Урок географии "Природные зоны"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Герстнер Инга Викторовна

Учащиеся научатся раскрывать, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли;Объяснят смену природных зон на Земле;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prirodnye_zony.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок географии «Природные зоны Земли»- 6 класс

Цели урока:

  • Раскрыть, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли;
  • Объяснить смену природных зон на Земле;
  • Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности;
  • Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к  окружающему миру.

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, интерактивная карта природных зон Земли, презентация «Природные зоны»

Работа с учебником: работа с текстом, рисунками

Тип урока: изучение нового материала

Методы: исследовательский, частично-поисковый.

  1. Оргмомент

Доброе утро, дорогие ребята!  Сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуйте их!

  1. Изучение нового материала

Тема  нашего урока сегодня «Природные зоны Земли».  

 Это будет не простой урок, мы вместе с вами  совершим увлекательное путешествие .

Подумайте, пожалуйста,  чему вы хотите сегодня научиться, что нового узнать? (каждый ученик на отельных листках записывает свои цели изучения темы)Эти листки размещаются на«Дереве ожиданий»

Каждый из вас теперь готов отправиться в путешествие и рассмотреть особенности природы и природных зон.  Во время путешествия вы узнаете  и услышите много интересного о природе нашей земли. Путешествуя, мы будем придерживаться определенного плана: сначала познакомимся с географическим положением и особенностями климата природной зоны. Затем с растениями и животными, а так же хозяйственной деятельностью.

Во время путешествия  вам предстоит заполнять бортовой журнал.

(вносить особенности каждой природной зоны).

Название природной зоны

Особенности климата

Растительность

Животный мир

Как используется человеком

Работа с интерактивной картой как источником учебной информации

Учитель: В разных уголках нашей планеты сложились разные природные зоны. Перед началом путешествия мы должны выяснить, что такое природная зона.

Наличие закономерности смены природных зон обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменения климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата (в первую очередь, тепла и влаги) вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т.д.

Вывод: От чего зависит разнообразие природных зон? (от географической широты, соотношения тепла и влаги, рельефа, от типа почвы и др.)

Какова главная закономерность смены природных зон? (угол падения солнечных лучей, разное количество тепла и влаги)

Давайте посмотрим как это происходит. Ребята мы запаслись нужным богажом знаний, теперь пора отправляться в путь.

Первая остановка нашего путешествия – это Зона арктических и антарктических пустынь

Арктика занимает территорию СЛО и северных островов материка Евразия и Северная Америка. Это царство льда и снега. Здесь суровые климатические условия. Очень ветреная и морозная зимы. Пол года длится полярная ночь, пол года полярный день. Основные обитатели – это хищники, морские обитатели СЛО, так как там можно раздобыть себе еду только в океане. Для травоядных там нет пищи, так как отсутствует почва.

Южнее от зоны арктики расположилась Зона тундры. Слова «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки»- невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Это зона сформирована в северных областях Евразии и Северной Америки.

Для этой зоны характерны короткое прохладное лето, суровая зима. Уже в декабре морозы достигают -400 , характерны сильные ветры, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников- ягель, кустарничков- брусника, черника, морошка, карликовая береза). Летом много перелетных птиц (утки, гуси, лебеди). Типичные животные : лемминги, песцы, северные олени, полярные совы., белая куропатка.

 Тундра раздолье для грибника. Говорят, что в тундре грибы выше деревьев, это почти правда, если учесть, что деревья имеют высоту 15-30см.

Следующая остановка:

Природная зона тайги  По-якутски значит «большой лес», Тайга — это густые хвойные леса. Тайга славится своими елью, сосной, пихтой, кедром, лиственницей — деревьями, у которых вместо листьев узкие и плотные иголки — хвоя.

Обычно сильно заболочена

Животный мир богат, особенно пушным зверем: соболь, куница, белка .    многочисленны и разнообразны птицы: кедровка, глухарь.

Вы не забыли заполнить свой бортовой журнал

Природная зона смешанные и широколиственные леса:

Смешанный лес состоит из хвойных и широколиственных пород деревьев. Представлен тремя ярусами растительности: деревья, кустареики и травы.

  • Едешь, едешь- степь да небо,

Точно нет им края….

Следующая остановка – это степи

Степи: В районах, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов раскинулись травянистые равнины-степи

  Но основные травы, растущие в степи, злаки (растения, образующие колоски) — ковыль, типчак, мятлик, тонконог. Животный мир представляют- сайгаки, грызуны: суслики, полевка, степной хорек, тушканчик, дрофы, степной орел.

