Конспект урока "Природные зоны Австралии".
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
На уроке дети могут расширить знания учащихся о Австралии и ее проблемах:
- Научится прогнозировать будущее территории, исходя из полученных данных
- Продолжить знакомство с работой с различными источниками информации (интернет, видео, электронная продукция).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_geografii_i_ekologii.docx | 162.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по географии и экологии
«Природные зоны Австралии»
Урок составлен и подготовлен учителем
экологии и химии Тимошенко Л.В. и
учителем географии Михайлюк С.Е.
МБОУ «Краснобаррикадная СОШ»
Икрянинского района Астраханской области
Тип урока: урок изучения новых знаний
Форма урока: урок – путешествие
Технология проблемного обучения
Оборудование:
- Физическая карта Австралии
- Слайд-презентация к уроку
- Видео фрагмент о птице-лире
- Видео фрагмент о кенгуру
- Раздаточный материал (смотри приложение 1; 2)
Подготовительная работа: ученики получают задание: подготовить выступление о растениях и животных Австралии.
Цель урока:
- Продолжить знакомство с особенностями природных зон материка.
- Познакомиться с растениями и животными Австралии.
- Дать оценку экологическому состоянию природных зон Австралии.
Задачи урока
Образовательные:
- Расширить знания учащихся о Австралии и ее проблемах
- Научить учеников прогнозировать будущее территории, исходя из полученных данных
- Продолжить знакомство с работой с различными источниками информации (интернет, видео, электронная продукция)
Развивающие:
- Через интеграцию знаний по географии, экологии, биологии расширить представления об окружающем мире на примере Австралии
- Развивать умения находить причинно-следственные связи
- Продолжать формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации и применять их
Воспитательные:
- Эстетическое воспитание
- Экологическое воспитание
Этапы урока:
- Организационный
- Этап актуализации знаний
- Этап усвоения новых знаний
- Этап промежуточного контроля
- Этап информации учащихся о домашнем задании
Ход урока
- Организационный этап
Учитель географии:
(2 слайд) «Этот край самый любопытный на Земном шаре! (3сдайд) Его возникновение, растения, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит. Самая причудливая (4 слайд), самая нелогичная страна из всех (5слайд), когда-либо существовавших!» - так описал Австралию один из героев Ж. Верна в романе «Дети капитана Гранта» (6 слайд).
(7 слайд) Сегодня мы с вами продолжим изучение компонентов природы этого удивительного материка, познакомимся с природными зонами, растениями и животными, узнаем, что им угрожает.
- Этап актуализации знаний
Но прежде, чем двигаться дальше, проверим ваши знания по географической номенклатуре. Проведем блиц-опрос (8 слайд):
- Какая условная линия пересекает Австралию посередине? (Южный тропик).
- Австралия – материк самый….? (Сухой)
- Какие климатические пояса находятся в Австралии? (Субэкваториальный, тропический и субтропический)
- Как называются известные вам реки на этом материке? (Муррей с притоком Дарлинг – крупнейшая река в Австралии).
- В каком полушарии расположен материк? (Южном)
- Назовите действующие вулканы этого материка. (Их нет)
- Как изменяется температура, если двигаться с севера на юг Австралии? (Становится холоднее)
- Самая высокая точка материка – это …? (гора Костюшко)
- Каким океаном омывается юг Австралии? (Индийский океан)
- Как называются временно пересыхающие реки Австралии? (Их называют криками)
А сейчас давайте найдем ответы на вопросы, которые вам задает следующий слайд. На экране перед вами на карте отмечены объекты. Что это?
- Большой Австралийский залив
- Река Муррей
- Остров Новая Гвинея
- Мыс Юго-Восточный
- Большая пустыня Виктория
- Залив Карпентария
- Город Канберра
- Остров Тасмания
- Мыс Йорк
- Большой водораздельный хребет.
- Этап усвоения новых знаний
А сейчас, откройте атласы на странице природных зон Австралии. Знакомы ли вам эти зоны? Назовите их. На каком материке вы их уже встречали? Давайте посмотрим на территорию саванн и редколесий Австралии. Какому климатическому поясу они соответствуют? (Субэкваториальному) Преобладают здесь красные ферраллитные и коричнево-красные почвы. Среди травы растут эвкалипты, акации, бутылочные и другие деревья.
