Урок-деловая игра
план-конспект урока по географии по теме
Заседание клуба «Зеленая семерочка» .
«Экологические проблемы нашего микрорайона и пути их решения».
Семь раз подумай и не навреди.(Народная мудрость).
Круглый стол, перед членами клуба таблички-роли.
На доске: Тема
Эпиграф.
Таблица.
Маяковский писал:
Асфальт-стекло,
Иду и звеню,
Леса и травинки сбриты
На север с юга идут авеню
На запад с востока - стриты
А между - (куда их строитель завез!)-
Дома невозможной длины,
Одни дома длиною до звезд,
Другие - длиной до луны.
Сегодня около половины населения Земли проживает в городах, где человек на протяжении уже нескольких тысячелетий стремится создать особую среду. Эта среда сильно отличается от природной, но вместе с ней человек активен и подвижен. Но! качество городской жизни не всегда позволяет человеку адаптироваться к ее условиям и сохранить свое здоровье. Все чаще звучат слова об улучшении качества окружающей среды.
На сегодняшнем заседании мы познакомимся с экологическими проблемами нашего микрорайона, определим причины возникновения этих проблем и постараемся найти возможные пути решения.
В своих экологических конспектах запишите тему нашего заседания и сделайте таблицу ( образец на доске).
Проблема | Причина | Возможные пути решения |
|
|
|
На заседании выступят эксперты – экологи и мы разработаем, выпустим листовку- обращение к проживающим в нашем микрорайоне.
Автомобиль – неотъемлимый атрибут современного города. В нашем городе автопарк увеличивается на 20000 автомобилей в год.
Автотранспорт – основной источник шума. А его газообразные выбросы содержат свинец, оксиды азота, углерода, серы, углеводороды. Эти вещества вызывают заболевания дыхательных путей, аллергические реакции, понижают работоспособность людей.
Исследования показали, что емкость, величиной с наш кабинет, заполняется выхлопными газами одного автомобиля при работе двигателя за 5 часов.
Я подсчитал количество проезжающих автомобилей по ул.Октябрьской революции за 1 час - , и это только в одну сторону. В последнее время наблюдаются длинные пробки от ул.Уманской и до моста в которых автомобили простаивают с работающими двигателями.
Количество проезжающих автомобилей по ул.Левшина- за такое же время.
Все автомобильные выбросы оседают на почву, смываются в реки.
Н.В. – В чем вы видите сущность проблемы (Шум, выхлопные газы- заболевания)
- В чем причина?
( Несовершенное топливо)
-Возможные пути решения?
( Более строгое проведение техосмотра)
Гидролог
Я занимаюсь изучением вод.
О чистоте водоемов мы судим по своеобразным индикаторам.
В чистой воде обитают кувшинка белая , водяной орех, раки.
В загрязненной – ряска, роголистник, нет раков.
Тростник по берегам чистых рек вырастает до 4 метров, а сильно загрязненных – 0,5 м.
Даже без химических индикаторов можно определить, что вода в Москва-реке загрязнена.
27 служба Гостехнадора дала краткую справку о состоянии открытых водоемов и справку о качестве питьевой воды.
( Зачитывает справку; или фрагмент выступления специалиста на заседании клуба)
В тетради: Загрязнение вод
- В чем проблема загрязнения вод ?
- Причины?
(Сток с улиц, полей, ферм, мусор на берегах …)
- Предложите возможные пути решения
(очистка воды, воспитание экологического самосознания у населения).
Биолог
Озеленение городов – одно из обязательных условий градостроительства. С этой целью вдоль улиц высаживают деревья, разбивают парки и скверы. В нашем микрорайоне очень много зеленых насаждений, а недалеко от школы – два сквера. К сожалению, в городах деревья растут медленнее и живут в три раза меньше, чем в лесу. К тому же, не все деревья могут выдержать суровые экологические условия города. Наиболее устойчивы к воздействию пыли и газа – тополь, вяз, липа, клен, акация, сирень, боярышник. Состояние многих деревьев в парках и скверах – ослабленное. А вдоль улицы Октябрьской революции можно видеть и множество больных деревьев – обратите внимание на крупные наросты на стволах. Причина этого – загрязнение воздуха. Зеленые насаждения снижают химическое и пылевое загрязнение, а парки и скверы – прекрасное место отдыха.
Н.В. в тетради: Проблемы зеленых насаждений
- В чем сущность проблемы?
