Задания для проведения комплексного экзамена "Учебный текст - география, 6 класс"
учебно-методический материал (география, 6 класс) на тему
Данные задания можно использовать для аттестации учащихся по данному предметному курсу. Задания первого уровня оценивается на "удовлетворительно", "второго" - на "хорошо", третьего на - "отлично".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_6_klass_2013_-_2014.rar | 177.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный экзамен «Учебный текст»
Экзаменационные задания по географии – 6 класс
2013 – 2014 учебный год
Учитель: Назаровская Н. В.
Текст № 1
Объектом изучения физической географии является географическая оболочка в целом, составляющие её природные комплексы и компоненты.
Основу физической географии составляет общее землеведение и ландшафтоведение. Общее землеведение занимается изучением закономерностей географической оболочки в целом, ландшафтоведение изучает ландшафтные комплексы.
Отраслевые науки:
- Биогеография.
- Климатология.
- Геоморфология.
- Гидрология.
- Океанология.
- Гляциология.
- Криолитология.
- География почв.
- Палеогеография.
Социально-экономическая география
Социально-экономическая география изучает территориальную организацию общества, подразделяется на четыре отраслевых блока (со своими разделами):
- Экономическая география
- Социальная география
- Политическая география
- Культурная география
- Историческая география
Страноведение и Геоурбанистика — дисциплины, посвящённые комплексному описанию отдельных территорий и изучению проблем их развития.
1 уровень:
К какой науке принадлежат все перечисленные науки в тексте?
Дайте определения понятия этой науки.
2 уровень:
Заполните таблицу
Что изучает физическая география | Какие науки относятся | Какие науки относятся | |
3 уровень:
Заполните таблицу
Что изучает физическая география | Какие науки относятся | Что изучают эти науки | Какие науки относятся | Что изучают эти науки | |
Количество строк в таблице определите самостоятельно
Текст № 2
Ориентирование на местности по карте с использованием магнитного компаса является основным и наиболее широко распространенным способом ориентирования. Хотя современной навигационной аппаратуре и принадлежит все возрастающая роль, но без топографической карты эту аппаратуру эффективно использовать невозможно. По карте готовятся исходные данные для работы с этой аппаратурой, осуществляется контроль за продвижением по маршруту.
Таким образом, топографическая карта была и остается надежным путеводителем командира по незнакомой местности. Закрепленные опытом знания и навыки в ориентировании по карте помогают более уверенно и успешно выполнять боевые задачи в различных условиях боевой обстановки.
Ориентирование на местности заключается в определении направлений на стороны горизонта и своего местоположения, относительно окружающих местных предметов и форм рельефа и в выдерживании заданного или выбранного маршрута движения, а также в определении расположения на местности ориентиров, рубежей своих войск и войск противника, инженерных сооружений и других объектов.
Местные предметы и формы рельефа, относительно которых определяют свое местоположение, положение целей (объектов) и указывают направление движения, называются ориентирами. Они выделяются обычно своей формой, окраской и легко опознаются при обзоре окружающей местности.
Ориентиры подразделяются на площадные, линейные и точечные.
Площадные ориентиры занимают большую площадь. К ним относят населенные пункты, озера, болота, крупные массивы леса и др. Они легко опознаются и запоминаются при изучении местности.
Линейные ориентиры - это местные предметы и формы рельефа, имеющие большую протяженность при сравнительно небольшой их ширине, например: дороги, реки, каналы, линии электропередачи, узкие лощины и т. п. Они используются чаще всего для выдерживания направления движения.
Точечные ориентиры-постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, трубы заводов и фабрик, пики горных вершин, ямы и другие местные предметы, занимающие небольшую площадь. Они используются обычно для точного определения своего местоположения, положения целей, указания секторов (полос) огня, наблюдения.
При выборе ориентиров необходимо учитывать условия, в которых подразделения будут действовать на местности.
1 уровень:
О каком понятии (понятиях) говорится в тексте. Дайте определение этого понятия (понятий).
2 уровень:
Нарисуйте условными обозначениями плана местности площадные, линейные и точечные ориентиры.
