Конспект урока на тему: «Биосфера - биологическая оболочка Земли»
план-конспект занятия по экологии (10 класс) на тему
Конспект урока на тему: «Биосфера - биологическая оболочка Земли»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_biosfera_-_biologicheskaya_obolochka_zemli_.docx | 95.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему: «Биосфера - биологическая оболочка Земли»
Цели:
Образовательные: Познакомиться со структурой и границами биосферы. Изучить функции живого вещества. Сформировать знания об глобальных круговоротах в природе
Развивающие: Продолжить развитие мыслительных операций, таких как анализ, выделение главного, обобщение, сравнение при изучении постулатов учения о биосфере и круговоротах веществ в природе.
Воспитательные: Продолжить развитие научно-материалистического мировоззрения при изучении основ учения о биосфере, понятия о живом веществе, его свойствах. Продолжить развитие элементов экологической культуры через понимание значения знаний о биосфере как глобальной экосистемы.
Оборудование: презентация занятия, тетрадь, учебник, таблица «Круговорот углерода в природе».
Тип урока: изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Фронтальная беседа по вопросам:
- Что такое биогеоценоз? Приведите примеры биогеоценозов.
- Дайте характеристику экосистеме.
- Какие изменения могут происходить с экосистемами?
- Что понимается под “устойчивостью экосистемы”?
- Может ли быть экосистема неустойчивой?
- Как осуществляется саморегуляция в экосистеме?
- Докажите, что смешанный лес является экосистемой.
- Каковы признаки живых систем?
- Является ли экосистема живой системой?
У детей с нарушением слухового аппарата восприятие учебного материала идет в основном за счет зрительного анализатора. Индивидуальное задание для детей с нарушением слухового аппарата - использование упражнения с пропущенными словами/предложениями.
Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Основные компоненты биогеоценоза
Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б) - это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа — это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.
Перечень терминов:
1) Биосфера
2) Производитель
3) Разрушитель
4) Потребитель
5) Агроценоз
6) Биогеоценоз
7) Популяция
8) Хищник
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
II. Подготовка к активному восприятию темы
Давайте вспомним, какие уровни организации живой природы вам известны (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный.)
Всем живым системам независимо от уровня организации присущи общие черты, а сами системы находятся в непрерывном взаимодействии. Каждый живой организм живет в окружении множества других организмов, вступая с ними в самые разнообразные отношения. Сообщества организмов в свою очередь связаны с неорганической средой материально-энергетическими связями. Эта совокупность называется экосистемой. Примером экосистемы может являться биогеоценоз.
Вспомните определение биогеоценоза.
Биогеоценоз - это однородный участок земной поверхности с определенным составом живых компонентов (биоценоз) и факторов неживой природы, динамично взаимодействующих друг с другом путем обмена веществ и энергии.
Проблемный вопрос: Как вы думаете можно ли назвать биосферу гигантским биогеоценозом? Размышления детей.
Сегодня на уроке мы должны будем это выяснить. И тема нашего урока: «Биосфера – биологическая оболочка Земли».
Взаимосвязанность разных сообществ, обмен между ними веществом и энергией позволяет рассматривать все живые организмы Земли и среду их обитания как одну очень протяженную и разнообразную экосистему - биосферу.
Биосферный уровень - уровень, на котором сформировалась система наиболее высокого ранга, охватывающая все проявления жизни в пределах нашей планеты. На этом уровне происходят все круговороты вещества в глобальном масштабе, связанные с жизнедеятельностью организмов.
III. Изучение содержания нового материала
Термин “Биосфера” был впервые введен австрийским ученым Э.Зюссом в 1875 году для различения основных оболочек Земли: литосферы, атмосферы, гидросферы. Однако автор не акцентировал внимание на ее роль и зависимость от планетарных параметров Земли. Только В.И.Вернадский заложил основы учения о биосфере, сформулировав идею экосистемной ее организации.
Биосфера - это оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяется прошлой и современной деятельностью живых организмов.
Теперь давайте рассмотрим состав биосферы и заполним пропуски в схеме, используя текст учебника.
Живое вещество играет колоссальную роль в преобразовании всех компонентов биосферы, лика и состава Земли и выполняет важные функции.
Энергетическая функция. В основе лежит фотосинтетическая деятельность зеленых растений, которые аккумулируют солнечную энергию; за счет солнечной энергии протекают все жизненные явления на Земле (слайд 13).
Газовая функция. Обуславливает миграцию газов и их превращение, обеспечивает газовый состав биосферы; в процессе функционирования живого вещества появляются основные газы: кислород, азот, углекислый газ, сероводород, метан и др.(слайд 14).
