Задания для проведения комплексного экзамена "Учебный текст - естествознание, 5 класс"
учебно-методический материал (естествознание, 5 класс) по теме

Данные задания разноуровнего характера можно использовать для аттестации учащихся по данному предметному курсу. Первый уровень - оценивается на "удовлетворительно",

второй уровень - на "хорошо", третий уровень - "отлично".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodovedenie_5_klass_2013_-_2014.rar53.6 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный экзамен «Учебный текст»

Экзаменационные задания по природоведению – 5 класс

2013 – 2014 учебный год

Учитель: Назаровская Н. В.

Текст № 1

Что мы знаем о Вселенной? Откуда она появилась? В каком направлении развивается? Имела ли Вселенная начало, а если имела, что было до него? Какова природа времени? Возможно, некие законы управляли начальным состоянием Вселенной? Альберт Эйнштейн в течение всей жизни пытался создать «теорию всего», которая описала бы все законы Мироздания. Хью Эверетт выдвинул теорию «расщепления» миров, суть которой заключалась в том, что каждый миг каждая Вселенная расщепляется на множество себе подобных. И в этом огромном множестве есть множество миров, в которых существуем мы. Еще в древности люди пытались постичь природу Вселенной, но не обладали возможностями, которые открывает современная наука. Модели Солнечной системы и Вселенной предлагали: Аристарх Самосский, Коперник, Птолемей, Кеплер, Галилей, Ньютон, Леметр, Фридман, Эйнштейн, Сахаров. Согласно гипотезе Майкла Талбота, Вселенная представляет собой гигантскую голограмму, где всё взаимосвязано и взаимозависимо, и самая крошечная часть изображения несет информацию об общей картине. В ходе исследований ученые пришли к выводу, что Вселенная родилась мгновенно, распространившись из небольшого мячика до гигантских размеров в 13,7 млрд. световых лет. Это произошло в течение триллионной доли секунды после Большого Взрыва. Исследования показали, что эволюция Вселенной происходит не однородно – одни её части развиваются намного быстрее других. Учёные заявили, что скорость, с которой сверхновые звёзды движутся от нас, увеличивается, а значит, постепенно увеличивается Вселенная.

1 уровень:

О каком понятии (понятиях) в тексте идет речь? Сформулируйте его (их) определение.

2 уровень:

О каких моделях Вселенной вы знаете? Кто является их автором? Расскажите об одной из них.

3 уровень:

Сравните между собой две любые модели Вселенной. Объясните, почему авторы моделей так представляли строение Вселенной.

Текст № 2

Земля́ — третья от Солнца планета. Пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы. Она является также крупнейшей по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы.

Иногда упоминается как Мир, Голубая планета, иногда Терра (от лат. Terra). Единственное известное человеку на данный момент тело Солнечной системы в частности и Вселенной вообще, населённое живыми организмами.

Научные данные указывают на то, что Земля образовалась из солнечной туманности около 4,54 миллиарда лет назад и вскоре после этого приобрела свой единственный естественный спутник — Луну. Предположительно жизнь появилась на Земле примерно 3,9 млрд лет назад, то есть в течение первого миллиарда после её возникновения. С тех пор биосфера Земли значительно изменила атмосферу и прочие абиотические факторы, обусловив количественный рост аэробных организмов, а также формирование озонового слоя, который вместе с магнитным полем Земли ослабляет вредную для жизни солнечную радиацию, тем самым сохраняя условия существования жизни на Земле. Приблизительно 70,8 % поверхности планеты занимает Мировой океан, остальную часть поверхности занимают континенты и острова. На материках расположены реки, озёра, подземные воды и льды, вместе с Мировым океаном они составляют гидросферу. Жидкая вода, необходимая для всех известных жизненных форм, не существует на поверхности какой-либо из известных планет и планетоидов Солнечной системы, кроме Земли. Полюсы Земли покрыты ледяным панцирем, который включает в себя морской лёд Арктики и антарктический ледяной щит. Физические характеристики Земли и её орбитального движения позволили жизни сохраниться на протяжении последних 3,5 млрд лет. По различным оценкам, Земля будет сохранять условия для существования живых организмов ещё в течение 0,5 — 2,3 млрд лет.

1 уровень:

О каком понятии (понятиях) в тексте идет речь? Сформулируйте его (их) определение.

2 уровень:

Составьте схему Солнечной системы. Объясните её.

3 уровень:

Предположите путь эволюции Земли с момента ее зарождения до настоящего момента времени. Объясните её основные этапы.