3 уровень:
Зарисуйте условными знаками плана местности свой путь из дома в школу.
Заполните таблицу
Площадные ориентиры, используемые в маршруте | Линейные ориентиры, используемые в маршруте | Точечные ориентиры, используемые в маршруте |
Текст № 3
1 уровень:
Что такое азимут?
2 уровень:
Составьте алгоритм определения азимута по компасу на местности используя рисунок.
3 уровень:
Определите азимут до всех объектов на рисунке.
Текст № 4
Это длинные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные землетрясения, во время которых происходит резкое смещение (поднятие или опускание) участка морского дна. Они образуются при землетрясении любой силы, но большой силы достигают те, которые возникают из-за сильных землетрясений (с магнитудой более 7). В результате землетрясения распространяется несколько волн. Более 80% цунами возникают на периферии Тихого океана. Первое научное описание явления дал Хосе де Акоста в 1586 в Лиме, Перу, после мощного землетрясения, тогда цунами высотой 25 метров ворвалось на сушу на расстояние 10 км. Землетрясения, извержения вулканов и другие подводные взрывы (в том числе взрывы подводных ядерных устройств), оползни, ледники, метеориты и другие разрушения выше или ниже уровня воды — всё это обладает достаточным потенциалом, чтобы вызвать эти волны. Первое предположение о том, что цунами связано с подводными землетрясениями, было высказано древнегреческим историком Фукидидом.. При средней глубине 4 км скорость распространения получается 200 м/с или 720 км/ч. В открытом океане высота волны редко превышает один метр, а длина волны (расстояние между гребнями) достигает сотен километров, и поэтому волна не опасна для судоходства. При выходе волн на мелководье, вблизи береговой черты, их скорость и длина уменьшаются, а высота увеличивается. У берега высота волн может достигать нескольких десятков метров. Наиболее высокие волны, до 30—40 метров, образуются у крутых берегов, в клинообразных бухтах и во всех местах, где может произойти фокусировка. Районы побережья с закрытыми бухтами являются менее опасными. Они, обычно, проявляются как серия волн, так как волны длинные, то между приходами волн может проходить более часа. Именно поэтому не стоит возвращаться на берег после ухода очередной волны, а стоит выждать несколько часов.
1 уровень:
О каком понятии (понятиях) говорится в тексте. Дайте определение этого понятия (понятий).
2 уровень:
Заполните таблицу
Виды волн | Волна, о которой рассказано в тексте | Приливы и отливы |
Определение понятия | ||
Причина (причины), вызывающие волны | ||
Последствия деятельности волн |
3 уровень:
Заполните таблицу
Виды волн | ? (определите самостоятельно) вид волны | Волна, о которой рассказано в тексте | Приливы и отливы |
Определение понятия | |||
Причина (причины), вызывающие волны | |||
Последствия деятельности волн |
В чём заключаются сходства и отличия всех этих видов волн?
Текст № 5
На поверхности нашей планеты ледники занимают более 16 млн. кв. км, то есть около 11% всей площади суши, а их общий объем достигает 30 млн.куб. км. Более 99% всей площади ледников Земли принадлежит полярным областям. Однако ледники можно увидеть даже и близ экватора, но располагаются они на вершинах высоких гор. Например, высочайшая вершина Африки — гора Килиманджаро — увенчана ледником, который располагается не ниже 4500 м. Ледники образуются на участках земной поверхности при условии, если количество выпадающих твердых атмосферных осадков на протяжении многих лет превышает количество осадков, которое может растаять или испариться. Линию, выше которой выпавший в течение года снег не успевает стаять, называют снеговой линией. Высота ее расположения зависит от климатических особенностей местности. В горах, расположенных в районе экватора, снеговая линия находится на высоте 4,5-5 тысяч метров, а к полюсам она понижается до уровня океана. Выше снеговой линии из скапливающегося там и уплотняющегося снега образуются ледники. Крупнейший ледниковый покров Земли — Антарктический. Толщина льда здесь достигает 4 км при средней толщине 1,5 км. Другой крупнейший ледниковый покров Земли — Гренландский, покрывающий почти всю территорию огромного острова. Значительно меньше по размерам ледники других районов Арктики. Гренландский и антарктические ледники часто спускаются на прибрежные части океана. В этих случаях от них могут откалываться глыбы льда, превращающиеся в плавающие морские горы — айсберги.
