проект урока "Лесные зоны России"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Кудряшова Наталья Владимировна

Проект урока по теме 8 класса "Природные зоны России". Дается подробная психолого-педагогическая характеристика класса, в котором проводится урок. Описывается хронометраж и план урока урока, все учебные действия учителя и учеников, с теоретическим обоснованием деятельности учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ur.2.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №182

                                     

Проект   урока.

Тема: « Лесные зоны России».

8 класс

                                                                                                          Выполнила:

                                                                                            учитель  географии

МБОУ СОШ №182

                                                                                                   Ленинского  района

                                                                                                        Кудряшова Н.В.

Нижний Новгород

2012г.

Психолого-педагогическая характеристика  8 «Б» класса.

                

                        В   классе  обучается  30  учеников.(14 девочек и 16 мальчиков).   Основной возраст детей  14  лет.  Социальный  состав  семей:  полные  семьи  -  24,  неполные  семьи  –  6. Проблемных  семей   в  классе  -  3.   Из  семей  рабочих  -  19;  служащих  -  5;  частных предпринимателей - 3; военных - 2.

           Класс по характеру мотивации:

 У   большинства   детей     класса  заинтересованное  отношение   к   предмету -   география. Проявляется познавательная мотивация. Ученики осознают значение знаний по географии для своего будущего. Выделяются мотивы долга, поднятия престижа в глазах сверстников. У двоих учеников преобладает эмоциональный характер обучения.

          Класс по особенностям интеллектуального развития:

 В   классе    выделяется  6  учеников с высоким   уровнем интеллектуального развития.   Они умеют выделять, принимать и удерживать учебную задачу. Эти  ребята  усваивают   материал полностью, контролируют результаты своей работы на уроке, умеют анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Ребята достаточно долго могут  слушать речь учителя, быстро переключают внимание с одного вида деятельности на другой и включаются в новый вид работы.

 Активно работают на уроках, охотно отвечают на вопросы учителя, смело высказывают своё мнение, делятся друг с другом впечатлениями по уроку. Также можно выделить 13 учеников со средним уровнем  интеллектуального  развития. Учебная задача этими детьми принимается, но до конца не удерживается. Требуется небольшое  внимание на  уроке со стороны  учителя. Эти ученики  легче работают  и усваивают материал в  стандартной привычной обстановке. Тип мышления у этих детей наглядно - образный.

 Низкий уровень интеллектуального развития имеют 5  учеников. Они практически не усваивают учебную задачу, имеют слабый уровень развития

1

   учебных навыков, не умеют правильно и точно выражать свои мысли устно и письменно. Выводы, сравнения, анализ делают только с помощью учителя. Мышление развито слабо.

              Класс по уровню саморегуляции, волевого развития , внимания:

   Класс выделяется средней работоспособностью.  У большей  части  детей  класса преобладает произвольное   внимание.  Ребята   достаточно  быстро  и  внимательно  работают  на  уроке, способны   переключаться   с  одного   вида   деятельности  на   другой.  Но   у   5   учеников  внимание слабое, рассеянное, неустойчивое. Они  работают только с помощью учителя.

Класс  по  особенностям  произвольного  поведения  в  учебной  деятельности:

   75%   детей  класса относится к высокому уровню  –  это ученики,  способные  регулировать своё  поведение на основании требований учителя. Но есть  ученики,  которые не в полной мере  контролируют своё поведение. Они не  могут долго слушать речь учителя, работать в группах.

    Вывод:   На основе данной характеристики  8 «Б» класса  можно в целом отметить, что класс со средним уровнем развития. Ребята в классе дружны. Сильные ученики помогают отстающим. Учителя, работающие в этом классе, не испытывают трудностей в общении с детьми.  Редко возникают  конфликтные  ситуации.  Но  есть группа  ребят  ( 4 человека ) ,

      которым необходима психологическая поддержка со стороны учителя.

