Проектирование учебной деятельности по достижению планируемых результатов освоения ООП на основе кооперативного обучения
статья
Проектирование учебной деятельности по достижению планируемых результатов освоения ООП на основе кооперативного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kooperativnoe_obuchenie_lektsiya_15_chasa.docx | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Проектирование учебной деятельности по достижению планируемых результатов освоения ООП на основе кооперативного обучения
(1,5 часа)
Что такое кооперативное обучение? (15 минут)
Кооперативное обучение – это тщательно структурированная учебнаядеятельность, где учащиеся несут личную ответственность заиндивидуальный вклад, участие и обучение. Учащиеся также обеспечиваютсястимулом для работы в команде и взаимообучения.
Кооперация – это совместная работа, нацеленная на выполнение общейзадачи. В рамках кооперативной деятельности члены группы стремятся крезультатам, которые были бы выгодны и полезны как лично каждому, так ивсей группе в целом. Кооперативное обучение - это структурированнаяучебная деятельность малых групп, члены которых работают совместно(кооперируются), для достижения максимальной эффективности обучения.
Идея кооперативного обучения проста. Учитель дает задание, после чего веськласс делится на малые группы. Они работают над заданием до тех пор, покавсе члены группы не выполнят поставленные задачи. Совместные усилияприводят к тому, что все участники процесса стремятся к взаимовыгодномусотрудничеству, чтобы каждый выигрывал от успехов другого (Твой успехприносит пользу мне, а мой – тебе); к признанию того, что все члены группыразделяют одну судьбу (Мы все тонем или плывем в одной лодке); к знанию,
что деятельность каждого есть результат деятельности одного и всех вместе(Мы не сможем сделать этого без тебя); к чувству гордости и совместноготриумфа, когда один член группы добивается успехов (Мы поздравляем тебяс успешным выполнением задания!). В ситуации кооперативного обученияприсутствует позитивная взаимозависимость целевых достижений учащихся.Учащиеся при этом понимают, что они могут достигнуть своих целей толькоесли другие члены группы также достигнут своих целей. Цель кооперативногообучения – сделать каждого члена команды успешнее и сильнее, как личность.Индивидуальная ответственность - ключ к уверенности в том, что каждыйчлен команды обучается именно благодаря совместным усилиям, кооперациивсей команды.
Организация учащихся для работы в малыхгруппах не является новшеством в мировой практике. Существует несколькоспособов организации групп учащихся в рамках кооперативного обучения:неформальные группы, формальные группы и базовые.
Неформальные группы кооперативного обучения – это временныеучебные группы, которые создаются на период от нескольких минут довремени целого занятия. Они создаются для того, чтобы акцентироватьвнимание учащихся на материале, подлежащему изучению; для созданиянастроения, атмосферы, способствующей обучению, чтобы помочьорганизовать учебный материал и для того, чтобы учитель убедился, чтоучащиеся осознанно работают над материалом и пр. Эти группы частоорганизуются для проведения дискуссий до или перед объяснения материала учителем,или чередуя лекции и дискуссии. Базовые группы кооперативного обучения – это долгосрочныеученические коллективы, основная задача которых – обеспечить поддержку,ободрение (поощрение) и помощь, в которой нуждается учащийся длядостижения академических успехов. Базовые группы олицетворяютнеобходимую к выполнению работу и академический опыт. Состав этих группостается таким же в течение целого триместра или даже дольше. Если у ученикавозник вопрос или идея, он может обсудить ее со своими коллегами по группе.Базовые группы обычно используют общие папки для обмена информацией.Формальные группы кооперативного обучения – болееструктурированы, чем неформальные, их состав не меняется в течение болеедлительного периода, им даются более сложные задания.
Основными характеристиками кооперативного обучения являются:
1. Позитивная взаимная зависимость: Членыкоманды обязаны полагаться друг на друга, чтобы достичь своей цели.
2. Персональная ответственность: Все члены команды ответственны за свою часть работы, так как успех всей командызависит от индивидуальной работы каждого учащегося - члена команды.
3. Навыкиработывкоманде: учащиесястимулируются и мотивируются развивать следующие умения и навыки:строить взаимодоверие, руководить действиями других (лидерство),принимать решения, общаться и улаживать конфликты.
4. Командное взаимодействие: члены группы вместеформулируют цели для всей группы, периодически оценивают работу всейкоманды и определяют недостатки в командной работе для того, чтобы в будущем функционировать еще лучше.
5. Разнородность группы: Каждый выигрывает оттого, что работает с отличными от него самого людьми в группе.
Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать имсоответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийсязахотел сам конструировать свои знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть иболее важна, чем способ организации, условия и методика работы.
В чем же преимущества кооперативного обучения?
