Урок - игра по теме "Атмосфера" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Урок обобщения по теме "Атмосфера" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshcheniya_po_teme.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщения по теме «Атмосфера»
Цель: Обобщить знания по теме «Атмосфера»
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний
Форма урока: игра (ток - шоу)
Оборудование: слайдовая презентация, или набор таблиц по теме «Атмосфера», карточки с цифрами, чистые листочки, рисунки и фотографии облаков.
Ход урока
Уч: Добрый день, добрый день. Вы присутствуете на «Большой стирке». Тема сегодняшнего ток-шоу – «Атмосфера». Сегодня на программе: учащиеся 6 класса и группа экспертов. Наша задача выяснить, что такое атмосфера, какие процессы в ней происходят. Мы обращаемся к первому эксперту Светлана А.- расскажите нам, пожалуйста, о строении атмосферы. Учащиеся обратите внимание, на доске написаны цифры. У вас на столе они тоже лежат. По ходу выступления экспертов, пометьте, что они обозначают.
2000 км –
78% -
60 С -
21 % -
1 % -
17 км -
50-55 км
0,03 %
Э: Здравствуйте. Атмосфера – это воздушная оболочка земли. Она прослеживается на расстоянии 1000км от её поверхности. Атмосфера состоит из нескольких слоёв. Нижний прилегающий к земле слой называется тропосферой. Его толщина от 10 до 18 км. В тропосфере сосредоточено 90% всего воздуха атмосферы. Выше, до высоты 50-55 км, находится стратосфера. Воздух там очень сухой, т.к не содержит водяного пара. Выше 55км начинаются верхние слои атмосферы, которые получили название ионосфера, мезосфера и т.д. Воздух в этих слоях не поглощает солнечное тепло, не рассеивает солнечный свет.
Уч: Замечательно. Теперь мы знаем, что такое атмосфера, и из каких слоев она состоит. Обратимся к следующему эксперту. Денис Н, а какой газовый состав атмосферы?
Э: Воздух это смесь газов, в котором больше всего азота – 78% и кислорода – 21%. Оставшийся 1% приходится на все остальные газы. Кислород выделяется зелёными растениями и необходим для дыхания животным и человеку. Углекислый газ составляет всего 0,03%. Он нужен растениям, он пропускает тепло, но препятствует его возвращению в космическое пространство.
Уч: Вопрос классу какое отрицательное явление может произойти с увеличением уровня СО2 в атмосфере?
Ответы учащихся:…………………………………………………………………………….
Уч: Увеличение СО2 может привести к нежелательному увеличению температуры воздуха, это явление называется парниковым эффектом, оно может привести к таянию ледников. Оказывается кислород не один в атмосфере, их несколько. О чём это я? Кто ответит?
Ответы учащихся:.....................................................................................................................
Э: Примерно на высоте 18-25 км находится озоновый слой. Его основная функция – защита земной поверхности от УФ лучей посылаемых Солнцем. Озон – это трехатомарный кислород. В конце XXв было обнаружено опасное сокращение этого слоя. Ученые назвали эти сокращения «озоновыми дырами». Это очень опасное для планеты явление, учёные продолжают изучать их.
У: Спасибо всем за предоставленную информацию. Сейчас я предлагаю провести социологический опрос. Прошу возьмите чистые листочки, подпишите их и отвечайте на вопросы.
- Сила, с которой воздух давит на окружающие предметы
- Прибор, с помощью которого измеряют количество осадков
- Ветер, меняющий своё направление два раза в сутки
- Прибор, с помощью которого измеряют температуру воздуха
- Воздушная оболочка земли
- График, показывающий направление и количество ветров за определённый период
- Вся вода, выпадающая на землю
- Искровой электрический разряд
У: Передайте свои ответы. А теперь мы поговорим с вами о метеорологических показателях. Для этого я предлагаю послушать экспертов этой области.
Э1: Воздух, как и любое вещество, имеет массу и вес, следовательно, оказывает давление на соприкасающуюся с ним поверхность. Та сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы, называется атмосферным давлением. Давление измеряется с помощью барометра. Нормальным принято считать единицу в 760 мм рт столба. Давление изменяется с высотой и в течении дня, что сильно влияет на наше самочувствие. (на 10,5 м подъёма давление падает на 1мм рт столба).
У: Решим задачу - чему равно атмосферное давление на 12 этаже, если на 1 этаже оно равно 755мм рт столба, а высота дома равна 30м?
Ответы учащихся ...............................................................................................................
Ответ: Разница составит 3 мм рт столба=752 мм рт столба
У: Какое атмосферное давление характерно для нашей местности? Почему зимой и летом давление разное?
Ответы учащихся………………………………………………………………………….
А что мы знаем о температуре воздуха. Отвечаем по принципу «свободный микрофон», который передаётся из рук в руки, учащиеся короткими фразами формулируют свои знания.
Э2: Температура воздуха – это степень нагретости воздуха. Она определяется при помощи термометра и выражается в градусах. Температура воздуха изменяется в течении дня и зависит от высоты Солнца над горизонтом. Температура с высотой уменьшается, 1км на 60С
У: Решим задачу: какова высота горы, если у подножия температура воздуха +320С, а температура на вершине -100С.