Текст № 3

Внутренние области Земли достаточно активны и состоят из толстого, очень вязкого слоя, называемого мантией, которая покрывает жидкое внешнее ядро, являющееся источником магнитного поля Земли, и внутреннее твёрдое ядро, предположительно, состоящее из железа и никеля. Кора Земли разделена на несколько сегментов, или тектонических плит, которые движутся по поверхности со скоростями порядка нескольких сантиметров в год. Изучением состава, строения и закономерностей развития Земли занимается наука геология.

В зависимости от строения и мощности выделяют два вида коры – материковую и океаническую. Под материками кора содержит все три слоя – осадочный, гранитный и базальтовый. Ее мощность на равнинах достигает 15 км, а в горах увеличивается до 80 км, образуя «корни гор». Под океанами гранитный слой во многих местах вообще отсутствует, и базальты покрыты тонким чехлом осадочных пород. В глубоководных частях океана мощность коры не превышает 3–5 км, а ниже залегает верхняя мантия.

Мантия. Это промежуточная оболочка, расположенная между литосферой и ядром Земли. Нижняя ее граница проходит предположительно на глубине 2900 км. На мантию приходится более половины объема Земли. Вещество мантии находится в перегретом состоянии и испытывает огромное давление вышележащей литосферы. Мантия оказывает большое влияние на процессы, происходящие на Земле. В верхней мантии возникают магматические очаги, образуются руды, алмазы и другие ископаемые. Отсюда же на поверхность Земли поступает внутреннее тепло. Вещество верхней мантии постоянно и активно перемещается, вызывая движение литосферы и земной коры.

Ядро. В ядре различают две части: внешнюю, до глубины 5 тыс. км, и внутреннюю, до центра Земли. Внешнее ядро жидкое, так как через него не проходят поперечные волны, внутреннее – твердое. Вещество ядра, особенно внутреннего, сильно уплотнено и по плотности соответствует металлам, поэтому его и называют металлическим.

1 уровень:

О каком понятии (понятиях) в тексте идет речь? Сформулируйте его (их) определение.

2 уровень:

Заполните таблицу

Название части внутреннего строения Земли

Основные характеристики части

Количество строк определите самостоятельно

3 уровень:

Нарисуйте и объясните схему строения земной коры. Сколько видов земной коры вы выделили, чем они похожи и чем различаются?

Текст № 4

Причины землетрясений бывают разные: извержение вулканов, обвалы в горах. Но наиболее сильные из них возникают в результате движений земной коры. Такие землетрясения называют тектоническими. Зарождаются они обычно на большой глубине, на границе мантии и литосферы. Место зарождения землетрясения называется гипоцентром или очагом. На поверхности Земли, над гипоцентром, находится эпицентр землетрясения. Здесь сила землетрясения наиболее велика, а при удалении от эпицентра она ослабевает. Земная кора сотрясается непрерывно. В течение года наблюдается свыше 10 000 землетрясений, но большая часть из них настолько слаба, что не ощущается человеком и фиксируется только приборами.

Сила землетрясений измеряется в баллах – от 1 до 12. Мощные 12-балльные землетрясения бывают редко и носят катастрофический характер. При таких землетрясениях происходят деформации в земной коре, образуются трещины, сдвиги, сбросы, обвалы в горах и провалы на равнинах. Если они происходят в густонаселенных местах, то возникают большие разрушения и многочисленные человеческие жертвы. Крупнейшими землетрясениями в истории являются Мессинское (1908), Токийское (1923), Ташкентское (1966), Чилийское (1976) и Спитакское (1988). В каждом из этих землетрясений погибли десятки, сотни и тысячи человек, а города были разрушены почти до основания.

1 уровень:

О каком понятии (понятиях) в тексте идет речь? Сформулируйте его (их) определение.

2 уровень:

Нарисуйте схему землетрясения. Подпишите и объясните основные части.

3 уровень:

Покажите на физической карте мира районы современных землетрясений. Почему они происходят в этих районах? Почему местам землетрясений приурочены большинство вулканов? Приведите примеры.

Текст № 5

При этом грозном атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом . Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.

Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений: по количеству зарегистрированных смертных случаев только наводнения приводят к бо́льшим людским потерям. Одновременно на Земле действует около полутора тысяч гроз, средняя интенсивность разрядов оценивается как 46 молний в секунду. По поверхности планеты грозы распределяются неравномерно. Над океаном гроз наблюдается приблизительно в десять раз меньше, чем над континентами. В тропической и экваториальной зоне (от 30° северной широты до 30° южной широты) сосредоточено около 78 % всех молниевых разрядов. Максимум грозовой активности приходится на Центральную Африку. В полярных районах Арктики и Антарктики и над полюсами гроз практически не бывает. Интенсивность гроз следует за солнцем: максимум гроз приходится на лето (в средних широтах) и дневные послеполуденные часы. Минимум зарегистрированных гроз приходится на время перед восходом солнца. На грозы влияют также географические особенности местности: сильные грозовые центры находятся в горных районах Гималаев и Кордильер

1 уровень:

О каком понятии (понятиях) в тексте идет речь? Сформулируйте его (их) определение.

