Урок-деловая игра
план-конспект урока по географии по теме

Уварова Наталия Викторовна

 

Заседание клуба «Зеленая семерочка» .

 

«Экологические проблемы нашего микрорайона и пути их решения».

Семь раз подумай и не навреди.(Народная мудрость).

Круглый стол, перед членами клуба таблички-роли.

На доске: Тема

Эпиграф.

Таблица.

Маяковский писал:

Асфальт-стекло,

               Иду и звеню,

Леса и травинки сбриты

На север с юга идут авеню

На запад с востока - стриты

А между - (куда их строитель завез!)-

Дома невозможной длины,

Одни дома длиною до звезд,

Другие - длиной до луны.

Сегодня около половины населения Земли проживает в городах, где человек на протяжении уже нескольких тысячелетий стремится создать особую среду.  Эта среда сильно отличается от природной, но вместе с ней человек активен и подвижен.   Но! качество городской жизни не всегда позволяет человеку адаптироваться к ее условиям и сохранить свое здоровье. Все чаще звучат слова об улучшении качества окружающей среды.

На сегодняшнем заседании мы познакомимся с экологическими проблемами нашего микрорайона, определим причины возникновения этих проблем и постараемся найти возможные пути решения.

В своих экологических конспектах запишите тему нашего заседания и сделайте таблицу ( образец на доске).

Проблема

Причина

Возможные пути решения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На заседании выступят эксперты – экологи и мы разработаем, выпустим листовку- обращение к проживающим в нашем микрорайоне.

 

Автомобиль – неотъемлимый атрибут современного города. В нашем городе  автопарк  увеличивается на 20000 автомобилей в год.

Автотранспорт – основной источник шума. А его газообразные выбросы содержат свинец, оксиды азота, углерода, серы, углеводороды. Эти вещества вызывают заболевания дыхательных путей, аллергические реакции, понижают работоспособность людей.

Исследования показали, что емкость, величиной с наш кабинет, заполняется выхлопными газами одного автомобиля при работе двигателя  за 5 часов.

Я подсчитал количество проезжающих автомобилей по ул.Октябрьской революции за 1 час -        , и это только в одну сторону. В последнее время  наблюдаются длинные пробки от ул.Уманской и до моста в которых автомобили простаивают с работающими двигателями.

Количество проезжающих автомобилей по ул.Левшина-        за такое же время.

Все автомобильные выбросы оседают на почву, смываются в реки.

Н.В. – В чем вы видите сущность проблемы (Шум, выхлопные газы- заболевания)

- В чем причина?

( Несовершенное топливо)

-Возможные пути решения?

( Более строгое проведение техосмотра)

 

Гидролог

Я занимаюсь изучением вод.

О чистоте водоемов мы судим по своеобразным индикаторам.

В чистой воде обитают кувшинка белая , водяной орех, раки.

В загрязненной – ряска, роголистник, нет раков.

Тростник по берегам чистых рек вырастает до 4 метров, а сильно загрязненных – 0,5 м.

Даже без химических индикаторов можно определить, что вода в Москва-реке загрязнена.

 27 служба Гостехнадора дала краткую справку о состоянии открытых водоемов и справку о качестве питьевой воды.

( Зачитывает справку; или фрагмент выступления специалиста на заседании клуба)

 

В тетради: Загрязнение вод

 

- В чем проблема загрязнения вод ?

 

 

- Причины?

   (Сток с улиц, полей, ферм, мусор на берегах …)

 

- Предложите возможные пути решения

  (очистка воды, воспитание экологического самосознания у населения).

 

Биолог

Озеленение городов – одно из обязательных условий градостроительства. С этой целью вдоль улиц высаживают деревья, разбивают парки и скверы. В нашем микрорайоне очень много зеленых насаждений, а недалеко от школы – два сквера. К сожалению, в городах деревья растут медленнее и живут в три раза меньше, чем в лесу. К тому же, не все деревья могут выдержать суровые экологические условия города. Наиболее устойчивы к воздействию пыли и газа – тополь, вяз, липа, клен, акация, сирень, боярышник. Состояние многих деревьев в парках и скверах – ослабленное. А вдоль улицы Октябрьской революции можно видеть и множество больных деревьев – обратите внимание на крупные наросты на стволах. Причина этого – загрязнение воздуха. Зеленые насаждения снижают химическое и пылевое загрязнение, а парки и скверы – прекрасное место отдыха.