Исследования показывают, что методы кооперативного обученияимеют ряд преимуществ для формирования ряда умений, навыков, а такжекомпетентностей, необходимых выпускнику школ для того, чтобы найти своеместо в современном обществе:
- Более высокие академические достижения
- Более продуманные решения и аргументированные доводы, болееглубокое понимание и развитое критическое мышление
- Более высокая мотивация к познанию в целом и к образованию вчастности
- Развитая способность посмотреть на ситуацию с разных сторон
- Более позитивные, понимающие и принимающий взаимоотношения впартнерами, независимо от религиозной, национальной или социальнойпринадлежности
- Более позитивное отношение к учителям
- Укрепление психологического здоровья
- Более позитивная самооценка
- Сформированность социальных компетенций
Практическая работа в группах по 4 человека (1 час 15 минут)
Существуют различные способы организации кооперативного обучения в группах и классах и сегодня мне бы хотелось поделиться некоторыми практическими приемами. Как Вы уже заметили, я попросила Вас сегодня расположиться в группах по 4 человека. Сейчас мы и попробуем использовать некоторые элементы кооперативного обучения на практике.
Слайд 1 | Прежде чем мы с вами продолжим, разрешите мне познакомить вас с очень действенным приемом управления классом, который называется Сигнал тишины. Когда я подниму руку и скажу «Тишина», пожалуйста, перестаньте разговаривать и делать то, чем вы занимаетесь. Пожалуйста, поднимите руку и посмотрите на меня. Если рядом с вами есть те, кто не поднял руку, просигнальте другим, чтобы они молча подняли свои руки и посмотрели на меня. Спасибо. Было проведено исследование и выявлено, что учитель в США в среднем теряет около 20 школьных дней для того, чтобы привлечь внимание учеников. Поэтому Сигнал тишины - очень полезный прием управления классом. Помните - каждый раз, когда вы используете Сигнал тишины, настаивайте на том, чтобы все руки были подняты прежде, чем вы продолжите. |
Слайд 2 | Перед Вами на столах лежат организаторы группы. Это карточка, на которой написаны номера от 1 до 4, которые присваиваются каждому участнику. Правильное расположение организатора так, чтобы номера 2 и 3 смотрели на учителя. Итак, теперь, пожалуйста, определитесь, под каким номером вы сидите. Все участники команды, которые сидят под №1, пожалуйста, поднимите руку. Теперь все участники под номером 2, 3,4. Посмотрите на своего партнера по лицу и партнера по плечу. Поздоровайтесь пожалуйста. И поприветствуйте вашего партнера по лицу. Что же случится, если у нас есть 5 учеников за столом? Пятого ученика мы посадим только между 4 и 1. В таких ситуациях мы обычно сажаем этого ученика на последнюю парту. Великолепно! Теперь у нас сформировались команды и мы готовы продолжить. |
Слайд 3 | Я бы хотел (а), чтобы все вы ответили на следующий вопрос – Какое ваше любимое и нелюбимое занятие и почему? Самостоятельно подумайте, как вы ответите на этот вопрос. У вас 10 сек Все мы поделимся своими ответами с друзьями по команде. Каждый участник проговаривает ответ в команде по кругу. Начнем с участника №1, далее №2, 3 и 4. У каждого участника команды есть по 30 сек, чтобы поделиться. Прежде чем мы начнем, следует запомнить очень важное правило! Для полного взаимодействия ВСЕ участники команды должны принимать участие и вносить свой вклад в обсуждение. Таким образом, никто не должен красть время у других участников команды. Если ваш партнер по команде закончит говорить до того, как время выйдет, то задавайте ему вопросы, чтобы он смог еще поделиться с вами; следующий участник команды не должен начинать говорить. Участники №1, вы готовы? Вы можете начать говорить, у вас 30 сек. Затем номера 2,3,4. А теперь я хотела бы попросить участников под номером 3 с каждого стола рассказать нам о любимых и нелюбимых занятиях их группы. Как вы заметили, если организовать обсуждение в группах таким образом, у каждого ученика появляется возможность высказать свое мнение. Кроме того, каждый вынужден внимательно слушать своих коллег, поскольку после обсуждения я попросила одного члена команды суммировать ответы всей группы. |
