урок - деловая игра "Юный корректор"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка
( 6 класс)
Урок –деловая игра «Юный корректор»
Цель урока:в форме деловой игры воспитать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать правописные навыки, формировать нормы правильной литературной речи.
Задачи: закрепить навыки орфографической и пунктуационной зоркости; развивать речевые и правописные умения учащихся.
Оборудование: мультимедийная установка, индивидуальные карточки для выполнения заданий.
Ход урока
Урок открывается вступительным словом учителя:
- Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли , расчёты, наблюдения? Учёный, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений. И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл , разрушить стройную систему доказательств – короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряжённой работы мысли.
«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться , чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность», - так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс – корректор по профессии.
Учащимся предлагается определить по словарю значение слов корректор, корректура, корректировать и составить с ними словосочетания.
Затем учитель объявляет учащимся, что в течение урока каждый из них будет выполнять обязанности корректора. Выясняется, какими качествами должен обладать корректор.
Оказывается, кроме хорошего знания языка, корректор должен обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным.
Предлагаются следующие задания.
Задание 1.
Выпишите из загадки. Записанной на доске, слова с орфограммами, обозначьте их. Укажите вид. Подсчитайте, сколько в этом тексте орфограмм.
Цельработы – проверка орфографической зоркости.
На окне стоит горшок,
А в горшке растёт цветок.
Посмотреть – не разберёшь:
Не растение, а ёж.
(Кактус)
Г.Шахнович
Задание 2.
Перед вами стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.
Жалоба
Дядя, прашу тебя,помаги
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет ее наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за диктант на слова
Учитель паставил «два».
А сам сказал, что мая работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его, дядя,исправить мне двойку
И паставить мне пять.
1.Найдите слова, которые проверяются с помощью словаря.
2. Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова.
3. Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.
Задание 3.
Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверьте написание следующих слов:
Ф…ст…валь, пара…ели, а…орт…мент, а…игнование, д…фицит, р…нтабельность, ко…ерческий, д…тектив, р…клама.
(В процессе проверки выясняется значениеуказанных слов)
Задание 4.
Как –то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Пмсатель А.И.Куприн посмотрел меню и заказал:
- Шесть порций орфографических ошибок.
- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.
- однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню.(Можно пользоваться словарём)
1.Бу…он кури…ый с фрикадельками.
2.Ра…ольник с к…лбасой.
3.котлеты сви…ые.
4.П…льмени.
5.Шамп…ньоны в яично…масл….ом соусе.
6.К…мпот груш…во…алыч…вый.
7.Кисель клюкве…ый.
8.Коври…ка ржа…ая.
9.П…рожное б…сквитное.
10.Пиро…ки с печ…нкой.
Задание 5.
Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
- Предоставляю вам право выбора оружия.
- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты.
Проведём орфографическую дуэль.Пишем словарный диктант с взаимопроверкой( работа в парах).
Никому не преодолеть, ничего не возьмёшь, не о чем расспрашивать. Нечего рассказывать. Кое –что необъяснимое, рассердился кое на кого, чьи – то недостатки, какая – то речонка, кому- то не по себе, несколько плодово – овощных баз, ни перед кем не пресмыкаться, подрастали со мной, кто – нибудь не местный, а иногородний.
Задание 6.
Расставьте знаки препинания(работа по карточкам, которые содержат предложения без знаков препинания).
Образцы карточек
Карточка №1
Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне (С, Маршак). Что ты тут написал Что такое (И.Ильф, Е.Петров). Какие радости ты знала спрашивал он Чем ты можешь помянуть прожитое (М.Горький).
Карточка №2
Каковы яблочки в этом году ,умиляясь, спрашивал он (В.Распутин). А Балда ему Глупый бес, куда ж ты за нами полез (А.С.Пушкин). Где Мересьев спрашивал раненый (Б.Полевой).
Карточка №3
Кучер отвечал за доктора А вы кто такие Чей это дом на колёсах (Ю.Олеша). Почему я не могу тебе помочь – единственный раз в жизни Обещаю больше никаких посылок не посылать (В.Распутин).
Задание 7.
Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя.
Глядит мечтательно в тетрадь:
- Вот если б получить мне «пять».
Учитель:
Проверьте работу Ошибкина, помогите ему получить пятёрку.
Работа Пети Ошибкина:
1.В слове дуб три звука: д у бэ
2.(На) жёлтых (листьях) – прилаг.,нач.форма – жёлтый, относит., употреблено в род.падеже, мн.ч.,м.р.
3.Разряды местоимений: мне(личное), себя(возвратное), такой(определительное), нечто(отрицательное), твой(личное), кто –то (определённое).
4.Фрагмент сочинения.
«Я участвовал в соревновании. Я шел под пятым номером. На повороте я и Петров вырвались вперед. Вдруг Петров упал. Он подвернул ногу. «Кто –нибудь придет ему на помощь»,- подумал я. Митя Смирнов помог Петрову добраться до школы. Там ему оказали первую помощь».
Заключительное слово учителя.
- Молодцы, ребята! Совершенно правильно! Будем как можно больше выполнять орфографических и пунктуационных упражнений, как можно чаще повторять орфографические и пунктуационныеправила! Будем очень внимательны! И тогда всех вас можно назвать юными корректорами!
Подведение итогов урока:
- Ребята, какие орфограммы и пунктограммы мы сегодня повторили? Какими качествами должен обладать корректор? Как вы думаете, как мы можем у себя сформировать орфографическую и пунктуационную зоркость?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - деловая игра "Юный корректор"
На данном уроке учителю можно в форме деловой игры воспитать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость. Урок проводится после изучения темы "Местоимение"....
Урок-деловая игра "Юный корректор"
Материалы урока можно использовать во время повторительно-обобщающих занятий по лексике, орфографии....
Урок - деловая игра "Корректор"
Урок обобщения и закрепления знаний о причастиии, деепричастии, предлоге.Цель урока - формирование орфографической и пунктуационной зоркости, норм правильной литературной речи. Работа проводится в фор...
Урок - деловая игра "Юный корректор"
Урок предназначен для повторения учащимися 6 класса изученного ранее материала....
Урок в форме деловой игры "Корректор"
Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчёты, наблюдения?! Учёный, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бу...
Урок – практикум в форме деловой игры «Корректор» 6 класс
Урок-практикум предназначен для учащихся 6 классов, освоивших раздел "Словообразование. Орфография"...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)
Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...