых. Уменьшается число вопросов этического характера. По сравнению с предыдущим возрастом авторитет педагога как носителя социальных норм и возможного помощника в решении сложных жизненных проблем существенно снижается.
Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и сложнейшая задача. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию педагога, родителя, согласиться с разумными доводами. Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста, подростка уже не удовлетворит процесс сообщения сведений в готовом, законченном виде. Ему захочется проверить их достоверность, убедиться в правильности суждений. Споры с учителями, родителями, приятелями – характерная черта данного возраста. Их важная роль заключается в том, что они позволяют обменяться мнениями по теме, проверить истинность своих воззрений и общепринятых взглядов, проявить себя. В частности, в обучении большой эффект дает внедрение проблемных задач. Основы данного подхода в обучении были разработаны еще в 60 – 70 - е годы XX века отечественными педагогами. 3 В основе всех действий при проблемном подходе лежит осознание отсутствия знаний для решения конкретных задач, разрешение противоречий. В современных условиях данный подход должен реализовываться в контексте уровня достижений современной науки, задач социализации учащихся.
Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Важно также поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения.
Особенности внимания обуславливают особо тщательный подход к отбору содержания материала при организации учебной деятельности. Для подростка большое значение будет иметь информация интересная, увлекательная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься. Но легкая возбудимость, интерес к необычному , яркому, часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания.
Хороший эффект дает периодическая смена видов деятельности – не только на уроке, но и при подготовке домашних заданий. Разнообразие видов работы способно стать весьма результативным средством повышения внимания и важным способом предотвращения общей физической утомляемости, связанной , как и с учебной нагрузкой, так и с общим процессом кардинальной перестройки организма в период полового созревания.
Необходимо акцентировать внимание подростков на связь приобретаемых знаний с практической жизнью. Известно, что учащиеся до изучения соответствующих разделов школьной программы часто уже располагают определенными житейскими представлениями и понятиями, которые позволяют им достаточно хорошо ориентироваться в повседневной практике. Это обстоятельство в тех случаях, когда их внимание специально не обращено на связь получаемых знаний с практической жизнью, лишает многих учащихся потребности в приобретении и усвоении новых знаний, так как последние не имеют для них практического смысла.
Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием многочисленных факторов, в частности, усиления воспитательного потенциала обучения. Однако в связи с понижением авторитета учителя и родителей как носителей социальных норм и помощника в решении сложных жизненных проблем большее внимание следует уделять косвенным методам воздействия на сознание подростков. Не преподносить готовую моральную истину, а подводить к ней, не высказывать категоричных суждений, которые подростки могут воспринять в «штыки».
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы.
Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Новые методики и технологии для активизации двигательного режима
Технология обучения на основе двигательной активности (Технология раскрепощенного развития детей), разработанная доктором медицинских наук В. Ф. Базарным.
В основе методики лежит принцип организации учебного процесса согласно подвижной природе ребёнка.
Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:
1. учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.
2. для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры, «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.).
3. с целью расширения зрительных горизонтов , развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), распложенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение.
4. важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.
5. в процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука».
6. обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.
7. В школах, использующих эту технологию, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду.
8. в технологии предусмотрено введение раздельно-параллельного образования мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках.
9. одной из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии,— регулярное проведение экспресс-диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.
Подытоживая оценку технологии Базарного отметим , что результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. п., т. е. все признаки , которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию В. Ф. Базарного , как здоровъесберегающую.
Технология психологического сопровождения учебной группы (разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. )
В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения. Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний. Учителям , освоившим эту технологию становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. )
В основе технологии - ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифферецированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Физкультурные минутки и физкультурные паузы во время уроков
На уроке, когда дети начинают утомляться, можно предложить им зарядку, которая обеспечит бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям. Зарядка является паузой, позволяющей восстановить силы, снять умственное напряжение, физическое утомление, повышает работоспособность учащихся.
Двигательная активность способствует не только возрастанию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Физические упражнения благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Оздоровительные мероприятия в учебном процессе для восстановления умственной работоспособности можно использовать следующие:
- физкультурные минутки;
- физкультурные паузы.
Физкультурные минутки
Физкультурные минутки – это одна из форм двигательной активности, небольшой по интенсивности и времени (1 – 3 мин) комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статического напряжения, связанного с длительной однообразной позой. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика осанки. Физминутки, проводимые во время урока, способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала.
