программа курса ИГЗ
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

программа по проектной деятельности для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igz.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мучкапская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомендована к утверждению         методическим советом школы

протокол №1 от 30.08.2013 г.

Утверждена приказом

МБОУ Мучкапской СОШ

 №162 от 30.08.2013

 Директор школы:

____________ /Л.Н. Мишина/

  1. Рабочая программа учебного предмета
  2.  «Основы проектно-исследовательской деятельности»
  3. для 6 класса
  4.   на 2013 -2014 учебный год
  5. Составители:
  6. Ерохина В.Ф.
  7. 2013 год

Программа курса

«Основы проектно-исследовательской деятельности» 6 класс

Пояснительная записка

Программа курса предназначена для обучающихся 6 класса, желающих заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развертываться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации.

Цель курса проектно-исследовательской деятельности: оказать методическую поддержку учащимся при проведении проектно-исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях.

   Цели курса:

  1. образовательная: вооружение учащихся знанием методических приемов и характеристик научного стиля мышления, умением самостоятельно руководствоваться его предписаниями в учебно-познавательной деятельности.
  1. воспитательная: формирование мировоззрения, становление отношения учащихся к основам научного познания как познавательной ценности, средству рациональной организации и построения учебно-познавательной деятельности, как предпосылке интеллектуального развития и самосовершенствования.
  1.  развивающая:  развитие познавательной активности и индивидуальных творческих задатков, формирование диалектического мышления.

Задачи:

- знакомство с технологией проектно- исследовательской деятельности;

- формирование готовности к работе над проектами;

- развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;

- формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;

формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся;

Программа курса рассчитана  на 35 часа.

При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает:

  • определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов  исследования;
  • оформление конечных результатов;
  • анализ полученных данных;
  • подведение итогов;
  • корректировка;
  • получение выводов

           Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Это организационная рамка исследования.

            Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в  науке, а также цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).

В результате прохождения курса «Проектно-исследовательской  деятельности» учащиеся получат опыт:

  • анализа проблемы;
  • анализа способов решения проблемы;

учащиеся научатся:

  • описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;
  • определять противоречия, лежащие в основе проблемы;
  • формулировать проблему;
  • формулировать цель на основании проблемы;
  • обосновывать достижимость цели;
  • ставить задачи, адекватные цели;
  • выстраивать в хронологической последовательности шаги (действия);
  • рассчитывать время, необходимое для их выполнения.

       Поскольку целью курса является обучение основам проектно-исследовательской  деятельности, то должны использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями; обсуждение; самостоятельная работа.

       В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (презентация).

Особенности работы с детьми, осваивающими основы проектно-исследовательской деятельности, заключаются в том, что

  • выбранная область исследования отражает круг интересов учащегося;
  • процесс обучения развивается непроизвольно, носит неформальный характер;
  • руководитель не может оказывать давление на учащегося, вовлекая в ту или иную деятельность, он должен уметь воодушевить учащегося и поддержать его интерес;
  • интерес учащихся к творческой и целенаправленной деятельности поддерживается предоставлением им возможности распоряжаться результатами своего труда;
  • учащиеся могут принимать активное участие, как в постановке проблемы исследования, так и в определении методов ее решения;
  • не существует стандартных методов решения поставленной проблемы и однозначных ответов, имеется лишь определенная техника исследования, на которую можно опереться, и критерии, по которым можно судить о результатах.

  В процессе работы формируются следующие умения и навыки для ведения исследовательской деятельности:

  • освоение формы научного поиска работы;
  • сбор информации;
  • визуальная демонстрация информации;
  • умение делать выводы;
  • умение участвовать в дискуссии;
  • способность оценивать различные точки зрения.

Программа курса предполагает как теоретические, так и практические занятия.

Содержание программы

Тема 1. Введение. Основные понятия и методы проектно-исследовательской деятельности

Образование, научное познание, научная деятельность. Роль науки в развитии общества. Научное исследование как особый вид познавательной деятельности.

Тема 2. Реферат как научная работа 

Как составить реферат. Формальные требования к реферату, Требования к содержанию реферата. Структура реферата. Этапы работы над рефератом.

 Практическая работа № 1.

Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.

Практическая работа № 2.

Поиск информации.

Способы получения и переработки информации

Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

 Практическая работа № 3

Поиск, Анализ, Отбор информации.

 Практическая работа № 4

Занятие в библиотеке: Поиск информации в библиотеке.

Тема 3. Типы и характеристика проектов

Основные признаки проектов. Исследовательские проекты. Творческие проекты. Игровые проекты.

 Практическая работа №5

Как создать проект. Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.

 Формулирование цели  и задач

Формулировка цели и конкретных задач (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своей проектно-исследовательской работы).

 Гипотеза как направление исследовательского поиска

Выдвижение гипотез как базовое умение исследователя. Как рождаются гипотезы. Как оценивать идеи и гипотезы.

