РУП по истории и культуре СПБ
календарно-тематическое планирование по краеведению (7, 8 класс) по теме

Яцуренко Елена Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rup_po_istorii_i_kulture_spb.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат (VI вида) №49 «Школа здоровья»

«Рассмотрено»


на заседании ШМО учителей обществ. наук.
Председатель ШМО
                  /Е.А.Яцуренко/   
Протокол № ___
от «__»_________20___г.

«Согласовано»


заместитель директора по УВР
________/И.А.Гордеева/
    
«__»____________20___г.

«Утверждено»


приказ № ________
от «__»____20___г.
директор
_______/Т.М.Поленина/
    


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

история и культура СПб (7-8 классы), базовый уровень


Яцуренко Елена Александровна



на 2015 –2016 учебный год

                       Составлена  на основе авторской программы      

    «История  и культура СПб»

 под редакцией  Л.К. Ермолаевой, 2009

       

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ

2015

Название учебной программы:

«История и культура Санкт-Петербурга».

7-8 классы

Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга.

Автор программы: Л.К. Ермолаева.

Вид учебной программы: Государственная

(рекомендована  Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга).

Уровень изучения: базовый.

Общее количество часов: 34 часа (1час в неделю).

Основная цель курса:   

  • пробудить у детей познавательный интерес к изучению своего города, предоставив каждому ребенку возможность открыть «новое в знакомом» окружении;
  • помочь учащимся сформировать представление о ценности (значимости) объектов городской среды для них и других жителей. Для этого обогатить повседневный опыт знаниями  о  целесообразности составных частей города, их пользе для горожан при условии грамотного взаимодействия с ними (на примере ближайшего окружения);
  • способствовать формированию у учащихся элементарных умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни;
  • умение ориентироваться в пространстве города:
  • ориентироваться по карте-схеме;
  • ориентироваться в реальном городе (по городским ориентирам: табличкам с названием улиц и номерами домов и др.)
  • выполнять правила поведения горожан (в общественном месте, в отношении к природным и культурным объектам);
  • «использовать» потенциал города в реальной жизни (посещение музея, театра, библиотеки, торгового центра, прогулки по городу, в парках и т.д.);
  • умение «добывать» информацию из разных источников краеведческих знаний (из письменных, доступных детям этого возраста, изобразительных, из реальных объектов, от «носителей устной информации.)
  • способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся
  • содействовать выражению учащимися впечатления от памятников наследия, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению.

Рабочая программа предусматривает:

  • индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся, ведущие виды деятельности – информационный, исследовательский, проектный.
  • использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.
  • формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой; видов и приёмов контроля: письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем, эссе, беседы, рассказы, др.

В названии программы заключаются и ее главные идеи: каждое сооружение города хранит память о прошлом, о петербуржцах, является уникальным источником, памятником петербургского наследия. Однако в нашем городе есть памятники, которые напоминают об опыте строительства, художественной культуре, технических достижениях, традициях других времен, народов, культур, цивилизаций. В то же время эти памятники не повторяют ранее созданное, а являются уникальными, неповторимыми достопримечательностями, «знаками», символами Санкт-Петербурга.

Цель программы: способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

1. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.

Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно «добыть» новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности.

2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:

  • о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
  • о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

Учащиеся:

  • грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;
  • перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объясняют их историко-культурную значимость;
  • перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);
  • называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения.

3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

  • ориентироваться в культурном пространстве города,
  • понимать особенности городских объектов как источников информации,
  • применять полученные знания,
  • совершенствовать общеучебные умения,
  • выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.

Ориентируются:

  • по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);
  • в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей, схеме метрополитена, карте транспорта Санкт-Петербурга);
  • объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;
  • регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями.

Умеют:

  • работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;
  • узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;
  • рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);
  • обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).

Умеют:

  • используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;
  • применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшеклассниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов).

Умеют:

  • сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;
  • комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников);
  • обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);
  • извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.

Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:

  • при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;
  • при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;
  • в стремлении применить свои знания в реальной жизни;
  • в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).

Содержание программы.

Город – назначение (функция), структура. Официальные и неофициальные названия города – причины их появления. Герб города – главный символ города, его расшифровка.

Основные этапы развития города. Уникальный облик исторического центра города – результат деятельности разных поколений петербуржцев. Памятники – символы разных эпох. Значение Петербурга для России как центра экономики, образования, просвещения, науки, художественной культуры.

Традиции жизни и деятельности горожан. Знаменитые жители города.

Введение в новый курс. Всемирное культурное наследие. Санкт-Петербург — молодой город Европы. Петербургские памятники всемирного и отечественного культурного наследия.

Каждый петербургский памятник, напоминающий о всемирном культурном наследии, является частью петербургского наследия, хранит память о своих создателях, о жизни петербуржцев.

Раздел I. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга.

Введение. Страны Древнего Востока: время существования, место нахождения. Наследие стран Древнего Востока.

Тема 1.        Петербург - один из известных научных центров востоковедения.

Открытие Древнего Востока петербуржцам. Научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку. Известные востоковеды (* отбор материала по усмотрению учителя).

Тема 2.         «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы».

Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян.

Пристань на Университетской набережной Петербурга. Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств — напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении.

Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском мосту, у фонтана на Пулковском шоссе, на набережной Робеспьера, на Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института (*отбор объектов по усмотрению учителя). Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры — часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города.

Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту, верстовые столбы и другие (* отбор объектов по усмотрению учителя). Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие.

Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о петербургском наследии.

Тема 3.         «Отголоски» Древнего Вавилона в Петербурге.

Висячий сад — «седьмое чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. (*) Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе (* отбор объектов по усмотрению учителя). (*) Зимние сады в Петербурге.

Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика. Соборная мечеть, дом Баженова и Чувалдиной (ул. Марата, д. 72) (* отбор объектов по усмотрению учителя).

Петербургские здания, украшенные рельефами, — памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58—62), украшенных рельефами на ассирийские мотивы.

