Духовно-нравственное формирование личности на уроках географии и во внеурочное время
презентация к уроку по географии (7 класс) по теме

Виряскина Лариса Николаевна

Доклад на тему "Духовно-нравственное формирование личности на уроках географии и во внеурочное время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация2.14 МБ
Microsoft Office document icon Доклад63.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное формирование личности на уроках географии и во внеурочное время Доклад

Слайд 2

МБОУ «КОМСОМОЛЬСКАЯ СОШ №1»

Слайд 3

ВИРЯСКИНА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА Учитель географии МБОУ «КСОШ №1»

Слайд 4

ВЛАДЫКА ВЕНИАМИН Духовное покровительство

Слайд 5

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

Слайд 6

Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Слайд 7

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Слайд 8

Для современного школьника базовыми являются компетенции: – информационная (готовность к работе с информацией); – коммуникативная (готовность к общению с другими людьми); – кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми). – проблемная (готовность к решению проблем).

Слайд 9

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Слайд 10

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: – Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству; – гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство; – социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

Слайд 11

– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, – наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; – семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; – труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

Слайд 12

– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; – искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; – природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Слайд 13

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений.

Слайд 14

Воспитанный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Роль и значение страны на мировом уровне растет. Появляется все больше примеров, вызывающих чувство гордости за свою Родину. Дети желают знать как можно больше о своей великой стране и своей малой Родине. Они с большим удовольствием знакомятся с героической историей страны, с памятниками архитектуры, с великими достижениями культуры и искусства, гордятся богатствами и необыкновенной красотой России.

Слайд 15

ПРИЛОЖЕНИЕ

Слайд 16

с. Наровчат пещерный комплекс

Слайд 17

Макаровский Свято-Троицкий мужской монастырь

Слайд 18

Экскурсия в Чуфаровский Свято-Троицкий мужской монастырь .

Слайд 19

Посещение театра г. Саранск

Слайд 20

с. Тургенево Казанская Ключевская пустынь

Слайд 21

Казачата

Слайд 22

Внеклассное мероприятие «Пасха»

Слайд 23

Участники мероприятия

Слайд 25

Интервью ученицы 10 класса с Епископом Вениамином

Слайд 26

Акция «Живи, родник»

Слайд 27

Акция «Живи, родник»

Слайд 28

Экскурсия в музей

Слайд 29

Урусовские валенки

Слайд 30

Работа в полевых условиях



Предварительный просмотр:

              МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1»

Круглый стол «ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА».

ДОКЛАД

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ формирование личности на уроках географии и во внеурочное время»

( из опыта работы)

                                                                                 Доклад подготовила: Виряскина Л.Н.

                                                                                 

                                                             2013-14 учебный год

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения.

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении.

А что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой ситуации.

Для современного школьника базовыми являются компетенции:

–       информационная (готовность к работе с информацией);

–       коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

–       кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).

–       проблемная (готовность к решению проблем).

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

–      Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

–      гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

–      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

–      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

–      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

–      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

–      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

–      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

–      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

–      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений.

Воспитанный человек – это не только образованный человек, но    человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Роль и значение страны на мировом уровне растет. Появляется все больше примеров, вызывающих чувство гордости за свою Родину. Дети желают знать как можно больше о своей великой стране и своей малой Родине. Они с большим удовольствием знакомятся с героической историей страны, с памятниками архитектуры, с великими достижениями культуры и искусства, гордятся богатствами и необыкновенной красотой России. Одной из основных задач, стоящих перед учителем, является воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину, любви к родному краю. В каждом городе, районном центре, селе есть свои особенности исторического развития, специфика культуры и природы, составляющие тот потенциал, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к своей малой Родине. Поэтому  учащихся необходимо знакомить не только с достижениями в масштабах страны, но и с успехами людей проживающих рядом с ними. Учителя географии призваны прививать любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле. Наш предмет, содержание учебной программы позволяет проводить духовно-нравственное  воспитание на уроках и во внеурочное время.  Индивидуальная внеурочная работа по предмету требует исполнительского характера  подготовки доклада или составление туристического проспекта или задания творческого характера. К организации такой работы я привлекаю детей, интересующихся географией и имеющих отличные показатели в учебе. Роль внеурочной работы по географии велика. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало ярких, увлекательных страниц географической науки. Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к предмету географии. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеурочной работы обеспечивается привлечением средства  занимательности, знакомство с важными достижениями науки, экскурсиями, заочных путешествий по странам и континентам и т.д.

