Педагогическое проектирование учебной деятельности.
презентация к уроку по географии по теме

Дробышевская Марина Александровна

Сравнение традиционного и современного уроков.Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pedagogicheskoe_proektirovanie_uchebnoy_deyatelnosti.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар РМО учителей географии на тему «Педагогическое проектирование учебной деятельности»

Слайд 2

«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь!» Китайская мудрость

Слайд 3

Современные тенденции развития образовательного процесса предполагают – реформирование классно-урочной системы в целом и отдельных её компонентов; – ориентацию педагогической деятельности на её моделирование, проектирование и конструирование, - разработку личностно-ориентированных технологий и способов обучения при обеспечении сотрудничества всех субъектов образовательного процесса.

Слайд 4

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Слайд 5

Типология урока Традиционные уроки Уроки деятельностной направленности Урок формирования знаний Урок формирования и совершенствования знаний Урок совершенствования знаний Урок закрепления и совершенствования знаний Урок обобщения и систематизации знаний Урок контроля знаний, умений и навыков Урок коррекции знаний, умений и навыков Комбинированный урок Урок « открытия» нового знания; Урок рефлексии; Урок общеметодологичес- кой направленности; Урок развивающего контроля.

Слайд 6

Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Слайд 7

Структура урока «открытия» нового знания 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Слайд 8

Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Слайд 9

Структура урока рефлексии 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Слайд 10

Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Слайд 11

Структура урока развивающего контроля 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап решения заданий творческого уровня; 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Слайд 12

Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

Слайд 13

Уроки общеметодологической направленности На данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках.

Слайд 14

Педагогическое проектирование – это процесс создания педагогических проектов (планов, замыслов) педагогической деятельности, от построения которой зависит конечный результат обучения и воспитания.

Слайд 15

Условия, обеспечивающие единство деятельности учителя и ученика: – формирование у педагогов личностного позитивного опыта переживания своих достижений, транслируемых учащимися; – использование современных образовательных технологий, их оптимальное проектирование; – опора на систему общешкольных педагогических приоритетов, организационно-управленческую систему школы, критерии успешности деятельности педагога и учащегося; – включение педагогов в опытно-экспериментальную работу

Слайд 16

Педагогическое проектирование - проектирование учебного материала, сопровождающего практическую деятельность учителя. Уровни проектирования учебного материала: - учебный план - планирование на тематическом уровне - поурочное планирование - урок

Слайд 17

… урок - это специфическая форма организации целостного педагогического процесса, при котором педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них , используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Слайд 18

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА Тема урока (согласно КТП) ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: 1 2 3 Организация учебного процесса Методы обучения РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА РЕФЛЕКСИЯ средства средства средства

Слайд 19

Применение новейших информационных технологий Формирование средствами предметов умения учиться Применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения Разнообразие типов урока Технологичность обучения Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки Тенденции развития современного урока Свобода в выборе структуры урока ФГОС

Слайд 20

Современный урок Личностно- ориентированный Компетентностный Деятельностный ФГОС

Слайд 21

Урок в аспекте системно-деятельностного подхода характеризуется: формулировками и решениями на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД, комплексным подходом к планированию результатов урока, изменением роли учителя и ученика на уроке, обновлением форм организации учебных занятий, смещением приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные.

Слайд 22

Методические принципы организации современного урока Принцип целеполагания Принцип мотивации Принцип проектирования Принцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельность Принцип передачи функции оценивания учащимся

Слайд 23

Принцип целеполагания Цель урока это: заранее запрограммированный учителем ключевой результат, к которому должны стремится учитель и ученики; основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. проблемная ситуация, творческое задание, проектная (исследовательская) задача и т.п., которая должна ставиться перед классом в ученическом варианте.

Слайд 24

Принцип проектирования … Горизонтальное, «стратегическое» планирование , в котором продумывается серия уроков в рамках целостного учебного модуля от постановки целей освоения определенного элемента образовательной области до контроля за овладением способом практических действий. Проектирование урока осуществляется в трех педагогических аспектах: предметно-логический аспект (логика развертывания учебного материала), структурно-деятельностный (учитель проектирует ситуации включения учащихся в учебную деятельность), организационно-коммуникативный аспект (моделирование ситуаций, в которых могут возникнуть необходимые формы общения: учитель - ученик, ученик - ученик, групповые, фронтальные формы).