Скульптуры, созданные петербургскими мастерами, напоминают о наследии древних, «рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве. Скульптуры львов около усадьбы Безбородко-Кушелева, у дома Лобанова-Ростовского, на Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином мосту и другие (* отбор объектов по усмотрению учителя). Скульптуры грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту (* отбор объектов по усмотрению учителя). Скульптуры быков (около предприятия «Самсон»).

Раздел II. Античное наследие и наследие Петербурга.

Введение: наследие античного мира.

Тема 4.         Мир образования и науки.

Научные учреждения Петербурга — центры исследования античности. (*) Петербургские ученые-антиковеды, внесшие вклад в отечественную и мировую науку.

Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.

Тема 5.         Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге.

Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и древних римлян.

Тема 6.         «Отголоски» античного наследия в литературе, живописи, скульптуре, интерьерах.

Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности. (Отбор произведений по усмотрению учителя). Библиотеки — хранилища литературного наследия.

Классический стиль в литературе. Классические произведения литературы.

Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа (отбор произведений по усмотрению учителя). Произведения живописи, напоминающие об античном наследии в экспозиции Русского музея. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (выбор других произведений по усмотрению учителя). Интерьеры Аничкова дворца: барельефы, Белоколонный зал, скульптура Зимнего сада (выбор интерьеров других петербургских дворцов по усмотрению учителя).

Классический стиль в живописи, в скульптуре.

Тема 7.         «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях».

Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих. Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов (выбор объектов по усмотрению учителя). Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия.

Классический стиль архитектуры.

Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге — бывшей столице, торговом и культурном центре России (выбор статуй, горельефов, барельефов на петербургских зданиях по усмотрению учителя). Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях (выбор объектов по усмотрению учителя). Создатели скульптурного убранства Петербурга.

Памятники (монументы, бюсты) реальным людям в Петербурге: путешественникам, ученым, писателям, военачальникам, педагогам, композиторам (выбор объектов по усмотрению учителя). Конные монументы нашего города: императорам, Александру Невскому. Их уникальность, неповторимость как памятников отечественной и петербургской истории, культуры. Создатели монументов.

Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре (выбор других объектов по усмотрению учителя).

Учебные прогулки (выбор маршрута по усмотрению учеников, родителей, учителя).

Повторение и обобщение разделов I, II.

Раздел III. Наследие средневековья и наследие Петербурга.

Введение.

Повторение и обобщение материала предыдущих курсов.

Наследие V-XV вв. Наш край - участник истории средних веков. Наш край - часть России и Европы.

Научные центры Петербурга, изучающие всемирное культурное наследие. Петербургские ученые — исследователи Средневековья .Подлинные памятники средневековья в Петербурге и на территории нашего края – Ленинградской области.

Тема 8.         Наследие Византии, православной Руси, Петербурга        

Наследие Византии. Наследие православной Московской Руси. Преемственность в религиозной культуре: Византия — Московская Русь — Петербург.

Подлинные памятники Византии и Руси в Петербурге: в Эрмитаже, Русском музее, Музее истории религии.

Средневековые храмы и монастыри нашего края (Ленинградской области). Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь. (* По усмотрению учителя могут быть введены иные памятники).

Православные храмы Петербурга – памятники православной культуры, художественной культуры (в том числе, живописи, мозаика, скульптуры и т. д.), истории города (храмы – памятники военной славы России, императорской семьи и др.). (* Отбор объектов по усмотрению учителя).

Монастыри в Петербурге – памятники православной культуры, художественной культуры, истории города.

Учебная прогулка по Петербургу (по усмотрению учеников, родителей, учителя).

Тема 9.         Наследие Европы и наследие нашего края.

Вступление: подлинные памятники средневековой истории Балтийского региона. Старая Ладога – заповедник средневековой культуры, крепости Ленинградской области, город Выборг. (* По усмотрению учителя могут быть введены иные памятники). Петербургский памятник «Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц».

Подлинные памятники средневековой Европы в Петербурге. Экспонаты Эрмитажа, Музея истории религии (* отбор объектов по усмотрению учителя).

«Следы» средневековья в петербургской архитектуре: храмы, доходные дома, замки (* отбор объектов по усмотрению учителя). Памятники, напоминающие о средневековом зодчестве, – памятники истории и культуры Петербурга.

«Отзвуки» средневековья в художественной культуре Петербурга: в литературе, в интерьерах дворцов . «Отголоски» средневековых традиций в жизни города и горожан: городское самоуправление, университет, музыкальная культура, «рыцарское поведение».

Наследие средневековья – наука геральдика. Петербургские гербы – источники информации: герб города, родовые гербы, гербы городов Ленинградской области, гербы городов России на петербургских памятниках .

Учебная прогулка по Петербургу (по усмотрению учеников, родителей, учителя).

Тема 10.         Наследие таинственного Востока и наследие Петербурга.

Исламский мир и его наследие.

Подлинные памятники исламского мира в Эрмитаже, РНВ. Мусульманская мечеть и ее значение в облике города, в жизни верующих мусульман.

Мода на использование художественных традиций Востока в оформлении зданий, интерьеров .

Наследие Китая. Подлинные памятники китайской культуры в Эрмитаже. Мода на использование художественных традиций китайской культуры в декоративно-прикладном искусстве, в интерьерах, в архитектуре.

Буддийский храм – уникальное сооружение в Европе.

Тема 11.         Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга.

Раздел Наследие эпохи Возрождения: интерес к человеку; расцвет литературы, искусства, архитектуры.

Подлинные памятники эпохи Возрождения в Петербурге. Петербургские памятники, напоминающие о наследии эпохи Возрождения: литературные, живописные, архитектурные.

Раздел IV. Санкт-Петербург – город нового времени

Введение.

Карта Европы XV11— XVIII вв. Вклад европейских стран во всемирное культурное наследие.

Тема 12.         Наследие нового времени и наследие Петербурга.

