Конспект урока "Рельеф дна Мирового океана"
план-конспект урока по географии (6 класс)
Материал может быть использован при изучении рельфа в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
relef_dna_mirovogo_okeana.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока географии
в 6 классе
ТЕМА: «Рельеф дна Мирового океана»
(технология уровневой дифференциации, групповые, игровые и информационные технологии)
учитель географии
Зеленина С.В.
Цели урока
Обучающая:
- сформировать представление о формах рельефа дна океана.
Развивающие:
- объяснять происхождение таких форм рельефа как шельф, срединно-океанические хребты, глубоководные желоба, происхождение островов;
- развитие логического мышления и памяти.
Воспитательные:
- формирование познавательного интереса к изучению географии и развитие любознательности;
- воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Учебно-наглядный материал
Атласы, учебники, карточки с заданиями, физическая карта мира, профиль рельефа дна, презентация на тему «Рельеф дна океана» (Приложение).
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. На предыдущих уроках мы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.
“Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами...”
“В телеге еду по холмам,
Порой для глаза нет границ,
И все поля по сторонам,
А над полями стаи птиц,
Я еду день, я еду два,
И все поля, поля, поля…” (Майков)
Дети. Первый отрывок дает описание гор, т.к. автор употребил слова, характеризующие горный рельеф: (острые пики, “снежные шапки”, “ожерелье ледников”, снежные обвалы).
В четверостишие дается описание равнинного рельефа, т. к. холмы это выпуклая форма рельефа высотой не более 200м и характерны только для равнинного рельефа. Но самое главное слово, подчеркивающее ровную поверхность описываемой местности, является слово поля.
Учитель. Чем являются горы и равнины? - это формы рельефа. Давайте проверим как вы выполнили домашнее задание.
ІII. Опрос домашнего задания.
6 человек работают с карточками разного уровня
А мы с вами работаем вместе.
РАЗМИНКА
Мы с вами продолжаем изучать тему «Литосфера». Я хочу проверить, насколько вы разбираетесь в отдельных понятиях по изученной теме.
- Я читаю вам группы слов, а вы должны найти лишнее и объяснить почему.
- Ядро, впадина, земная кора, мантия
- Вершина, склон, магма, подошва
- Кратер, жерло, эпицентр, конус
- Известняк, гранит, песок, уголь
- Низменность, хребет, возвышенность, плоскогорье
- Что же такое рельеф?
- Какие формы рельефа вы знаете?
РАБОТА НА ЗНАНИЕ КАРТЫ
(НАЗЫВАЮТ, ИЩУТ В АТЛАСАХ, ПОКАЗЫВАЮТ НА КАРТЕ У ДОСКИ)
– Равнина на которой находится город Москва (Восточноевропейская равнина)
– Низменность, расположенная к востоку от Уральских гор (Западно-Сибирская равнина)
– - Самая большая низменность в Южной Америке (Амазонская низменность)
– Самая большая по площади низменность в мире, лежащая ниже уровня моря (Прикаспийская низменность)
– Плоскогорье в Сибири между реками Енисей и Лена (Среднесибирское плоскогорье)
III. Изучение нового материала
Послушайте стихотворение Сергея Дубцова.
Подводный мир хранит седой Нептун.
Владения его необозримы.
Сокровища замками тайных рун
Закрыты намертво в местах недостижимых.
Подводный мир хранит седой Нептун.
Здесь горные хребты, атоллы, рифы.
О чудесах твоих под рокот струн,
Слагают люди сказки, песни, мифы.
(На экране картина океана) (1). Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? Да, верно, об океанах. А раз мы изучаем Литосферу, о чем мы должны сегодня узнать? - О строении дна океана. Что вы уже знаете по данной теме?
- Что бы вы хотели узнать по данному вопросу?
ЗАПОЛНЕНИЕ ЛИСТОВ САМОАНАЛИЗА
Как вы думаете, какой рельеф имеет дно океана?
