Урок географии "Природные зоны"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Учащиеся научатся раскрывать, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли;Объяснят смену природных зон на Земле;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prirodnye_zony.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок географии «Природные зоны Земли»- 6 класс
Цели урока:
- Раскрыть, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли;
- Объяснить смену природных зон на Земле;
- Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности;
- Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к окружающему миру.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, интерактивная карта природных зон Земли, презентация «Природные зоны»
Работа с учебником: работа с текстом, рисунками
Тип урока: изучение нового материала
Методы: исследовательский, частично-поисковый.
- Оргмомент
Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуйте их!
- Изучение нового материала
Тема нашего урока сегодня «Природные зоны Земли».
Это будет не простой урок, мы вместе с вами совершим увлекательное путешествие .
Подумайте, пожалуйста, чему вы хотите сегодня научиться, что нового узнать? (каждый ученик на отельных листках записывает свои цели изучения темы). Эти листки размещаются на«Дереве ожиданий»
Каждый из вас теперь готов отправиться в путешествие и рассмотреть особенности природы и природных зон. Во время путешествия вы узнаете и услышите много интересного о природе нашей земли. Путешествуя, мы будем придерживаться определенного плана: сначала познакомимся с географическим положением и особенностями климата природной зоны. Затем с растениями и животными, а так же хозяйственной деятельностью.
Во время путешествия вам предстоит заполнять бортовой журнал.
(вносить особенности каждой природной зоны).
Название природной зоны | Особенности климата | Растительность | Животный мир | Как используется человеком |
Работа с интерактивной картой как источником учебной информации
Учитель: В разных уголках нашей планеты сложились разные природные зоны. Перед началом путешествия мы должны выяснить, что такое природная зона.
Наличие закономерности смены природных зон обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменения климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата (в первую очередь, тепла и влаги) вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т.д.
Вывод: От чего зависит разнообразие природных зон? (от географической широты, соотношения тепла и влаги, рельефа, от типа почвы и др.)
Какова главная закономерность смены природных зон? (угол падения солнечных лучей, разное количество тепла и влаги)
Давайте посмотрим как это происходит. Ребята мы запаслись нужным богажом знаний, теперь пора отправляться в путь.
Первая остановка нашего путешествия – это Зона арктических и антарктических пустынь
Арктика занимает территорию СЛО и северных островов материка Евразия и Северная Америка. Это царство льда и снега. Здесь суровые климатические условия. Очень ветреная и морозная зимы. Пол года длится полярная ночь, пол года полярный день. Основные обитатели – это хищники, морские обитатели СЛО, так как там можно раздобыть себе еду только в океане. Для травоядных там нет пищи, так как отсутствует почва.
Южнее от зоны арктики расположилась Зона тундры. Слова «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки»- невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Это зона сформирована в северных областях Евразии и Северной Америки.
Для этой зоны характерны короткое прохладное лето, суровая зима. Уже в декабре морозы достигают -400 , характерны сильные ветры, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников- ягель, кустарничков- брусника, черника, морошка, карликовая береза). Летом много перелетных птиц (утки, гуси, лебеди). Типичные животные : лемминги, песцы, северные олени, полярные совы., белая куропатка.
Тундра раздолье для грибника. Говорят, что в тундре грибы выше деревьев, это почти правда, если учесть, что деревья имеют высоту 15-30см.
Следующая остановка:
Природная зона тайги По-якутски значит «большой лес», Тайга — это густые хвойные леса. Тайга славится своими елью, сосной, пихтой, кедром, лиственницей — деревьями, у которых вместо листьев узкие и плотные иголки — хвоя.
Обычно сильно заболочена
Животный мир богат, особенно пушным зверем: соболь, куница, белка . многочисленны и разнообразны птицы: кедровка, глухарь.
Вы не забыли заполнить свой бортовой журнал
Природная зона смешанные и широколиственные леса:
Смешанный лес состоит из хвойных и широколиственных пород деревьев. Представлен тремя ярусами растительности: деревья, кустареики и травы.
- Едешь, едешь- степь да небо,
Точно нет им края….
Следующая остановка – это степи
Степи: В районах, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов раскинулись травянистые равнины-степи
Но основные травы, растущие в степи, злаки (растения, образующие колоски) — ковыль, типчак, мятлик, тонконог. Животный мир представляют- сайгаки, грызуны: суслики, полевка, степной хорек, тушканчик, дрофы, степной орел.