Подлинные памятники западноевропейской художественной культуры в Эрмитаже. Подлинные памятники петербургской художественной культуры в Русском музее .Отбор Петербургские музеи – хранители истории, отражение достижений наук, художественной культуры .

Исторический центр Петербурга – сочетание уникальной Природы и достижений Человека: реки и каналы, набережные и мосты, разнообразие архитектурных стилей и технических достижений; простор невских берегов и «ансамблевость» его застройки.

Создатели уникального наследия Петербурга и памятники, напоминающие о них (храмы, кладбища, топонимы, монументы).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»

7 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Тестовые работы

Контрольные работы

Практические работы

1

Введение

3

3

0

0

0

2

Наш край в далёком прошлом

4

4

1

3

Разорванный край

6

6

4

Петровский Петербург

7

7

1

5

Петербург без Петра

14

14

1

Итог:

34

34

3

8 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Тестовые работы

Контрольные работы

Практические работы

1

Введение

1

1

0

0

0

2

Наследие СПБ с1801-1854

15

15

1

3

Наследие СПБ с 1854-1894

19

19

1

Итог:

34

34

2

Особенности контингента обучающихся.

Обучающиеся в школе-интернате имеют сколиотическую  болезнь различной степени тяжести, следствием которой является нарушение кровоснабжения всего организма, что приводит к быстрой утомляемости и ослаблению внимания. Поэтому на уроках необходимо чаще менять виды учебной деятельности, следить за соблюдением ортопедического режима, в полной мере реализовывать здоровьесозидающий потенциал урока.

 7-а класс – общеобразовательный:

Учащиеся  в основном имеют высокий уровень познавательной сферы. Базовый уровень за предыдущий класс усвоен всеми учениками, но качественные показатели недостаточные. Учащиеся мотивированы на самостоятельную работу, хорошо концентрируются ,не отвлекаются, слабо владеют умением пересказа. В связи с чем в основе организации работы на уроках – уровневая дифференциация, индивидуальный подход, самоанализ, взаимоконтроль. Особенно необходимо держать под контролем Проуса Р.. и Ванярха А.

7-б класс – общеобразовательный:

Учащиеся  в основном имеют низкий уровень познавательной сферы. Базовый уровень за предыдущий класс усвоен учениками, но качественные показатели недостаточные. Учащиеся плохо мотивированы на самостоятельную работу, плохо концентрируются, отвлекаются, слабо владеют умением пересказа. В связи с чем в основе организации работы на уроках –учёт психолого-педагогических особенностей учащихся, уровневая дифференциация.

8-а класс – общеобразовательный:

Учащиеся  в основном имеют высокий уровень познавательной сферы. Базовый уровень за предыдущий класс усвоен всеми  учениками. Учащиеся хорошо мотивированы на учёбу, с большим удовольствием выполняют самостоятельные и творческие задания, хорошо концентрируются, владеют умением пересказа, умеют работать в парах и группах В связи с чем в основе организации работы на уроках – учёт психолого-педагогических особенностей учащихся, уровневая дифференциация, практическая направленность, формирование ключевых компетенций.

8-б класс – общеобразовательный:

Учащиеся  в основном имеютВысокий уровень познавательной сферы. Базовый уровень за предыдущий класс усвоен учениками, качественные показателивысокие. Учащиеся мотивированы на самостоятельную работу, концентрируются, не отвлекаются, владеют умением пересказа, читают, выполняют требования к учащимся,

Учебно-методический комплекс.

  1. Учебники, допущенные к использованию Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга:
  • Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древне го Востока и наследие Петербурга), ч. 2. (Наследие античности и наследие Петербурга). - СПб., СМИО Пресс, 2002.
  • Ермолаева Л. К., Левашко М. А., Карахтанова Н.Н, Удальцова Т. И. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 3 (Наследие Средневековья и наследие Петербурга). — СПб., СМИО Пресс, 2004.
  1. Дидактически е материалы к курсу:
  • Ермолаева Л. К., Георгиева Н. Г. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы...»: Слайд-путешествие и пособие к учебному курсу. — СПб., 1997.
  • Слайды: Государственный Русский музей. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!».
  • История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998.
  • История и культура Санкт-Петербурга. «Средневековье» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1999.
  • Справочники, словари, путеводители
  • Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993.
  • Детские энциклопедии.
  • Нестеров В. В. Львы стерегут город. – СПб., 2000.
  • Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб., 1999.
  • Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. – М., 1992.
  • Путеводители по Русскому музею.
  • Путеводители по Эрмитажу.
  • Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. – М., 1993.
  • Литература общего характера
  • Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. – Л.-М., 1965.
  • Библия. Любое издание.
  • Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. – СПб., 1996.
  • Всеобщая история искусств / Под ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. Т. 1, 2. – М., 1960.
  • Голубева О. Д. Хранители мудрости. – Л., 1988.
  • Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. – М., 1983.
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. – СПб., 1997.
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. – СПб., 1998.
  • Каминская Н. М. История костюма. – М., 1986.
  • Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. – М., 1988.
  • Косидовский 3. Библейские сказания. Любое издание.
  • Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. – Л., 1985.
  • Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч. I, II. – СПб., 1999.
  • Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. – Л., 1981.
  • Мифы Древнего мира. Любое издание.
  • Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. – Л., 1991.
  • Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. – Л., 1973.
  • Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. – Л., 1985.
  • Памятники архитектуры Ленинграда. – Л., 1972.
  • Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1985.
  • Литература к разделу I «Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга»
  • Глазычев В. Л. Архитектура страны фараонов. – М., 1990.
  • Годес Я. Г. Хранитель тысячи мостов // Ленинградская панорама. 1987, № 2.
  • Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность. – Любое издание.
  • Казаков Б. Сфинксы над Невой // Белые ночи. – Л., 1971.
  • Ланда Н. Б., Фингарет С. И. Из лотоса рождается солнце. – Л., 1963.
  • Лурье С. Я. Заговорившие таблички. Неугомонный. – Любое издание.
  • Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.
  • Петровский Н., Белов А. Страна Большого Хапи. – Л., 1973.
  • Литература к разделу II «Античное наследие и наследие Петербурга»
  • Арский Ф. Н. В стране мифов. – М., 1965.
  • Баторевич Н. И. Благодарная Россия своим героям. – СПб., 1993.
  • Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. – М., 1967.
  • Булакова Л. П., Аксельрод В. И. Аничков дворец. – СПб., 1992.
  • Бунин М. С. Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова и Университетской набережной. – Л., 1973.
  • Буслович Д. С, Персианова О. М., Руммель Е. Б. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптурах и шпалерах Эрмитажа. – Л., 1971.
  • Буслович Д. С. Люди, боги, герои. – СПб., 1992.
  • Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.
  • Лапис И. А., Матье М. Э. Древнегреческая скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. – М., 1969.
  • Раков Ю. А. Античные стражи Петербурга. – Любое издание.
  • Раскин Г. А. Триумфальные арки Ленинграда. – Л., 1985.
  • Санкт-Петербург и античность. – СПб., 1993.
  • Сашонко В. Н. Адмиралтейство. – Л., 1982.
  • Литература к разделу III «Наследие Средневековья и наследие Петербурга»
  • Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. – СПб., 1996.
  • Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи / Сост. П. П. фон Винклер. – М., 1990 (репринтное воспроизведение издания 1899 года).
  • Дворянские роды Российской империи. Т. 1. – СПб., 1993.
  • Кепп Е. Е. Архитектурные памятники Выборга. – Л., 1977.
  • Лебедев Г. С. Археологические памятники Ленинградской области. – Л., 1977.
  • Памятные места Ленинградской области. – Л., 1973.
  • Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. – Л., 1990.
  • Туйск Ю. В. Каменные грани Петербурга. – СПб., 2000.
  • Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. – СПб., 1994.
  • Эйдельман Н. Грань веков. – М., 1986.