2 уровень:

Заполните таблицу

Районы слабой грозовой активности

Районы сильной грозовой активности

Покажите на физической карте мира эти районы.

3 уровень:

Какими явлениями сопровождается гроза? Составьте памятку поведения во время грозы.

Текст № 6

В 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает, Гук стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа. Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему соты в ульях медоносных пчел, и он назвал эти ячейки клетками (по-английски cell означает «ячейка, клетка»).

В 1675 году итальянский врач М. Мальпиги, а в 1681 году — английский ботаник Н. Грю подтвердили клеточное строение растений. О клетке стали говорить как о «пузырьке, наполненном питательным соком». В 1674 году голландский мастер Антоний ван Левенгук (Anton van Leeuwenhoek, 16321723) с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды «зверьков» — движущиеся живые организмы (инфузории, амёбы, бактерии). Также Левенгук впервые наблюдал животные клетки. Таким образом, уже к началу XVIII века учёные знали, что под большим увеличением растения имеют ячеистое строение, и видели некоторые организмы, которые позже получили название одноклеточных. В 18021808 годах французский исследователь Шарль-Франсуа Мирбель установил, что все растения состоят из тканей, образованных клетками. Ж. Б. Ламарк в 1809 году распространил идею Мирбеля о клеточном строении и на животные организмы. Чешский учёный Я. Пуркине открыл ядро яйцеклетки птиц, а в 1839 ввёл термин «протоплазма». В 1831 году английский ботаник Р. Броун впервые описал ядро растительной клетки, а в 1833 году установил, что ядро является обязательным органоидом клетки растения. С тех пор главным в организации клеток считается не мембрана, а содержимое.

1 уровень:

О каком понятии (понятиях) в тексте идет речь? Сформулируйте его (их) определение.

2 уровень:

Заполните таблицу

Ученый, исследователь

Дата открытия, исследования

Открытие, достижение

3 уровень:

Нарисуйте схему строения клетки, подпишите органоиды. Какие функции они выполняют? Назовите похожие клетки человека и растения.

Текст № 7

Одноклеточные организмы выполняют те же функции, что многоклеточные: питаются, двигаются и размножаются. Их клетки должны быть <<мастером на все руки>>, чтобы делать все это, что другие животных делают особые органы. Поэтому одноклеточные животные настолько непохожи на остальных, что их выделяют в отдельные подцарство простейших. К типу простейших (Protozoa) относится свыше 15000 видов животных, обитающих в морях, пресных водах, почве. Помимо свободноживущих форм, известно много паразитических, которые вызывают порой серьезные заболевания – протозоонозы.

Тело простейших состоит только из одной клетки. Форма тела простейших разнообразна. Оно может быть постоянным, иметь лучевую, двустороннюю симметрию (жгутиковые, инфузории) или вообще не иметь постоянной формы (амеба). Размеры тела простейших обычно малы – от 2-4 мк до 1,5 мм, хотя некоторые крупные особи достигают 5 мм в длину, а ископаемые раковинные корненожки имели в диаметре 3 см и более.

Тело простейших состоит из цитоплазмы и ядра. Цитоплазма ограничена наружной цитоплазматической мембраной, в ней находятся органоиды — митохондрии, рибосомы, эндо-плазматическая сеть, аппарат Гольджи. У простейших одно или несколько ядер. Органоиды движения простейших – это жгутики, реснички, ложноножки; или их нет совсем.

1 уровень:

О каком понятии (понятиях) в тексте идет речь? Сформулируйте его (их) определение.

2 уровень:

Какие одноклеточные организмы вы знаете? Чем одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных?

3 уровень:

Нарисуйте любой известный вам одноклеточный организм. Подпишите органоиды и объясните их функции.