Формы внеурочной работы используются различные, в зависимости от количества учащихся и от  периодичности проведения занятий.

Из опыта работы:

Так, на уроках географии при изучении курса «География России» в 8 классе, работая над темой «Государственная территория России», проводим  внеклассное мероприятие по теме «Роль монастырской колонизации в освоении территории России». Обучающие готовят  проекты и презентации о Кирилло-Белозерском, Соловецком, Псковско – Печерском, Валаамском монастырях.  По желанию можно исследовать Макаровский монастырь. Приложение1

В седьмом классе при изучении материка Евразии  предлогаю обучающимся  творческое задание «Святая гора Афон». Вспоминается историческое событие когда 4 ноября по благословению Патриарха Всея Руси Кирилла был доставлен ковчег с частичкой пояса Пресвятой Богородицы.

Визит Патриарха Кирилла на Мордовскую Землю в связи с событием 1000 летия единения мордовского народа с народами Российского государства.

В 8 классе необходимо активизировать работу по созданию географических образов территории России, используя презентации обучающихся по темам: «Золотое кольцо России», «Дивеево – четвертый удел Богородицы».

На уроках школьники изучают материал об отечественных путешественниках и исследователях С. Дежневе, Г.Седове, С. Челюскине, В.В. Докучаеве, П.П. Семёнове-Тянь-Шанском, Афанасии Никитине, и др.

     При изучении темы «Литосфера» надо подчеркнуть большой вклад в мировую науку наших учёных и инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного бурения скважины на Кольском полуострове.

     При изучении темы «Землетрясения» мы говорим, как быстро приходит помощь из всех уголков Земли людям, терпящим бедствие. Но при этом подчеркнуть, что мы всегда были и остаемся в числе первых, кто приходит на помощь.

     В 9 классе, изучая районы РФ, мы говорим о структуре хозяйства, роли городов, о роли разных народов России в развитии русской культуры, об их обычаях, традициях. Но при этом надо напоминать школьникам и историю своей области, своего района.

   При изучении темы: «ГП и природа Северо-Западного района» особое внимание уделяем Ладожскому озеру, по которому в годы войны была проложена «Дорога жизни». Ведь именно по этой «дороге жизни» в блокадный Ленинград подвозили продовольствие, оружие и боеприпасы, а обратным рейсом вывозили больных и ослабевших людей. При этом мы подчёркиваем, что любовь к Родине, к своему народу, т.е. глубокое чувство патриотизма были присущи советским воинам.

     Я привела лишь немногие примеры работы по нравственному воспитанию . Но география для этого имеет действительно большие возможности.

Современный культурный человек – это не просто образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

   Нравственность включает терпимость к чужим мнениям, верованиям, уважение человеческого достоинства и прав других, прощение, сострадания, милосердие, сотрудничество.

География даёт возможность воспитывать у обучающихся это чувство.

     При изучении темы «Этнический состав населения России» в 8 классе дети узнают, что Россия –страна многонациональная, в ней проживает более 100 различных народов: русские, татары, коми, мордва, ненцы, карелы и другие народы, отличающиеся друг от друга внешними признаками, нормами поведения бытом и рядом других признаков.

     Важно подчеркнуть, что Россия принимает на своей гостеприимной земле граждан всех государств мира. Русские люди всегда были терпимы к чуждой вере и национальности.

Данная тема позволяет воспитывать у обучающихся умение жить в мире с окружающими, терпимо относиться к их взглядам, обычаям, традициям.

     Уроки географии позволяют воспитывать понимание необходимости укрепления здоровья детей, потребности в здоровом образе жизни.