1 уровень:
О каком понятии (понятиях) говорится в тексте. Дайте определение этого понятия (понятий).
2 уровень:
О чем говорится в тексте? Используя информацию текста составьте схему, раскрывающее понятие:
3 уровень:
Почему на горе Килиманджаро в Африке образовался ледник? Подберите необходимые данные, произведите и объясните расчеты, нужные для ответа на вопрос.
Текст № 6
Во время похода ребята остановились на вершине небольшого холма, на вершине которого росла одинокая ель. В 400 метрах к югу от вершины холма. Они увидели ветряную мельницу. В 600 метрах на запад от вершины холма находился родник. В 500 метрах от вершины холма находился деревянный мост через реку, которая протекала с севера на юг.
Уровень 1:
Нарисуйте топографические знаки объектов, которые встречаются в тексте.
Уровень 2:
Составьте схематический чертёж участка местности. Масштаб: в 1 см – 100 метров. Построение чертежа начать от центра листа.
Уровень 3:
По построенному чертежу участка местности определите расстояния между ветряной мельницей и родником.
Текст № 7
Людям в хозяйственной деятельности, путешественникам, географам очень важно определять точное местонахождения на поверхности Земли географических объектов, кораблей в море. В этом помогают линии параллелей и меридианов, которые есть на картах и глобусе. Меридиан можно провести через любую точку Земли. Все меридианы представляют собой полуокружности, сходятся у полюсов и имеют одинаковую длину. Параллели – это линии параллельные экватору. Они окружности, длина параллелей уменьшается к полюсам.
Уровень 1:
Нарисуйте окружность, нанесите параллели, меридианы, экватор и полюса.
Уровень 2:
На основании текста заполните таблицу.
Признаки линий градусной сетки. | Меридианы | Параллели |
Какие направления показывают на карте | ||
Длина в градусах | 360 градусов | |
Длина в километрах | 20 000 км | Уменьшается от……до……. |
Какую форму имеют на глобусе | окружности |
Уровень 3:
Без использования линейки и масштаба вычислите протяженность Африки в километрах с севера на юг по 20 градусу восточной долготы.
Текст № 8
Каспи́йское мо́ре— самое большое на Земле бессточное озеро, расположенное на стыке Европы и Азии, называемое морем из-за своих размеров, а также из-за того, что его ложе сложено земной корой океанического типа. Вода в Каспии солёная, — от 0,05 ‰ близ устья Волги до 11—13 ‰ на юго-востоке. Уровень воды подвержен колебаниям, согласно данным 2009 года составлял 27,16 м ниже уровня моря[1]. Площадь Каспийского моря в настоящее время — примерно 371 000 км², максимальная глубина — 1025 м. Протяжённость береговой линии Каспийского моря оценивается примерно в 6500—6700 километров, с островами — до 7000 километров. Берега Каспийского моря на большей части его территории — низменные и гладкие. В северной части береговая линия изрезана водными протоками и островами дельты Волги и Урала, берега низкие и заболоченные, а водная поверхность во многих местах покрыта зарослями. На восточном побережье преобладают известняковые берега, примыкающие к полупустыням и пустыням. Наиболее извилистые берега — на западном побережье в районе Апшеронского полуострова и на восточном побережье в районе Казахского залива и Кара-Богаз-Гола.
Прилегающая к Каспийскому морю территория называется Прикаспием.
Уровень 1:
О каком понятии (понятиях) говорится в тексте. Дайте определение этого понятия (понятий).
Уровень 2:
Обозначьте на контурной карте географический объект, о котором рассказывается в тексте, а также реки впадающие в него. Определите его глубину.
Уровень 3:
Докажите, используя физическую карту России, что Каспийское море бессточное озеро.
Текст № 9
Физическая карта полушарий (атлас 6 класс).
Уровень 1:
Покажите 10 географических объектов.
Уровень 2:
Определите, какое море глубже: Каспийское или Японское. Ответ обоснуйте.