         

2 

Характеристика исходного уровня знаний, умений, навыков,

необходимых для усвоения новой темы и постановки задач.

Тема «Природно – хозяйственные зоны России» изучается после темы хозяйства. Ученики уже знакомы с понятиями природной зоны, широтной  и меридиональной   зональности, умеют определять причины смены  природных зон.   Поэтому знания о природных зонах в 8 классе даются как знания углубляющие, на примере территории России, подводящие итог тому, что было изучено ранее.

Усвоение  знаний  о  природных  зонах,   как  зональных  природных   комплексах,  имеет огромное воспитательное значение, поскольку они способствуют формированию таких мировоззренческих идей, как целостность и взаимосвязь компонентов природы, познаваемость природы, необходимость бережного отношения к ней.

Благодаря этому географический кругозор учащихся довольно широк.

Очень часто характеристика любой природной зоны  заменяется рассказом о каком-либо из составляющих компонентов природной зоны, без установления и объяснения взаимосвязей между ними. Из-за этого ответы учащихся становятся  объёмными, обширными, но неполными и нечёткими, и подготовка их вызывает  перегрузку. Ученики не всегда умеют показать взаимодействие и взаимообусловленность  природных компонентов в каждой из природных зон, т.е. самое главное в характеристике природной зоны  ускользает от внимания учащихся.

Поэтому на уроках по этой теме  необходимо  развивать логическое  мышление учащихся.

Т.к.  понятие  «природные  зоны»  вводится  ещё  в  7  классе,  то  к  8  классу  у  учеников складываются определённые умения и навыки, связанные с применением своих знаний , работой с тематическими картами. Ученики могут устанавливать причинно-следственные связи, составлять простейшие прогнозы. Поэтому на уроках я часто применяю частично-поисковый метод обучения, чтобы приобщить учеников к творческой деятельности.

Опорные знания:

-природная зона;

-широтная зональность;

-меридиональная смена природных зон;

-типичные представители растительного и животного мира;

-лесные ресурсы;

-биологические ресурсы;

-использование тематических карт: анализ, сравнение, обобщение,

 характеристика, выводы.

Содержание учебного материала:

            Лесные зоны России.

 а)Зона тайги;

 б)Зона смешанных лесов;

 в)Зона широколиственных лесов.

Планируемые знания:

 а)Последующее расширение и углубление понятия- природная зона;

 б)Взаимосвязь природных компонентов в лесной зоне России;

 в)Оценка использования человеком  природных ресурсов лесной зоны.

 г)Заселенность человеком лесной зоны

Деятельность учащихся: Целенаправленное восприятие нового материала, его самостоятельный анализ и выводы в ходе беседы и урока.

                             

Тема урока:   « Лесные   зоны   России ».

 

Тип  урока:

   изучение нового материала.

Цель  урока:

   формирование представлений об особенностях лесной зоны России.

Задачи    урока:

  Образовательные:

  1.Сформировать  знания  о  природных  зонах тайги, смешанных  и широколиственных

     лесов.

  2.Формировать умения определять географическое положение этих зон.

  3.Закрепить  умения  определять  взаимосвязь   между  компонентами   природы  в  этих

     природных зонах.

  4.Определять причины и особенности различий лесных зон России.

  Развивающие:

  1.Развивать умение овладевать основными мыслительными операциями: анализ, сравнение, вывод.

  2.Развивать умение самоконтроля на основе тестовых заданий.

  3.Совершенствовать умения работы с картами атласа.

  4.Продолжить формирование умения составлять характеристику природной зоны.

  5.Развивать логическое мышление, речь и память учащихся.

  Воспитательные:

  1.Экологическое  воспитание  учащихся  на  примере  бережного отношения  к  природе.

  2.Формирование нравственно-эмоционального отношения к природе, чувства личной сопричастности проблемам охраны природных комплексов.

4

Методы  обучения:

   частично-поисковый.