Саванны. Это те же степи, только на южных материках. Особенно обширны саванны в Африки и степи в Евразии.
В тропических районах Африки с жарким климатом и чередующимися сезонами дождей и засухи расположены саванны. Это территории с высокой травой, выгорающей на солнце в засушливые периоды, одиночными раскидистыми акациями и огромными баобабами. Особенно густые заросли растительности образуются только вдоль берегов рек. Жесткую и порой сухую траву охотно поедают многочисленные обитатели саванны. Нигде в мире не водится столько разных крупных животных, как в этой местности. Здесь пасутся стада антилоп, газелей, зебр и буйволов., жирафы, кенгуру (Австралии )
Зона пустыни:
Пустыни — самые засушливые области Земли. Летом в этих районах дневная температура достигает 50 °С в тени, а ночью резко опускается . Дожди здесь — явление крайне редкое. Самая большая пустыня в мире — Сахара. Она занимает свыше 7 млн. кв. км. Растения имеют мощные корни, колючки вместо листьев: саксаул, верблюжья колючка
Животный мир богаче и разнообразнее: верблюд, джейран, варан, насекомые
Последняя остановка нашего путешествия - это
Зона влажных экваториальных лесов. По обе стороны от экватора, между северным и южным тропиком расположен влажный тропический лес.
Самая богатая видами природная зона, лес всегда зеленый и очень густой,
деревья достигают высоты 50 - 60 м, обвитые лианами.
Большинство животных обитают на деревьях: обезьяны, летучие мыши, змеи, ящерицы, ленивец. Удивительно красочен мир птиц.
Закрепление
- Задание «Установи соответствие между природной зоной и ее животными». (флеш)
Предлагаю выполнить задания:
О какой природной зоне идёт речь:
Растительность образует несколько ярусов, нет времён года, круглый год тепло. (влажные экваториальные леса)
Территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев. Здесь различают зимний тёплый сухой сезон и летний жаркий сезон дождей. (саванны)
Обширные равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью. Распаханы и густо заселены людьми. (степи)
- Филворд
Рефлексия и вывод
– отправляясь в путешествие мы ставили перед собой определенные цели. Вспомните, ребята, зачем мы отправлялись в путешествие? Обсуждение «Дерева ожиданий», которое превращается в «Дерево решений»
Ответ учащихся: рассмотреть природные зоны Земли, их животный и растительный мира, климатические особенности.
– Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?
Значит мы рассмотрели природные зоны и теперь мы знаем их особенности, можем отличить и определить их по животным и растениям, которые для них характерны.
– Как вы считаете, нужно ли знать особенности каждой природной зоны и для чего?
Итоги урока
Наш урок- путешествие подошел к концу. Я хочу прочитать вам стихотворение, которое должно являтся заветом для людей.
Любите ребята, природу-
Пустыни, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относится добрей!
А теперь давайте проанализируем наш урок. Если вам было интересно и вы узнали много нового, (зеленый цвет)
Если было скучно и ничего нового не узнали – красный.
Домашнее задание: составить визитную карту природной зоны с фото растений, животных, хар-ой климата
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Безлесные зоны на юге России" 8 класс
Конспект урока на тему " Безлесные зоны на юге России" в 8 классе с использованием электронного учебника....
Конспект урока "Природные зоны Австралии".
На уроке дети могут расширить знания учащихся о Австралии и ее проблемах:- Научится прогнозировать будущее территории, исходя из полученных данных- Продолжить знакомство с работой с р...
Урок "Природные зоны Евразии" 7 класс
Проблемный урок (в продолжении изучения темы "Природные зоны Евразии")Конспект представлен в сокращенном виде (без иллюстрации изображений с интерактивной доски и без презентации)...
проект урока "Лесные зоны России"
Проект урока по теме 8 класса "Природные зоны России". Дается подробная психолого-педагогическая характеристика класса, в котором проводится урок. Описывается хронометраж и план урока урока, все учебн...
Тема урока: «Природные зоны Евразии».
Цель урока:познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира...
Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.
План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...
Технологическая карта урока географии в 7 классе Тема урока:Природные зоны Южной Америки
Урок открытия новых знаний.Дана разработка урока, с указанием образовательных, развивающих и воспитательных целей. В технологической карте указаны УУД; даны приложения к уроку...