Давайте послушаем выступления, подготовленные вашими одноклассниками, которые расскажут нам подробнее об этих удивительных растениях Австралии.
- Бутылочное дерево
- Эвкалипт
- Акация
Южнее расположены пустыни. Какому климатическому поясу они соответствуют? В австралийских пустынях растут низкие колючие эвкалипты, множество кустарников, заросли которых называют скрэбом. Запишите определение в тетрадь. Корни эвкалиптовых деревьев уходят до 30 метров в землю и как мощные насосы выкачивают из нее влагу.
… Пустыни. Они являются хорошими пастбищами для овец. Среди них есть и песчаные, например, Большая песчаная пустыня. В пустынях Австралии нет оазисов. На слайде перед вами показан вид озера Карнеги из Космоса. Это озеро Австралии полностью заполняется водой в период дождей, а в остальное время высыхающее оно похоже на болото.
Во влажных тропических лесах встречаются фикусы, древовидные папоротники, эвкалипты, мангровые деревья. В более засушливых районах эвкалипты и акации. На острове Тасмания распространены леса умеренного пояса. 75% видов растительности встречаются только в Австралии и на близлежащих островах. Запишите в тетрадь определение нового термина. Эндемики – растения и животные, обитающие в пределах ограниченного пространства, изолированы географически или экологически от других местообитаний (глубокие озера, горы, острова). В нашем случае – это Тихий океан.
Уникален и животный мир материка. Сейчас мы предоставим слово нашим исследователям, которые расскажут вам о некоторых удивительных животных этого материка. После чего вы должны ответить на вопросы:
- В чем заключается уникальность этих животных?
- Почему эти животные встречаются только на этом материке?
Сообщения:
- Коала
- Кенгуру (после сообщения видеофильм о кенгуру)
- Утконос
- Ехидна
- Лирохвост (после сообщения видеофильм о лирохвосте)
- Этап промежуточного контроля
А теперь давайте постараемся ответить на предложенные выше вопросы. Перед вами лежат три смайлика – красный, желтый, зеленый. Я зачитаю некоторые утверждения, а вы, если согласитесь со мной поднимите зеленый, если нет – красный, а если затруднитесь с ответом – желтый.
- Коала питается только листьями эвкалипта
- В Австралии встречаются кенгуру, бегемот и страус эму
- Утконос и ехидна – яйцекладущие млекопитающие
- Коала агрессивное животное
- Лирохвост – птица похожая на воробья
- Кенгуру рождает детеныша размером с грецкий орех
- Австралия – материк реликтов, т.е. животных и растений, сохранившихся от прошлых геологических эпох
- Австралийский ленивец это ехидна
- Корни эвкалиптовых деревьев уходят в землю на 30 метров и как насосы выкачивают из нее влагу
- Растительность западной и центральной частей материка необычайно пышная, т.к. здесь находится зона пустынь и полупустынь
Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, а это значит, что вы внимательно слушали наши рассказы. А сейчас я предоставляю слово экологам, которые расскажут нам о состоянии природной среды этого континента.
Оценка экологического состояния природных зон Австралии
1 ученик: Самый уникальный материк!!! Прибытие на континент европейцев привело к появлению новых разновидностей флоры и фауны, которые были привезены из известных к тому времени частей света. Кошки и лисы ответственны за снижение численности или даже уничтожение некоторых разновидностей местных животных. Пожалуй, наиболее печальное событие последнего времени – исчезновение в Тасмании сумчатого волка. Попытки отлова последних животных с целью сохранения их и разведения, хотя бы в условиях зоопарков не увенчались успехом. Австралия – кроличий рай! Когда то переселенцы завезли на континент всего лишь 16 особей, и уже в конце ХХ столетия они обживали территорию со скоростью до 100 км в год, а их численность более 750 миллионов. Дикая популяция кроликов, завезенных европейцами, привела к ухудшению некоторых областей Австралии, а их быстрое распространение привело к необходимости строительства трех заборов, протяженностью 3256 километров. Привезенные растения также существенно притесняют местную флору и преобразуют среду обитания, так как местные сухие почвы сильно зависят от эндемичной растительности. Деятельность человека и изменение климата пагубно влияют на хрупкую окружающую среду Австралии. Это представляет угрозу таким областям, как альпийские области, Большому Барьерному рифу, тропическим лесам, австралийским болотам.