     В 9 классе при изучении темы: «Численность и естественный прирост населения» сообщаем детям, что по оценке специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье и продолжительность жизни на 50 – 55%зависят от образа жизни, а на 20% - от наследственных факторов, раскрываем понятие «образ жизни» и «здоровый образ жизни»,подчеркивая необходимость занятия физкультурой, закаливания, соблюдения правил гигиены, правильного питания, отказа от вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков и т. д.), соблюдения правил техники безопасности, правил дорожного движения и т. д. ( Была подготовлена исследовательская работа «Демографический портрет МБОУ «КСОШ№1»)

     При изучении тем «Землетрясения и вулканизм» в 6классе, «Стихийные бедствия» в 8 классе мы повторяем с обучающимися правила поведения в самых разных чрезвычайных ситуациях: при землетрясениях, извержении вулканов, при пожарах, наводнениях и т. д., то есть формируем основы безопасности жизнедеятельности учащихся.

Закладываем и основы нравственного воспитания при изучение темы: «Воспроизводство населения» в 9 классе. На примере кавказских семей, где особо почитаются старшие, воспитывается с детства любовь и уважение к родителям, воспитываем уважение к старшим, родителям в наших русских семьях.

   В последнее время мир вступил в эпоху прогрессирующего ухудшения состояния окружающей среды. Природа из фона исторических событий превращается в действующий персонаж человеческой трагедии. Кризисная экологическая ситуация обусловлена, в большей степени, отсутствием ответственного отн

   У подрастающего поколения, как и у населения в целом, в общеошения перед будущими поколениями за состоянием окружающей среды.ственном сознании бытует невежество, жестокость, потребительский подход к природе; низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды, окружающей человека непосредственно.

Детям надо постоянно напоминать, что окружающая среда - это наш единственный дом, в котором мы можем жить. И мы должны знать, как этот дом обустроить.. Проводим акции в защиту водных ресурсов. Приложение 1

Каждый педагог, в том числе и учитель географии, должен планировать свою работу с детьми так, чтобы на каждом уроке, решая ту или иную воспитательную задачу, вносить свой вклад в воспитание не просто человека, а именно человека с большой буквы.
Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности.

Важно заинтересовать каждого ребёнка. Наилучшим образом вовлекает в этот процесс именно сценическая деятельность, подготовка концертных программ к праздникам: Рождество Христово, Сретение Господне, Пасха, Прощеное воскресение, Масленица, Казанская икона Божией Матери. Приложение 2

Большое значение в воспитательном процессе являются экскурсии, паломнические поездки, исследовательские и проектные работы.

Информационные ресурсы

1.Выступление Президента России Д.А.Медведева http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=1115

2.Гузеев В. В. Современные образовательные технологии. М. , 1989

3.Статья "Духовно – нравственное воспитание на уроках географии через интеграцию с литературой» http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/statya-dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-na-urokakh-geografii-cherez-integr

4.Статья «Воспитание патриотизма на уроках географии» Щербакова Валентина Клавдиевна http://festival.1september.ru/articles/591467/

5. Фото из личного архива

6. Лекция Валентины Александровны Ореховой проректора МРИО « Организация духовно-нравственного воспитания школьников в процессе внеурочной деятельности» 24.09.13 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование проектной деятельности на уроках географии и во внеурочное время для формирования творческой личности учащихся»

Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет предмет география. Проблема развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках геог...

Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время

Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время...

Метод проектов как способ формирования исследовательской компетенции личности ученика (на уроках географии и во внеурочное время)

Эта исследовательская работа о методе проектов,как одном из способов формирования исследовательской компетенции личности ученика....

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИХ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 В настоящее время возросла  роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, о...

«Формирование ключевых компетенций через применение ИКТ на уроках географии и во внеурочное время»

laquo;Формирование ключевых компетенций через применение ИКТ на уроках географии и во внеурочное время»...

Образовательный проект "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"

На базе МОУ "Татарско-Тавлинская ООШ" действует муниципальная экспериментальная площадка по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур н...

Программа экспериментальной работы по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"

Программа экспериментальной работы по теме: Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"...