конспект урока Тема Реки 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

конспект урока по географии 5 класс учебник Летягин  тема Реки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reki_5_klass.docx30.29 КБ
Файл reki_5_klass.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

КЛАСС: 5

Тема урока

Реки

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток;

2.Познакомить с крупнейшими реками России, мира;

3.Сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек.

ПОЗ.: делать выводы, определять понятия;

РЕГУЛ.: Определять цель, проблему деятельности

КОММ.:1. Организовывать работу в паре;

2. использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей

1. Осознавать свои черты характера, цели, интересы, позиции;

2.Осознавать целостность мира и многообразие взглядов

Решаемые учебные проблемы

Как изменилась бы жизнь на нашей Земле, если бы на ней отсутствовали реки?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Река, русло, исток, устье, приток

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Проектор мультимедиа, презентация

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП  Актуализация знаний

.

Деятельность учителя

Учитель проверяет, насколько комфортно  чувствуют себя ученики, готовность рабочего места.

Вступительная речь: Вода – одно из начал существования всего живого на Земле.  «Вода! У тебя нет     ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент–Экзюпери, известный французский писатель

1.Что такое гидросфера?

2.Какие части входят в её состав?

Деятельность обучающихся

Готовят рабочее место,

Мобилизуют интерес, внимание, отвечают на вопросы

Ответ Гидросфера-это водная оболочка земли.

Мировой океан,воды суши, вода в атмосфере.

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Т. Ашапина
Речка, реченька, река
Широка и глубока.
Ты течёшь между полей,
Городов и деревень.
Подо льдом бежишь зимой,
Разливаешься весной,
В осень листья-корабли
Тихо плавают все дни.
Ты для рыбы - дом родной.
Для животных - водопой.
Звёздам - зеркало большое.
По ночам они не спят.
До утра в тебя глядят.

- О чём это стихотворение?

Деятельность обучающихся

-  Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие Предлагают варианты ответов

3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя


- Как вы думаете, о чём же пойдёт речь сегодня на уроке?

Тема урока Реки

Назовите известные вам реки.

Какая река протекает в нашей местности?

А как вы думаете, что такое река?

Из каких частей состоит река?

Что может быть истоком реки?

Когда показывают реки показывают от истока до устья.

 А теперь совершим воображаемое путешествие по реке от истока до устья. Если встать к истоку спиной ,и развести руки то .

Как будут  распределены притоки?

Что образуют притоки с рекой в которую впадают ?

Если между двумя соседними  бассейнами проходит линия

Линии водораздела  позволяют  отнести реки к бассейнам океанов или внутреннего стока.

 

А территории с площади, которой поверхностные и подземные воды стекают в главную реку называют?

Сколько на земном шаре океанов?

Какие?

Какие крупные впадают в Северный Ледовитый океан?

Какие крупные впадают в Тихий океан ?

Какие крупные впадают в Атлантический океан?

Но есть и реки внутреннего стока Волга

Деятельность обучающихся

О реках.

Записывают  тему урока в тетрадь.

Ахтуба

Река- это водный поток который течёт в выработанном  русле.

Исток, устье, приток.

Родник, озеро, болото, ледник

Правый и левый

Речная система

Водороздел

Бассейн реки

   4                                                                                          

Северный Ледовитый океан, Тихий океан,

Атлантический, Индийский.

Обь, Енисей, Лена.

Амур

Дон, Нива

4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей художников. Природа наделила людей разными характерами ,и у каждого человека свой особый  индивидуальный ни на чей больше не похожий характер. Так и у рек.

От чего зависит характер течения реки?

Какие бывают реки?

Реки : равнинные, горные

По схеме рисунка 63 стр.98

Сравните речные долины горной реки и равниной.

Чем они различаются?

 

На горных реках из-за перепада высот образуются пороги водопады.

Какие водопады вы знаете?

Деятельность обучающихся 

Высказывают свои ассоциации со словом «река».

Читают определение в учебнике стр. 147-150. Запись определения в тетрадь.

Рельефа

У горной узкое русло и крутой склон.

У равниной широкое русло и не очень крутой склон.

Виктория р.Замбези Африка Ниагарский р.Ниагара  Северная Америка

5  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Работа в группах

- На партах лежат листы со стихами М.Ю.Лермонтова «Терек»

Т.Лаврова «Щедрая, широкая, раздольная»

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:

"Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал".

Вопрос: . Что вы узнали о реке Терек из этого стихотворения? Подтвердите строчками стихотворения.

Щедрая, широкая, раздольная
Волга величавая течет.
Своенравная, как птица – вольная,
Все "ключи" собрав наперечет.

Шумная, бурливая, привольная...
Теплоходы катит по волнам.
По ночам – степенная, спокойная –
Ластится к пологим берегам.

Города и села умываются
Чистою, прохладною водой.
Радугой веселой улыбаются,
Наполняя душу теплотой.