Форма организации занятия:

  эвристическая  беседа

Средства  обучения:

  1.Карта природных зон России;

  2.Географические карты  атласы ( физическая, климатическая, почвенная, природных зон);

  3.учебник:  Алексеев А.И. и др. География. Россия. Учебник для 8 класса

 общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011

  4.рисунки природных зон;

  5.опорные конспекты.

  6.медиатехника (компьютер, видеопроектор, экран)

Формы организации работы в классе:

  индивидуальная, фронтальная, групповая.

5

 

План   и  хронометраж     урока :

   

I этап:        Организация начала занятия.                                                   -1 мин.

II этап:       Проверка выполнения домашнего задания.                           -10 мин.

III этап:      Подготовка учащихся к усвоению нового                             -4 мин.

                    материала.

IV этап:      Усвоение нового материала.                                                   -8 мин.

V этап:       Систематизация знаний.                                                          -8 мин.

VI этап:      Обобщение  нового материала.                                               -6 мин.

VII этап:     Контроль и самопроверка знаний.                                          -3 мин.

VIII этап:    Подведение итогов занятия.                                                    -2 мин.

IX этап:      Рефлексия.                                                                                 -1 мин.

X этап:       Информация о домашнем задании, инструктаж                    -2 мин.

                      по его выполнению.

6

Содержание           урока.

                   

                  Ход   урока

Прогнозируемая

деятельность учеников

Теоретическое

обоснование деятельности

учителя

I.Организация начала занятия.

Взаимное приветствие учащихся и учителя; отметка отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель знакомит с темой и целями урока.

II.Проверка выполнения домашнего задания.

1.Фронтальный опрос.











2.Задание по вариантам.

 

Учитель дает задание спрогнозировать дальнейшее развитие северных зон.







III.Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

 Учитель мотивирует начало

изучения новой темы урока. Дается образное восприятие лесной зоны.

 

Учитель дает задание в виде схемы изобразить  значение леса.

                      ( схема №1)




IV. Усвоение нового материала.

Учитель дает задание по карте природных зон определить границы лесной


зоны России.

Учитель организует работу с климатической картой атласа.





Учитель дает краткий рассказ об особенностях лесной зоны.

Задает вопросы по карте природных зон.



V. Систематизация знаний.

Учитель организует работу с картами: климатической,  почвенной, природных зон.

Задает вопросы о различиях природных условий и ресурсов в лесной зоне.









VI. Обобщение  нового материала.

Учитель организует работу с текстом учебника и картами атласа по составлению письменного опорного конспекта.

( схема №2)













Учитель проводит беседу о хозяйственной деятельности человека в лесной зоне.


Обсуждение рисунка 81 с.221 учебника. Задает вопросы. Рассказывает о заселенности лесной зоны.



VII. Контроль и

самопроверка знаний.

Учитель на доске дает тестовые задания на выбор характерных признаков тайги и смешанных и широколиственных лесов.

VIII. Подведение итогов занятия.

Учитель подводит итог занятия. Выставляет оценки  за работу на уроке.





IX. Рефлексия.

Учитель узнает, что нового дети  узнали о лесной зоне? Что бы ещё хотели  узнать? Каким был для них сегодняшний урок?

X. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

А) §47, сравнить особенности природных компонентов зоны тайги и тундры.


Б)Подобрать иллюстрации, отрывки из художественных произведений по лесной зоне России.

В) Составить иллюстративную презентацию о лесной зоне (по желанию).


Готовность учащихся

к работе.








Ученики отвечают устно на вопросы фронтального опроса, используя свои знания и карты атласа.








7

При анализе прогноза ребята устанавливают

что природа северных зон России своеобразна, неповторима и очень ранима. Поэтому очень важно уберечь её от загрязнений.




 




Ученики с помощью учителя составляют схему в тетради.







Ученики работают с картой и определяют границы и состав

8

лесной зоны.