Слайд 25

Принцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельность Эмоциональные позиции Позиция непонимающего Позиция сомневающегося Позиция слушающего Функциональные позиции Исследователь Координатор Консультант Лидер Эксперт

Слайд 26

Принцип передачи функции оценивания учащимся Этапы включения школьника в процесс оценивания 1. Подготовка итоговой контрольной работы в виде совместного обсуждения. 2. Подготовка к контрольной работе по выделенным тезисам, вопросам, заданиям в форме самостоятельной домашней работы. 3. Оценка каждым учащимся освоения темы по выбранным в коллективном обсуждении основным объектам усвоения (балльная отметка за каждый). 4. Проведение контрольной работы и оценивание ее учителем 5. Анализ сопоставления оценки, данной учителем, и самооценки ученика. Требования к критериям оценивания Предлагаются, обсуждаются и принимаются учащимися. Определяются целями Могут относиться к результатам учебного труда (грамотность, правильность, убедительность) к его процессу (участие в уроке, умение слушать), к личностным качествам учащихся (доброжелательность, инициативность и т.п.).

Слайд 27

Рефлексия в обучении Рефлексия (от лат. обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний – осознание способов достижения поставленных целей. Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился? Какие задания вызвали наибольший интерес и почему? Как я выполнял задания, какими способами? Что я чувствовал при этом? Каковы были основные трудности и как я их преодолевал? Замечания и предложения на будущее (себе, учителям, одноклассникам)?

Слайд 28

Виды урочных занятий, ориентированные на формирование проектных компетенций обучающихся проектный урок ( урок-проект, урок-исследование ), включает в себя или целиком состоит из работы над учебным проектом урок , на котором ставится не только цель освоения того или иного предметного содержания, но и формирования и развития отдельных проектных умений учебное занятие (модуль), организуемое на основе проектной формы учебной деятельнос ти

Слайд 29

1. Этап постановки познавательной цели: - оценка результатов предшествующей деятельности - мотивационная ситуация - определение цели урока и планирование системы действий по ее достижению 2. Информационно — аналитический этап: - введение учебной информации - анализ учебной информации (выявление наиболее существенных свойств и отношений объекта урока) 3. Моделирующий этап: - построение модели, где выделены существенные характеристики объекта урока - преобразование модели с выделением способов действий, связанных с данным объектом (способы познания и способы применения) 4. Контрольно-оценочный этап: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с определенным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона - оценка качества и уровня усвоения учащимися материала урока и осознание того, что еще подлежит усвоению Примерная основа проектирования урока, ориентированного на формирование проектных компетенций

Слайд 30

1. Этап планирования - проблемная ситуация - постановка проектной задачи - построение системы действий по решению проектной задачи 2. Информационно — аналитический этап: - сбор информации, необходимой для решения проектной задачи анализ информации 3. Э тап практической деятельности: - создание проектного продукта - контроль качества полученного продукта (сопоставление с условиями проектной задачи) 4. Этап презентации проектного продукта: - подготовка работы к защите защита проектных продуктов обсуждение хода и результатов проектной работы Примерная основа проектирования урока - проекта

Слайд 31

проект – это подробно описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности – ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов

Слайд 32

Проектная деятельность учащихся это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта). Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции; развитию коммуникативной и информационной компетентности, решению профориентационных задач.

Слайд 33

Проектная деятельность развивает умения исследовательские социального взаимодействия оценочные информационные презентационные рефлексивные менеджерские

Слайд 34

Основные этапы выполнения проекта

Слайд 35

Типология проектов исследовательские творческие игровые информационные практико-ориентированные

Слайд 36

Функции учителя Помогает ученикам в поиске нужной информации. Сам является источником информации. Координирует весь процесс. Поощряет учеников. Поддерживает непрерывную обратную связь.

Слайд 37

Критерии проекта Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения. Полнота использованной информации, разнообразие ее источников. Творческий и аналитический подход к работе. Соответствие требованиям оформления письменной части работы. Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу. Качество проведения презентации.

Слайд 38

« Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача-помочь им раскрыться, развить собственные идеи». Песталоцци.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальная методическая площадка "Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя"

В статье приводится обоснование создания муниципальной методической площадки "Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя", план реализации двух конкретных педагогических проекто...

Проектирование учебного процесса по физике на основе модульной педагогической технологии В.М. Монахова /презентация/

Презентация, в которой рассказано об основных действиях по планированию процесса обучения на основе педтехнологии В.М. Монахова....

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Реализация компетентностного подхода посредствомтехнологии совместного проектированияучебной деятельности на уроках физики...

Технологическая карта проектирования учебной деятельности

Тема: Формирование  навыков самостоятельной исследовательской работы ( на примере изучения темы «Мутации и их проявления.»)....

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ.

В педагогической науке и практике особого внимания заслуживает психолого-педагогические особенности учебной деятельности учащихся с ОВЗ, как стратегии повышения успешности учебной деятельности....

Проектирование учебной деятельности по достижению планируемых результатов освоения ООП на основе кооперативного обучения

Проектирование учебной деятельности по достижению планируемых результатов освоения ООП на основе кооперативного обучения...