Текст № 8

Локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли образует озоные дыры. По общепринятой в научной среде теории, во второй половине XX века всё возрастающее воздействие антропогенного фактора в виде выделения хлор- и бромсодержащих фреонов привело к значительному утончению озонового слоя. Согласно другой гипотезе, процесс образования «озоновых дыр» может быть в значительной мере естественным и не связан исключительно с вредным воздействием человеческой цивилизации. Ослабление озонового слоя усиливает поток солнечной радиации на Землю и вызывает у людей рост числа заболеваний кожи. Также повышенный уровень излучения ведет к резкому увеличению смертности среди морских животных и растений. Хотя человечеством были приняты меры по ограничению выбросов хлор – и бромсодержащих фреонов путём перехода на другие вещества, например фторсодержащие фреоны, процесс восстановления озонового слоя займёт несколько десятилетий. Прежде всего, это обусловлено огромным объёмом уже накопленных в атмосфере фреонов, которые имеют время жизни десятки и даже сотни лет. Поэтому затягивание озоновой дыры не стоит ожидать ранее 2048 года.

1 уровень:

О каком понятии (понятиях) в тексте идет речь? Сформулируйте его (их) определение.

2 уровень:

Каковы последствия образования озоновых дыр?

3 уровень:

Выявите причины и следствия образования озоновых дыр.

Предложите проект по защите озонового слоя Земли.

Текст № 9

О существовании большого материка в южном полушарии предположительно говорили еще ученые античности (К.Птолемей и др.). Первое появление европейцев у берегов материка относится к эпохе Великих географических открытий. В 1605 г. Голландский мореплаватель Виллем Янсзон проник на побережье залива Карпентария. В 1606 г. Испанец Торрос проплыл проливом, который отделяет от материка остров Новая Гвинея. В 1643 г. Голландский мореплаватель Абель Тасман обогнул материк с юга, где он встретил большой остров, позже названный его именем – о. Тасмания. Однако испанцы и голландцы долгое время сохраняли свои территориальные открытия в глубокой тайне. Только в 1770 г. Восточное побережье открыл знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук. Вскоре после этого на юго-восточном побережье материка англичанами был заложен город Сидней. Первоначально внимание европейцев в привлекали хорошие пастбища, которые использовали для разведения скота, в особенности овец. С конца XVIII в. Началась колонизация материка англичанами, ее освоение и изучение. Весь XIX век был на материке веком путешествий и географичеких открытий. В 70-е гг. XIX в. На материке и на Новой Гвинее жил и работал выдающийся русский путешественник и этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай .

1 уровень:

О каком понятии (понятиях) в тексте идет речь?

2 уровень:

О каком материке идет речь?

Заполните таблицу

Путешественник, исследователь

Дата открытия, исследования

Открытие, достижение

3 уровень:

В чем уникальность этого материка? Почему этот материк считается уникальным?

Текст № 10

Глобальный объём морской воды, основная часть гидросферы, составляющая 94,1 % всей её площади, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и отличающаяся общностью солевого состава образует Мировой океан. Континенты и большие архипелаги разделяют мировой океан на части (океаны). Большие регионы океанов известны как моря, заливы, проливы.

Мировой океан делят на четыре части.

На сегодняшний день в научных кругах существует версия, что океан появился 3,5 млрд лет назад как следствие дегазации магмы и последующей конденсации паров атмосферы. Большинство океанских бассейнов современности возникло в последние 250 млн лет в результате раскола древнего суперконтинента и расхождения в стороны литосферных плит. Исключением является Тихий океан, который представляет из себя уменьшающийся остаток древнего океана Панталассы.

1 уровень:

О каком понятии (понятиях) в тексте идет речь? Сформулируйте его (их) определение.

2 уровень:

Покажите на физической карте четыре части Мирового океана в порядке увеличения площади. Дайте определения этого понятия.

3 уровень:

Подпишите на контурной карте мира объекты, о которых рассказаны в тексте. Чем архипелаг отличается от острова?

Понятия

Понятие № 1

Естественные науки

1 уровень:

Сформулируйте определение понятия. Какие естественные науки вы можете назвать.

2 уровень:

Сформулируйте определение понятия.

Заполните таблицу

Название науки

Что изучает

Количество наук определите самостоятельно

3 уровень:

Сформулируйте определение понятия.

Заполните таблицу, посмотрев на образец. Обоснуйте содержание.

Тело

Вещество

Явление

Солнце

Сахар

Полет птицы

Какие естественные науки могут изучать приведенные вами в качестве примера тела, вещества, явления?

Понятие № 2

Вселенная

1уровень:

Сформулируйте определение понятия.

2 уровень:

Сформулируйте определение понятия.

Какие древние представления Вселенной вы знаете? Расскажите о них? Обоснуйте их представления.

3 уровень:

Сформулируйте определение понятия.

Сравните современную систему мира с любой (по Аристотелю, Птолемею ли Николаю Копернику).

Понятие № 3

Горные породы

1уровень:

Сформулируйте определение понятия. Какие типы горных пород вы знаете?