Календарное планирование курса «История и культура Санкт-Петербурга»

Планирование составлено по программе Л.К. Ермолаевой.

7 класс

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся.

Контроль

Технология

План

Факт

ИКТ

ЗОЖ

1

Наш город, наш край

Вводный урок.

. Основные периоды в развитии нашей страны, края и города. Край до основания СПб. Источники о жизни края.

Понятия: Балтийский регион, культурное наследие,  культура, исторический источник

Унать: источники о жизни края

Уметь объяснить понятия.

презентация

2

Влияние природы на жизнь жителей края, города

Комбинированный  урок.

Формирование природных особенностей края. Первые люди на территории края.

Понятия: природные богатства, археолог, археология, керамика.

Узнать: как формировались природные особенности края, когда на территории края появились первые люди.

Умение работать с текстом.

Контроль: устный опрос

3

Город – «зеркало истории»

Урок – повторение

Крепость Санкт-Питербурх, основание и постройки

Понятия: крепость, бастион, куртина, равелин, кронверк, святой покровитель города

Узнать дату основания города, обоснование места строительства крепости, происхождение названия крепости.

Уметь объяснять понятия

Контроль: письменные ответы на вопросы

фильм

4

В глубь веков…

Комбинированный урок.

Первые племена, освоившие наш край. Освоение природных богатств. Жизнь обитателей края. Международный водный путь  на территории края.

Понятия: прибалтийско-финские племена, славяне, путь « из варяг в греки», топонимы

Узнать какие племена первыми освоили край,  как обитатели края осваивали «дары Природы»,  какой международный водный путь проходил по территории нашего края.

Умение  работать с картой края

Контроль:  письменные ответы на вопросы (карточка)

5

Старая Ладога – древнейшая столица края, Руси

Комбинированный урок.

Старая Ладога – город-музей. Возникновение поселения. Жители. Ладога – древнейшая столица Руси. Облик города. Георгиевский храм.

Понятия: варяги, Рюрик,  «Рюриково городище», концы, крестово-купольный тип храма.

Узнать почему Ладогу называют городом –музеем, когда, где и почему возникло поселение Ладога, кто жил в Ладоге, занятия ладожан, почему Ладога – древнейшая столица и защитница Новгорода, о чем напоминает Георгиевский храм на Ладоге.

Умения: работа с источником,  определять по году век.

Контроль: устный опрос

Слад-шоу

6

Невские берега в составе Господина Великого Новгорода

Комбинированный урок

Роль края для Новгорода. Военные события, о которых сохранились сведения в письменных источниках. Невская битва. Начало заселения невских берегов.

Понятия: Водская пятина, язычество, православный, католик,  Александр Невский.

Узнать какую роль играл наш край для Новгорода, какое из сражений на территории края вошло в историю Руси, когда начали заселяться невские берега.

Умение находить ответы на вопросы текста.

Контроль: устный опрос

7

Жизнь нашего края в составе Московской  Руси (к. ХУ – н. XVII вв.)

Комбинированный урок.

Изменения в жизни края после 1478 г.  Жизнь крестьян в 16 в. Крепости края в 16 в.

Понятия: наместник, Переписные книги, двор, ярус боя, прясло, амбразура, фланкирующая башня, посад

Узнать что изменилось в жизни края после 1478г,какие деревни располагались по берегам Невы, какими были крепости края в 16 в.

Умение  работать с картой, схемой; уметь объяснять понятия.

Контроль: фронтальный письменный опрос

8

 

Смутное время на территории края и его последствия

Комбинированный урок.

События конца 16 в – начала 17 в и их последствия.

Понятия: смутное время

Узнать какие события прервали успешное развитие нашего края, какие события произошли в начале 17 в,

Умение составлять план текста.

 Контроль: таблица « Крепости края»

9

Жизнь восточной части края

Комбинированный урок.

Жизнь крестьян в восточной части края

Понятия: «государев налог», «государевы повинности»,

Умение  работать с текстом, иллюстрацией.

Контроль: таблица «Жизнь крестьян восточной части края»

10

Старинный город Тихвин

Комбинированный урок.