2 ученик: В 2008 году правительство выделило 2,25 миллиарда долларов для защиты уникальной окружающей среды. Программа называется «Забота о нашей стране». Финансирование направлено на проекты по спасению Большого Барьерного рифа, восстановление хрупких прибрежных экосистем, спасения тасманского дьявола, а также на борьбу с неэндемическими видами диких животных и сорняками, которые оказывают неблагоприятное воздействие на сохранение биологического баланса в экосистемах Австралии.
Растительность Австралии столь необычна и энденмична, что рассказывать о ней можно бесконечно. Расскажем лишь о нескольких видах из 27700.
3 ученик:
- Чайное дерево – один из самых ценных австралийских кустарников, близок к эвкалипту. Это дерево или кустарник не имеет коры и листья его практически не дают тени. Листья очень ценятся в медицине, т.к. обладают ценными эфирными маслами.
- Аморфофаллус – из семейства Ароидных, имеет огромный цветок и растет в тропической части Австралии.
- Австралийская циатея – древовидный папоротник, самые большие в мире. Ствол ее фактически является гипертрофированной ризосомой!
О некоторых животных –эндемиках Австралии вы уже слышали сегодня. Моя задача в оставшееся время успеть рассказать вам еще хоть некоторых видах. Итак это:
- Прежде всего, Дикая собака Динго – энденмик, хищник. Фермеры, опасаются его и истребляют, оберегая стада овец.
- Казуар. Их существует всего лишь три вида. Оперение напоминает шерсть, импозантен и необычайно красив. Самый маленький – мурук, его рост всего 70-80 см.
- Поссум – открыл это животное Дж.Кук и сразу заметил, что зверьки очень напоминают американского опоссума, но в докладе ошибся и написал «поссум». Ученые оставили эту историческую «опечатку». Так зоологи до сих пор называют этих маленьких зверьков.
- Калонг, летучая собака – является самой крупной по величине и весу летучей мышью в мире, имеет самый большой размах крыла, поэтому его называют мега летучей мышью или большим крыланом, а иногда – летучими лисицами; однако они никакого прямого отношения к ним не имеют, а лишь напоминают их мимоходом внешне. Питаются фруктами, часто наносят ущерб фруктовым садам.
4ученик:
- Призрак – ложный вампир, тонкая мембрана на крыльях совершенно прозрачна ночью, что делает ее похожей на призрак, однако кровь мышь не пьет, ее добыча – насекомые, но иногда лягушки и ящерицы. Это единственная хищная летучая мышь Австралии.
- Кузу, щетинохвостые поссумы получили свое название за цепкий густоопушенный хвост. Питаются в основном растительной пищей, иногда насекомыми, еще реже птенцами птиц.
- Гигантская австралийская каракатица обитает на глубине от 1 метра до 100. Это самая большая каракатица в мире достигает длины в 1 метр и веса до 3 кг. Передвигается медленно, активно питается среди водорослей и морской травы, ловит креветок, рыбу и ракообразных
- Птица шалашник из семейства воробьиных прекрасный дизайнер. Эта сильная птица во время брачного периода строит себе токовище, где ждет привлеченную красивым местом и танцем самку, причем предпочитает украшать токовище, не путайте с гнездом, которое строится высоко на дереве, только синими перьями, обломками пластика и другими предметами исключительно синего цвета, а также выкладывает угощение для самки.
- Сумчатый тасманийский дьявол – млекопитающее семейства хищных сумчатых, черная окраска, огромная пасть с острыми зубами, зловещие ночные крики и свирепый нрав дали основание поселенцам дать ему такое имя. Размером он с небольшую собаку, но строением тела больше напоминает медведя. Крупные самцы иногда весят до 12 кг, при высоте в плечах 30 см.