 

Н.В.  в тетради: Проблемы зеленых насаждений

- В чем сущность проблемы?

   (много больных деревьев)

- Причина?

   (загрязнение воздуха)

- Пути решения?

 

Биолог. В сквере им. Зайцева на деревьях есть лишайники, что означает, что экологические условия здесь хорошие. А вот на деревьях, растущих вдоль улицы Октябрьской революции их нет. О чем говорит этот факт?

 

Зоолог. В городах создаются новые и довольно разнообразные экологические ниши, которые по законам природы, не могут пустовать. Формируются новые пищевые цепи. Наиболее часто в городе встречаются птицы – вороны, голуби, воробьи. Они разбрасывают отходы на мусоросборниках, являются разносчиками болезней, портят памятники, скамьи. Отмечены случаи нападения стай ворон на людей. В скверах и парках можно увидеть и услышать иволгу, соловья, поползня. Чрезвычайно размножились тараканы, мыши, крысы. Они заселили практически все подвалы и подземные коммуникации. Человек ведет беспощадную войну с ними. В последнее время появилось много бродячих собак, среди них есть и больные животные.

 

Н. В. Тараканы, мыши, крысы зеленых насаждений

- В чем сущность проблемы?

- Причина?

- Пути решения?

- Что вы думаете о перспективе уничтожить бездомных собак и кошек?

5 Архитектор Старая часть города,на территории которой находится кремль, не предполагает высокой застройки ,поэтому скученности населения и повышенной концентрации загрязняющих веществ здесь почти нет. А ведь известно, что высокая застройка и высокая концентрация населения приводят к психологическим стрессам.

 

6 Климатолог  В городах образуется тепловая шапка- своеобразный купол, в котором содержание загрязняющих веществ велико. Температура  воздуха в городах на 2-3 градуса выше ,чем за городом. Пылевые частицы являются ядрами для образования тумана- а это причина обострения бронхиальных болезней. В нашем микрорайоне многие частные дома отапливаются углем, поэтому снег в конце зимы особенно темный и тает быстрее. У нас преобладают северо-западные ветры- поэтому загрязнения от заводов Москвы и Воскресенска осаждаются в городе.

 

7. Специалист коммунальной службы.

В городе накапливается огромная масса твердых бытовых отходов. Для нашего города требуется не менее 5 га для их захоронения в течение 1 года.

Значительная часть отходов – стекло, резина пластмассы, упаковки, бетон, кирпич.

Все эти отходы не разлагаются в почве. Становиться много мусора и на улицах, хотя они ежедневно убираются.

Мы провели анонимный опрос среди учащихся 1-11 классов:

1) Как часто они бросают мусор на улице?

2) Почему они это делают?

3)Нравится ли им ходить по чистым улицам?

На первый вопрос ответили: часто -     чел., редко -      чел., никогда -     чел.

На второй вопрос ответили: нет урн -     чел., просто так -      чел., не знаю -     чел.

На третий вопрос почти все ответили «Да».

Сегодня мы предлагаем выпустить листовки, которые разработала наша творческая группа.

 

Н.В.

-

-

-

 

 

Итог

Н.В. На заседании мы заслушали мнение разных специалистов

-Какие из проблем нашего микрорайона являются наиболее острыми?

-Какие проблемы можно решить на уровне нашего микрорайона?

-Какой вклад в решение проблем может внести каждый гражданин нашего микрорайона?

-На сколько вы готовы принять участие в уборке нашего города и привлечь к этому своих близких?

И я уверена, что ваши дети будут жить в самом красивом и чистом городе – в нашей Коломне!!!

Всем спасибо.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - деловая игра

Эпиграф урока: «Счет является, правда, низкой, но уже идеальной деятельностью человека, и с помощью него столь многое осуществляется в обыденной жизни».   Гете И....

обобщающий урок - деловая игра "Южные материки"

В познавательной географической игре "Южные материки" закрепляются умения применять полученные ранее знания, навыки пользования справочной и другой литературой, а главное учащиеся в игре ...

урок - деловая игра "Юный корректор"

         Урок русского языка        ( 6 класс)Урок –деловая игра «Юный корректор» Цель урока:в форме деловой игр...

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

Задания практического характера. (Подготовка к ЕГЭ) Форма урока. Урок – деловая игра «Жильё для молодого специалиста на селе»

11 класс. Математика.  Цели: 1. Способствовать при подготовке к ЕГЭ  развитию умений применять     математические знания, закрепление знаний, умений и навыков п...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...