Единственный город восточной части края. Тихвинский монастырь

Понятия: икона, иконописец, монастырь

Узнать как жили жители единственного города восточной части края, какое значение в жизни Тихвина играл монастырь

Умение  работать с картой,  текстом, иллюстрациями.

Контроль: рассказ о жизни в восточной части края

Слайд-шоу

11

Невские земли под властью шведов

Комбинированный урок.

Изменения жизни края. Шведские укрепления дельты Невы.

Понятия: пограничная территория, бастионы, «пришлые», наместник, кронверк, равелин, дельта.

Узнать как изменилась жизнь нашего края, какие источники рассказывают об изменениях, какие шведские укрепления появились в дельте Невы.

Умение  работать с картой, объяснять понятия.

Контроль: письменный опрос

12

Ниеншанц: город и крепость

Комбинированный урок.

Город Ниен. Крепость Ниеншанц. Жизнь коренных обитателей невской дельты.

Понятия: регулярный город, ратуша.

Узнать каким был город Ниен, как жили коренные обитатели невской дельты.

Умение  описать иллюстрации.

Контроль: рассказ «Невские земли под властью шведов»

13

Повторительно-обобщающий урок

            Урок – повторительно-обобщающий.

Материал  темы 1 и темы 2.

Узнать основные даты, имена, события.

Уметь: работа с картой, соотношения (названия – место расположения), логические выводы.

Контроль: тестирование

14

Вводный урок к  теме 3. Мир – Россия – новый город.

Вводный урок.

Первые десятилетия 18 в для Европы. Северная война. Источники об основании и развитии СПб.

Понятия: Петр1, источник

Узнать начало и причины Северной войны, источники об основании и развитии СПб

15

Новые русские крепости на  Заячьем, Адмиралтейском островах и Кроншлот

Комбинированный урок.

Крепость защитница невского устья. Укрепления, которые защищали вход в Неву и подступы к строящемуся городу.

Понятия: крепость-верфь, фортификаторы, фортификации, Д. Трезини, К Крюйс, Адмиралтейство, Кроншлот.

Узнать какие укрепления кроме Санкт-Питербурха защищали вход в Неву, какие укрепления защищали подступы к городу.

Умение работать с картой.

Контроль: письменный опрос

16

«Здесь будет город заложен…»

Комбинированный урок

Первая площадь города. Адмиралтейская верфь. Предприятия на невских берегах.

Понятия: слобода, Смоляной двор, Дегтярный двор, пороховой завод, фрегат, галера.

Узнать какая площадь была первой  и главной в новом городе, где создавался Балтийский ВМФ, какие предприятия невских берегов работали на войну, а какие на горожан.

Умение объяснить топонимы, работать с картой,

Контроль: таблица «Крепости на Заячьем, Адмиралтейском  островах, Кроншлот»

17

Столичный Санкт-Петербург

Комбинированный урок.

Новая столица – город, где решались судьбы России. «Зеркало» Российской истории.

Понятия: столица, Летний дворец, Домик Петра 1, Здание Двеннадцати коллегий, тайная  канцелярия, коллегии.

Узнать,  почему и когда новый город стал столицей, кто и где решал судьбы России, почему столицу называют «зеркалом» русской истории.

Умение работать с картой

Контроль: устный опрос

18

Новый город России

Комбинированный урок.

Карта СПб 1725 г. Облик города. Планы застройки. Петровское барокко.

Понятия: облик, образцовые дома, регулярный город, Ж.Б. Леблон, барокко, Кунсткамера.

Узнать каким был облик СПб, по какому плану строился город на В.О., какой архитектурный стиль сложился в новом городе.

Умение работать с историческими документами.

Контроль: письменный опрос

19

Санкт-Петербург – город новой культуры

Комбинированный урок.

Обучение петербуржцев. Центры просвещения СПб. Виды европейского искусства, «прижившиеся» в СПб

Понятия: светская школа, пенсионер, парсуна, портрет, барельеф,  монумент, капелла, этикет, ассамблея

Узнать  где и как обучались петербуржцы ,какие центры просвещения были в СПб, какие виды европейского искусства «прижились» в СПб, в чем особенность художественной культуры петровского Петербурга.

Уметь объяснить понятия.

Контроль: письменный опрос

20

Урок-лекция.

Становление фонтанного дела в Петергофе.

Понятия: фонтан, каскад, Версаль, фонтанная команда, Туволков, водовод.

Узнать когда и почему было выбрано место для  прокладки фонтанного водовода, основные типы фонтанов, названия каскадов Петергофа, кто и когда основал фонтанную команду.

Умение работать с текстом презентации, составление конспекта.

Контроль: заполнение таблицы «становление фонтанного дела в Петергофе»

21

 

Вводный урок к теме: Санкт- Петербург и история России

Вводный урок.

 Важнейшие исторические события, определившие судьбу Санкт-Петербурга.

Понятия: Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, А. Волынский, Петр 2, дворцовые перевороты.

Узнать источники о Петербурге 18 в,  кто определял  судьбу столицы  после смерти Петра 1.

Умение составлять конспект, поиск  дополнительного материала.

22

Карты Санкт-Петербурга в середине и конце ХVIII в.

Комбинированный урок.

Изменение территории города.

Понятия: граница города, першпектива, «петровский трезубец», П. Еропкин, «Комиссия о Санкт-Петербургском строении».

Узнать  как изменилась территория города в середине и конце 18 в

Уметь объяснить понятия.

Контроль: устный опрос

23

Облик города дворцов и слобод в середине ХVIII в.

Комбинированный урок.

Облик Петербурга. Взгляды и вкусы законодателей петербургской моды. Архитектурные памятники барокко.

Понятия: слобода, пышное барокко, С. Чевакинский, фасад, интерьер, анфилада.

Узнать  каким был облик города дворцов и слобод, какие архитектурные памятники напоминают о пышном барокко.

Умение работать с иллюстрациями,  с историческими документами.

Контроль: конспект

24

Облик города, строящегося по плану в конце ХVIII в.