Миллионы лет во благо трудится,
Всем вокруг давая право жить.
И пока Земля – планета крутится,
Будет человечеству служить.

Вопрос: Что вы узнали о реке Волга из этого стихотворения? Подтвердите строчками стихотворения

Выполнить задания по карточкам.

Задание 1 подчеркните правильный ответ

Задание№1

1.Подчеркните правильный ответ.

Река со своими притоками образует…………………

речную систему; речную долину; речной бассейн

2.Подчеркните правильный ответ

Водораздел-это граница, разделяющая………………

речные долины; речные системы; речные бассейны

3.Объясните поговорку: «Река Ока Волге правая рука». Что можно назвать «левой рукой» Волги?

Задание  2 подберите пару

Подберите каждому из нижеперечисленных географических понятий соответствующее определение. Например: 1-А

1) река                                      А) начало реки

2) исток                                    Б) главная река со всеми притоками

3) устье                                     В) поток воды, текущий в углублении

4) речная система                    Г) участок земной поверхности, с которого вся

                                                      вода стекает в реку

5) водораздел                           Д) место впадения реки в озеро, море или  

                                                      другую реку

6) бассейн реки                         Е) граница, разделяющая бассейны рек

Обменяйтесь карточками для самопроверки

Подведём итог

Деятельность обучающихся

Работают в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий.

-Река горная

«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:

Река  равнинная.

«Щедрая, широкая, раздольная
Волга величавая течет.»

речную систему

речные бассейны

приток Кама

6 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Используя свои новые знания дополните предложение:

1)Сегодня я узнал…        

2) Было интересно…

3)Я понял ,что…

4)Мне понравилось …

5) Я научился

Деятельность обучающихся

Определяют уровень  достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

8 ЭТАП Домашнее задание.  1.П.17

                                                           2. составить кроссворд по терминам темы

                                                           3.Составить фотоколаж «Водопады мира»

                                                           



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

КЛАСС: 5

Тема урока

Реки

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток;

2.Познакомить с крупнейшими реками России, мира;

3.Сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек.

ПОЗ.: делать выводы, определять понятия;

РЕГУЛ.: Определять цель, проблему деятельности

КОММ.:1. Организовывать работу в паре;

2. использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей

1. Осознавать свои черты характера, цели, интересы, позиции;

2.Осознавать целостность мира и многообразие взглядов

Решаемые учебные проблемы

Как изменилась бы жизнь на нашей Земле, если бы на ней отсутствовали реки?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Река, русло, исток, устье, приток

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Проектор мультимедиа, презентация

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП  Актуализация знаний

.

Деятельность учителя

Учитель проверяет, насколько комфортно  чувствуют себя ученики, готовность рабочего места.

Вступительная речь: Вода – одно из начал существования всего живого на Земле.  «Вода! У тебя нет     ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент–Экзюпери, известный французский писатель

1.Что такое гидросфера?

2.Какие части входят в её состав?

Деятельность обучающихся

Готовят рабочее место,

Мобилизуют интерес, внимание, отвечают на вопросы

Ответ Гидросфера-это водная оболочка земли.

Мировой океан,воды суши, вода в атмосфере.

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Т. Ашапина
Речка, реченька, река
Широка и глубока.
Ты течёшь между полей,
Городов и деревень.
Подо льдом бежишь зимой,
Разливаешься весной,
В осень листья-корабли
Тихо плавают все дни.
Ты для рыбы - дом родной.
Для животных - водопой.
Звёздам - зеркало большое.
По ночам они не спят.
До утра в тебя глядят.

- О чём это стихотворение?

Деятельность обучающихся

-  Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие Предлагают варианты ответов

3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя


- Как вы думаете, о чём же пойдёт речь сегодня на уроке?

Тема урока Реки

Назовите известные вам реки.

Какая река протекает в нашей местности?

А как вы думаете, что такое река?

Из каких частей состоит река?

Что может быть истоком реки?

Когда показывают реки показывают от истока до устья.

 А теперь совершим воображаемое путешествие по реке от истока до устья. Если встать к истоку спиной ,и развести руки то .

Как будут  распределены притоки?

Что образуют притоки с рекой в которую впадают ?

Если между двумя соседними  бассейнами проходит линия

Линии водораздела  позволяют  отнести реки к бассейнам океанов или внутреннего стока.

 

А территории с площади, которой поверхностные и подземные воды стекают в главную реку называют?

Сколько на земном шаре океанов?

Какие?

Какие крупные впадают в Северный Ледовитый океан?

Какие крупные впадают в Тихий океан ?

Какие крупные впадают в Атлантический океан?

Но есть и реки внутреннего стока Волга

Деятельность обучающихся

О реках.

Записывают  тему урока в тетрадь.

Ахтуба

Река- это водный поток который течёт в выработанном  русле.