Уровень 3:
Группа туристов отправилась в поход на велосипедах из Москвы в Новосибирск (маршрут проложен по прямой линии). Какие природные преграды им встретятся в пути. Рассчитайте длину пути по прямой линии.
Текст № 10
Дневник погоды в Верещагино за Апрель 2014 г.
Число | День | Вечер | ||||||||
Температура | Давление | Облачность | Явления | Ветер | Температура | Давление | Облачность | Явления | Ветер | |
1 | -2 | 732 |
| -2 | 734 |
| ||||
2 | -3 | 730 |
| -3 | 727 |
| ||||
3 | -4 | 727 |
| -1 | 732 |
| ||||
4 | 0 | 734 |
| -1 | 734 |
| ||||
5 | +1 | 736 |
| 0 | 736 |
| ||||
6 | +2 | 732 |
| 0 | 731 |
| ||||
7 | 0 | 727 |
| 0 | 727 |
| ||||
8 | -1 | 730 |
| -2 | 730 |
| ||||
9 | -1 | 732 |
| -3 | 734 |
| ||||
10 | -5 | 742 |
| -4 | 743 |
| ||||
11 | 0 | 751 |
| +1 | 750 |
| ||||
12 | +5 | 749 |
| +6 | 747 |
| ||||
13 | +7 | 748 |
| +6 | 746 |
| ||||
14 | +7 | 748 |
| +7 | 747 |
| ||||
15 | +8 | 746 |
| +8 | 746 |
| ||||
16 | +5 | 749 |
| +8 | 748 |
| ||||
17 | +11 | 742 |
| +6 | 741 |
| ||||
18 | +2 | 746 |
| +8 | 746 |
| ||||
19 | +12 | 746 |
| +12 | 745 |
| ||||
20 | +14 | 742 |
| +14 | 740 |
| ||||
21 | +4 | 749 |
| +4 | 751 |
| ||||
22 | +6 | 751 |
| +8 | 746 |
| ||||
23 | +11 | 734 |
| 0 | 736 |
| ||||
24 | 0 | 737 |
| +2 | 736 |
| ||||
25 | +1 | 731 |
| +1 | 731 |
| ||||
26 | -1 | 734 |
| 0 | 736 |
| ||||
27 | +1 | 742 |
| +3 | 741 |
| ||||
28 | +5 | 743 |
| +5 | 742 |
| ||||
29 | +9 | 738 |
| +13 | 737 |
| ||||
30 | +18 | 738 |
| +15 | 737 |
|
Уровень 1:
Какую информацию можно узнать, используя дневник погоды.
Уровень 2:
Постройте график хода температуры днем в период с 1 по 10 апреля 2014 года.
Уровень 3:
В какой период апреля средняя температура воздуха днем и вечером была выше и на сколько: с 1 по 10 апреля или с 11 по 20 апреля.
Понятия
Понятие № 1
План местности
Уровень 1:
Сформулируйте определение понятия.
Уровень 2:
Сформулируйте определения понятия.
Сравните между собой план местности и географическую карту (Физическая карта полушарий). Заполните таблицу:
Сходства | Различия |
Уровень 3:
Сформулируйте определения понятия.
Определите по предложенному плану местности, в каком направлении течёт река. Ответ обоснуйте. Как определить направление течения реки по географической карте?
Понятие № 2
Материк
Уровень 1.
Сформулируйте определения понятия.
Уровень 2.
Сформулируйте определения понятия.
Назовите материки Земли и покажите их на карте.
Уровень 3.
Сформулируйте определения понятия.
Что общего у материка, острова, полуострова и архипелага. Чем они различаются?
Понятие № 3
География
1 уровень:
Сформулируйте определение понятия
2 уровень:
Сформулируйте определение понятия.
Заполните таблицу
Раздел географии | Что изучает |
Количество разделов географии определите самостоятельно.
3 уровень:
Сформулируйте определение понятия.
Заполните таблицу
Раздел географии | Что изучает | Какие географические науки относятся к этому разделу | Что они изучают |
Количество разделов географии и наук определите самостоятельно.