Комбинированный урок.

Город при Екатерине2. Окружение императрицы. События, происходящие в столице. Изменения на карте города в конце 18 в.

Понятия: Екатерина 2, Петр 3, дворцовый переворот, Зимний дворец, Ф.Б. Растрелли, Г. Орлов, Г. Потемкин, Г. Державин.

Узнать что произошло в 1762г, где жила Екатерина 2 и кто ее окружал, какие события происходили в столице, что изменилось на карте города к концу 18 в.

Уметь определять какие события имели значение для всей России, для города.

Контроль: конспект.

25

Развитие светской культуры в столице Российской империи послепетровского времени: образование, просвещение, наука

Комбинированный урок.

Последствия петровской эпохи. Первые русские академики и их достижения. Обучение дворянских детей.

Понятия: АН,  анатомический театр,  «восковая персона», кунсткамера,  М. Ломоносов, В. Тредиаковский,  С. Крашенинников,  кадетский корпус, Е. Дашкова

Узнать чем занимаются в АН, имена первых русских академиков и их достижения, где обучались дворянские дети.

Умение работать с картой, составлять таблицы.

Контроль: таблица «Первые русские академики и их достижения»

26

Развитие светской культуры в столице Российской империи послепетровского времени: театр, живопись, архитектура, скульптура

Комбинированный урок.

АХ. Театральное и музыкальное искусство.

Понятия:  меценат, И. Шувалов, придворный оперный театр, балетная школа,  российский драматический театр, романс.

Узнать основание и деятельность АХ,  как развивалось театральное и музыкальное искусство.

Умение обобщать материал, работать с документами

Контроль: сообщения по теме урока.

27

Петербуржцы: их жизнь и дела

Комбинированный урок.

Состав жителей. Занятия. Проблемы горожан и их решения. Быт. Праздники.

Понятия:  мануфактура, порлециновая фабрика, слобода, градоначальник, полицмейстер, пристав.

Узнать произошли ли изменения в составе жителей, где работали петербуржцы, кто и как решал проблемы рядовых петербуржцев, быт и праздники рядовых горожан.

Умение анализировать таблицы, работать с текстом и иллюстрациями.

Контроль:  письменные ответы на вопросы.

28

Город как место жизни горожан (управление, благоустройство и т.д.) во второй половине ХVIII в. Улицы Петергофа.

Урок-семинар.

Улицы Петергофа.   Названия. Благоустройство. Интересные постройки. Жители.

Понятия: тапонимы,   архитектор.

Узнать: происхождение названий улиц.

Уметь составить рассказ по плану. Работа в группах.

Контроль:  индивидуальные сообщения, групповые отчеты по теме урока.

29

Санкт-Петербург времен Павла 1

Урок - лекция.

Павел 1 и его судьба. Изменения в столичной жизни при Павле1. Михайловский замок. Каменноостровский дворец.

Понятия:  Михайловский замок, Павел 1, В. Бренна,  канцлер, сенатор, Д. Бортнянский.

Умение составлять конспект, опираясь на вопросы, поставленные учителем.

Контроль: конспект

30

Санкт-Петербургская губерния

Комбинированный урок.

Дороги, ведущие в столицу. Оборонное значение края. Торговое значение края. Предприятия на территории края. Облик губернских  городов. Новое в жизни обитателей края.

Понятия:  город-крепость, город-порт, усадьба.

Узнать какие дороги вели в столицу, сохранил ли край оборонное значение, торговое значение, какие предприятия были на территории края, что общего было в облике городов губернии, что нового появилось в жизни обитателей края.

Умение работать с текстом.

Контроль: письменный опрос.

31

Санкт-Петербургская губерния

Урок-семинар.

«Жемчужное ожерелье « СПб.

Петергоф, Ораниенбаум, Царское село, Павловск, Гатчина.

Понятия: царская резиденция, всемирное культурное наследие.

Умение работать в группах, составлять конспект, работать с дополнительными источниками.

Контроль: индивидуальные сообщения, групповые отчеты.

32-33

Повторительно-обобщающий урок к разделу 2

Урок – повторительно-обобщающий.

Материал  темы 3 и темы 4.

Знать основные даты, имена, события.

Уметь: работа с картой, соотношения (названия – место расположения), логические выводы.

Контроль: тестирование

34-35

Повторительно-обобщающий урок к курсу: «Наследие прошлого сегодня»

Урок – повторительно-обобщающий.

Материал   курса «Наследие прошлого сегодня».

Знать основные даты, имена, события.

Уметь: работа с картой, соотношения (названия – место расположения), логические выводы.

Контроль: тестирование, творческие работы, доклады

Календарное планирование курса «История и культура Санкт-Петербурга»

Планирование составлено по программе Л.К. Ермолаевой.

8 КЛАСС

Раздел

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

План

Факт

1

Введение

Вводный урок: Век девятнадцатый – второе столетие

Урок – вводный

Условия развития города и значение этого периода в формировании культурного наследия Санкт-Петербурга. Санкт-Петербурга.  Значение первой половины Х1Х в. в формировании культурного наследия нашего города.

Понятия: столица государства, исторический источник.

Знать: основные события общероссийской истории данного периода, какие исторические источники могут поведать о жизни города и России в данный период.

2

Наследие Петербурга с 1801 по 1854 гг.

Карта Санкт-Петербурга в первой половине и в  середине Х1Х столетия

Урок – комбинированный

Что нового появилось на карте города, как ориентировались в СПб, каким был облик центра СПб

Понятия: историческая и географическая карта

Знать:  границы города, что помогало ориентироваться в городе, что придавало неповторимость облику центра города.

Уметь: работа с картой

Контроль: устные ответы на вопросы

3

Место действия – Санкт-Петербург

Урок – комбинированный

Петербургские события и Российские события  в Петербурге, запечатленные в памятниках, топонимах, мемориальных досках…

Понятия: Александр 1, Николай 1, великокняжеский дворец, колонна Славы, триумфальная арка, М. Кутузов

Знать: даты и названия основных событий первой половины 19 в

Уметь сопоставить «событие – памятник», «событие – имя – памятник», месторасположение на карте города.