Каких типов, бывает земная кора ( материковой и океанической). Разнообразие рельефа материков мы с вами уже рассмотрели. Сегодня мы совершим путешествие по земной коре – океанической, т.е. познакомимся с рельефом дна Мирового океана и увидим, что рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф суши.(2)
Запишите в тетрадь тему урока.
(3, 4) Постановка цели.
1.Изучить строение рельефа дна Мирового океана;
2.Ознакомиться с географией расположения частей океана на физической карте;
3. Научиться определять и находить их на физической карте с помощью шкалы глубин.
Без специального снаряжения и глубоководных аппаратов совершить путешествие по океаническому дну будет не возможно. Как вы думаете, что необходимо для погружения.
Давайте обратимся к истории изучения дна океана. (5)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
Впервые сведения об океаническом дне были получены Фернандо Магелланом. Во время своего путешествия вокруг света в 1521 г. он бросал ручной лотлинь (Лотом называется прибор, служащий для измерения глубин с борта судна. Ручной лот состоит из свинцовой или чугунной гири 1 (рис. 31) и лотлиня 3. Гиря 1 имеет конусообразную форму, высота ее около 30 см, а вес от 3 до 5 кг. В верхней части гири имеется ушко 2, в которое продевается строп из линя для ввязывания в нее лотлиня 3. В нижней части гири сделана выемка, в которую вмазывают мыло или смесь сала с толченым мелом. При измерении глубины гиря ударяется о дно, частицы грунта пристают к салу или к мылу и это дает возможность одновременно с определением глубины определить характер грунта в данном месте.) вероятно до глубины 200 морских саженей (366 метров) в Тихом океане. Не достигнув лотом дна, он сделал вывод, что находится над самым глубоким местом в океане. На самом деле глубина дна в местах, где Магеллан делал промеры, составляет 4000 метров.
В 1872-1876 годах английские путешественники на судне «Челленджер» исследовали и в ручную промерили дно трех океанов, составили первую карту океанического дна, развеяв тем самым сомнения, что дно ровное и песчаное. Позже французский океанолог Жак-Ив Кусто совершит множество открытий рельефа дна океана и его обитателей.
(6,7) Во время второй мировой войны был создан аппарат эхолот, который был первоначально предназначен для слежения за подводными лодками противника. Но позже этот прибор стал использоваться для промера глубин. А в конце 50- х годов XX столетия был изобретен батискаф, способный погружаться на большие глубины.
Как вы думаете какие процессы формируют рельеф дна океана?(8)
УЧЕБНИК С.64 рис. 45 (9)
Чтобы подробнее изучить глубины отправляемся в путь! (9)
По ходу урока учащиеся заполняют схему «Рельеф дна океана»
Профиль рельефа дна. (10)
Сегодня ученые выделяют три основных части дна Мирового океана:
- Подводная окраина материков.
- Ложе океана.
- Переходная зона.
Наше путешествие начинается от Тихоокеанского побережья России на юго-восток по Тихому океану. Сначала мы погружаемся на подводное продолжение низменной прибрежной равнины.
Определить по атласу глубину, на которую мы погрузились (0-200 м).
(11) Подводная окраина материков. Эта часть океана называется материковой отмелью или шельфом. Глубина 100-200 м. Здесь можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек. Шельф покрыт обломочными породами, принесенными реками с суши или образовавшимися при разрушении берегов. Здесь обнаружены и добываются полезные ископаемые – нефть, природный газ. Солнечного света здесь достаточно, поэтому эта часть океана полна жизнью. Шельф материков имеет различную ширину. (Работа с картой – по карте материков и океанов определите, у каких материков и их частей наиболее широкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин.)
Самая большая площадь шельфа в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах. Но спуск продолжается. Материковую отмель и ложе океана соединяет материковый склон. Склон может опускаться до глубины 3000 м. Здесь расположены острова, которые образовались в результате затопления материка. Поэтому они называются материковыми островами. (о. Сахалин)
Внимание! На лодке объявлена готовность номер 1. Мы входим в сейсмически активную зону. Это переходная зона. Здесь очень сложный рельеф с особой формой – глубоководные желоба. (12). Это длинные узкие понижения дна океанов глубиной свыше 6000 метров. Самый глубокий океанический желоб – Марианский желоб в западной части Тихого океана. Его глубина 11 022 метра (13).