Слайд 4, 5 | Мы часто говорим, что нам не хватает материальных ресурсов для того, чтобы сделать наши школы еще лучше. Сейчас я хотела бы предложить вам подумать и ответить на вопрос:Если бы вам предложили потратить 1 миллион рублей на улучшение школы, что бы вы выбрали? У вас есть 4 варианта ответа: оборудование для кабинетов, новая мебель, новая спортивная площадка или современная библиотека. Подумайте в течение 10 сек и примите решение. Вы решили? По моей команде все, кто хочет купить оборудование для кабинетовпройдут к этому углу, кто хочет новую мебель – к этому углу, кто хочет новая спортивная площадку– к этому углу, кто хочет современная библиотеку– к этому углу. Сейчас встаньте, задвиньте стулья и пройдите к тому углу, который вы выбрали. Если только 1 участник выбирает один из углов – попросите его выбрать другой угол (альтернатива). Он может остаться при своем мнении, но общаться с участниками в другом углу. Итак, вы находитесь в том углу, который выбрали. Встаньте в пару с участником, который стоит ближе всего к вам. Сейчас вы поделитесь друг с другом, почему вы выбрали именно этот угол. Мы будем говорить по очереди. У каждого партнера есть по 30 сек, чтобы поделиться и это время красть у него нельзя. Первым начнет делиться тот из партнеров, кто выше. Если вы готовы, то ваши 30 сек начинаются сейчас. Поблагодарите своего партнера и скажите «Очень интересный выбор!» Второй партнер, ваши 30 сек начинаются сейчас. Поблагодарите своего партнера и скажите «Кажется, ваш вариант даже интереснее!» А теперь я прошу 1 участника из каждого угла рассказать всем о своем выборе. Присаживайтесь. Теперь давайте поразмышляем над тем как можно применить такой прием в вашем класс. Придумайте 1 тему для определенного класса, когда Вы могли бы попросить учеников выбрать одну из альтернатив. Я дам Вам одну минуту. Например, на уроке русского языка, я могла бы использовать такое упражнение для повторения морфем – суффикс, корень, приставка и окончание. |
Слайд 6, 7 | Давайте поразмыслим над тем, какой урок можно назвать «успешным». Для этого мы попробуем один прием, который можно назвать «крестики-нолики». Для этогокаждый член команды должен иметь 4 листочка бумаги. Для этого все участники 1 и 3 возьмите, пожалуйста, листочек А4. Разделите на 2 части и дайте 1 листок своему партнеру по плечу. Теперь каждый из вас разделите ваш листок на 4 части. 4 листочка готовы у всех.
Обычно ученики или учитель создают карточки с одним словом, связанным с изучаемой темой. Теперь участники №2, возьмите все карточки на вашем столе, перемешайте их и разложите первые 9 карточек в формате 3х3 и пронумеруйте их (1-9). Каждый участник формирует предложения, используя три слова, которые расположены вертикально, горизонтально и по диагонали. Например, я вижу расположенные по горизонтали слова «учитель», «заинтересованные ученики» и «кабинет». Моё предложение может звучать так: В красивом, светлом кабинете вдохновляющий учитель смотрит на своих заинтересованных учеников. Теперь попробуйте вы! У вас есть 5 минут. По окончании работы нам хочется поделиться. Сейчас мы начнем с участника под номером 4 и будем говорить по 30 секунд. Начинаем! Участник 4,1,2,3. А сейчас я попрошу участника 2 стола 3 поделиться с нами самым интересным предложением их команды. Еще несколько участников из разных команд. Давайте подведем итоги. Вопрос: Для чего можно использовать такой прием? Подумайте в течение 5 секунд. Опросить желающих или любого по схеме – стол 5, №2. Отлично! Таким образом, можно сказать что это отличный прием для мозгового штурма и генерирования новых идей, где вам необходимо получить максимальное количество идей за очень короткое время. |
Слайд 8,9 | А сейчас поговорим о еще одном приеме- моделеФрейер. Пожалуйста, пусть каждый возьмет себе листок А4 и согнет его пополам. Затем снова согните его пополам. Далее согните уголок в центральной части. Раскройте листок и у вас должно получиться то, что изображено на слайде. У нас получилась – Модель Фрейер. Дороти Фрейер и её коллеги из университета Висконсин разработали эту модель для обеспечения глубокого понимания и осознания учениками новых понятий и концепций. В левом верхнем углу напишите - «обязательные характеристики», мы вернемся и проанализируем понятие «обязательные характеристики» чуть позже. В правом верхнем углу напишите, пожалуйста, «необязательные характеристики». «Примеры» - в левом нижнем и «противоположные примеры» - в правом нижнем углу. Все готовы? Итак…Я вам объясню, что должно быть записано в каждом из квадратиков. «Обязательные характеристики» - эти характеристики, без которых не возможно. Если эти характеристики не присутствуют, то само понятие посередине уже неверно и не обоснованно. «Необязательные характеристики» - это те характеристики, которые соответствуют данному понятию; однако, даже если данная характеристика не присутствует, то мы не можем ставить под сомнение достоверность изучаемого понятия. «Примеры» - здесь все понятно, здесь мы пишем то, что точно является примером данного понятия… «Противоположные примеры» - то, что содержит в себе характеристики, приведенные выше, но это нельзя отнести к примерам, или то, что представляет собой ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ понятия. Например, на уроке обществознания вы можете проработать понятие – крепостничество; на уроке химии – металлы; на уроке окружающего мира - птицы! И название понятия, которое вы изучаете нужно написать в ромбик