Работа с климатической картой по определению климатических особенностей лесной зоны.

Слушают рассказ учителя.

Работают с картой и отвечают на вопросы учителя.




Работают с тематическими картами атласа и делают выводы о различиях природных условий и ресурсов в лесной зоне.




 


9



В ходе работы с картами и текстом учебника §47, ученики заполняют опорный конспект, показывающий различия в лесной зоне, взаимосвязи отдельных компонентов природы: среднегодовое количество осадков; средние температуры января и июля; почвы; типичные растения и животные.

             




Обсуждение рисунка.

Ответы на вопросы учителя.



10

 



Ученики отвечают на тестовые задания.






 








Ученики дают самооценку своей работы на уроке.









11


Подготовка учащихся к работе на занятии.








Проверяется  усвоенность

домашнего задания.

Используется частично-

-поисковый метод. Вопросы рассчитаны  на средних учеников.

Учащиеся обобщают

усвоенный материал. Развивают свои умения работы с картой.


Анализ прогноза.

Самостоятельное выполнение задания,

требующее применения знаний в изменённой ситуации.

 






Мотивация урока.

Оказывает на учащихся

эмоциональное

воздействие.

Это расширяет кругозор учащихся, развивает их

воображение, повышает интерес к изучаемому материалу.



Работа с картой. Развитие

учебной  


деятельности.



Применение    знаний.

Развитие учебной

деятельности.



Образное восприятие

материала.

Конкретное образное

мышление, активизация

учащихся к работе с картой.


Анализ карт атласа. Умение анализировать,

сравнивать и обобщать.

Учебно-познавательная

деятельность учащихся на

основе опорных знаний и умений. Установка причинно-следственных связей.




Опорный конспект направлен на обобщение нового материала, развитие географических навыков, умений чётко и конкретно излагать материал. Конспект способствует

долговременному запоминанию материала,

повышению интереса к изучаемой теме.




Конкретное образное мышление, умение чётко выражать свои мысли, знания.

Анализ рисунка учебника. Запоминание материала. Логическое мышление




Формирование

самоконтроля

и самооценки. Развитие внимания и памяти.



Выставление оценки имеет воспитательное

значение, т.к. влияет на самооценку учащихся.Осмысление учащимися своих учебных действий.



Самооценка.




Долговременное запоминание материала.

Отработка умений и навыков, применение полученных знаний.

Расширение кругозора


учащихся, повышение интереса к изучаемому материалу, создание

зрительного образа.

                                                     

                             

 

12

Самоанализ урока.

     Считаю, что урок получился результативным. Все дети справились с предложенным материалом, т.к. при подборе учебного материала учитывались психологические особенности детей и применялся дифференцированный подход.

     Положительный результат урока обеспечили:

смена одного вида деятельности  другим;

использование иллюстративного материала, опорного конспекта, схем;

работа учащихся в коллективе, индивидуально и самостоятельно.

     В ходе урока у учеников развивалось логическое мышление, умение анализировать и обобщать, классифицировать, навык работы с тематическими картами. Развивалось умение самоконтроля и самооценки. Ребята устанавливали причинно-следственные связи между компонентами лесной зоны.

     Считаю, что все поставленные учебно-воспитательные задачи были на уроке решены.

     Разнообразные приёмы усвоения учебного материала поддерживали у детей  интерес к данной теме на протяжении всего урока. Доброжелательная обстановка           способствовала активизации учебной деятельности на уроке.

     

13

           Приложение к уроку:

 Схема №1

Схема №2

 

   

15

II. Проверка выполнения домашнего задания.

1.Вопросы фронтального опроса:

а).Определите и покажите на карте границы природных зон: арктических пустынь, тундры и лесотундры.

б).Используя карты атласа и учебника вычислите коэффициент увлажнения для каждой из этих зон. ( В среднем, коэффициент увлажнения будет больше).  