Физкультурные минутки состоят из 3 – 5 физических упражнений, могут проводиться с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность. Они должны быть просты, интересны и знакомы учащимся, удобны для проведения в ограниченном пространстве.
Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, когда значительная часть обучающихся начинает утомляться. В течение урока проводятся одна – две физминутки. Они обязательны на третьем и последующих уроках.
В состав физкультминуток обязательно нужно включить упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и выработке правильного дыхания. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ.
Нужно вводить упражнения для тренировки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Упражнения должны дать нагрузку неиспользованным мышцам, а также способствовать расслаблению мыщц, выполняющих значительную нагрузку.
Хорошие результаты дает проведение физических минуток самими школьниками. Это вменяется в обязанность «дежурным по здоровью» под контролем учителя.
Примерный комплекс физминутки
- Ходьба на месте с энергичными свободными движениями рук (30 – 60 секунд).
- И. п. – основная стойка. 1 – руки вперед, 2 – руки в стороны, 3 – руки вверх, подняться на носки и потянуться,4 – опуститься на пятки, руки вниз, вернуться в и.п.
- И. п. – стойка –ноги врозь, руки на поясе. 1 – наклон влево, 2 - вернуться в и.п., 3 – наклон вправо, 4 – вернуться в и.п.
- И. п. – стойка – ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклон к левой ноге, руками коснуться носка левой ноги, 2 – вернуться в и.п., 3 – 4 – то же, что на счет 1 – 2, но наклон к правой ноге.
- И.п. – основная стойка. Прыжки на месте на носках с переходом на ходьбу.
Каждое упражнение следует повторять 6 – 12 раз. Дыхание произвольное. Темп зависит от подготовленности учащихся.
Физкультурные минутки для снятия утомления
с плечевого пояса
- Исходное положение (и.п.) – стоя, руки на поясе. 1- правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3 – 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, наклонив голову вперед. Затем повторить еще 3 – 4 раза. Темп средний.
- И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 – 2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5 – 6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
- И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Физкультурные минутки для снятия напряжения
с мышц туловища
- И.п. – стойка: ноги врозь, руки за голову. 1 – 3 – круговые движения тазом в одну сторону; 4 – 6 – то же в другую сторону; 7 – 8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
- И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая согнутая – вдоль тела вверх; 3 – 4 – и.п.; 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 5 –6 раз. Темп средний.
Упражнение «Колокольчик»
Упражнение на укрепление мышц шеи и головы. Тренировка голоса. Наклоны вправо, влево, вверх, вниз. Упражнение выполнять, прилагая усилия, чтобы способствовать развитию мышечного аппарата шеи, головы, плеч и спины.
Ветерок голову клонит,
Колокольчик сон твой гонит.
Ты головку вверх подкинь,
И пропой дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.
Физкультурные минутки для улучшения
мозгового кровообращения
- И.п. – основная стойка. На счет «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова отведена назад. На счет «два» локти подаются вперед, голова наклонена вперед. На счет «три» руки расслабленно опускаются вниз, на счет «четыре» – принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4 – 6 раз.
- И.п. – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и.п.. Повторить 3 – 4 раза. Темп медленный.
- И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п. Повторить 4 - 5 раз. Темп медленный.
- И.п. – стойка «ноги врозь, кисти в кулаках». 1- мах левой рукой назад, правой вверх. 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками руки назад. Упражнение повторяется 6 – 8 раз в среднем темпе.
- Выполняется, сидя на стуле. 1 – отвести голову назад. 2 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Упражнение повторить 4 – 6 раз в медленном темпе.
Упражнения для снятия утомления
Упражнения рассчитаны на восстановление сил после тяжелой нагрузки, которые следует выполнять при первых признаках усталости.
- Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы груди и плеч. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 1- 15 секунд.
- Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10 – 15 секунд.
- Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15 – 20 секунд).
- «Ворона». Произносить «ка-а-а-ар», при этом стараясь поднять как
можно выше мягкое нёбо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать
сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее!
(10 – 15 раз).
- «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз).
Физическая минутка изометрическая
Это ритмическое чередование напряжения и расслабления групп мышц.
- Сидя на стуле, взяться руками за сиденье и с силой потянуть вверх. Сосчитать до 6, опустить руки.