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: Найти и рассказать, опускался ли в Марианскую впадину человек.
И всегда для желобов характерны островные дуги или просто острова.
В переходной зоне часто происходят землетрясения, именно здесь расположены многие действующие вулканы нашей планеты.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
ПРЕЖДЕ, ЧЕМ МЫ ОТРПАВИМСЯ ДАЛЬШЕ НЕОБХОДИМО ОТДОХНУТЬ
(14) Ложе океана. На глубине 5000 метров уже темно, солнечный свет не попадает, обитают глубоководные обитатели, рельеф достаточно ровный это - подводные равнины или их называют котловинами. Найдите на карте крупнейшие подводные котловины.
Важнейшим открытием стали срединно-океанические хребты. (МАКЕТ) Они образуют горные системы высотой 3-4 км. В центральной части хребтов находится разлом, который представляет собой ущелье с крутыми склонами. Здесь постоянно происходят землетрясения и извержения вулканов. Температура воды у дна ущелья очень высокая, поэтому растворенные в воде вещества начинают взаимодействовать друг с другом, образуя серную кислоту. Кислота взаимодействует с излившейся магмой, в результате чего возникают высокие конусообразные постройки. Над конусами образуются черные облака. Эти удивительные творения природы получили названия «черные курильщики» (15).
Есть на дне океанов и одиночные горы – это конусы вулканов. Вулканы, которые поднялись над водой (16) ,образовали вулканические острова. Ярким примером могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва (работа с картой)
(17) Те же вулканы, которые потухли, начали разрушаться, они имеют плоские, выровненные течениями вершины. В теплых водах на вершинах потухших вулканов поселяются колонии кораллов, образуя коралловые острова в форме кольца с внутренним водоемом – это атоллы.
IV. Закрепление изученного материала
РАБОТА В ПАРАХ.
УЧИТЕЛЬ предлагает учащимся работу в группах (парах) –
Тренировочная работа с картой по определению изменения глубины на примере Индийского океана. (РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ)
В заключение урока проведем небольшую проверочную работу. Перед вами профиль рельефа дна. Я вам буду называть цифру, а вы определите, какой тип рельефа.
4 - желоб
1 - шельф
3 - островные дуги
6 - СОХ
2 - материковый склон
5 - котловины
7 - вулканические острова
Заполнение листа самоанализа
V. Домашняя работа
ЗАДАЧИ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ
1 уровень – прочитать § 22 (учебник Т.П. Герасимова) , нанести на контурную карту все географические названия форм рельефа дна Мирового океана встретившихся в тексте параграфа.
2 уровень - прочитать § 22. Определить ФГП Срединно-Атлантического хребта по плану описания ФГП гор.
3 уровень – прочитать § 22. Творческое задание. Подготовить сообщение о развитие знаний о Мировом океане в прошлом, в начале XX века, в современный период.
Рельеф дна мирового океана очень разнообразный. Он на протяжении веков претерпел изменения, и продолжает изменяться, но уже из-за влияния человека. Природоохранные организации призывают беречь природу островов и их прибрежные воды, чтобы сохранить это подводное царство для путешественников и будущих поколений.
(Подвожу итоги урока, объявляю оценки.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".
сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....
Конспект урока "Рельеф Мирового океана"
Конспект урока "Рельеф Мирового океана" 6 класс...
«Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».
Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса...
Анализ урока по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».
Самоанализ урока с подробным разбором каждого этапа....
Конспект урока Воды Мирового океана 7 класс
Конспект модульного урока "Воды Мирового океана" 7 класс....
Конспект урока "Части Мирового океана"
Урок с использованием интерактивной доски...
Конспект урока "Значение мирового океана для человека"
Тема урока: Значение мирового океана для человекаКласс: 5УМК: Учебник Домагацких Е. М. «География. Введение в географию»...