Конспект урока географии
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Уварова Наталия Викторовна

 

Тема: Составление плана местности.

 

Цель: овладение навыком составления плана местности простейшим способом.

 

Задачи:

  • Обучение навыкам составления плана местности;
  • Воспитание коллективизма при выполнении порученного вида работы во время составления плана;
  • Развитие умения определять ориентиры.

 

Место проведения: во время практических занятий или во время проведения тренировочного похода.

 

Продолжительность занятия: 4 часа.

 

Оборудование: планшет на стойке (не металлический), карандаш, резинка, линейка, транспортир, компас, рулетка и чистые листы бумаги.

 

Основная задача данной методической разработки научить школьников быстро составить план местности. Поскольку в настоящее время в программе школы на топографию отводится очень мало часов, то данную тему почти не затрагивают и при составлении плана очень часто возникают вопросы как это сделать. Для этого нам потребуется минимум оборудования, оно указано выше. Рулетку можно заменить, измеряя расстояние шагами, но для этого нужно знать среднюю длину шага. Обычно она равна 60-70см.

Основные законы съемок: непрерывный контроль всех действий и производство работ от общего к частному. Сначала определяют положение небольшого числа вспомогательных точек, а потом уже снимают все остальные точки, которые должны быть нанесены.

Приступая к работе необходимо уяснить, для чего предназначается план, какие данные и с какой точностью необходимо получить. Установив цель необходимо познакомиться с районом съемки.

Разберем это на примере. Нам необходимо составить план местности размером 100 х 80м.

 

1. Выбираем масштаб и направление магнитного меридиана. Масштаб выбирается в зависимости от максимального размера, чтобы будущая схема не выходила за границы имеющегося листа и не была слишком мелкой. Направление магнитного меридиана проставляется после того, как определено направление наибольшего размера объекта на местности (приблизительный азимут) и

Рис.1 Планшет для съемки местности

его размещение на будущей схеме (вдоль длинной стороны листа). Рис.1. Измерив длину листа, подбираем масштаб для будущей схемы. В нашем примере выбираем масштаб 1:1000, т.е. в 1см – 10м.

imageДалее определяем, что магнитный азимут направления длины тротуарной дорожки из его восточной части приблизительно 310°. Руководствуясь этими данными, отмечаем на поле будущей схемы масштаб и наносим направление С-Ю. После этого направление С-Ю наносится еще в нескольких местах листа для удобства вычерчивания схемы (параллельные линии через каждые 3-5см).

 

 

Рис.2 Определение начальной точки и азимуты на основные пункты.

Подпись: Рис.2 Определение начальной точки и азимуты на основные пункты.image2. Выбираем начальную точку съемки. Рис.2. Для вычерчивания схемы какого-либо ограниченного объекта желательно найти место с хорошей видимостью, с которой можно оценить объем предстоящей работы, сделать несколько первоначальных засечек на видимые ориентиры. План вычерчивается с использованием простейших методов съемки местности и с применением минимального количества инструментов. Основным элементом съемки является; измерение расстояний до видимых объектов, направлений и азимутов различных объектов, и нанесение условных обозначений этих объектов на схему. Расстояния измеряются рулеткой или шагами. Направление съемочного хода вымеряется с помощью компаса. С помощью компаса методом засечек на ориентир определяются координаты отдаленных и недоступных объектов. Малозначащие объекты и формы, размеры, и направления наносятся на глаз.

 

3. Вычерчивание съемочного хода. Для вычерчивания съемочного хода следует наметить точку начала хода (точка А),

определить азимут предстоящего хода (310°) нанести от начальной точки с полученным азимутом съемочный ход (линия А-Б). (Рис. 3,4).

Далее в масштабе схемы отмеряется длина съемочного хода, а в процессе движения наносятся в условных знаках все характерные элементы местности, видимые с этого хода и интересующие нас.

image   image

Рис.3,4. Съемочный ход и нанесение объектов вдоль съемочного хода

 

В случае, когда какой либо объект находится недалеко от съемочного хода, то его положение можно определить отдельным съемочным ходом:

1. Наносится начальная точка (т. А) в восточной части поля листа.

2. Из т. А проводятся лучи:

а) Аз 310° - съемочный ход (на т. Б),

б) Аз 220° - южная кромка парка (т. В),

в) Аз 53° - дальний угол парка (т. Д).

image3. Отмеряется в масштабе схемы длина съемочного хода до точки поворота (расстояние на отрезке А-Б – 100м., А-В – 80м., А-Д – 130м.).

