3 этап. Изучение нового материала. | Океаны -Почему планету Земля называют голубой? (Покрыта водой) -Сегодня мы начинаем исследовать Мировой океан.
-Откройте атласы и найдите, где находится Мировой океан? (его на картах нет) -На самом деле Мировой океан это совокупность всех океанов. Вода заполняет четыре огромные впадины, образуя четыре океана (запись на доске): Тихий-166 км², Атлантический- 82 км², Северный Ледовитый – 12,2 км², Индийский 73,6 км² Запишите все океаны по мере уменьшения их площади (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый) - Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек (по карте показываю границы океанов) -Найдите океаны на карте океанов в атласе и покажите их на карте мира. - Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, текст параграфа составьте описание океанов по плану (План лежит на каждой парте). (Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по рядам (групповое выполнение задания)). Оформляют ответы в виде таблицы. План | Тихий океан | Индийский океан | Северный Ледовитый океан | Атлантический океан | 1. Какое место занимает по площади? | Первое | третье | четвертое | второе | 2. С какими другими океанами связан? | с Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым | с Тихим и Атлантическим | с Тихим и Атлантическим | с Тихим, Индийским, Северным Ледовитым | 3. Какие материки омывает? | Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную Америку | Евразию, Австралию, Антарктиду, Африку | Северную Америку, Евразию | Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду | 4. Какова максимальная глубина? | 11022 м | 7729 м | 5527 м | 8742 м |
Проверка работы. Показ по карте у доски учениками. Молодцы, ребята!
2) Материки, острова, полуострова, архипелаг. - На сушу приходится 149 км², в Мировом океане это огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой. Это материки.
Материк – это огромный участок суши. (Запись определения в тетрадь)
Назовите и покажите их на карте по мере увеличения их площади (Евразия, Северная и Южная Америка, Африка, Австралия и Антарктида.) (вызывается 1 человек для показа по карте). - В Мировом океане находятся сравнительно небольшие участки (по сравнению с материками) суши – это острова. Самый большой остров на земле остров – это Гренландия (2,176 тыс.кв.км). Остров – небольшие участки суши, окруженные со всех сторон водой. (Запись определения в тетрадь) Острова по происхождению делятся: материковые (Мадагаскар), вулканические (Гавайские, Курильские острова), коралловые (Большой Барьерный риф). - В океане встречаются архипелаги. Что же такое? Архипелаг – группа островов, лежащих недалеко друг от друга. (Запись определения в тетрадь)
По физической карте полушарий найдите и назовите архипелаги. (работа с картой) - Участки материков и островов, глубоко впадающие в океан называются полуостровами. Самый крупный полуостров – Аравийский (2730 тыс.кв.км) на Земле. А в России – Камчатка. Задание: 1. Откройте учебник с.71 параграф 24 найдите и запишите определение понятия «полуостров». Задание: 2. По физической карте полушарий найдите и назовите полуострова.
3) Моря. Определите, о какой части океана идет речь. Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьется, Из него вода не пьется, Потому что не вкусна – И горька, и солона. (Море)
Найдите в учебнике на стр.72 определение море (дети читают определение).
Море – часть океана, отделенная от него островами или полуостровами или подводными поднятиями дна, отличающиеся от океана свойствами воды, обитателями. -Запишите в тетрадь определение моря.
Вашему вниманию приведены названия некоторых морей, которые разделены на 2 группы ( запись на доске) 1 группа: Черное море 2 группа: Берингово море Балтийское море Аравийское море - Найдите их на карте атласа. Попробуйте определить, в чем их отличие (разное местоположение)
- По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и внутренние (береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей). - Ребята, как вы думаете, море бывает без берегов? (ответы учащихся) - Существует в Атлантическом океане интересное море Саргассово – его называют «море без берегов» границы его образуют океанические течения. Название – от скоплений плавающих на его поверхности саргассовых водорослей (бурого цвета). Задание 1. в учебнике с.72.
Задание 2. Назовите цветные моря?
4) Заливы и проливы. Он у моря - как язык, Он берега лизать привык, И пляж в часы на диво Он вылизал игриво. О каком географическом объекте идет речь? (залив) На с. 72 в учебнике найдите определение - что называется заливом. Запишите в тетрадь.
Самый крупный залив – Бенгальский. Найдите на карте другие заливы (показ у доски).
Он ведет из моря в море Не широк – всего верста. И в нем как в школьном коридоре, И шум, и звон, и теснота. Что это за геогр. объект? (пролив)
Проливы – относительно узкая часть океана или моря, разделяющая два участка суши и соединяющая два смежных водоема. (Запись определения в тетрадь)
Самый длинный (1760 км) – Мозамбикский, а самый широкий (1120 км) и глубокий (5249 км) – пролив Дрейка. Самый узкий Гибралтарский(14 км – самое узкое место). Найдите проливы на карте.
| Изучить Мировой океан и его части. Записывают в тетради дату и тему урока.
Таблицу чертят в тетради.
Записывают определение в тетрадь Работа с картой
Записывают определение в
Работа с картой
Работа по учебнику
Запись определения в тетрадь
Работа с картой
Работа с учебником и с картой в атласе
Запись определения в тетрадь
Запись определения в тетрадь |
Умение работать с картой
Умение сравнивать
Коммуникативные умения. Планирование работы группы. Самостоятельное приобретение знаний.
Публичное выступление, умение работать с картой.
Умение работать с картой
Умение выбрать основное из текста.
Умение сравнивать местоположение объектов
Умение работать у доски |