Здоровьесберегающие технологии на уроках географии.
статья по географии по теме

Асанова Ирина Валерьевна

Здоровье - главное что есть у человека! Сохранить его - задача современной школы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_geografii.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках географии.

  Проблемы здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства государственных организаций, общества и самих граждан. Сегодня происходят качественные изменения в осознании обществом ценностей жизни и здоровья каждого ребенка. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся детей. 
     Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. 
Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Они приводят к постепенному ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения. 
           Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем.
        Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки в повседневной жизни.                                           Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся.                                                         Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели психологического и физического здоровья учащихся. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности.                                                 Педагог должен проводить небольшие паузы на уроках (ранее они назывались физминутками). Напрасно в средней и старшей школе этому уделяется мало внимания т.к. дети-старшеклассники устают не менее малышей, а иногда переключение внимания, пауза просто необходимы для нормального усвоения материала и даже для здоровья учащегося.         При изучении курсов физической географии, то есть для обучающихся 6, 7 и 8 классов особенно эффективны игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с классно – урочной системой.                                                  Подростков 12 – 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки– путешествия (особенно располагает к путешествиям программа 7 класса  курс «Материков и океанов»).                                                                                                 В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как мозговой штурм и групповая дискуссия.

         Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, дают возможность для развития личности ребенка и в конечном счете снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.

           Естественно, что на каждом уроке невозможно применять интерактивные, игровые технологии, но на небольшие физминутки всегда можно выделить 3-5 минут даже в очень объёмной теме урока.

дыхательные упражнения (если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд;

 упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица (1 – надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы;

поочередно надувать то одну, то другую щеку, то обе вместе).

Примерами уроков с применением здоровьесберегающих технологий могут быть:

Урок в 9 классе на тему «Электроэнергетика» 
Беседа о перспективных районах России для производства «экологически чистой» энергии. Назовите эти районы и 
электростанции ( Кислогубская ПЭС, Мутновская и Паужетская 
геотермальные ЭС и др.) 
Объясните, в чём вы видите преимущества солнечных, ветровых, 
геотермальных, приливных электростанций перед традиционными 
электростанциями с точки зрения здоровья человека? 

Урок в 11 классе на тему «Япония» 

Беседа «Почему Японию называют нацией здоровых людей?» 
Почему японцы живут долго? 
1). Жители считают, что употреблять в пищу необходимо только самые свежие продукты (в магазинах продают именно такие), причём самыми полноценными считаются морепродукты, их японцы употребляют очень много и ежедневно. 2) Отношение к жизни несколько отлично от европейского. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц. 
3) В отношениях японцев друг и другу царит доброжелательность. 
4) Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца. 
5) Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду. 

Вопрос: А над чем из всего сказанного задумался каждый из вас? 
Что из перечисленного мы смогли бы взять как рекомендацию к действию? 
Подготовьте дома ответ – размышление на тему «Японская трагедия 11 марта 2011. Взрыв на Фукусиме. Как влияет радиация на организм человека?» .


Урок в 6 классе на тему «Стороны горизонта. Азимут». 

Двигательные упражнения во время закрепления изученного материала: 
Руки вниз – южная сторона горизонта; 
Руки вверх – север; 
Правая рука в сторону – восток; 
Левая рука в сторону под прямым углом – запад. 
Поворот вокруг своей оси, 
Направо, налево и т.д. – 
для изучения азимутов предметов в кабинете географии. 

Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии

Здоровьесберегающиеобразовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся...

здоровьесберегающие технологии на уроках географии

Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны. Большое место в работе школ на современно...

Здоровьесберегающие технологии на уроках географии

Учителя естественных наук на своих уроках имеют больше возможностей способсивовать сохранению и укреплению здоровья детей и формировать мотивацию на здоровый образ жизни. В работе даны возрастные и пс...

Выступление "Здоровьесберегающие технологии на уроках географии"

Учитель географии МАОУ "СОШ №1 с УИОП" г. Губкина Ветрова А.В. делится своими наработками в ходе реализации программы по здоровьесбережению на уроках....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

В данной статье представлен материал о здоровьесберегающих технологиях на уроках географии...

Здоровьесберегающие технологии на уроках географии.

Здоровье детей – это наша общая проблема. И решение этой проблемы во многом зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в ш...