Понятие № 4
Атмосфера
Уровень 1.
Сформулируйте определения понятия.
Уровень 2.
Сформулируйте определения понятия.
Каково строение атмосферы?
Уровень 3.
Сформулируйте определения понятия.
Докажите, что тропосфера – «кухня погоды».
Понятие № 5
Литосфера
Уровень 1:
Сформулируйте определения понятия.
Уровень 2:
Сформулируйте определения понятия.
Каковы виды, размеры и строение земной коры.
Уровень 3:
Сформулируйте определения понятия.
Нарисуйте схему внутреннего строения Земли. Покажите на схеме литосферу.
Понятие № 6
Масштаб
Уровень 1:
Сформулируйте определения понятия.
Уровень 2:
Сформулируйте определения понятия.
Какие виды масштаба существуют. Как они записываются?
Уровень 3:
Сформулируйте определения понятия.
Переведите из численного масштаба в именованный:
1: 20000.
Изобразите в этом масштабе расстояние 100 метров.
Понятие № 7
Ветер
Уровень 1:
Сформулируйте определения понятия.
Уровень 2:
Сформулируйте определения понятия.
На примере бриза объясните причину образования ветра.
Уровень 3:
Сформулируйте определения понятия.
По данным постройте график роза ветров.
Данные:
Верещагино Пермского края, апрель 2011 год.
С – 4 дня СВ – 1 день
Ю – 5 дня СЗ – 7 дней
З – 6 дней ЮВ – 3 дня
В – 2 дня ЮЗ – 3 дня
Понятие № 8
Гидросфера
1уровень:
Сформулируйте определение понятия. Назовите части гидросферы.
2 уровень:
Сформулируйте определение понятия. Подпишите на контурной карте по одному объекту гидросферы (части гидросферы) те, которые можно определить на карте.
3 уровень:
Сформулируйте определение понятия. Составьте описание океана по плану:
- Название.
- Какой по счету (в порядке увеличения площади) океан.
- Какие материки омывает.
- Какие моря относятся к его бассейну.
- Какие реки в него впадают.
Подпишите объекты характеристики на контурной карте.
Понятие № 9
Вулкан
1уровень:
Сформулируйте определение понятия.
2 уровень:
Сформулируйте определение понятия.
Нарисуйте схему вулкана. Подпишите его части и расскажите о них.
3 уровень:
Сформулируйте определение понятия.
Какие виды вулканов вы знаете. Нарисуйте их схемы и сравните между собой.
Понятие № 10
Горные породы
1уровень:
Сформулируйте определение понятия. Какие типы горных пород вы знаете?
2 уровень:
Сформулируйте определение понятия.
Составьте схему, в которой отразите тип, вид горных пород и приведите их примеры. Например:
3 уровень:
Сформулируйте определение понятия. Составьте схему, в которой отразите тип, вид горных пород и приведите их примеры. Например:
Сравните горные породы и полезные ископаемые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» 9 класс
Задание части С в 9 классе представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание КИМа прверяет реальное состояние практических умений учащегося, а именно:понимать ...
Комплексный анализ текста. 9 класс.
Материал для подготовки к ГИА....
Функциональные стили речи. Комплексный анализ текста. 9 класс.
На уроке отрабатываются навыки работы с текстами разных стилей. Повторяются стили речи: научный, официально-деловой, художественный. Проверяются грамматические умения и навыки...
Комплексный анализ текста. 11 класс (задания В)
Комплексный анализ текста включает задания по словообразованию, морфологии, синтаксису. Материал для анализа - фрагменты из произведений Ч.Айтматова....
Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.
Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...
Задания для проведения комплексного экзамена "Учебный текст - естествознание, 5 класс"
Данные задания разноуровнего характера можно использовать для аттестации учащихся по данному предметному курсу. Первый уровень - оценивается на "удовлетворительно",второй уровень - на "хорошо", третий...
Задания для проведения комплексного экзамена "Учебный текст - география, 6 класс"
Данные задания можно использовать для аттестации учащихся по данному предметному курсу. Задания первого уровня оценивается на "удовлетворительно", "второго" - на "хорошо", третьего на - "отлично...