- Надавливать ступнями ног на пол.
- С силой сжимать и разжимать кисти рук в кулак.
- Скрестить руки за головой, давить на шею, стараясь шеей противодействовать давление.
Бодрость за одну минуту
В целях активизации умственных и физических возможностей учащихся в начале учебного дня и в начале урока предлагается проведение следующих упражнений и тренингов.
- Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони (5 сек).
- Щеки. Быстро потрите щеки вверх-вниз (5 сек).
- Уши. Потрите уши (5 сек).
- Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове (5 сек).
- Плечи. Сожмите руки в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек).
- Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадыка (5 сек). Затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз (5 сек).
- Затылок. Нажмите на затылочную впадину, сосчитайте до трех, отпустите и погладьте (5 сек).
- Ноги. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха (5 сек).
Если вы, заканчивая самомассаж, чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута. Всего 60 секунд и вы включили основные системы организма на полные обороты.
Упражнения для глаз
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного школьника огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения.
По мнению многих ученых (например, профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного) при напряженных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии (близорукость), т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях (работа с книгой, тетрадью) и теряет способность к четкому видению отдельных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.
Упражнения для глаз, предложенные ниже, предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.
В целях профилактики улучшения зрения на каждом уроке используются упражнения, укрепляющие мышцы глаз. Упражнения выполняются сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях. Каждый раз по мере выполнения отдельных упражнений взгляд фокусируется на каком-нибудь предмете. Это способствует концентрации зрения.
1. Упражнения для глаз
- Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.
- Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т. д. Закрыть глаза.
- Несколько раз поочередно посмотреть направо, налево. Закрыть глаза.
- Посмотреть прямо, направо, прямо, налево и т.д. Закрыть глаза.
- Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направление.
- Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.
- Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.
- Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30 – 35 см, затем на предмет вдали.
- Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете (видеть его четкое изображение)
- Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.
2. Упражнение для укрепления мышц глаз и усиления зрения
Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
«Папа», «мама», «дом». «Трава» –
За окном у нас видна.
Вдаль теперь ты посмотри.
Что ты видишь там в дали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так восемь раз –
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
(Дети закрывают глаза ладонями, держат так их до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно глазки открывать!
С целью профилактики появления близорукости и ее прогрессирования используются такие специальные упражнения для глаз, которые можно применять как в регламентированных занятиях физической культурой, так и самостоятельно. Особенно желательно включить эти упражнения в физкультминутки, проводимые на уроках. Приводим несколько упражнений, предложенных профессором Э.С.Аветисовым.
- И.п. – сидя. Крепко зажмурить глаза (3 – 5 сек), затем открыть на 3 – 5 сек. Повторить 5 – 7 раз.
- И.п. – сидя. Моргать быстро в течение 20 – 30 сек. Упражнение улучшает кровообращение.
- И.п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко в течение 1 – 2 сек. Повторить 3 – 4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
- И.п. – сидя. Закрытые веки массировать пальцем легкими круговыми движениями в течение 20 –30 век. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
- И.п. – стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 сек, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 сек, опустить палец. Повторить 5 – 6 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
- И.п. – сидя. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 4 – 6 раз.
Точечный массаж
1. Точечный массаж для повышения иммунитета
Проговаривая текст, дети массируют точку ХЭ-ГУ., расположенную между большим и указательным пальцами руки.
Есть волшебная точка у нас,
Будем крутить ее каждый час.
От простуды помогает,
От инфекции спасает.
От безделья, лени – тоже
ХЭ-ГУ-точка всем поможет.
Стало скучно, не грустите –
Утром, днем и перед сном
Дружно с точкой мы живем.
2.Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний
Проговаривая текст, дети одним-двумя пальцами производят вращательные движения по часовой стрелке по 8 – 9 раз на каждой точке.
У нас на теле точки есть –
Столько много, что не счесть.
Очень плавно, по спирали
Эти точки мы нажали.
Пальчик в ямку опустился
И немного покрутился.
(Дети массируют точку в яремной ямке, расположенной между ключицами.)
Под губой и над губой
Помассируем с тобой.
А теперь два пальца сразу
Из носа выгонят заразу.
(Указательными пальцами дети массируют точки с наружной стороны ноздрей, затем тщательно растирают крылья носа.)
