Выступление "Здоровьесберегающие технологии на уроках географии"
статья по географии по теме
Учитель географии МАОУ "СОШ №1 с УИОП" г. Губкина Ветрова А.В. делится своими наработками в ходе реализации программы по здоровьесбережению на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Доклад
«Применение здоровье сберегающих технологий на уроках географии»
Автор:
Ветрова Александра Витальевна,
учитель географии
МАОУ «СОШ №1 с УИОП»
Губкин, 2012 год
Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий
на уроках географии»
Развитие и совершенствование образовательного пространства требует с каждым годом все больше внимания оказывать укреплению здоровья учащихся на уроках. В связи с этим считаю важным для себя внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих технологий. В своей работе мною предпринята попытка решения данной проблемы, создав на уроках географии условия, способствующие сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учеников. Исследованиями ученых установлено: воспитание без движения – это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой. Значит, если психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это приведет не только к удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья детей, но и снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний. Исходя из задач, стоящих передо мною, выделяю три основных направления в своей работе по здоровье сбережению на уроках географии.
Все вышеуказанные формы, методы и приемы работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.
Схема 1.
Структура здоровьесберегающих мероприятий на уроках географии
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Выделяются принципы здоровьесбережения:
- «Не навреди!».
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося.
- Непрерывность и преемственность.
- Субьект-субьективные взаимоотношения.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход.
- Успех порождает успех.
- Активность.
- Ответственность за свое здоровье.
Также выдвигаются требования к ведению физкультминуток на уроках:
- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
- Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
- Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
- Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
На основании требований выделяются виды физкультминуток:
- Упражнения для снятия общего или локального утомления.
- Упражнения для кистей рук.
- Гимнастика для глаз.
- Гимнастика для слуха.
- Упражнения, корректирующие осанку.
- Дыхательная гимнастика.
В своей работе я использую следующие приемы здоровьесберегающих технологий:
- Утренняя гимнастика перед первым уроком;
- Организация учебной деятельности таким образом, чтобы избегать неподвижности учащихся в течение длительного времени, что достигается частой сменой деятельности на уроке;
- Проведение динамических физкультминуток на 18 минуте каждого урока: учащиеся обязательно встают со своих мест, разминаются, под руководством учителя или одноклассников выполняют упражнения на расслабление утомленных групп мышц (гимнастика для кистей рук, физические упражнения, ладушки на ускорение, растерание ладоней и пр.);
- Проведение в 5-7 классах игровых физкультминуток с предметами (эстафеты): перебрасывание мяча с озвучиванием номенклатуры, какой либо группы географических объектов (городов, гор, рек и т.д.), передай карандаш, и др.;
- Ритмических физкультминуток под зажигательные мотивы этнической музыки с попыткой исполнения народных танцев;
- Применение технологии Базарного: зарядка для глаз по карте, использование конторок, массажных ковриков для ног, вращающихся картинок и пр.
Использование перечисленных приемов здоровьесбережения позволяет разрядить обстановку на уроке, создать благоприятный доброжелательный климат на уроке, расслабить группы мышц, улучшить кровообращение, снять усталость от напряженной учебной деятельности.
Источники информации
- http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/primenenie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologii-na-urokakh-geografii
- http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/10/picture-15019.jpg)
Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью
Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...
Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".
Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-531759-1416317967.jpg)
Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"
Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/26/picture-778689-1461679563.jpg)
Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-1078546-1549353918.jpg)
Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/29/picture-1140838-1556525778.jpg)
Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"
Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/11/picture-532949-1499757880.jpg)
Методические рекомендации учителям географии по теме "ИКТ технологии на уроках географии как средство формирования УУД учащихся
Новизна и теоретическая значимость методической разработки состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования УУД на основе реализации дидактических возможностей ИКТ при осуще...