Этап урока: | Деятельность учителя: | Деятельность ученика: |
Организа ционный этап | Подготовить учащихся к работе на уроке | Собраться, настроиться на работу, подготовить рабочее место. |
Этап проверки домашнего задания | Задача: проверить уровень знаний учащихся по теме «Атмосфера». -Что такое амплитуда температуры, как она находится? -От каких причин зависит атмосферное давление? -Приведите примеры нормального, пониженного и повышенного атмосферного давления. -Что такое ветер? Какие типы ветров вам известны. - Что такое влажность воздуха, отчего она зависит? - Из каких облаков выпадает дождь, а из каких снег? Определите правильно понятие и единицы измерения, расставьте соответствие Прибор Единица измерения Барометр Миллиметр Термометр Градус Осадкомер Мм. ртут. столба Флюгер м/с Гигрометр проценты | Задача: закрепить знания, полученные на прошлых уроках Способ действия: коллективная работа УУД: 1.Поиск и выделение нужной информации 2.Формирование логики ответа
Предполагаемый результат: затруднений при ответах не должно быть ведь эта тема изучалась и на уроках природоведения |
| Результаты: Осознаны понятие по теме «Атмосфера» (предметные) Анализируется понятие с точки зрения его основных признаков (метапредметные) Владеют понятием, способны применить сформированный способ деятельности при выполнении задания (личностные)
|
Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала | -Составьте характеристику типа погоды (температура, облачность, осадки, ветер). 1 группа Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея, блещут небеса. Ещё прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют 2 группа С утра не распогодилось – Закапал серый дождь, И зонтиками яркими Прикрыться нам пришлось… И ритмами обыденных Забот и суеты Жизнь потекла невидимо В глубины сизой мглы. |
|
3 группа Рыжий дождик валит с небосвода, Ветер рыжие листья несет, Листопад сменит времени бег Листоход на реке, листоход И от инея некуда деться Лисьей шубкой накрылась река Но дрожит и не может согреться 4 группа Какая ночь! Мороз трескучий На небе ни единой тучи Как шитый пол и синий свод Пестреет частыми звездами. 5 группа Обиженная туча вздыхала: «ох» да «ах». А солнце улыбалось, сияя в вышине. А солнце улыбалось ему, тебе и мне. Обиженная туча закрыла солнца круг. И зарыдала туча, дождём пролившись вдруг. «Тебе спасибо, туча…», - вздохнула вся земля, «Тебе спасибо, туча!» - кричали ты и я, Обиженная туча исчезла без следа, А вся её обида была одна вода 6 группа Мама! глянь-ка из окошка - Знать, вчера недаром кошка, Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело - Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий, По ветвям развешен иней - Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой, Все убрал кусты. | Задача: понять значимость изучаемой на уроке темы Способ действия: анализ примеров, наблюдение УУД: 1.Интерес к новому 2.Выделение и формулирование познавательной цели 3.Выдвижение гипотез и проверка их методом проб и ошибок
Предполагаемый результат: 1. Учащиеся работают в группах и составляют характеристику типа погоды по плану 1 группа: Температура положительная, небо ясное, осадков нет, погода безветренная 2 группа: Температура положительная, пасмурно, небо затянуто тучами, идет дождь, безветренно. 3 группа: Температура около 00или ниже, холдно, дует сильный ветер, облачно, небо затянуто тучами, идет дождь 4 группа: Морозно, температура очень низкая, безоблачно, осадков нет, ветра нет 5 группа: Погода теплая, облачно, идет дождь, дует небольшой ветерок, который быстро прогоняет тучи 6 группа: Морозно, идет снег, все в инее, ветра нет, переменная облачность
Предполагаемый результат: учащиеся, работая в группах, с интересом составляют характеристику типов погод |
| Результаты: Формируются учебные и познавательные мотивы для дальнейшего знакомства с темами по разделу «Атмосфера» Умеют искать и выделять нужную информацию из учебника и материала прошлых уроков и передавать собственные мысли Выделяют и формулируют познавательную цель (личностные)
|
Этап усвоения новых знаний | Задача: дать учащимся представление о погоде и причинах ее изменчивости Описание задания: 1. В тетради записать свои определения понятия «погода»
Уч-ся работают самостоятельно в тетрадях, записывают определение
2. Что нового узнали из текста?