   

Саванны. Это те же степи, только на южных материках. Особенно обширны саванны в Африки и степи в Евразии.

В тропических районах Африки с жарким климатом и чередующимися сезонами дождей и засухи расположены саванны. Это  территории с высокой травой, выгорающей на солнце в засушливые периоды, одиночными раскидистыми акациями и огромными баобабами. Особенно густые заросли растительности образуются только вдоль берегов рек. Жесткую и порой сухую траву охотно поедают многочисленные обитатели саванны. Нигде в мире не водится столько разных крупных животных, как в этой местности. Здесь пасутся стада антилоп, газелей, зебр и буйволов., жирафы, кенгуру (Австралии )

Зона пустыни:

Пустыни — самые засушливые области Земли. Летом в этих районах дневная температура достигает 50 °С в тени, а ночью резко опускается . Дожди здесь — явление крайне редкое. Самая большая пустыня в мире — Сахара. Она занимает свыше 7 млн. кв. км. Растения имеют мощные корни, колючки вместо листьев: саксаул, верблюжья колючка

Животный мир богаче и разнообразнее: верблюд, джейран, варан, насекомые

Последняя остановка нашего путешествия - это

Зона влажных экваториальных  лесов. По обе стороны от экватора, между северным и южным тропиком расположен влажный тропический лес.

Самая богатая видами природная зона, лес всегда зеленый и очень густой,

деревья достигают высоты 50 - 60 м, обвитые лианами.

Большинство животных обитают на деревьях: обезьяны, летучие мыши, змеи, ящерицы, ленивец. Удивительно красочен мир птиц.

Закрепление

  1. Задание «Установи соответствие между природной зоной и ее животными». (флеш)
  2. Предлагаю выполнить задания:

О какой природной зоне идёт речь:

Растительность образует несколько ярусов, нет времён года, круглый год тепло. (влажные экваториальные леса)

Территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев. Здесь различают зимний тёплый сухой сезон и летний жаркий сезон дождей. (саванны)

Обширные равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью. Распаханы и густо заселены людьми. (степи)

  1. Филворд

Рефлексия  и вывод 

– отправляясь в путешествие мы ставили перед собой определенные цели. Вспомните, ребята, зачем мы отправлялись в путешествие? Обсуждение «Дерева ожиданий», которое превращается в «Дерево решений»

Ответ учащихся: рассмотреть природные зоны Земли, их животный и растительный мира, климатические особенности.

– Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?

Значит мы рассмотрели природные зоны и теперь мы знаем их особенности, можем отличить и определить их по животным и растениям, которые для них характерны.

– Как вы считаете, нужно ли знать особенности каждой природной зоны и для чего?

Итоги урока

Наш урок- путешествие подошел к концу. Я хочу прочитать вам стихотворение, которое должно являтся заветом для людей.

Любите ребята, природу-

Пустыни, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобой на ней.

Так будем же, люди все вместе

Мы к ней относится добрей!

А теперь давайте проанализируем наш урок. Если вам было интересно и вы узнали много нового, (зеленый цвет)

Если было скучно и ничего нового не узнали – красный.

Домашнее задание: составить визитную карту природной зоны с фото растений, животных, хар-ой климата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Безлесные зоны на юге России" 8 класс

Конспект урока на тему " Безлесные зоны на юге России" в 8 классе с использованием электронного учебника....

Конспект урока "Природные зоны Австралии".

На уроке дети могут расширить знания учащихся о Австралии и ее проблемах:-  Научится прогнозировать будущее территории, исходя из полученных данных-  Продолжить знакомство с работой с р...

Урок "Природные зоны Евразии" 7 класс

Проблемный урок (в продолжении изучения темы "Природные зоны Евразии")Конспект представлен в сокращенном виде (без иллюстрации изображений с интерактивной доски и без презентации)...

проект урока "Лесные зоны России"

Проект урока по теме 8 класса "Природные зоны России". Дается подробная психолого-педагогическая характеристика класса, в котором проводится урок. Описывается хронометраж и план урока урока, все учебн...

Тема урока: «Природные зоны Евразии».

Цель урока:познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира...

Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.

План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...

Технологическая карта урока географии в 7 классе Тема урока:Природные зоны Южной Америки

Урок открытия новых знаний.Дана разработка урока, с указанием образовательных, развивающих и воспитательных целей. В технологической карте указаны УУД; даны приложения к уроку...