Исток, устье, приток.

Родник, озеро, болото, ледник

Правый и левый

Речная система

Водороздел

Бассейн реки

   4                                                                                          

Северный Ледовитый океан, Тихий океан,

Атлантический, Индийский.

Обь, Енисей, Лена.

Амур

Дон, Нива

4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей художников. Природа наделила людей разными характерами ,и у каждого человека свой особый  индивидуальный ни на чей больше не похожий характер. Так и у рек.

От чего зависит характер течения реки?

Какие бывают реки?

Реки : равнинные, горные

По схеме рисунка 63 стр.98

Сравните речные долины горной реки и равниной.

Чем они различаются?

 

На горных реках из-за перепада высот образуются пороги водопады.

Какие водопады вы знаете?

Деятельность обучающихся 

Высказывают свои ассоциации со словом «река».

Читают определение в учебнике стр. 147-150. Запись определения в тетрадь.

Рельефа

У горной узкое русло и крутой склон.

У равниной широкое русло и не очень крутой склон.

Виктория р.Замбези Африка Ниагарский р.Ниагара  Северная Америка

5  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Работа в группах

- На партах лежат листы со стихами М.Ю.Лермонтова «Терек»

Т.Лаврова «Щедрая, широкая, раздольная»

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:

"Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал".

Вопрос: . Что вы узнали о реке Терек из этого стихотворения? Подтвердите строчками стихотворения.

Щедрая, широкая, раздольная
Волга величавая течет.
Своенравная, как птица – вольная,
Все "ключи" собрав наперечет.

Шумная, бурливая, привольная...
Теплоходы катит по волнам.
По ночам – степенная, спокойная –
Ластится к пологим берегам.

Города и села умываются
Чистою, прохладною водой.
Радугой веселой улыбаются,
Наполняя душу теплотой.

Миллионы лет во благо трудится,
Всем вокруг давая право жить.
И пока Земля – планета крутится,
Будет человечеству служить.

Вопрос: Что вы узнали о реке Волга из этого стихотворения? Подтвердите строчками стихотворения

Выполнить задания по карточкам.

Задание 1 подчеркните правильный ответ

Задание№1

1.Подчеркните правильный ответ.

Река со своими притоками образует…………………

речную систему; речную долину; речной бассейн

2.Подчеркните правильный ответ

Водораздел-это граница, разделяющая………………

речные долины; речные системы; речные бассейны

3.Объясните поговорку: «Река Ока Волге правая рука». Что можно назвать «левой рукой» Волги?

Задание  2 подберите пару

Подберите каждому из нижеперечисленных географических понятий соответствующее определение. Например: 1-А

1) река                                      А) начало реки

2) исток                                    Б) главная река со всеми притоками

3) устье                                     В) поток воды, текущий в углублении

4) речная система                    Г) участок земной поверхности, с которого вся

                                                      вода стекает в реку

5) водораздел                           Д) место впадения реки в озеро, море или  

                                                      другую реку

6) бассейн реки                         Е) граница, разделяющая бассейны рек

Обменяйтесь карточками для самопроверки

Подведём итог

Деятельность обучающихся

Работают в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий.

-Река горная

«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:

Река  равнинная.

«Щедрая, широкая, раздольная
Волга величавая течет.»

речную систему

речные бассейны

приток Кама

6 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Используя свои новые знания дополните предложение:

1)Сегодня я узнал…        

2) Было интересно…

3)Я понял ,что…

4)Мне понравилось …

5) Я научился

Деятельность обучающихся

Определяют уровень  достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

8 ЭТАП Домашнее задание.  1.П.17

                                                           2. составить кроссворд по терминам темы

                                                           3.Составить фотоколаж «Водопады мира»

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Тема Реки 5 класс

конспект урока по географии 5 класс учебник Летягин  тема Рекиучитель МОУ СОШ №1 Коротицкая Л.Ю....

конспект урока в 8 классе по теме "Реки и озёра"

Конспект с ипользоанием приёмов технологии развития критического мышления....

План-конспект урока в 7 классе по теме : Внутренние воды Африки. Реки

Задачи: Изучить реки Африки, их особенности. Определить хозяйственное значение. Применять знания в поисках решения проблемных ситуациях в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие...

конспект урока географии 6 класс тема "Реки Лена и Амур" школа 8 вида

конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционой) школы VIII вида по теме: "Рки :Лена и Амур"...

Опорный конспект по теме: "Реки" 6 класс

Учебный материал по теме "Реки", 6 класс дан с использованием технологии опорного конспекта. Прост и удобен в использовании....

План - конспект урока Математика 5 класс «Движение по реке».

План - конспект урокаМатематика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)Тема урока: «Движение по реке»....

План-конспект урока географии "реки Чувашской Республики"

План-конспект урока географии в 8 класса по рекам Чувашской Республики, с дополнительными заданиями....