в).Объясните причины безлесия  тундры. (Суровый климат, многолетняя мерзлота ).

г).Чем отличается животный мир арктической зоны от зоны тундры? Как приспособлены животные к жизни в этих зонах? (В арктических пустынях жизнь животных связана с морем, которое даёт им тепло и пищу.

д).Какие природные ресурсы северных зон использует человек? (Биологические  ресурсы).

2.Задание по вариантам.

Какое значение для человека имеют северные зоны? Дайте прогноз их развития на 10-15 лет.

III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

На доске написано:

   «Каждая природная зона - это закономерное сочетание ландшафтов»

                                                                                                                      Л.С.Берг

Лесная зона занимает около 60% территории России. Поэтому нашу страну по праву называют «лесной державой». Русский лес - это и глухомань тайги, и величие дубрав, и белоствольные березняки.

Лес влияет на формирование духовности русского человека, лучших черт его характера: простоты, доброты, отзывчивости, трудолюбия, отваги, мужества, поэтичности.  Лес - неиссякаемый источник творчества: живописи, скульптуры, народных промыслов, декоративного искусства. А, главное, лес – это наш  важнейший ресурс и наша среда жизни, которую нужно беречь.

16

IV. Усвоение нового материала.

 Зона лесов  в нашей стране состоит из:

-зоны тайги;

-зоны смешанных лесов;

-зоны широколиственных лесов.

А где начинается северная граница лесной зоны, какое количество тепла и влаги получает эта территория? ( По климатической карте ученики устанавливают, что на этой территории избыточное увлажнение, прохладное лето и суровая зима. Эти условия лучше переносят хвойные породы деревьев, которые преобладают в тайге).

«Тайга» в переводе с якутского означает «горные леса». Но сейчас тайгой называют любые хвойные леса. Это самая большая по площади природная зона России. «Сила и очарование тайги не в деревьях - гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни только перелётные птицы знают, где она кончается»,- писал А.П.Чехов.

Тайга протянулась сплошной полосой более чем на 7000 км – от границы с Финляндией почти до Тихого океана. Самая большая ее ширина 2000 км  – в Восточной Сибири.

А будет ли отличаться тайга Европейской части страны от тайги Западной и Восточной Сибири? (Отличаться  будут хвойные  породы деревьев из-за изменений климата, почвы).

В Европейской части страны и в Западной Сибири преобладают ель и сосна; в Восточной Сибири -  лиственница.

Определите по карте, где проходят зоны смешанных и широколиственных лесов.(  эти зоны не образуют сплошной полосы. Они расположены южнее зоны тайги на Русской равнине, отсутствуют во внутриконтинентальных областях  и  вновь появляются в южной части Дальнего Востока).

V.  Систематизация знаний.

1.Какие различия природных условий и ресурсов проявляются в лесной зоне?

17

( Различия в климате, почвах, биологических ресурсах).

2.Почему, к зонам смешанных и широколиственных лесов относятся наиболее богатые по числу видов и сложные по строению ( многоярусные леса )? ( Более благоприятный климат и почвы. Они не ограничивают развитие лесной растительности, а способствуют накоплению достаточного количества органических веществ).

VI.  Обобщение  нового материала.

Какие виды хозяйственной деятельности человека могут быть представлены в лесной зоне? (заготовка леса, охота).

Древесину называют «зелёным золотом».

Где человек использует ценную хвойную древесину? ( У сибирской лиственницы очень прочная древесина. Из кедровых орехов изготавливают масло, витамины, белок. Для производства лекарств, сучья – для производства картона и древесных плит, ствол дерева используют в производстве мебели, бумаги, карандашей ).

А могут люди в лесной зоне строить города и развивать сельское хозяйство? ( Могут, но только в речных долинах).

Города в таежной зоне – это в основном центры добывающей промышленности, лесопереработки, рыболовства. Поэтому хозяйственное освоение тайги называют «очаговым». В зоне смешанных и широколиственных лесов появляется больше городов, распаханных земель, на которых высевают зерновые культуры – овёс, ячмень, рожь.