(много больных деревьев)
- Причина?
(загрязнение воздуха)
- Пути решения?
Биолог. В сквере им. Зайцева на деревьях есть лишайники, что означает, что экологические условия здесь хорошие. А вот на деревьях, растущих вдоль улицы Октябрьской революции их нет. О чем говорит этот факт?
Зоолог. В городах создаются новые и довольно разнообразные экологические ниши, которые по законам природы, не могут пустовать. Формируются новые пищевые цепи. Наиболее часто в городе встречаются птицы – вороны, голуби, воробьи. Они разбрасывают отходы на мусоросборниках, являются разносчиками болезней, портят памятники, скамьи. Отмечены случаи нападения стай ворон на людей. В скверах и парках можно увидеть и услышать иволгу, соловья, поползня. Чрезвычайно размножились тараканы, мыши, крысы. Они заселили практически все подвалы и подземные коммуникации. Человек ведет беспощадную войну с ними. В последнее время появилось много бродячих собак, среди них есть и больные животные.
Н. В. Тараканы, мыши, крысы зеленых насаждений
- В чем сущность проблемы?
- Причина?
- Пути решения?
- Что вы думаете о перспективе уничтожить бездомных собак и кошек?
5 Архитектор Старая часть города,на территории которой находится кремль, не предполагает высокой застройки ,поэтому скученности населения и повышенной концентрации загрязняющих веществ здесь почти нет. А ведь известно, что высокая застройка и высокая концентрация населения приводят к психологическим стрессам.
6 Климатолог В городах образуется тепловая шапка- своеобразный купол, в котором содержание загрязняющих веществ велико. Температура воздуха в городах на 2-3 градуса выше ,чем за городом. Пылевые частицы являются ядрами для образования тумана- а это причина обострения бронхиальных болезней. В нашем микрорайоне многие частные дома отапливаются углем, поэтому снег в конце зимы особенно темный и тает быстрее. У нас преобладают северо-западные ветры- поэтому загрязнения от заводов Москвы и Воскресенска осаждаются в городе.
7. Специалист коммунальной службы.
В городе накапливается огромная масса твердых бытовых отходов. Для нашего города требуется не менее 5 га для их захоронения в течение 1 года.
Значительная часть отходов – стекло, резина пластмассы, упаковки, бетон, кирпич.
Все эти отходы не разлагаются в почве. Становиться много мусора и на улицах, хотя они ежедневно убираются.
Мы провели анонимный опрос среди учащихся 1-11 классов:
1) Как часто они бросают мусор на улице?
2) Почему они это делают?
3)Нравится ли им ходить по чистым улицам?
На первый вопрос ответили: часто - чел., редко - чел., никогда - чел.
На второй вопрос ответили: нет урн - чел., просто так - чел., не знаю - чел.
На третий вопрос почти все ответили «Да».
Сегодня мы предлагаем выпустить листовки, которые разработала наша творческая группа.
Н.В.
-
-
-
Итог
Н.В. На заседании мы заслушали мнение разных специалистов
-Какие из проблем нашего микрорайона являются наиболее острыми?
-Какие проблемы можно решить на уровне нашего микрорайона?
-Какой вклад в решение проблем может внести каждый гражданин нашего микрорайона?
-На сколько вы готовы принять участие в уборке нашего города и привлечь к этому своих близких?
И я уверена, что ваши дети будут жить в самом красивом и чистом городе – в нашей Коломне!!!
Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - деловая игра
Эпиграф урока: «Счет является, правда, низкой, но уже идеальной деятельностью человека, и с помощью него столь многое осуществляется в обыденной жизни». Гете И....
обобщающий урок - деловая игра "Южные материки"
В познавательной географической игре "Южные материки" закрепляются умения применять полученные ранее знания, навыки пользования справочной и другой литературой, а главное учащиеся в игре ...
урок - деловая игра "Юный корректор"
Урок русского языка ( 6 класс)Урок –деловая игра «Юный корректор» Цель урока:в форме деловой игр...
Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"
Открытый урок (фрагмент) в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...
Задания практического характера. (Подготовка к ЕГЭ) Форма урока. Урок – деловая игра «Жильё для молодого специалиста на селе»
11 класс. Математика. Цели: 1. Способствовать при подготовке к ЕГЭ развитию умений применять математические знания, закрепление знаний, умений и навыков п...
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)
Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...