2 уровень:

Сформулируйте определение понятия.

Составьте схему, в которой отразите тип, вид горных пород и приведите их примеры. Например:

3 уровень:

Сформулируйте определение понятия. Составьте схему, в которой отразите тип, вид горных пород и приведите их примеры. Например:

Сравните горные породы и полезные ископаемые.

Понятие № 4

Вулкан

1уровень:

Сформулируйте определение понятия.

2 уровень:

Сформулируйте определение понятия.

Нарисуйте схему вулкана. Подпишите его части и расскажите о них.

3 уровень:

Сформулируйте определение понятия.

Какие виды вулканов вы знаете. Нарисуйте их схемы и сравните между собой.

Понятие № 5

Материк (континент)

1уровень:

Сформулируйте определение понятия. Перечислите континенты Земли.

2 уровень:

Сформулируйте определение понятия.

Подпишите на контурной карте континенты Земли

3 уровень:

Сформулируйте определение понятия. Покажите на карте континенты Земли в порядке увеличения размеров. сравните между собой материки, части света и острова.

Понятие № 6

Атмосфера

1уровень:

Сформулируйте определение понятия. Каков газовый состав атмосферы?

2 уровень:

Сформулируйте определение понятия.

Оцените роль атмосферы?

3 уровень:

Сформулируйте определение понятия. Какой слой атмосферы защищает Землю от лишних ультрафиолетовых лучей. Оцените его состояние. Предложите конкретные меры по решению проблем (если они есть)  этого слоя.

Понятие № 7

Гидросфера

1уровень:

Сформулируйте определение понятия. Назовите части гидросферы.

2 уровень:

Сформулируйте определение понятия. Подпишите на контурной карте по одному объекту гидросферы (части гидросферы) те, которые можно определить  на карте.

3 уровень:

Сформулируйте определение понятия. Составьте описание океана по плану:

  1. Название.
  2. Какой по счету  (в порядке увеличения площади) океан.
  3. Какие материки омывает.
  4. Какие моря относятся к его бассейну.
  5. Какие реки в него впадают.

Подпишите объекты характеристики на контурной карте.

Понятие № 8

Клетка

1уровень:

Сформулируйте определение понятия.

2 уровень:

Сформулируйте определение понятия. Нарисуйте строение клетки.  Подпишите ее органоиды. Какие функции они выполняют?

3 уровень:

Сформулируйте определение понятия. Докажите, что клетки «живые кирпичики» любого организма.

Понятие № 9

Природная зона

1уровень:

Сформулируйте определение понятия.

2 уровень:

Сформулируйте определение понятия. Перечислите природные зоны Земли.

3 уровень:

Сформулируйте определение понятия. Опишите природную зону тайга по плану:

  1. Название природной зоны.
  2. На каких материках она есть?
  3. Какие растения для нее характерны?
  4. Какие животные обитают в природной зоне?

Понятие № 10

Экологическая проблема

1уровень:

Сформулируйте определение понятия.

2 уровень:

Сформулируйте определение понятия. Какие экологические проблемы связаны с добычей полезных ископаемых, атмосферой, гидросферой, биосферой?

3 уровень:

Сформулируйте определение понятия. Рассмотрите любую экологическую проблему по плану:

  1. Название проблемы.
  2. Какие причины её вызывают?
  3. Какие последствия проблема вызывает?
  4. Как проблему можно решить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» 9 класс

Задание части С в 9 классе представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание КИМа прверяет реальное состояние практических умений учащегося, а именно:понимать ...

Комплексный анализ текста. 9 класс.

Материал для подготовки к ГИА....

Функциональные стили речи. Комплексный анализ текста. 9 класс.

На уроке отрабатываются навыки работы с  текстами разных стилей.  Повторяются  стили речи: научный, официально-деловой, художественный. Проверяются грамматические умения  и навыки...

Комплексный анализ текста. 11 класс (задания В)

Комплексный анализ текста включает задания по словообразованию, морфологии, синтаксису. Материал для анализа - фрагменты из произведений Ч.Айтматова....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Задания для проведения комплексного экзамена "Учебный текст - география, 6 класс"

Данные задания можно использовать для аттестации учащихся по данному предметному курсу. Задания первого уровня оценивается на "удовлетворительно",  "второго" - на "хорошо", третьего на - "отлично...

Задания для проведения комплексного экзамена "Учебный текст - география, 6 класс"

Данные задания можно использовать для аттестации учащихся по данному предметному курсу. Задания первого уровня оценивается на "удовлетворительно",  "второго" - на "хорошо", третьего на - "отлично...