VII. Контроль и самопроверка знаний.

1.Выбрать характерные признаки тайги:

а)Самая большая по площади природная зона России;

б)Климат отличается тёплой зимой и прохладным летом;

в)Недостаточное увлажнение;

г)Преобладают подзолистые почвы;

д)В лесу господствуют хвойные породы деревьев;

18

е)Много ценных пушных животных.

2.Выбрать характерные признаки зоны смешанных и широколиственных лесов:

а)Непрерывной полосой тянется от Балтийского моря до Тихого океана;

б)Очень холодная зима;

в)Достаточное увлажнение;

г)Дерново-подзолистые почвы сменяются

серыми лесными;

д)своеобразны леса Дальнего Востока.

 

19

Программа: Алексеев А.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2009

Учебник:  Алексеев А.И. и др. География. Россия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011

 

 

    Название темы и место урока в ней:

                                   

                                   « Природно – хозяйственные зоны ».

   Урок 1. Зональность в природе и жизни людей.

   

   Урок 2. Северные безлесные зоны.

   

   Урок 3. Лесные зоны.

 

   Урок 4. Степи и лесостепи.

   

   Урок 5. Южные безлесные зоны.

   

   Урок 6. Субтропики. Высотная поясность в горах.  

                                       

3

Литература:

1.Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География: 8 класс. – М.: Вако, 2012. – 112 с.

2.Зубанова С.Г. Занимательная география на уроках. 6-8 классы. – М.: Глобус, 2007. – 173с.

3.Карасёв С.А. География России. 8 класс. Тетрадь для работы с учащимися. – Саратов: Лицей, 2000. – 80 с.

4.Касаткина Н.А. Материалы к урокам географии в 6-8 классах. – Волгоград: Учитель, 2005. – 155 с.

5.Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2004. – 160 с.

6.Пармузин Ю.П. Словарь по физической географии. – М.: Просвещение, 1994. – 367 с.

7.Шатных А.В. Современный урок географии. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 128 с.

14

ЛЕС

Место произрастания ценных лекарственных трав, грибов, орехов, ягод

   

«Лёгкие планеты»

Среда обитания животных

        Хранитель влаги

Защитник  почв от эрозии

          Красота Земли

      Санитар биосферы

Лось, кабан, белка, куница

Ель, сосна, береза, осина

Дерново – подзолистые почвы

500-600 мм

t янв. - 16ºС

t июл.+16ºС

Зона смешанных лесов

Волк, медведь, лисица, рысь

Кедр, ель, пихта, сосна, лиственница

Подзолистые почвы

600-800 мм

t янв. - 18ºС

t июл.+10ºС

Зона тайги

Лесная зона

Зона широколиственных лесов

t янв. - 10ºС

t июл.+18ºС

400-500 мм

Серые лесные почвы

Дуб, липа, клен. вяз

Олень, косуля, лось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

Это интегрированный урок географии и литературы.   На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...

Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.

План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...

природные зоны России: зона тундры 7 класс

природные зоны России: зона тундры 7 класс...

Проект урока «Природно - хозяйственные зоны России»

Проект урока«Природно - хозяйственные зоны    России»    Выполнила: учитель географииМБОУ СОШ № 154Плетнева Е. А.      Нижний Новгород2...

Природно-хозяйственные зоны России. Северные безлесные зоны.

План-коспект урока для учащихся 8-го класса. В ходе урока дети должны научиться давать физико-географическую характеристику природным зонам России. Научатся выявлять связи между компонентами природных...

Природные зоны России. Лесные зоны России

Открытый урок по географии в 8 классе.Тема: «Природные зоны России. Лесные зоны России». Цель урока:Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с ...

Мини-проект "Природные зоны России"

Для проведения урока биологии в 5 классе по программе И.Н.Пономаревой....