Ответы учащихся………………………………………………………………………..
Ответ:7км
У: Как изменяется температура в течении года в нашей местности7
Ответы учащихся………………………………………………………………………..
Э3: Ещё одним метеорологическим элементом является ветер. Это горизонтальное перемещение воздуха с области высокого давления, в область низкого. Ветер измеряется в м/с с помощью флюгера.
У: Спасибо за информацию, а теперь вопросы для учащихся
- Что быстрее нагревается – суша или вода?
- Что такое бриз, а муссон?
- Зачем нужна «Роза ветров»
- Что такое анемометр, флюгер?
- Что такое шкала Бофорта?
У: Определите в каком направлении будет дуть ветер? В каком случае ветер будет дуть сильнее?
- А 740 мм – Б 750 мм (из Б в А, сильнее)
- А 763мм – Б 758мм (из А в Б)
- А 754мм – Б 752 мм (из А в Б)
Э4: Воду, выпадающую на земную поверхность в жидком или твёрдом состоянии, называют атмосферными осадками. Большая часть осадков выпадает из облаков в виде капелек дождя, снега, града. Но такие осадки как роса, иней, гололёд, изморось выделяются на охлаждённой поверхности земли, строениях, растениях при соприкосновении с ними воздуха насыщенного влагой. Количество осадков определяют с помощь осадкомера. Единица измерения мм/см2 .
У: А от чего зависит годовое количество осадков местности?
Ответы учащихся……………………………………………………………………………
У: Годовое количество осадков зависит от географического положения местности, по отношению к океану, от преобладающих ветров, от рельефа.
У: А где на земле выпадает максимальное и минимальное количество осадков. Какое количество осадков выпадает в нашей местности?
Ответы учащихся………………………………………………………………………….
У: А сейчас не большая разминка. Мне нужно трое желающих для не большой игры. Вытяните название облаков, соберите их по кабинету первым и объясните, по какому признаку вы отнесли их к этому типу. (Игра сопровождается музыкой)
Ответ учащихся……………………………………………………………………………….
У: Мы говорим метеорологические показатели, а показатели чего?
- Что такое погода?
- Основное свойство погоды?
- Что называется типом погоды?
- Причины изменения погоды?
- Назовите основные элементы погоды.
- Что такое воздушная масса? Какими свойствами она обладает?
- Назовите основные типы воздушных масс. Дайте им характеристику.
- Что такое трансформация воздушных масс?
- Чем климат отличается от погоды?
В заключении послушаем экспертов о загрязнении атмосферы
Э5: Существует два главных источника загрязнения атмосферы: естественный и антропогенный. Естественные источники – это вулканы, пылевые бури, выветривание, пожары. К антропогенным источникам относятся предприятия, транспорт, фабрики, заводы. Они больше всего губят естественный состав газов в атмосферы.
У: Наше ток – шоу подходит к завершению, я предлагаю высказать вам ответить на вопросы:
- Значение атмосферы, состав, строение
- Метеорологические показатели атмосферы
- Загрязнение атмосферы
Отвечаем по принципу «свободный микрофон», который передаётся из рук в руки, учащиеся короткими фразами формулируют свои знания.
У: Отлично поработали, всем спасибо, сдайте свои таблицы с цифрами. Оценки за урок:
- Фронтальная работа………………………………………………………………
- Работа экспертов………………………………………………………………….
- Письменные работы………………………………………………………………
У: Домашнее задание
- Повторить тему атмосфера
- Подготовит рисунки на тему «Загрязнение атмосферы»
- Подготовиться к контрольной работе.
Литература:
- География 6 класс: Поурочные планы / И.И.Нагорная. -Волгоград: Учитель,2005
- Герасимова Т. П. и др. Начальный курс географии. 6 кл. М.: Дрофа, 2000.
- Душина И. В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии. Пособие для учителей и студентов педагогических университетов и институтов. М.: Московский лицей, 1996.
- Задачи по географии / Под ред. А. Ф. Наумова. М.: МИ РОС, 1993.
- Ладилова Н. Н. Дидактические материалы по физической геофафии. 6 кл. М.: Просвещение
- Петрусюк О. А. Смирнова М. С. Сборник вопросов и заданий по геофафии. М.: Новая школа,
- Поурочные разработки по географии:6 класс.- М.: ВАКО,2010
- Пятунин В. Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6—10 кл. М.: Дрофа, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»
Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...
Урок - игра "Хозяюшка". 5 класс. Итоговый урок в разделе "Кулинария"
Урок - игра "Хозяюшка" является итоговым уроком в 5 классе по теме "Кулинария".Класс делится на 2 группы.Ученицы должны в игровой форме выполнить 10 заданий.Цель: закрепление пройденного материала....
Урок-игра в 5 классе « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок –закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
Материал разработан на основе деятельностного подхода к обучению...
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...
Итоговый урок по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование» 6 класс.
Итоговый урок по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование» 6 класс.Задачи: обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать водные бассейны на карте...