посередине. Давайте сделаем примерную модель Фрейер как раз о птицах. Обязательные характеристики - оперение (перья должны быть точно), 2 лапки (все согласны?), и крылья (как же без них?), клюв. Необязательные характеристики - умение летать (курица же не летает) Пример – стрижи и ласточки Противоположный пример – рыбы (есть чешуя, как перья; плавнички, как крылья; и хвост как у птиц) или летучие мыши (у них есть крылья, но нет перьев, нет клюва и они не откладывают яйца – поэтому они все же не птицы. Еще один пример вы видите на слайде по теме «Крепостничество». Только что мы с вами проделали и разобрали как сделать модель Фрейер. А теперь подумайте о том, как вы можете использовать это прием на ваших уроках. Опросить желающих. |
Слайды 10-14 | А теперь посмотрим на прием, который помогает учителю проверить то, как ученики усвоили материал. Участники №3, пожалуйста, возьмите листок А4 и поделите его на 2 равные части. Дайте одну №1. №1 и №3, пожалуйста, снова поделите листки на два. Теперь дайте один из этих листочков своему партнеру по плечу. У каждого должно быть по листочку, чтобы вы смогли записать свои вопросы. На этом листочке вы запишите вопрос и ответ таким образом, чтобы ответ не был виден. Каждый из вас придумает несложный вопрос по своему предмету. Вам дается 1 минута. Не забудьте также написать снизу ответ и закрыть его. Представим, что ученики в Вашем классе так же придумали свои вопросы с ответами. Теперь они могут потренироваться в их решении. Для этого им нужно взять свои карточки, встать, задвинуть стулья, поднять руку и найти пару с учеником, который находиться к нему ближе всех.Далее Партнер А задает вопрос В. Партнеру А также необходимо показать карточку Партнеру В, т.к. он может быть визуалом, но не показывать ответ. Ученик В отвечает. Если ученик отвечает верно, то партнер хвалит его. Если он отвечает неверно, то партнер А должен дать 1 подсказку. Если после подсказки ответ не верный, то партнер А должен научить партнера В. После этого переспросить и похвалить. Напомните, что хвалить – это социальный навык и для тренировки, обучающимся нужно подсказать, научить и только после этого переспросить и похвалить.Затем ученики меняются ролями и теперь уже партнер В задает свой вопрос. Ключевой момент – после завершения ученики обязательно должны обменяться карточками, чтобы не повторять один и тот же вопрос несколько раз. Нам важно, чтобы ученики смогли повторить максимальное количество вопросов за короткое время.Напомните обучающимся, что учителю не нужно говорить ученикам, когда двигаться, т.к. теперь они сами контролируют темп своего обучения. Позвольте учащимся сменить 6-7 партнеров или проделать упражнение в течение 10 минут. А сейчас давайте сами попробуем сделать это упражнение. Возьмите свои листочки с вопросами, закройте ответы и начинайте обучать друг друга. Спасибо, присаживайтесь. А теперь на экране вы можете видеть примеры готовых карточек с заданиями по разным предметам. |
Мы завершаем наше занятие и мне хотелось бы попросить вас подумать о том, полезны ли предложенные Вам приемы.Все партнеры А, пожалуйста, возьмите листочки А4, разделите на 2 части и отдайте 1 листок А5 вашему партнеру по лицу. Пожалуйста, все запишите на своих листочках:
- 2 приема, которыми вы бы хотели поделиться с тем, кого здесь нет
- 1 комментарий или вопрос, который у вас остался.
У вас на это 2 минуты.
Спасибо за внимание и активное участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая комплексная работа на межпредметной основе для оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования за 6 класс (география)
Представлены тестовые задания по географии. Цель тестирования - проверка сформиванности учебных умений работы с текстом....
Комплексная работа на межпредметной основе для достижения планируемых результатов освоения программы ООО, 6 класс
Авторская комплексная работа для 6 класса. В работу указаны элементы проверяемых умений. Даны правильные ответы к каждому заданию....
Методические рекомендации "Система оценки достижения планируемых результатов освоения содержания учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Во всех школах Российской Федерации с 1 сентября 2012 года появился новый учебный курс – "Основы религиозных культур и светской этики" ("ОРКСЭ"). Введение данного предмета продиктовано новой государст...
Описание проекта" Модель системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе формирующего оценивания"
Описание проекта . Актуальность проекта определена новыми требованиями к оценке учебных и внеучебных индивидуальных результатов обучающихся....
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилова
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программы начального общего образованияв «Школе 2100» (технология оценивания образовательных дос...