Контроль: фронтальный письменный опрос

4

Облик имперской столицы

Урок – комбинированный

Сохранившиеся ансамбли Дворцовой, площади Декабристов и Биржевой площадей)

Понятия: архитектурный ансамбль

Знать: происхождение названий площадей, основные постройки, входящие в  ансамбль площади.

Уметь: работа с картой

Контроль: составление таблицы «Архитектурные ансамбли»

5

Облик имперской столицы  

Урок – комбинированный

Сохранившиеся ансамбли площади Искусств, площади Островского, улицы Зодчего Росси, площади Ломоносова.

Понятия: зодчий, К. Росси

Знать: происхождение названий площадей, основные постройки, входящие в  ансамбль площади.

Уметь: работа с картой

Контроль: таблица «Архитектурный ансамбль»

6

Облик невских набережных  и мостов

Урок – комбинированный

Невские набережные и мосты в СПб первой половины 19 в.

Понятия: мост, набережная

Знать: названия набережных и мостов ( ½ 19в)

Уметь: работа с картой

Контроль: сообщение «Мосты Петербурга первой половины 19 в»

7

Здесь решалась судьба России  

Урок – комбинированный

царские дворцы, государственные учреждения: Сенат, Синод, здания, в которых располагались министерства, благотворительные учреждения, дворянское собрание

Понятия: Сенат, Синод, дворянское собрание, чиновники, министерства

Знать: какие здания напоминают и столичном значении СПб, памятники, напоминающие о военной столице.

Уметь: объяснение выделенных в параграфе понятий

Контроль: устный опрос

8

Значение Санкт-Петербурга в экономической жизни России

Урок – комбинированный

 Порт, мануфактуры, мастерские, банк, железные дороги, крупные магазины.

Понятия: Стрелка В.о., мануфактура, биржа, пакгауз, склад-буян, «Пассаж», предприниматель

Знать расположение крупных предприятий города, почему СПб называли торговым городом

Уметь объяснять понятия

Контроль: заполнение таблиц на основании текста параграфа

9

Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения и науки

Урок – комбинированный

Центры науки, где изучали и раскрывали тайны природы,  успехи в  изучении истории, время технических новинок

Понятия: обсерватория, Ботанический сад, Н. Гнедич, В. Жуковский, Г. Шлиман, экспедиция, И. Крузенштерн, паровой двигатель, «дом академиков»

Знать  названия  центров науки СПб

Уметь находить объекты на карте города, объяснять понятия

Контроль: фронтальный письменный опрос

10

Санкт-Петербург – литературный и книжный город

Урок – комбинированный

Формирование художественного вкуса в столице,  памятники петербургским поэтам и писателям

Понятия: литература, романтизм, литературные кафе

Знать кому (писатели и поэты)  и где поставлены памятники в СПб, названия наиболее известных произведений этих авторов.

Уметь объяснить понятие «СПб – литературный и книжный город», «золотой век русской культуры»

Контроль: фронтальный письменный опрос

11

«Театральный Петергоф». Петергофский императорский театр.

Урок – семинар

Работа в группах. История театра. Наиболее известные театры первой половины 19в Спб и Петергофа. Жанры театральных постановок.

Понятия: театр, комедия, трагедия, бенуар. Партер, бельэтаж, ярус, филармония, музыкальный салон, домашний театр

Уметь:  работа в команде, ведение монолога и диалога, постановка вопросов.

Контроль: индивидуальные и групповые отчеты

12

Санкт-Петербург – центр художественной культуры

Урок – комбинированный

Роль АХ в развитии живописи и скульптуры, мастера классического стиля, наследство петербургских скульпторов.

Понятия: скульптура, шедевр, статуя, бюст, классический стиль, античные герои и боги. Жанровые сцены

Знать: АХ (годы становления, чему и как обучали), какие мастера создали шедевры классического стиля.

Уметь объяснять понятия, описание картины

Контроль: фронтальный письменный опрос

13

Петербуржцы и их жизнь

Урок – комбинированный

Кто жил в СПб (состав населения), кто управлял горожанами, проблемы городских властей и горожан и их решения

Понятия: Городская дума, управа,  генерал-губернатор, гражданский губернатор, обер-полицмейстер, пристав, квартальный надзиратель, околоточный, омнибус.

Уметь  найти ответы в тексте параграфа на конкретные вопросы

Контроль: конспект

14

Петербуржцы и их жизнь

Урок – комбинированный

Повседневная жизнь горожан. Как жили дворяне, аристократические районы, обитатели неаристократических частей города

Понятия: особняк, светский образ жизни, этикет.

Уметь описать жизнь аристократических и неаристократических частей СПб, составить устный или письменный рассказ на основании текста или иллюстрации.

Контроль: работа по заданию учителя

15

Город – место жизни горожан

Урок – комбинированный

Петербургские традиции. Общественная жизнь петербуржцев, отдых петербуржцев, развлечения.

Понятия: панорамы, клубы, Эрмитаж, театр, бал,

Знать петербургские традиции, развлечения, общественную жизнь данного периода.

Уметь: составление рассказа,  эссе, выводы.

Контроль: работа по заданию учителя

16

Повторительно-обобщающий урок к теме

Урок – повторительно-обобщающий.

Материал раздела «Наследие СПб с 1801-1854гг

Знать основные даты, имена, названия и  назначения  построек.

Уметь: работа с картой, соотношения (названия-постройка-события-имена), логические выводы.

Контроль: тестирование

17

Наследие Петербурга (1854 – 1894)

Вводный урок к теме: Мир – Россия – Петербург

Урок – лекция

Условия развития города во второй половине Х1Х в. и значение этого периода в формировании культурного наследия Санкт-Петербурга.

Понятия: капитализм, реформа, Александр2, Александр 3

Знать даты правления императоров, задачи государства, трудности данного периода

Уметь объяснять понятия

18

Карта и облик города в конце Х1Х в. Облик города.