Руки в кулачки сожмем,
Крылья носа разотрем.
Точка есть и в центре лба –
Помассируй для ума.
Возле уха и внутри
Точки хорошо потри.
(Дети делают массаж точек с обеих сторон ушной раковины и внутри.)
Большим пальцем вниз пойдем
И ангину уберем.
(Большими пальцами дети делают плавные движения под подбородком.)
Эти точки, без сомненья, -
От простуды избавленье.
3. Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний
Зная средство от простуды,
Мы здоровыми все будем.
Есть волшебные точки у нас –
Нажимай их каждый раз.
Точку красную найдем,
Пальчик кругом поведем.
Отдохнули, поворот –
Пальчик движется вперед.
Точку красную оставим,
Пальчик к синенькой приставим.
Чтобы носик наш дышал,
Насморк деткам не мешал.
Покрутили точку эту,
Передали эстафету.
Точки желтые находим
И опять по кругу водим.
Стоп, пойдем теперь вперед.
Кто быстрей новую точку найдет?
Точка зеленая на грудке у нас,
Находим все дружно ее мы сейчас.
Пальчиком водим по кругу мы снова –
Из школы домой пойдут детки здоровы.
Точки:
1 – красная точка;
2 – две синие точки;
3 – две желтые точки;
4 – зеленая точка.
.
Предварительный просмотр:
Приложение 6
Релаксационные упражнения
Современный урок характеризуется большой интенсивностью, требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, отсюда быстрая утомляемость школьников, особенно в 5 – 6 классов. Поэтому использование в работе с учащимися релаксационных упражнений является важным моментом сохранения здоровья детей и воспитания бережного отношения к нему.
Что же такое релаксация? Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности.
Цель проведения релаксации – снятие напряжения, возможность дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала.
Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, упражнения, не требующие запоминания учебного материала.
В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Все это происходит на фоне приятной медленной музыки.
1-й этап. Сядьте удобно и расслабьтесь.
2-й этап. Осмотрите все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и покоя. Желательно при этом закрыть глаза.
3-й этап. Ощутите приятное тепло, удовольствие, покой, комфорт от расслабленного тела.
1. «Сожми кулачок»
Вы держите в руках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулаки все крепче и крепче… и крепче, уже побелели косточки. Кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете кулаки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают…
2. «Чудесная полянка»
Представьте себе полянку, на которой растет мягкая трава-мурава, вы лежите на ней как на перине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку… вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.
3. «Любимый цветок»
Закройте глаза и представьте, что вы – цветок, который еще не еще не распустился. Но вот лепестки начинает раскрываться, цветок
медленно-медленно распускается… и совсем раскрылся. Представьте свой любимый цветок. Мысленно возьмите его в руки. Нежно прикоснитесь к его лепесткам. Почувствуйте запах. Представьте себе, как приятно его видеть. Его лепестки тянутся к солнцу. И вы потянулись, потянулись…Откройте глаза… Встряхните руками. Потянитесь еще раз. Вы отлично отдохнули.
4. «Страшилки»
Ученики рисуют на альбомном листе бумаги то, чего они очень-очень боятся. Заранее не обсуждается, что они будут рисовать. Дается время на обдумывание и исполнение (примерно 5 минут). После того как «страшилки» готовы, дети показывают их своей группе. Затем группой дети идут на улицу, где сжигают их. В это время ребята смотрят на пламя и представляют, что их «страшилки» навсегда улетели от них вместе с дымом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии
Здоровьесберегающиеобразовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся...
здоровьесберегающие технологии на уроках географии
Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны. Большое место в работе школ на современно...
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии.
Здоровье - главное что есть у человека! Сохранить его - задача современной школы!...
Выступление "Здоровьесберегающие технологии на уроках географии"
Учитель географии МАОУ "СОШ №1 с УИОП" г. Губкина Ветрова А.В. делится своими наработками в ходе реализации программы по здоровьесбережению на уроках....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
В данной статье представлен материал о здоровьесберегающих технологиях на уроках географии...
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии.
Здоровье детей – это наша общая проблема. И решение этой проблемы во многом зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в ш...
Применение здоровьесберегающие технологий на уроках географии как одно из условий повышения мотивации к учебной деятельности.
Статья о применении здоровьесберегающих технологий на уроках географии....