Учимся задавать вопросы. Репродуктивные вопросы. Продуктивно-познавательные и проблемные вопросы.

Практическая работа № 6

Определение понятия через ближайший род и видовое отличие – логический прием определения понятия. «Лестница» сужения и расширения понятий. Составление терминологического словаря.

 Наблюдение и эксперимент.

Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. Внимание. Аналогии. Социологическое исследование и обработка его результатов.

Эксперимент как метод исследования. Мыслительный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами. Сбор и систематизация материалов.

 Практическая работа № 7

Умозаключение по аналогии. Аннотирование. Компилирование. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.

 Как работать вместе

Что такое команда. Правила групповой работы. Воспитание культуры проектной деятельности, чувства ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе – формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности.

Тема 4. Подготовка к публичной защите проекта. Защита и экспертиза проекта

Основные виды презентации итогов проектно-исследовательской деятельности.

Систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектно-исследовательской работы.

 Публичная защита проекта. Экспертиза деятельности.

Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Содержание программы позволяет учащимся по мере изучения курса выполнять исследование по выбранной на первых занятиях теме.

Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

1

Введение. Основные понятия и методы проектно-исследовательской деятельности.

2

2

Реферат как научная работа.

10

3

Типы и характеристика проектов.

15

4

Подготовка к публичной защите проекта. Защита и экспертиза проекта

8

ИТОГО

35

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения умений и навыков исследовательской деятельности на уроках проектно-исследовательской деятельности, во внеурочной деятельности к окончанию основной школы у учащихся происходит

  • усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор учащихся в предметных областях;
  • овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;
  • формирование разнообразных умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  • формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных выступлений;
  • формирование социального опыта учащихся в труде и общении, повышении социального статуса;
  • возможность профессионального самоопределения, опираясь на тот социальный опыт, что приобретен во время исследовательской работы.

Литература и средства обучения

Метод проектов

  • Гирба Е.Ю. Материалы и консультации по теме «Технология учебного исследования». http://rudocs.exdat.com/docs/index-132210.html
  • Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства». http://bg-prestige.narod.ru/proekt/
  • Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя.  http://schools.keldysh.ru/labmro
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  • Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2003.
  • Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. //Образование в современной школе. – 2000 - № 4 - с. 21-25.
  • Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование . - 2005 - № 2 - с.113 - 121..

Исследовательский метод

  • Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося всовременной школе. — М.: Сентябрь, 1998.
  • Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  • Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005. № 4. С. 52
  • Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с

Календарно-тематическое планирование.

35 часов (1 час в неделю).

тема

количество часов

Дата проведения

виды деятельности

По плану

фактически

1.

Введение. Понятие о проектной деятельности.

2

лекция, беседа, тест

2.

Реферат как научная работа.

Виды рефератов.

2

лекция

3.

Практическая работа № 1

Выбор темы реферата.

1

работа над рефератом

4.

Практическая работа № 2

Поиск информации.

1

поиск, анализ и отбор необходимой  информации

5.

Анализ и отбор информации.

Подбор иллюстраций к реферату.

2

Чтение текста, конспектирование

6.

Практическая работа № 3

Поиск, анализ, отбор информации

1

поиск, анализ и отбор необходимой  информации

7.

Практическая работа № 4

Поиск информации в библиотеке.

1

поиск информации в библиотеке

8.

Оформление работы в текстовом редакторе word

2

Урок-практикум

9.

Типы и характеристика проектов

1

лекция, беседа

10.

Классификация проектов

1

лекция, беседа

11

Понятие «учебный  проект»

1

лекция, беседа

12

Этапы реализации проекта

2

лекция, беседа

13

Практическая работа № 5

Выбор темы проекта

2

деловая игра

14

Формулирование цели и задач проекта.

1

решение познавательных задач

15.

Гипотеза как направление исследовательского поиска

        1

творческие задания, обсуждение

16.

Учимся задавать вопросы

1

решение познавательных задач

17

Сбор информации по теме

2

творческие задания, обсуждение

18

Сбор информации и иллюстраций по теме.

1

творческие задания, обсуждение

19.

Практическая работа № 6

Анализ подобранной информации

1

творческие задания, обсуждение

20

Анализ подобранной информации

1

самостоятельная работа

21

Построение алгоритма деятельности

1

творческие задания, обсуждение

22

Оформление работы в текстовом редакторе word

2

самостоятельная работа

23.

Практическая работа № 7

Как работать с программой PowerPoint

2

составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования, консультации

24.

Подготовка к публичной защите проекта

2

Тезисы, обсуждение, консультирование

25.

Публичная защита проекта

1

компьютерная презентация

итого

35

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания МО

учителей информатики.

от 29.08.2013г. №1

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР ______________ Л.В.Полтинина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

Рабочая программа курса Математика (I и II курс)

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО __ Приме...