- Продолжать свой рассказ мы могли бы очень долго, но учитывая рамки урока, мы хотим, чтобы вы хотя бы посмотрели на некоторых животных.
- Вомбат.
- Ночной кускус.
- Черный лебедь – грациозный символ Западной Австралии.
- Смеющаяся кукубара и тилигуа.
- Шлемоносный какаду и страус эму.
- Крокодил и яркая ложная жаба – тропикариум.
5 ученик: Основным правовым документом регулирующим охрану исчезающих видов Австралии является «Акт о защите окружающей среды и биологического разнообразия» 1999 года. С целью защиты и сохранения уникальной экосистемы Австралии в стране создано большое количество охраняемых территорий: 64 болотистые местности были внесены в Рамсарский список водно-болотных угодий международного значения, 16 объектов – в список Всемирного наследия.
Австралия также является родиной для самой большой в мире системы кораллового рифа, ЮНЕСКО внес Большой Барьерный Риф в Список Участников Всемирного Наследия.
Общая площадь охраняемых территорий 895 288 квадратных километров, что составляет 11,5% всей Австралии!
Главным правительственным природоохранным органом является Министерство охраны окружающей среды, вод и наследия культуры. Его основной департамент – парки Австралии – имеет представительство чуть ли не в каждом муниципалитете страны, ведь в стране в общей сложности около 2,5 тысячи парков. На карте перед вами все они обозначены зелеными зонами. Почти все они находятся в общественном пользовании. Перед вами только несколько из них:
- Парк Какаду.
- Парк Каррамбин.
- Парк Лоу Пайн Коала.
- Парк Личфилд.
- Парк Кохуну.
- Парк остров Филиппа.
- Большой Барьерный риф.
Бережное отношение к природе в Австралии является обязанностью для каждого жителя страны и ее гостя, так как на этот счет существуют довольно строгие законы, первый из которых был принят в 1950 году.
На пятом континенте существует негласный девиз: «Относись к природе так, как хочешь, чтобы относились к тебе!».
Спасибо экологам. Теперь я попрошу, чтобы вы заполнили лежащие перед вами таблички, в которых три пункта:
- Я знаю
- Я узнал
- Хочу узнать.
После урока мы изучим ваши ответы и постараемся ответить на все ваши вопросы и пожелания на следующем уроке.
5.Этап информации учащихся о домашнем задании
Запишите в дневники домашнее задание: §37 «Природные зоны. Органический мир Австралии»; написать сочинение, эссе, рассказ или стихотворение о том животном или растении, которое вам понравилось больше других.
Приложение 1: СМАЙЛИКИ:
Приложение 2:
Знаю | Узнал | Хочу узнать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природные зоны Австралии
Урок обобщения и систематизации знаний . Знакомство с растительным и животным миром Австралии. Охрана растений и животных материка....
Природные зоны Австралии"Презентация к уроку "
Знакомство с растительным и животным миром Австралии. Охрана растительного и животного мира материка....
Урок по географии на тему "Природные зоны Австралии"
Урок-исследование. Учащиеся работают в группах и самостоятельно с помощью карт и дополнительного матриала исследуют природу природных зон материка Австралия....
Конспект урока географии в 7 классе тема: « Внутренние воды. Природные зоны Австралии.»
Конспект урока географии в 7 классетема: « Внутренние воды. Природные зоны Австралии.»...
Интегрированный урок по географии и экологии «Природные зоны Австралии»
Разработка урока поможет всем, кто хочет интересно рассказать о Автралии своим ученикам....
Тема: Природные зоны Австралии. Урок для учащихся 7 класса с презентацией.
Конспект урока по теме: "Природные зоны Австралии" разработан на основе деятельностного подхода к обучению. Задуман как урок путешествие на воздушном шаре в ходе которого учащиеся знакомятся с природн...
Модульный урок по географии «Природные зоны Австралии»
Австралия. Органический мир. Природные зоны. Цель: ∙ продолжить знакомство учащихся с особенностями природы материка, познакомить с растениями и животными Австралии...