Окислительно-восстановительная функция. Заключается в химическом превращении в основном, содержащих атомы с переменной степенью окисления (соединения железа, марганца и др.); в результате происходит превращение большинства химических соединений, при этом на поверхности Земли преобладают биогенные процессы окисления и восстановления (слайд 15).
Концентрационная функция. Проявляется в извлечении и накоплении живыми организмами биогенных элементов окружающей среды; состав живого вещества существенно отличается от косного вещества планеты (слайд 16).
Деструкционная функция. Обуславливает процессы, связанные с разложением организмов после их смерти, вследствие которой происходит минерализация органического вещества, то есть превращение живого вещества в косное; в результате образуются также биогенное и биокосное вещество биосферы. Мертвое органическое вещество разлагается до простых неорганических соединений (углекислого газа, воды, сероводорода, метана, аммиака и др.), которые вновь используются в начальном звене круговорота. Этим занимается специальная группа организмов - редуценты (деструкторы).
Биологический круговорот – обмен веществ и энергии между различными компонентами биосферы, обусловленный жизнедеятельностью живых организмов и носящий циклический характер.
Из множества связанных друг с другом круговоротов отдельных биогеоценозов складывается установившийся за многие миллионы лет глобальный биогеохимический круговорот веществ биосферы, поддерживающий устойчивость жизни на планете.
Назовите известные вам химические элементы, включенные в активный круговорот живыми организмами?
Кислород, углерод, фосфор, азот, кальций сера, магний и другие.
Эти элементы называются биогенными (циклическими).
Различают два типа биогеохимических круговоротов: круговороты газов (углерод, кислород, азот и др.) и осадочные круговороты (сера, фосфор, кальций и др.).
Рассмотрим круговорот углерода (объяснение по таблице):
Зеленые растения и фотоавтотрофные бактерии в процессах фотосинтеза и хемоавтотрофные бактерии в ходе хемосинтеза превращают углекислый газ и углеводы в другие органические вещества. Зеленые растения, фотоавтотрофные и хемоавтотрофные бактерии – продуценты в биогеоценозах. Одна часть органических веществ откладывается в виде запасов нефти, каменного угля, торфа, природного газа, гумуса. Другая часть потребляется гетеротрофами – консументами (животными, бактериями и грибами), в дальнейшем – большая часть его окисляется в процессе дыхания и брожения с освобождением углекислого газа. Трупы, экскременты, остатки гетеротрофов, растительный опад используются сапрофитами – редуцентами (бактериями, грибами) и также окисляются в процессе энергетического обмена. Большую роль в минерализации органического углерода выполняет горение. Углекислый газ поглощается автотрофами, замыкая цикл. Часть углекислого газа также депонируется, превращается в нерастворимые соли (карбонаты кальция и магния). Депонированный в виде топлива и гумуса органический углерод и депонированный в виде карбонатов неорганический углерод вовлекается в бактериальное окисление нефти, глубокое разрушение гумуса, растворение карбонатов кислотами, сжигание топлива и т.д.
IV. Закрепление изученного материала
Фронтальная беседа по вопросам:
- Дайте определение понятию биосфера
- Назовите структуру биосферы
- Назовите функции живого вещества
V. Домашнее задание
Индивидуальные творческие задания:
- Составьте модель “Круговорот кислорода в природе”
- Подготовить сообщение на тему: «Вклад Вернадского в учение о биосфере»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока в 6 классе "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"
Сегодня Международный проект Глобальная школьная лаборатория" - это обучающая среда поддержки преподавания географии. Методической основой проекта является так называемые МИМы. МИМы - это мультимедийн...
КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».
Данный интегрированный урок был проведен в рамках Дня открытых дверей в МБОУ СОШ №15. Методическая тема: "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетенции школьников". Для проведени...
КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».
данный урок был проведен в рамках дня открытых дверей по методической теме "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетентности школьников"...
Конспект урока по теме "Атмосфера-воздушная оболочка Земли."
Конспект урока «Атмосфера- воздушная оболочка Земли» можно использовать на уроках природоведения в 5 классе....
Тест-задания по теме "Биосфера. Географическая оболочка Земли"
Тест-задания на тему "Биосфера" включают тестовую часть, а также задания на повторение темы. Данный материал может быть использован на уроках географии как повторение ранее изученных тем, как пр...
Тест-задания по теме "Биосфера", "Географическая оболочка Земли" 6 класс
Задания этой самостоятельной работы составлены на закрепления материала по темам. Являются хорошим тренажером. Тест-задания направлены как на совместную работу ученика (класса) с учителем на уро...
Урок в 6 классе по теме: Биосфера-живая оболочка Земли
Изучение новой и закрепление темы:" Биосфера-живая оболочка Земли"...