3. Сравнение полученных результатов (уч-ся зачитывают, то, что они записали в тетради, ответ оценивается одноклассниками)
4. А почему погода изменчива, посмотрите в свои календари погоды и итоги групповой работы? 5. Какие элементы погоды изменяются? 6. Из текста параграфа запишите в тетрадь понятие «воздушная масса» и перечислите основные элементы погоды
| Задача: через анализ информации, содержащейся в тексте развить дальнейшее представление о погоде, чтобы учащиеся самостоятельно смогли дать определение понятию «погода» и определить причины изменчивости погоды Способ действия: индивидуальная работа с текстом учебника УУД: 1.Поиск и выделение нужной информации 2.Формулировка выводов Предполагаемый результат: Это состояние нижнего слоя атмосферы (тропосферы) в определенное время и на данной территории Погода меняется оттого, что воздух всегда находится в движении Температура воздуха, смена атмосферного давления, ветер, облачность, влажность и осадки Воздушная масса это объем воздуха с определенными свойствами
|
| Результаты: Определяют, что такое «погода» и выясняют причину смены типов погод (предметные) Анализируют текст с точки зрения выделения необходимой информации, умеют вести диалог (метапредметные) Владеют понятием, способны применить полученные знания на практике (личностные)
|
Физкульт- минутка
| Ветер Осторожно ветер, За калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево) Постучал в окошко, (постучать пальчиками по парте) Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте) Покачал тихонько Ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево) Пожурил за что-то Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком) И, расправив гордо Молодые крылья, Полетел куда-то, Вперемешку с пылью. (махи руками)
|
|
Этап проверки понимания учащимися нового материала | Задача: установить, усвоено или нет учащимися, содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы Описание задания: Отгадайте загадки и расскажите, что вам известно об этих отгадках. Что они означают? Он вчера совсем не дул, Флигель даже отдохнул. А теперь он просто шквал! Как бы флигель не сломал! (Ветер)
Это важный показатель, Градусник - ее приятель. Если жарко - высока, А в мороз она низка. (Температура)
Меряет его прибор, Родственник термометра. Людям служит с давних пор Стрелочка барометра. Если низкое оно, То стучится дождь в окно. Если вверх оно идет, То дождя никто не ждет. (Атмосферное давление) -Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут (облака) 2)-Вечером водой, ночью-водой, а утром- в небеса (дождь) 3)С неба –звездой ,а в ладошку водой(снег)
4)Падает горошком, скачет по дорожкам (град)
5)Вечером наземь слетает, ночь на Земле пребывает, утром опять улетает (роса)
Он в любое время года Может предсказать погоду. Зонтик брать или не брать? Нужно ль шапку надевать? Круглый год, зимой и летом, Слушайте его советы! (Метеоролог, синоптик) Учитель: Что вам известно о такой профессии как синоптик и метеоролог? Учитель: известно, ли вам, что предсказать погоду можно и по местным признакам? Что вы об этом знаете? -Что означает признак «К ночи теплеет» При нормальном суточном ходе температуры воздуха, к вечеру становится прохладно, т.к. земная поверхность остывает, препятствовать такому процессу может только появление облачности, а следовательно…? А эти признаки что означают: «Вечером сильная роса», «Раньше обычного закрывают цветки одуванчики», «Ласточки и стрижи летают низко».
| Задача: проверить, насколько усвоен теоретический материал о погоде, ее элементах и причине изменчивости. Способ действия: коллективная работа УУД: 1.Поиск нужной информации 2.Умение правильно называть понятия, изучаемые на уроках по теме «Атмосфера»
Предполагаемый результат: Учащиеся отгадывают загадки и говорят, что все отгадки - это элементы погоды
Это люди, изучающие погоду и климат. Наблюдения они ведут на метеостанциях, где установлены приборы: термометр, барометр,гигрометр,флюгер, осадкометр и др .Все данные дальше передаются в гидрометцентр, а затем составляются синоптические карты. В дальнейшем составляются прогнозы, которые мы регулярно слышим и видим по СМИ.
Погода становится пасмурной Ребята еще приводят много примеров местных признаков ясной и пасмурной погоды. |
| Результаты: Осознают понятие « погода», выявляют причину изменчивости погоды, приводят местные признаки ясной и пасмурной погоды и применяют знания на практике (предметные) Умеют выполнять самооценку и оценивать работу других, аргументировать свою точку зрения (метапредметные) Владеют понятием, способны применить полученные знания на практике (личностные)
|
Этап закрепле ния нового материала | Задача: Закрепить знания и умения, полученные на уроке, ещё раз показать значимость изучаемой темы
Описание задания: В тетради вы отмечаете знаком «+» это признак ясной, солнечной погоды, знаком « -« - признаки пасмурной, дождливой погоды 1.Дым стелется по земле (-) 2.К ночи теплеет (-) 3.Куры и воробьи купаются в земле (-) 4.Вечером обильная роса (+) 5.После дождя тепло (-) 6.Облака плывут по ветру ( +) 7.Давление повышается (+) 8.Рано закрывают цветки одуванчики (-) 9.Ветер к вечеру стихает (+) 10.Ласточки стрижи низко летают над землей (-) 11.Утром ясно, днем кучевые облака, к вечеру исчезают (+) 12 Звезды слабо мерцают, имеют зеленоватый оттенок (-) | Задача: проверить свой уровень знаний по теме, изученной на уроке. Способ действия: географический диктант «Приметы погоды» УУД: 1.Сформированность действий 2.Осознание своих возможностей Предполагаемый результат: Учащиеся отвечают на вопросы в тетради
|
| Результаты: Осознают основные понятия, связанные с понятием погода и причины ее изменчивости применяют знания на практике (предметные) Аргументируют свою точку зрения (метапредметные) Сформирована мотивация достижения результата (личностные)
|
Рефлексия | Задача: дать уч-ся возможность для оценки полученных результатов на уроке.
Описание задания: вопросы учителя -Насколько сложно было работать на уроке? Что вам запомнилось, что понравилось? -Что нового узнали во время занятия? -Как вы оцените своё участие в работе на уроке? | Задача: проанализировать свою работу на уроке, уровень полученных знаний Способ действий: коллективное обсуждение УУД: 1.Построение выводов 2.Осознание своих возможностей
Предполагаемый результат: Ребята отвечают, аргументируя свою точку зрения |
| Результат: Выявление уровня сформированности знаний о понятиях, изученных на уроке (предметные) Аргументируют свою точку зрения (метапредметные) Самооценка собственной деятельности (личностные) |
Этап информирования учащихся о домашнем задании. Комментарии по его выполнению | Задача: Сообщить учащимся о д/з, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока
Описание задания: Пар.30, ответить на вопросы. Подготовить сообщение о северном сиянии и о климате высокогорий Гималаев | Задача: научиться осознанно, читать задания Способ действий: индивидуальная работа УУД: умение работать с информацией
Предполагаемый результат: Дети записывают задание |
| Результат: Осознают понятия « погода», выявляют причину изменчивости погоды (предметные) Умеют работать с информацией, содержащейся в учебниках (метапредметные) Осознают необходимость закрепления полученных знаний (личностные) |