 

Рис.5 Азимутальные засечки на объект

Подпись: Рис.5 Азимутальные засечки на объектТаким образом, поочередно определяются азимуты и расстояния до точек по периметру парка и переносятся на лист будущей схемы. Следует отметить, что угловые размеры отдаленных объектов, определяются неточно, поэтому вычерчивание направления на них имеет предварительное назначение, а размеры и положение уточнятся в дальнейшем при обходе (азимуты на точки 1 и 2). (Рис.5).

 

4. Точка поворота. Точка поворота это точка, являющаяся концом предыдущего съемочного хода и началом следующего, азимут которого отличается от азимута предыдущего. (Рис.6,7).

image  image

Рис.6 Точки поворота                                             рис.7 Азимутальные засечки с точек поворота.

 

Метод засечек состоит в том, что положение объекта определяется точкой пересечения двух и более азимутальных засечек на этот объект, сделанных из точек, положение которых известно или определяется с необходимой точностью.

Метод засечек имеет достаточную точность, если угол между двумя пересекающимися засечками близок к 90°, что надо учитывать при выборе точек визирования.

Для нашего случая точкой разворота является точка поворота налево (т. Б), в которой начинается новый съемочный ход.

Далее измеряется азимут и наносится новый съемочный ход (линия Б-Д), а также сделать вторые засечки на ориентиры: здание, и т. Г.

Правильными будут азимуты из точки Б:

для съемочного хода (2-го)  - 220°

для т. Г                                  - 166°

для строения                         - 180°-(1) и 206°-(2)

На пересечении засечек строения уже можно наносить соответствующие точки объекта. После чего, для точности нанесения можно измерить расстояние от точки разворота до данного объекта. Измерить также расстояние от точки разворота до т. Д. По мере измерения расстояния до точки Д отмечаем расстояния до объектов (деревьев) посаженных вдоль дорожки (в нашем случае она совпадает с линией съемочного хода) и в масштабе наносим их положение на схему.

Затем продолжаем проводить измерение с т. Д, которая теперь является точкой поворота, к т. В и далее к исходной т. А и результаты заносим в схему.

 

Рис.8 Определение точки пересечения аллей

Подпись: Рис.8 Определение точки пересечения аллейimage

Из точки В целесообразно сделать засечки на аллею идущую от т. В к т. Б. В точке Г определить и нанести направление аллеи Г-В и на расширение аллеи у т. В. (Рис.9).

image     image

Рис.9                                                                                     Рис.10

 

Таким образом, мы получили периметр парка с центральной точкой Г, где пересекаются аллеи идущие по диагонали. Измерив расстояние по этим аллеям, т.е. по линии А-Д и В-Б, мы можем нанести те объекты, которые расположены вдоль этих аллей.

Далее нам остается нанести объекты, расположенные в глубине парка. Для этого мы определяем азимуты на эти объекты из мест, имеющих хорошую привязку (Рис.10).

Размеры объектов, в зависимости от цели составления схемы, могут быть нанесены приблизительно или с большей точностью.

Таким образом, мы получаем схему территории. Далее нам остается, если необходимо, раскрасить схему и нанести условные знаки.

image

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.11. Схема парка выполнена для соревнований по ориентированию

Подпись: Рис.11. Схема парка выполнена для соревнований по ориентированию

 

 

Рис.12. Общая схема Запрудского парка.

Подпись: Рис.12. Общая схема Запрудского парка.

 

 

 

 

 

Литература:

1. А.Е. Меньчуков. В мире ориентиров. М., «Мысль», 1966г.

2. А.А. Власов. Турист. М., «Физкультура и спорт», 1974г.

3. А.Ф. Лахин, В.И. Былинский. Военная топография. М., 1959г.

4. В.Н. Ганьшин. Простейшие измерения на местности. М., «Недра», 1983г.

5. Ю.С. Константинов. Детско-юношеский туризм. М., ФЦДЮТиК, 2008г.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc2.docx261.62 КБ

Предварительный просмотр:

пппп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".

Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена  по учебнику А.И.Алексеева "География.  Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...

Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"

Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования  представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

Конспект урока географии в 8 классе "Как география изучает хозяйство"

На  конкретных примерах  учащиеся знакомятся с понятиями "условия" и "факторы размещения" предприятий. Работая в группах, применяют полученные знания при решении проблемн...