Урок – комбинированный

Что нового появилось на карте города, как ориентировались в СПб, каким был облик центра СПб

Понятия: историческая и географическая карта, завод, рабочий квартал

Знать:  границы города, что помогало ориентироваться в городе, что придавало неповторимость облику центра города.

Уметь: работа с картой

Контроль: устные ответы на вопросы

19

Место действия – Санкт-Петербург

Урок – комбинированный

Исторические события. Важные городские события. Что определяло жизнь столицы. Памятники, хранящие память о вдохновителях  русских революционеров. Памятные места о борьбе властей с революционерами

Понятия: революционер, каземат

Знать  важные для горожан события

Уметь работать с текстом

Контроль: таблица «События, важные для петербуржцев»

20

Санкт-Петербург – экономический центр, центр технических достижений  

Урок – комбинированный

Что необходимо для организации собственного дела. Отличия казенных предприятий от частных. Петербургские предприятия  и их продукция.

Понятия: промышленник, завод, акционерное общество, акция

Знать названия промышленных предприятий данного периода, их расположение на карте города

Уметь: ответы на конкретные вопросы

Контроль: работа с текстом по заданию учителя

21

Санкт-Петербург – центр науки

Урок – комбинированный

Технические изобретения прошлого, которыми пользуемся сегодня, освоение воздушного пространства (памятники в СПб), научные центры того времени, памятники исследователям и ученым.

Понятия: технический прогресс, дирижабль, Д. Менделеев, П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Пржевальский, памятник культурного наследия

Знать ответы на вопросы-заголовки параграфа

Уметь объяснить термины и понятия

Контроль: устный опрос

22

Санкт-Петербург – центр образования и просвещения

Урок – комбинированный

СПб – самый «грамотный» город России. Обучение мальчиков и девочек. Новые учебные заведения. Какие музеи просвещали петербуржцев.

Понятия: музей, реальное училище, разночинцы, гимназия, коммерческое училище. Г.О. Графтио, Высшие женские курсы.

Узнать названия и деятельность учебных заведений и центров просвещения.

Уметь объяснять термины и понятия, работать с текстом учебника

Контроль: творческое задание или таблица по вопросам текста учебника

23

Санкт-Петербург – литературный, книжный город

Урок – комбинированный

Почему СПб называли книжным городом. Какие памятники напоминают о петербургских поэтах и писателях. Литературные центры  СПб в начале ХХ в

Понятия: издательство, мемориальная доска, мемориальный музей, некрополь, литературный салон

Узнать, почему СПб называли литературным и книжным городом, какие памятники напоминают о петербургских поэтах и писателях.

Контроль: письменный фронтальный опрос

24

Санкт-Петербург – театральный город

Урок – комбинированный

Традиции театрального СПб, кто прославил Императорский Мариинский театр. Новое в музыкальной жизни СПб. Петербургские памятники, напоминающие о деятелях театрального и музыкального искусства. Конкурент театра.

Понятия: опера, балет, оперетта, драматург, Ф. Шаляпин,  А. Павлова,  М. Петипа,  Народный дом

Узнать названия театров СПб, имена деятелей театрального и музыкального искусства, памятные места.

Умение отвечать на вопросы-заголовки параграфа

Контроль: стихотворение по выбору

25

Санкт-Петербург – центр художественной культуры

Урок – комбинированный

АХ – центр живописи? Памятники СПб, напоминающие о новых центрах живописи. Скульптурное убранство города.

Понятия: реализм, И. Е. Репин, скульптура, бюст

Узнать памятные места центров живописи, скульптуры, памятники реальным людям.

Умение работать с картой, умение соотнести «имя- деятельность»

Контроль: сообщения  «Театральный СПб второй половины 19 в »

26

Петербуржцы – создатели богатств Петербурга

Урок – комбинированный

Понятия

Знать

Уметь

Контроль

27

Петергоф. История одного дома.

Урок – семинар

Урок – семинар

Работа в группах. История построек Петергофа. Наиболее известные городские постройки  19в. Архитекторы, назначения построек, жители.

Понятия: архитектурный стиль, архитектор.

Умение  работать в команде, вести  монолог и диалог, постановка вопросов.

Контроль: индивидуальные и групповые отчеты

28

Санкт-Петербург – центр общественной жизни

Урок – комбинированный

Понятия

Знать

Уметь

Контроль

29

Город как место жительства петербуржцев

Урок – комбинированный

Понятия

Знать

Уметь

Контроль

30

Губерния

Урок – комбинированный

Города Петербургской губернии. Занятия крестьян губернии. Русские усадьбы конца 19 в

Понятия: губерния, усадьба, уездный город

Умение работать с картой. Сравнение жизни жителей губернии и столицы

Контроль: письменный опрос

31

Повторительно-обобщающий урок к  теме

Урок – повторительно-обобщающий.

Материал раздела «Наследие СПб с 1854-1894гг»

Узнать основные даты, имена, названия и  назначения  построек.

Умение работать с картой, соотносить (названия-постройка-события-имена),  делать логические выводы.

Контроль: тестирование

32

Повторительно-обобщающий урок к курсу

Урок – повторительно-обобщающий.

Материалы 1 и 2 разделов.

Знать основные даты, имена, основные исторические события города и страны, названия и  назначения  построек, памятников, архитектурных стилей

Уметь: работа с картой, соотношения (названия-постройка-события-имена), логические выводы, написание рассказов, эссе, работа с текстом учебника, составление таблиц.

Контроль: тестирование, творческие задания

33

Повторительно-обобщающий урок к курсу

34

Повторительно-обобщающий урок к курсу



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.

В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

Методическая разработка внеклассного занятия по истории «Турнир знатоков истории российской культуры первой половины XIX века»

Материалы содержат полный сценарий мероприятия. В приложениях даны вопросы и задания. Турнир проводится с использованием проектора, но возможно и без технического оснащения. Содержание вопросов ...

Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...